31 мая 2023 г. |
Дело N А84-6026/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
при участии в заседании:
от истца:
ГУП "Севастопольгаз" Лешкова Е.А (дов. от 30.12.2022);
от ответчика:
ПАО "Севастопольгаз" Зорин А.Е. (дов. от 26.12.2022);
от третьих лиц:
Департамент городского хозяйства
города Севастополя не явился, извещен надлежаще;
Управление охраны объектов культурного
наследия города Севастополя не явился, извещен надлежаще;
ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 февраля 2023 года по делу N А84-6026/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" (далее - ГУП "Севастопольгаз") обратилось в суд с иском к публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ПАО "Севастопольгаз") о признании дополнительных соглашений от 24.05.2021 N 1 и 09.09.2021 N 2 недействительными.
Исковое требования мотивированы тем, что дополнительные соглашения к государственному контракту, изменяющие существенное условии о сроке действия договора и заключенные без проведение процедуры закупки являются ничтожными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие), общество с ограниченной ответственностью "Культурный центр "Мыс Хрустальный".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 02.022023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ГУП "Севастопольгаз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о том, что ПАО "Севастопольгаз" является субъектом естественной монополий, в связи с чем дополнительные соглашения попадают по исключения, предусмотренные п.1 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является ошибочным, а также ничем не обоснован. Кроме того указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права в виду оглашения резолютивной части решения в день приобщения ответчиком новых доказательств, в отсутствие представителя истца, который также намеривался приобщить дополнительные доказательства.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 апелляционная жалоба ГУП "Севастопольгаз" оставлена без движения.
От ГУП "Севастопольгаз" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Со стороны ПАО "Севастопольгаз" предоставлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При этом ответчик указывает, что согласно пункту 10 части 1 статьи 5 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. В частности, ответчик подчеркивает, что спорные дополнительные соглашения подпадают под исключения, предусмотренные пунктами 1, 8 и 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Также, возражая против доводов апелляционной жалобы, ответчик ссылается на решение N 8/0139с от 18.01.2023 по делу N 092/06/104-1/2023РНП (резолютивная часть от 13.01.2023, в полном объеме от 17.01.2023), в соответствии с котором комиссия Крымского УФАС России рассмотрела информацию, предоставленную Истцом для включения ПАО "Севастопольгаз" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением Контракта. В ходе рассмотрения указанного дела антимонопольных орган установил факт подписания между сторонами спорных дополнительных соглашений: N 1 от 24.05.2021 и N 2 от 09.09.2021, которыми продлевался строк исполнения Контракта. Между тем, несмотря на озвученные представителями Истца доводы об их оспаривании и несоответствии Закону N 44-ФЗ, Комиссия каких-либо нарушений в указанной части не выявила.
По итогу рассмотрения, комиссией Крымского УФАС России принято решение не включать информацию об ответчике в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом решением установлено, что условия Контракта со стороны Подрядчика нарушены не были, произведены и оплачены все возможные и допустимые работы, исполнение контракта приостановлено в установленном порядке по требованию Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя и ООО "КЦ "Мыс Хрустальный". Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что подрядчик при исполнении Контракта действовал добросовестно, принимал все возможные меры для исполнения принятых обязательств, нарушение промежуточных сроков выполнения работ допущено было по объективным причинам, в отсутствии вины и умысла на ненадлежащее исполнение обязательств.
Также, возражая против доводов апелляционной жалобы, ответчик замечает, что о приобщении дополнительных доказательств истцу было известно заблаговременно, а сами доказательства являются документами, имеющимися у обеих сторон и подтверждающими принятие работ, их оплату, полных текст решения антимонопольного органа N 8/0139с от 18.01.2023 по делу N 092/06/104-1/2023РНП.
Третьи лица, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 27.08.2020 между ГУП "Севастопольгаз" (далее - заказчик) и ПАО "Севастопольгаз" (далее - подрядчик) заключен Контракт N 90/20 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция действующей системы газоснабжения в районе м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос" (далее - контракт).
В соответствии с п. 2.1. работы по Контракту необходимо выполнить до 05.12.2020.
