город Томск |
|
2 июня 2023 г. |
Дело N А03-15068/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Павлюк Т.В.,
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., с использованием средств аудиозаписи, в режиме веб-конференции, рассмотрел апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации "Содружество охотников и рыболовов" (N 07АП-3773/23 (1)) на решение от 20.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья - Гуляев А.С.) по делу N А03-15068/2022 по заявлению Алтайской краевой общественной организации "Содружество охотников и рыболовов"
(ОГРН 1182225044110, ИНН 2221242499) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) о признании недействительным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выраженный в письме от 29.08.2022 N 24/П/11484 и обязании в течение пяти дней со дня вступления в законную силу согласовать замену стороны охотхозяйственного соглашения N18 от 27.11.2013 на условиях заключенного между Алтайской краевой общественной организации "Содружество охотников и рыболовов" и обществом с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство "Шибаево" соглашения N 1 от 27.07.2022, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство "Шибаево", Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, с участием в деле Прокуратуры Алтайского края.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Бован Е.В., представитель по доверенности от 29.09.2022, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: Демина О.В., представитель по доверенности от 01.02.2023, паспорт;
от Прокуратуры: Семенова О.О., поручение, удостоверение;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Алтайская краевая общественная организация "Содружество охотников и рыболовов" (далее - заявитель, АКОО "СОиР") обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выраженного в письме от 29.08.2022 N 24/П/11484, и обязании в течение пяти дней со дня вступления в законную силу согласовать замену стороны охотхозяйственного соглашения N 18 от 27.11.2013 на условиях заключенного между АКОО "СОиР" и ООО "Охотхозяйство "Шибаево" соглашения N 1 от 27.07.2022 в части охотничьих угодий, расположенных на участке N 2, согласно описанию содержащемуся в землеустроительном деле ООО "Алтайгипрозем" "По описанию местоположения границ охотничьих угодий, закрепленных за АКОО "СОиР" в Усть-Пристанском районе".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество ООО "Охотхозяйство "Шибаево" и Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
К участию в деле также привлечена Прокуратура Алтайского края.
Решением от 20.03.2023 (резолютивная часть от 13.03.2023) Арбитражный суд Алтайского края отказал в удовлетворении заявления АКОО "СОиР".
Не согласившись с вынесенным решением, АКОО "СОиР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что отказ Министерства содержит положения, нарушающие права АКОО "СОиР", предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный отказ фактически ограничивает оборот охотничьих угодий, возможность которого продекларирована в новых положениях Закона N 209-ФЗ. Считает, что судом первой инстанции не применены нормы права, подлежащие применению, что привело к неверному распределению бремени доказывания.
Заинтересованное лицо, Прокуратура в отзывах представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представители в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АКОО "СОиР" настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ начал рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, заслушав участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как установил суд первой инстанции, между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и АКОО "СОиР" заключено охотхозяйственное соглашение N 18 от 27.11.2013, в редакции дополнительного соглашения от 17.05.2019.
Охотхозяйственное соглашение заключено на основании долгосрочной лицензий на пользование животным миром.
Пунктом 7.1 охотхозяйственного соглашения установлен срок действия соглашения - 49 лет.
На основании указанного соглашения АКОО "Содружество охотников и рыболовов" осуществляет мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, реализуя предоставленное право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий Усть-Пристанского района Алтайского края.
11.06.2021 принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 164-ФЗ.
27.07.2022 между АКОО "СОиР" и ООО "Охотхозяйство "Шибаево" подписано соглашение N 1 о замене стороны охотхозяйственного соглашения N 18, в части охотничьих угодий, расположенных на участке N 2, согласно описанию содержащемуся в землеустроительном деле ООО "АЛТАЙГИПРОЗЕМ" "По описанию местоположения границ охотничьих угодий, закрепленных за АКОО "СОиР" в Усть-Пристанском районе".
В соответствии с частью 5 статьи 27.1 ФЗ от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций" (далее - Закон N 209-ФЗ) юридическое лицо, которому передаются права и обязанности по охотхозяйственному соглашению, принимает на себя все права и обязанности в полном объеме со дня принятия органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов решения о даче согласия на замену стороны охотхозяйственного соглашения.
В соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края" на территории Алтайского края органом исполнительной власти уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В соответствии с частью 2 статьи 27.1 Закона N 209-ФЗ стороны соглашения о замене стороны охотхозяйственного соглашения в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляют запрос о получении согласия на такую замену в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключивший соответствующее охотхозяйственное соглашение.
В пределах указанного срока АКОО "Содружество охотников и рыболовов" и ООО "Охотхозяйство "Шибаево" направили совместный запрос в Минприроды Алтайского края о даче согласия о замене стороны охотхозяйственного соглашения, на условиях заключенного соглашения N 1, в части охотничьих угодий расположенных на участке N 2, в соответствии с описанием содержащемся в землеустроительном деле ООО "АЛТАЙГИПРОЗЕМ" "По описанию местоположения границ охотничьих угодий, закрепленных за АКОО "СОиР" в Усть-Пристанском районе".
Письмом от 29.08.2022 N 24/П/11484 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края отказало в согласовании замены стороны охотхозяйственного соглашения, на условиях заключенного соглашения N 1.
Не согласившись с указанным отказом, АКОО "СОиР" обратилось в суд первой инстанции с заявлением о его обжаловании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления АКОО "СОиР", исходил из того, что охотпользователи своими действиями вмешиваются в исключительную компетенцию Министерства путем искусственного создания новых охотничьих угодий, что недопустимо.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Закона N 209-ФЗ замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение (далее - замена стороны охотхозяйственного соглашения), на другое юридическое лицо или другого индивидуального предпринимателя, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - третье лицо), допускается на основании заключаемого между ними соглашения (далее - соглашение о замене стороны охотхозяйственного соглашения) с согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Нормами ФЗ N 209-ФЗ регламентированы права стороны охотхозяйственного соглашения на: отказ от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении (часть 4.1 статьи 27); замену стороны охотхозяйственное соглашения (статья 27.1).
Статья 27.1 ФЗ N 209-ФЗ устанавливает возможность полной замены стороны, но не как не включения в действующее охотхозяйственное соглашения третьего лица. Иными словами, из буквального толкования данной норма права следует, что частичной замены стороны охотхозяйственного соглашения не предусмотрено.
В соответствии с положениями статьи 27.1 ФЗ N 209-ФЗ замена стороны, предполагает собой полноценный уход из соглашения одной стороны и вступление другой стороны.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ФЗ N 209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами; индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).
Давая оценку доводам апелляционной жалобы о неправомерном отказе Министерства, вопреки нормам действующего законодательства, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 27 N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 Закона N 209- ФЗ.
В соответствии с положениями статьей 28 Закона N 209-ФЗ решение о проведений аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (далее - аукцион) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, запрос в Министерство поступил по статье 27.1 Закона N 209-ФЗ, устанавливающей порядок замены стороны.
При этом, исходя из содержания положений соглашения о замене стороны охотхозяйственного соглашения от 27.07.2022, речь идет об уступке участка N 2, находящегося в пользовании АКОО "СОиР" в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 27.11.2013 N 18, в пользу ООО "Охотхозяйство Шибаево".
Однако принятие Министерством положительного решения о частичной замене стороны охотхозяйственного соглашения будет прямо нарушать принцип защиты конкуренции, предусмотренный статьей 10 Закона N 209-ФЗ.
До принятия Закона N 209-ФЗ правовой режим пользования охотничьими ресурсами определялся Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), согласно статьям 37 и 38 которого пользование осуществлялось на основании выданной лицензии и заключенного в соответствии с ней договора на пользование.
С принятием ФЗ N 209-ФЗ признаны утратившими силу статьи 37, 38 Закона о животном мире, вместо лицензий на пользование объектами животного мира предусмотрена выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов (объектов животного мира); предусмотрен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 27 Закона об охоте предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.
При этом, частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ предусмотрено для лиц, имеющих не истекшие сроком действия лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего закона (до 01.04.2010), право пользования охотничьими ресурсами до истечения срока действия указанных лицензий, а частью 3 указанной статьи - право таких лиц заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении их в пользование.
Таким образом, указанным Законом лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления закона в силу, предоставлено право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения, или переоформить их в льготном порядке, без аукциона, поскольку новый Закон не имеет обратной силы. При этом данное обстоятельство не может уполномочить охотпользователя на распоряжение частью охотничьих угодий по своему усмотрению, дроблению территории на части и определения самостоятельно тех лиц, которые будут впоследствии пользоваться частью охотничьего угодья.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 209-ФЗ примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93 утверждена примерная форма охотхозяйственного соглашения (далее также - Примерная форма).
