г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А41-85659/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Алексеева К.Н. - Галичин А.В. представитель по доверенности от 06.10.2022 года, удостоверение адвоката N 10609,
от Домодедовской таможни ФТС России - Окорокова Ю.А. представитель по доверенности от 10.01.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Центрального таможенного управления - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства культуры Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционные жалобы Центрального таможенного управления и Домодедовской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 30 января 2023 года по делу N А41-85659/22 по заявлению индивидуального предпринимателя Алексеева Константина Николаевича (ИНН 773206939308)
к Домодедовской таможне ФТС России и Центральному таможенному управлению,
третье лицо: Министерство культуры Российской Федерации,
о признании недействительными: Решения от 10.08.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005020/170621/00008434, Уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.08.2022 N 10100000/У2022/0056093,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алексеев Константин Николаевич (далее - заявитель, декларант) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне ФТС России, Центральному таможенному управлению (далее - заинтересованное лицо, таможня) с требованием о признании недействительными:
- Решения от 10.08.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005020/170621/00008434,
- Уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.08.2022 N 10100000/У2022/0056093.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 января 2023 года по делу N А41-85659/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением Центральное таможенное управление и Домодедовская таможня обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Алексеева К.Н. в полном объеме.
От Центрального таможенного управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ИП Алексеевым К.Н. в материалы дела представлены письменные отзывы на апелляционные жалобы, в которых он возражает против доводов апелляционных жалоб, просит решение суда первой инстанции по делу N А41-85659/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Также заявителем представлены дополнительные письменные пояснения.
От Министерства культуры Российской Федерации в материалы дела поступили письменные пояснения, в которых министерство поддерживает апелляционные жалобы и просит отменить решение суда первой инстанции.
В судебное заседание 29.05.2023 представители Центрального таможенного управления и Министерства культуры Российской Федерации не явились.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Центрального таможенного управления и Министерства культура Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Домодедовской таможни поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ИП Алексеев К.Н. ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и представил к таможенному оформлению с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в соответствии с ДТ N 10005020/170621/0008434 "антиквариат возрастом более 100 лет":
товар N 1 - картина. Лунная ночь на Неве близ биржи. В раме под стеклом 730х525 мм. Графика и оригинальные графические печатные формы. Бумага. Период создания 1890-е гг. Состояние сохранности: удовлетворительная. Старение материалов. Трещина основы в верхней половине левее центра. Лисьи пятна. Произв. Алексей Петрович Боголюбов. Товарный знак: отсутствует. Кол-во: 1 шт. Арт.: отсутствует;
товар N 2 - картина. "Тайная вечеря". Эскиз для фрески Владимирского собора в Киеве. В раме под стеклом 840х2070 мм. Графика и оригинальные графические печатные формы. Бумага на холсте. Период создания 1880-1890-е гг. Состояние сохранности: удовлетворительное. Старение материалов. Левый верхний угол восстановлен. Произв.: Павел Александрович Сведомский. Товарный знак: отсутствует. Кол-во: 1 шт. Арт.: отсутствует.
В целях подтверждения сведений, заявленных в указанной ДТ при таможенном декларировании товаров, заявителем представлены экспертные заключения аттестованного Министерством культуры России эксперта по культурным ценностям Д.Л. Полонской-Буслаевой в отношении товара N 1 - ГР/ИП/0144/0005-2021 от 16.06.2021 года, в отношении товара N 2 - ГР/ИП/0144/0006-2021 от 16.06.2021, в части обоснования предоставления преференций (льготы по уплате НДС).
Согласно выводам, содержащимся в указанных экспертных заключениях от 16.06.2021, товары, задекларированные по ДТ N 10005020/170621/00008434, являются культурными ценностями.
Сведения об экспертных заключениях указаны в графах N 44 ДТ N 10005020/170621/00008434 в отношении товаров N 1 и N 2.
На основании указанных документов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и выпуске указанных товаров в свободное обращение Обществу Шереметьевской таможней предоставлена льгота по уплате НДС.
На основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в период с 04 марта по 24 июня 2022 года Домодедовской таможней проведена камеральная таможенная проверка, направленная на проверку сведений, заявленных в ДТ и сведений, содержащихся в документах, представленных ИП Алексевым К.Н. при декларировании товаров по ДТ N 10005020/170621/00008434.
Согласно Акту камеральной таможенной проверки от 24.06.2022 года N 10002000/210/240622/А000024 (далее - Акт от 24.06.2022 года) Домодедовской таможней проведена проверка обоснованности представления заявителю льгот по уплате таможенных платежей при декларировании предметов искусства.
По мнению таможенного органа, изложенному в Акте от 24.06.2022 года, при проведении экспертизы 16.06.2021 года экспертом Д.Л. Полонской-Буслаевой нарушен пункт 3 раздела 1 Правил проведения экспертизы: специализация эксперта не позволяла проводить экспертизу предметов искусства, местом (регионом) создания которых является Украина, которая относится к Восточной Европе, а также периодом создания которых является Х1Х век.
Также Домодедовская таможня, ссылаясь на информацию, полученную от таможенного поста "Аэропорт "Шреметьево" (грузовой) и ООО "Москва Карго" пришла к выводу, что экспертом Д.Л. Полонской-Буслаевой не проводился визуальный осмотр предметов для целей проведения экспертизы.
На основании указанных доводов таможенным органом Экспертные заключения от 16.06.2021 года не приняты в качестве доказательств права на льготу, а Декларант лишен права на льготу по уплате таможенных платежей.
Решением Домодедовской таможни от 10.08.2022 года о внесении изменений в указанную ДТ определена сумма дополнительно начисленных таможенных платежей и пени, составляющая 891 912,47 рублей.
15.08.2022 года Центральным таможенным управлением в адрес ИП Алексеева К.Н. выставлено Уведомление (уточнения к уведомлениям) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10100000/У2022/0056093.
Считая решение Домодедовской таможни от 10.08.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005020/170621/00008434, и уведомление (уточнения к уведомлениям) Центрального таможенного управления от 15.08.2022 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10100000/У2022/0056093, незаконными и необоснованным, нарушающими права заявителя на использование налоговых льгот, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что для получения льготы по НДС заявитель представил в таможню надлежащие документы. Как указал суд первой инстанции, экспертные заключения составлены квалифицированным экспертом по культурным ценностям по форме, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.03.2018 N 205 "Об утверждении формы экспертного заключения, составленного экспертом по культурным ценностям по результатам проведения экспертизы культурных ценностей". Заключения соответствуют требованиям Правил N 1425 и Закона N 4804-1, зарегистрированы Министерством культуры Российской Федерации в государственной информационной системе, являются действующими, не оспорены и недействительными не признаны.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что Домодедовская таможня при вынесении Решения от 10.08.2022 не только превысила свои полномочия, ставя под сомнение правильность проведения процедуры экспертизы аттестованным Министерством культуры экспертом, но и незаконно, не ссылаясь на нормы права, нарушила права и законные интересы ИП Алексеева К.Н., безосновательно лишив его права на льготу по уплате таможенных платежей, представленное ему в 2021 году на законных основаниях.
Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочными, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.
При помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию, под таможенную процедуру используется декларация на товары, в которой подлежат указанию сведения согласно статье 106 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 5 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию экономического союза.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как самостоятельная операция, признаваемая объектом обложения НДС.
В соответствии с подп. 4.1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией культурных ценностей, не указанных в подп. 4 ст. 150 НК РФ, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларанту предоставлено право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции (подпункт 1), привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах (подпункт 6).
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств- членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Пунктом 1 статьи 136 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Согласно п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
Подпунктом 1 пункта 14 статьи 136 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в пункте 9 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с ТК ЕАЭС в декларации на товары с учетом тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, возможность освобождения от налогообложения в соответствии с подп. 4.1 ст. 150 НК РФ ставится в зависимость от соблюдения двух условий - отнесение предметов по результатам экспертизы к культурным ценностям и оформление результатов исследований (экспертизы) в соответствии с законодательством РФ о ввозе и ввозе культурных ценностей. Несоблюдение какого-либо из условий является основанием для отказа в предоставлении освобождения от налогообложения.