Сроки выполнения отдельных видов (этапов) работ определяются Сторонами в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2)
Согласно разделу 12, Контракт вступает в силу с момента его заключения, условия Контракта применяются к отношениям сторон, возникшим с 24.08.2020 (дата начала выполнения работ по настоящему Контракту согласно плану-графику (Приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего Контракта) и действует до 25.12.2020 года, а в части взаимных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
Истечение срока действия Контракта, равно его досрочное расторжение или односторонний отказ Сторон от исполнения Контракта не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, допущенные ими в течение срока действия Контракта.
24.05.2021 между ГУП "Севастопольгаз" и ПАО "Севастопольгаз" было заключено дополнительное соглашение N 1, которым сроки выполнения работ перенесены до сентября 2021 г.
09.09.2021 между ГУП "Севастопольгаз" и ПАО "Севастопольгаз" было заключено дополнительное соглашение N 2, которым сроки выполнения работ перенесены до конца финансового года.
Также установлено, что 16.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2022 ГУП "Севастопольгаз" направило в адрес ПАО "Севастопольгаз" претензию, в которой указало что статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от 30.12.2021 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено при каких обстоятельства возможно внесение изменений в контракт. Данные условия не распространяются на вышеуказанный Контракт. Указал, что дополнительные соглашения соглашение N 1 от 24.05.2021, N 2 от 09.09.2021 являются недействительными.
В ответ на претензию ПАО "Севастопольгаз" указало, что дополнительные соглашения к Контракту заключены Сторонами в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от 30.12.2021 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не противоречат действующему законодательству в сфере закупок. Дополнительно указало, что необходимость заключения дополнительных соглашений обусловлена независящими от сторон обстоятельствами, влекущим невозможность его исполнения в ранее установленные сроки, о чем ГУП "Севастопольгаз" неоднократно информировалось со стороны ПАО "Севастопольгаз".
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 данной статьи.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, статьей 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Необходимость соответствия договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, предусмотрена статьей 422 ГК РФ.
В рассматриваемом случае основанием продления срока контракта явилась невозможность его исполнения в сроки предусмотренные контрактом.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда в силу статей 432, 708 ГК РФ.
Контракт между ГУП "Севастопольгаз" и ПАО "Севастопольгаз" заключен в рамках Закона N 44-ФЗ.
Как разъяснено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по муниципальному контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Дополнительное соглашение, предусматривающие изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В статье 95 Закона N 44-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения условий заключенного контракта по взаимному соглашению.
В частности, согласно пункту 10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, когда предметом, например, выступает:
- осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария (пункт 1 части 1 статьи 93);
- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (пункт 8 части 1 статьи 93);
- заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные работы, услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем пункте работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных в настоящем пункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных ему на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в настоящем пункте (пункт 22 части 1 статьи 93).
Данные положения позволяют изменять срок контракта без проведения процедуры закупки.
Согласно пунктам 1 и 2 распоряжения Губернатора города Севастополя от 21.08.2020 N 217-РГ "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Реконструкция действующей системы газоснабжения в районе м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос", расположенном по адресу: Севастополь, Ленинский район" постановлено:
1. Определить ПАО "Севастопольгаз" единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по выполнению строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Реконструкция действующей системы газоснабжения в районе м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос".
2. Предмет контракта: выполнение строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Реконструкция действующей системы газоснабжения в районе м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос".
Следовательно, стороны Контракта вправе пользоваться исключениями, перечисленными в пункте 10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
В рамках заключенного Контракта ПАО "Севастопольгаз" выступает субъектом естественных монополий.
В частности, ПАО "Севастопольгаз" является единственным поставщиком природного газа конечным потребителям на территории города Севастополя после разграничения товарного рынка между ПАО "Севастопольгаз" и ГУП РК "Севастопольгаз".
Понятие "естественной монополии" закреплено в абзаце втором статьи 3 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ и предусматривает - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ, транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Также частью 1 статьи 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ, установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" от 05.06.2014 N 917-э, введено государственное регулирование деятельности в отношении ПАО "Севастопольгаз" в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя и указанное общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам", под регистрационным N 92.2.1.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.202 по делу N А84-4260/2019 утверждено мировое соглашение между ПАО "Севастопольгаз", Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ГУП "Севастопольгаз".