При анализе Примерной формы установлено, что на стороне охопользоватсля может быть только одна сторона и предметом договора выступает единая территория охотугодий.
Тем самым, утвержденной формой соглашения предусмотрено, что в рамках одного соглашения на стороне охотпользователя может выступать только одно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Согласно пункту 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
При этом, исходя из системного анализа норм Закона N 209-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Лесного кодекса Российской Федерации (далее - JIK РФ) в их совокупности и взаимосвязи позволяет утверждать, что охотничьи угодья являются объектом, на который для субъектов предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства распространяется исключительно право пользования, и оно не является свободным, а может осуществляться только когда это допускается согласно цели и в порядке, установленных законом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно формулировал правовую позицию, согласно которой при правовом регулировании в сфере природопользования, в том числе в охотничьем хозяйстве законодатель обязан руководствоваться принципом приоритета публичных интересов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-11, от 05.03.2013 N 5- II, от 02.06.2015 N 12-11, от 25.06.2015 г. N 17-П; определениях от 25.02.2016 N 327-0, от 15.10.2020 N 2372-0).
Территории охотничьих угодий и входящие в их состав природные ресурсы являются объектами права государственной собственности. Регулирование общественных отношений, объектом которых являются территории охотничьих угодий, с находящимися на них природными ресурсами: землями, лесами, водными объектами, объектами животного мира, включая среду их обитания охраны и использования животного мира и среды его обитания, включая охоту и сохранение охотничьих ресурсов входит в сферу конституционного, экологического (природоохранного и природоресурсного), административного, гражданского права и законодательства.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте" и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 164-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 209-ФЗ), изменившие действующий правовой режим охотничьих угодий и порядок заключения охотхозяйственных соглашений в качестве основания предоставления в пользование охотничьих угодий и права на добычу охотничьих ресурсов.
Так, статья 8 Закона N 209-ФЗ дополнена частью 5, согласно которой передача права на добычу охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным законом. Тем самым законодатель четко определил, что внесение изменений в охотхозяйственые соглашения возможны, но только в определенных случаях и при соблюдении порядка, установленного именно Законом N 209-ФЗ, но не на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, учитывая, что охотничьих угодья и входящие в их состав природные ресурсы являются объектами права государственной собственности, которые должны предоставляться исключительно государством в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям как ресурсная база, а также разрешаться им в качестве вида деятельности, не может быть включено в свободный оборот между частными лицами на самостоятельной основе.
Статья 27.1 Закона N 209-ФЗ четко закрепила, что возможна только полная замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение.
Часть 5 статьи 27.1 Закона определяет, что возможна только полная замена стороны - "Третье лицо принимает на себя все права и обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в полном объеме со дня принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о даче согласия на замену стороны охотхозяйствснного соглашения".
Законом N 209-ФЗ не предусмотрено возможность дробления территории охотничьих угодий частными лицами, без участия государства, так как это бы противоречило принципам и целям законодательства об охране окружающей среды.
В ином случае заявитель, имея только право пользования территорией, мог бы самостоятельно определять размеры и границы интересующих его частей территорий охотничьих угодий и заключать соглашения о замене стороны охотхозяйствснного соглашения в части, обеспечивая выгодную исключительно ему передачу возникших ранее прав и обязательств.
Однако указанное противоречит нормам Закона N 209-ФЗ о территориальном охотустройстве (статья 39) и приведет к отрицательным последствиям для механизма государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Вопреки доводам жалобы, расширенное толкование новеллы (статья 27.1 ФЗ N 209-ФЗ) не соответствует существующему порядку организации территориального охотустройства и в целом - порядку государственного управления в сфере охотничьего хозяйства. Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта РФ.
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта. Указом Губернатора Алтайского края от 04.02.2019 N 15 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Алтайского края. В этой схеме определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия но организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.
К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий. При составлении схемы обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335 (далее - Приказ N 335) утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к се составу и структуре.
В силу части 6 статьи 39 ФЗ N 209-ФЗ, пункта 10 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом N 335, при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие требования к описанию границ охотничьих угодий утверждены Приказом Минприроды РФ от 06.08.2010 N 306.