В случае отсутствия у декларанта документа, подтверждающего право на законодательно установленное освобождение от НДС на момент регистрации ДТ, оснований для освобождения от налогообложения по уплате НДС, предусмотренного ст. 150 НК РФ, не имеется и соответствующие суммы НДС должны быть исчислены и уплачены в полном объеме до выпуска товаров.
В соответствии с п. 6 ст. 11.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон N 4804-I) по результатам проведения экспертизы культурных ценностей эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение по форме, утвержденной уполномоченным органом, в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения.
В соответствии с п. 8 ст. 11.2 Закона N 4804-I порядок проведения экспертизы культурных ценностей, в том числе критерии отнесения предметов к культурным ценностям, и порядок направления экспертом экспертного заключения в уполномоченный орган, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения экспертизы и порядок направления экспертом экспертного заключения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 N 1425 "Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение" (далее - Правила проведения экспертизы).
В соответствии с пунктами 14, 15 раздела I Правил проведения экспертизы проведение экспертизы основывается на принципах компетентности и объективности эксперта, всесторонности проводимых им исследований объектов экспертизы и обоснованности выводов по результатам ее проведения.
Проведение экспертизы включает в себя:
а) исследование объектов экспертизы;
б) измерение параметров (размеров и массы) объектов экспертизы;
в) применение критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 N 1425;
г) изучение информации об объектах экспертизы в специализированной литературе, а также в открытых источниках информации, печатных изданиях и сети "Интернет";
д) подготовка предложений по стоимости (страховой стоимости) объектов экспертизы;
е) формулирование выводов по результатам проведения экспертизы;
ж) фотофиксация объектов экспертизы в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил;
з) составление экспертного заключения.
Согласно пунктам 16, 19 раздела I Правил проведения экспертизы при исследовании объектов экспертизы экспертом устанавливаются: автор (изготовитель); дата (период) и место (регион) создания или обнаружения (за исключением палеонтологических образцов) объектов экспертизы; материал, технологии исполнения, технические средства, используемые при создании объектов экспертизы; наличие (отсутствие) отметок, клейм, проб, номеров, подписей; состояние сохранности; подтверждение подлинности (неподлинности) или копийности объектов экспертизы.
Проведение экспертизы включает в себя измерение следующих параметров (размеров и массы) объектов экспертизы (при их наличии): длина, ширина, высота, диаметр; масса (для движимых предметов минералогии, палеонтологии, метеоритов, драгоценных металлов и камней, а также иных объектов экспертизы в зависимости от их особенностей). При проведении экспертизы объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов (движимых предметов), указываются размеры и масса этих фрагментов (движимых предметов).
На основании пункта 23 раздела I Правил проведения экспертизы фотофиксации подлежат:
а) общий вид объекта экспертизы;
б) отдельные фрагменты (движимые предметы) объектов экспертизы (для объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов движимых предметов);
в) особые отметки, имеющиеся на объектах экспертизы (надписи, номера, подписи авторов, клеймы, штампы и (или) печати);
г) имеющиеся повреждения (при наличии);
д) лицевая и оборотная стороны объектов экспертизы, которые являются нумизматическими и фалеристическими материалами.
В соответствии с пунктом 26 раздела I Правил проведения экспертизы экспертное заключение формируется экспертом в электронной форме на информационном ресурсе Министерства культуры Российской Федерации и подписывается квалифицированной электронной подписью.
Согласно пункту 27 раздела I Правил проведения экспертизы экспертное заключение, подписанное квалифицированной электронной подписью, не позднее 3 календарных дней со дня его составления направляется экспертом в электронном виде посредством сети "Интернет" в Министерство культуры Российской Федерации для его регистрации. Регистрация экспертного заключения осуществляется Министерством культуры Российской Федерации в день его получения.