Согласно пункту 1.3 данного мирового соглашения, закреплено следующее:
"В целях обеспечения правомерности несения ПАО "Севастопольгаз" расходов на проведение кадастровых работ, постановку на кадастровый учет, регистрацию права собственности Стороны признают, что объекты газораспределительной (газотранспортной) системы города Севастополя от ГРС-1, ГРС-2 (в зоне ответственности (права пользования) ПАО "Севастопольгаз"), ГРС-3 находятся у ПАО "Севастопольгаз" в пользовании в соответствии со следующими соглашениями:
- договором ссуды от 01.10.2007, заключенным между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета (Ссудодатель) и открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (Пользователь);
- договором ссуды от 19.12.2008 N 1, заключенным между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета (Ссудодатель) и открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (Пользователь);
- договором ссуды от 07.04.2009 N 2, заключенным между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета (Ссудодатель) и открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (Пользователь);
- договором ссуды от 30.04.2009, заключенным между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета (Ссудодатель) и открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (Пользователь);
договором ссуды от 03.09.2010 N 1/2010, заключенным между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета (Ссудодатель) и открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (Пользователь);
договором ссуды от 06.10.2010 N 2/2010, заключенным между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета (Ссудодатель) и открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (Пользователь);
договором о предоставлении на праве хозяйственного ведения государственного имущества, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации, учитывается на балансе хозяйственного общества по газоснабжению и газификации и не может быть отделено от его основного производства, от 22.11.2012 N 31/23, заключенным между Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз".
Таким образом спорные дополнительные соглашения подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (субъект естественных монополий).
В рамках заключенного Контракта ПАО "Севастопольгаз" оказывает услуги по газоснабжению и подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В частности, согласно Приложению N 2 к Контракту, среди наименований видов работ предусмотрены: "Вынос в натуру осей линейного объекта", "Подготовительные работы, разработка дорожных покрытий", "Прокладка распределительного газопровода (1-я очередь)", "Прокладка распределительного газопровода (2-я очередь)" и т.д.
В связи с этим, спорные соглашения подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (услуги по газоснабжению и подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения).
В рамках заключенного Контракта ПАО "Севастопольгаз" выполняет также работы, связанные с техническим обслуживанием "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос", что усматривается из пункта 1.1 Контракта и раздела 10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58095.4-2021 "Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 4. Эксплуатация" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2021 г. N 176-ст).
ПАО "Севастопольгаз" оказывает услуги по реконструкции газопровода, то есть объекта капитального строительства.
Газопровод является результатом строительства. Он представляет собой объемную линейную строительную систему, имеющую надземную и подземную части и предназначен для выполнения производственных процессов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2019 N Ф06-48375/2019 по делу N А65-24540/2018; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 N 11АП-1374/2019 по делу N А65-24540/2018).
Газораспределительные системы (газовые сети) с низким и средним давлением газа также признаются сооружениями производственного назначения, относящимися к категории линейных объектов (Письмо Минтруда России от 10.01.2019 N 10- 9/10/В-36; Постановление ФАС ЦО от 25.10.2012 по делу N А14-4947/2012; Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по делу N А43-33622/2012).
Линейными объектам согласно статьи 133.1 ГК РФ признаются: "железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие".
Спорные соглашения подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующим законодательством предусмотрен ряд исключений, при которых изменения срока выполнения работ по муниципальному контракту с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является допустимым по соглашению сторон без проведения закупки (пункт 10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ). В частности, спорные дополнительные соглашения подпадают под исключения, предусмотренные пунктами 1, 8 и 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующе.
Как следует из материалов дела, по условиям Контракта Подрядчик должен был выполнить оговоренные работы до конца 2021 года. При этом, стороны договорились, что работы будут считаться выполненными надлежащим образом после подписания актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика строительно-монтажные работы по объекту "Реконструкция действующей системы газоснабжения в районе м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос" на условиях настоящего Контракта (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы.
Согласно пункту 1.4 Контракта, местом выполнения работ является г. Севастополь, район м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос".