Статьей 10 Закона N 209-ФЗ установлено, что не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Органам государственной власти, организациям в чьи полномочия входит регулирование в сфере охотничьего хозяйства запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.
В силу части 5 статьи 10 Закона N 209-ФЗ, понятия "группа лип", "соглашение", "согласованные действия" используются в настоящей статье соответственно в значениях, в которых они определены в Законе о защите конкуренции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 N 1216-р утверждена стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия), основными принципами которой являются: обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду; государственного управление охотничьими ресурсами на основании данных их мониторинга; соблюдение государством баланса экономических, социальных и природоохранных интересов.
Цель Стратегии - обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.
При этом, в Стратегии отсутствуют указания на необходимость изменения правового режима охотничьих угодий, увеличения размеров как общей площади территорий всех охотничьих угодий, так и в отдельности, в отношении- закрепленных и общедоступных, не содержится в ней и положений об изменении права государственной собственности в отношении территорий охотничьих угодий и входящих в их состав природных ресурсов и имущества.
Статьей 27 Закона N 209-ФЗ определено, что внесение изменений осуществляется по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в следующих случаях: предоставление в аренду таким юридическому липу или индивидуальному предпринимателю расположенных в границах охотничьих угодий земельных участков и лесных участков либо прекращение права аренды таких земельных участков и лесных участков; отказ таких юридического лица или индивидуального предпринимателя от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении.
Согласно внесенным изменениям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие охотхозяйствснное соглашение, по истечении срока его действия имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения на новый срок без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственого соглашения.
Также в случае внесения изменений в соглашение N 18 от 27.11.2013 изменениям будут подвергнуты преамбула соглашения (данные об охотпользователе); реквизиты охотпользователя в конце соглашения.
При передаче части территорий охотугодья третьему лицу (замена стороны соглашения в части) изменениям, помимо сведений о пользователе, будут подвержены такие части соглашения, как сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных и лесных участках (раздел 2); сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах (раздел 3). Указанные сведения в соответствии с частью 4 статьи 27 ФЗ N 209-ФЗ являются обязательными условиями, включаемыми в охотхозяйственное соглашение.
Таким образом, при замене стороны в части будут изменены существенные условия соглашения, что недопустимо (статья 432 ГК РФ), так как при замене стороны охотхозяйственного соглашения третье лицо принимает на себя все права и обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в полном объеме (пункт 5 статьи 27.1 ФЗ N 209-ФЗ). Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, аргументом в пользу отсутствия законной возможности заменить сторону охотсоглашения в части выступает следующее. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 32 ФЗ N 209-ФЗ одним из переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органам государственной власти субъектов Российской Федерации является ведение государственного охотхозяйственного реестра (в том числе в части сведений о видах, местоположении, границах, принадлежности охотничьих угодий) на территории субъекта федерации. Согласно пункту 1 статьи 34 ФЗ N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта федерации.
Таким образом, исключительными полномочиями по размещению охотничьих угодий на территории Алтайского края обладает Минприроды.
Решение охотпользователей заменить сторону охотсоглашения в части является по своей сути выделением из имеющегося охотничьего угодья нового. То есть, такими действиями охотпользователи вмешиваются в исключительную компетенцию Министерства путем искусственного создания новых охотничьих угодий, что недопустимо.
В соответствии с частью 3 статьи 27 ФЗ N 209-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения.
Из указанного положения закона следует, что в случае замены стороны охотхозяйственного соглашения в части, будет образовано новое охотничье угодье с новым составом обитаемых охотресурсов, и, как следствие, заключение такого охотсоглашения возможно только путем проведения аукциона. В случае не проведения аукциона и заключения нового охотхозяйственного соглашения под видом замены стороны охотхозяйственного соглашения в части будут нарушены положения частью 1 статьи 10 ФЗ N 209-ФЗ, согласно которым не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания отказа Министерства недействительным. При этом, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и не может служить основанием для отмены решения от 20.03.2023. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, основанные на установленных по делу обстоятельствах и исследованных доказательствах, и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15068/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации "Содружество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15068/2022
Истец: АКОО "Содружество охотников и рыболовов"
Ответчик: Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края
Третье лицо: ООО "Охотхозяйство "Шибаево", Минприроды Алтайского края, Прокуратура АК, Томская прокуратура, Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.