Принцип компетентности и объективности эксперта реализуется посредством проведения экспертизы экспертами по культурным ценностям, аттестованными Министерством культуры Российской Федерации по Правилам аттестации экспертов по культурным ценностям, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 N 198 (далее - Правила аттестации экспертов), в строгом соответствии с их специализацией (п. 3 Правил проведения экспертизы).
Перечень специализаций экспертов по культурным ценностям утверждён приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.07.2020 N 780 (далее - Перечень).
Согласно пункту 8 Перечня одной из специализаций экспертов по культурным ценностям является графика и оригинальные графические печатные формы (указание региональной принадлежности и периода обязательно).
Как установлено судом и подтверждается материалами делами, для целей таможенного декларирования товаров декларантом представлены экспертные заключения эксперта по культурным ценностям, аттестованного Министерством культуры РФ Д.Л. Полонской-Буслаевой N N ГР/ИП/0144/0005-2021, ГР/ИП/0144/0006-2021 от 16.06.2021, в соответствии с которыми предметы искусства, задекларированные в ДТ N 10005020/170621/00008434, признаны культурными ценностями.
Как следует из сведений, представленных Министерством культуры Российской Федерации, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.05.2021 N 702 аттестована в качестве эксперта по культурным ценностям по специализации "Графика и оригинальные графические печатные формы (Россия, Западная Европа, Америка, XX-XXI вв.).
Между тем, согласно указанным выше экспертным заключениям периодом создания объектов экспертизы указаны 1880-1890-е годы, т.е. XIX век, Украина.
Таким образом, составленные Д.Л. Полонской-Буслаевой экспертные заключения, на основании которых декларантом заявлена таможенная льгота, выходят за рамки её специализации, не входят в её компетенцию, то есть выполнены с нарушением Закона N 4804-I и Правил проведения экспертизы.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что экспертиза проведена квалифицированным экспертом в соответствии с требованиями Закона N 4804-I и Правил проведения экспертизы противоречат материалам дела и не гут быть положены в основу решения суда.
Суд первой инстанции без каких-либо доказательств указал, что эксперт, не имеющий должной специализации, не имеет технической возможности сформировать экспертное заключение в электронном виде на ресурсе Минкультуры России.
Однако данные выводы суда первой инстанции опровергаются объяснениями представителя Министерства культуры Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции в судебном заседании 24 апреля 2023 года, который пояснил, что никаких технических препятствий для формирования экспертного заключения в электронном виде на ресурсе Минкультуры России, не соответствующего квалификации эксперта, не имеется. Для формирования экспертного заключения в электронном виде на ресурсе Минкультуры России достаточно наличия самого факта аттестации эксперта.
Суд первой инстанции также необоснованно отклонил доводы таможни со ссылками на письма Минкультуры РФ 26.01.2022 и от 07.07.2022 относительно того, что выдача экспертного заключения без проведения визуального осмотра, является нарушением законодательства Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Данный вывод суда первой инстанции противоречит Правилам проведения экспертизы.
Как было указано выше, в соответствии с пунктами 14, 15 раздела I Правил проведения экспертизы проведение экспертизы основывается на принципах компетентности и объективности эксперта, всесторонности проводимых им исследований объектов экспертизы и обоснованности выводов по результатам ее проведения.
Проведение экспертизы включает в себя, помимо прочего: исследование объектов экспертизы; измерение параметров (размеров и массы) объектов экспертизы; фотофиксацию объектов экспертизы в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.
Согласно пунктам 16, 19 раздела I Правил проведения экспертизы при исследовании объектов экспертизы экспертом устанавливаются: автор (изготовитель); дата (период) и место (регион) создания или обнаружения (за исключением палеонтологических образцов) объектов экспертизы; материал, технологии исполнения, технические средства, используемые при создании объектов экспертизы; наличие (отсутствие) отметок, клейм, проб, номеров, подписей; состояние сохранности; подтверждение подлинности (неподлинности) или копийности объектов экспертизы.
Проведение экспертизы включает в себя измерение следующих параметров (размеров и массы) объектов экспертизы (при их наличии): длина, ширина, высота, диаметр; масса (для движимых предметов минералогии, палеонтологии, метеоритов, драгоценных металлов и камней, а также иных объектов экспертизы в зависимости от их особенностей). При проведении экспертизы объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов (движимых предметов), указываются размеры и масса этих фрагментов (движимых предметов).
На основании пункта 23 раздела I Правил проведения экспертизы фотофиксации подлежат:
а) общий вид объекта экспертизы;
б) отдельные фрагменты (движимые предметы) объектов экспертизы (для объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов движимых предметов);
в) особые отметки, имеющиеся на объектах экспертизы (надписи, номера, подписи авторов, клеймы, штампы и (или) печати);
г) имеющиеся повреждения (при наличии);
д) лицевая и оборотная стороны объектов экспертизы, которые являются нумизматическими и фалеристическими материалами.
Указанные выше исследования невозможны в дистанционном формате без непосредственного исследования объекта экспертизы.
Однако материалами дела факт визуального осмотра картин, в отношении которых экспертом Д.Л. Полонской-Буслаевой составлены экспертные заключения от 16.06.2021 N ГР/ИП/0144/0005-2021 и N ГР/ИП/0144/0006-2021, не подтверждён.
Согласно информации, полученной от таможенного поста Аэропорта Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни, а также склада временного хранения ООО "Москва Карго", эксперт Д.Л. Полонская-Буслаева не посещала территорию склада временного хранения, где были размещены спорные товары, поскольку пропуска для её прохода на территорию ООО "Москва карго", в том числе в зону таможенного контроля, не выдавались.
Таможенный пост Аэропорта Шереметьево (грузовой) письмом от 07.06.2022 N 42-02-27/03312 представил информацию, что в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10005020/170621/0008434, фактический таможенный контроль не проводился.
Как следует из письма склада временного хранения ООО "Москва Карго" от 06.06.2022 N 22-968, разовый пропуск на имя Д.Л. Полонской-Буслаевой в июне 2021 оформлялся один раз - 30.06.2021, то есть после выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10005020/170621/0008434 (выпущены 18.06.2021).
Следовательно, проведение экспертом Д.Л. Полонской-Буслаевой исследований, измерений, фотофиксации в ходе визуального осмотра объектов экспертизы, находящихся на складе временного хранения, документально не подтверждено.
С учётом положений абзаца 2 статьи 26.1 Закона N 4804-1, статей 319, 414 ТК ЕАЭС, статьи 357 Федерального закона N 289-ФЗ, доступ эксперта на склад временного хранения без оформления пропуска исключён.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Заявление Минкина Д.А. б/н от 15.06.2021 года в адрес начальника таможенного поста "Аэропорт Шереметьево (грузовой)" Шереметьевской таможни о разрешении осмотра до подачи пассажирской таможенной декларации груза, прибывшего в адрес ИП Алексеев К.Н. из Италии по авианакладной 580-25626845 и фото товаров, оформленных по ДТ N 10005020/170621/00008434, и находящихся на складе ООО "Москва Карго" содержатся в экспертизах, представленных при декларировании товаров (страница 6 экспертизы N ГР/ИП/0144/0006-2021 от 16.06.2021 и страница 6 экспертизы N ГР/ИП/0144/0005-2021 от 16.06.2021) такими доказательствами не являются, поскольку не подтверждают факт допуска эксперта Д.Л. Полонской-Буслаевой в зону таможенного контроля и фотографирование ею объектов исследования при визуальном осмотре.
Условия заключенного между декларантом и экспертом договора и подписанные по его результатам акты сдачи-приёмки оказанных услуг также не опровергают позицию таможенного органа, поскольку данные документы оформляют гражданско-правовые отношения между указанными лицами и не имеют отношения к публично-правовым отношениям по оформлению доступа в зону таможенного контроля.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что экспертные заключения от 16.06.2021 N ГР/ИП/0144/0005-2021 и N ГР/ИП/0144/0006-2021 составлены с нарушениями требований Закона N 4804-I и Правил проведения экспертизы.
Суд первой инстанции ошибочно указал, что сам факт размещения экспертных заключений от 16.06.2021 N N ГР/ИП/0144/0005-2021 и N ГР/ИП/0144/0006-2021 в на электронном ресурсе Министерства культуры России и отсутствие сведений о признании их недействительными влечёт безусловное признание права декларанта на льготу, а таможенный орган обязан был оспорить экспертные заключения в установленном порядке.
Пунктом 10 статьи 11.2 Закона N 4804-1 установлено, что результаты экспертизы культурных ценностей могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, данной нормой предусмотрено право, а не обязанность заинтересованного лица оспорить результаты экспертизы.
Как указывалось ранее со ссылкой на ст. 108 ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
Соответственно, при непредставлении документов, подтверждающих заявленные сведения, в частности, о применении освобождения от уплаты НДС, заявленные сведения являются неподтверждёнными, освобождение от уплаты НДС не предоставляется.
Поскольку требование о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей, в том числе НДС, носит заявительный характер, подтверждение заявленных сведений надлежащими документами является обязанностью лица, претендующего на льготу, а не таможенного органа.
Учитывая то обстоятельство, что указанные выше экспертные заключения, предъявленное заявителем в подтверждение права на льготу, составлены с нарушением действующего законодательства, исключающим возможность их принятия в качестве надлежащего доказательства права на льготу, они правомерно не были приняты во внимание таможней, а право на льготу признано недоказанным.
Таможенный орган при выявлении по результатам проведённого таможенного контроля сведений, заявленных в ДТ, в том числе в случае представления лицом документов, которые не подтверждают заявленные в ДТ сведения, согласно требованиям раздела III Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, принимает решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Признание представленных документов недействительными в судебном порядке для целей внесения изменений в ДТ правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не требуется.
Таким образом, представленные декларантом при таможенном декларировании экспертные заключения от 16.06.2021 N ГР/ИП/0144/0005-2021 и N ГР/ИП/0144/0006-2021, составленные с нарушением действующего законодательства, не могли служить основанием для освобождения от уплаты НДС в отношении товаров, ввезенных по ДТ N 10005020/170621/0008434.
Доводы заявителя об отсутствии у таможни законных оснований для проведения проверки и вынесения обжалуемых решений рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со ст. 14 ТК ЕАЭС (до выпуска товаров), а также до истечении 3 лет после выпуска товаров.
В соответствии со ст. 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка. Согласно п. 1 ст. 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Камеральная таможенная проверка проводится на основании положений ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
Согласно ст. 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений (п. 1 ст. 340 ТК ЕАЭС).
При выявлении по результатам проведённого таможенного контроля сведений, заявленных в ДТ, отсутствие документов, подтверждающих заявленные в ДТ сведения, согласно требованиям раздела III Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, таможенный орган обязан принять решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Органом, уполномоченным на выставление указанных уведомлений в соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095, определено Центральное таможенное управление.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при проведении проверки и вынесении оспариваемых решения и уведомления Домодедовская таможня и Центральное таможенное управление действовали в пределах своих полномочий, при наличии законных оснований для их внесения. Оспариваемые решение и уведомление соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено совокупности оснований для признания обжалуемых решения и уведомления недействительными, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя. Апелляционные жалобы коллегия арбитражного апелляционного суда признаёт обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Поскольку заявители апелляционных жалоб от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о распределении судебных расходов за подачу апелляционных жалоб не разрешается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 января 2023 года по делу N А41-85659/22 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85659/2022
Истец: ИП Алексеев Константин Николаевич
Ответчик: Министерство культуры РФ
Третье лицо: ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Центральное таможенное управление