Согласно пункту 3.1 Контракта, цена подлежащих выполнению работ определяется на основании сметы (Приложение N 1) и составляет: 24 404 750,00 руб., в том числе НДС (20 %) 4 067 458,33 руб.
Согласно пункту 1.2 Контракта в редакции Дополнительного соглашения б/н от 17.09.2020, состав, объем Работ и требования к Работам определяется настоящим Контрактом.
Работы по 1 этапу: 1 условная единица - стоимость единицы 6 869 750,00 руб. (подпункт 1.2.1);
Работы по 2 этапу: 1 условная единица - стоимость единицы 17 535 000,00 руб. (подпункт 1.2.2);
Согласно пункту 2.1 Контракта, Работы должны быть выполнены Подрядчиком в следующие сроки:
начало работ: с даты заключения Контракта;
окончание работ: до 05 декабря 2020 года включительно.
На основании Дополнительного соглашения N 1 от 24.05.2021 и Дополнительного соглашения N 2 от 09.09.2021, срок окончания работ был продлен сначала до сентября 2021 года, а затем до конца 2021 года.
Сроки выполнения отдельных видов (этапов) работ определяются Сторонами в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2).
Так, в соответствии с первоначальным графиком выполнения работ, Контракт предусматривал следующие этапы:
Наружные сети газоснабжения
- получение разрешительных документов (проектной документации): август 2020 года;
- вынос в "натуру" осей линейного объекта: август 2020 года;
- подготовительные работы, разборка дорожных покрытий: август - сентябрь 2020 года;
- прокладка распределительного газопровода (1-я очередь): сентябрь - ноябрь 2020 года;
- прокладка распределительного газопровода (2-я очередь): сентябрь - декабрь 2020 года;
- установка ГРПШ: октябрь - ноябрь 2020 года;
Первичный пуск газа:
- очистка трубопроводов: декабрь 2020 года;
- испытание трубопроводов: декабрь 2020 года;
- благоустройство, восстановление дорожных покрытий: октябрь - ноябрь 2020 года;
- сдача объекта в эксплуатацию (1-я очередь): декабрь 2020 года;
- сдача объекта в эксплуатацию (2-я очередь): декабрь 2020 года.
В соответствии с графиком выполнения работ в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 24 мая 2021 г., Контракт предусматривал следующие этапы работ:
Наружные сети газоснабжения
Прокладка распределительного газопровода (1-я очередь): июнь - июль 2021 года;
Установка ГРПШ: июль 2021 года;
Первичный пуск газа
Очистка трубопровода (1-я очередь): июль 2021 года;
Испытание трубопровода (1-я очередь): июль 2021 года;
Испытание газопровода (2-я очередь): октябрь 2021 года;
Благоустройство, восстановление дорожных покрытий: август 2021 года;
Сдача объекта в эксплуатацию (1-я очередь): сентябрь 2021 года;
Сдача объекта в эксплуатацию (2-я очередь): сентябрь 2021 года.
В соответствии с графиком выполнения работ в редакции Дополнительного соглашения N 2 от 09 сентября 2021 г., Контракт предусматривал следующие этапы работ:
Наружные сети газоснабжения
Прокладка распределительного газопровода (1-я очередь): сентябрь 2021 года;
Прокладка распределительного газопровода (2-я очередь): сентябрь-октябрь 2021 года;
Установка ГРПШ: сентябрь-октябрь 2021 года;
Первичный пуск газа
Очистка газопровода (1-я очередь): сентябрь 2021 года;
Очистка газопровода (2-я очередь): октябрь 2021 года;
Испытание газопровода (1-я очередь): сентябрь 2021 года;
Испытание газопровода (2-я очередь): октябрь 2021 года;
Благоустройство, восстановление дорожных покрытий: октябрь 2021 года;
Сдача объекта в эксплуатацию (1-я очередь): ноябрь-декабрь 2021 года;
Сдача объекта в эксплуатацию (2-я очередь): ноябрь 2021 года.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта, Подрядчик обязан выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе Приложениями к нему, сдать результаты работ Заказчику в установленном Контрактом порядке и в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию Объекта в соответствии с действующими нормами и правилами.
Сдача результатов фактически выполненных работ Подрядчиком Заказчику производится ежемесячно и оформляется Актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по каждому этапу отдельно с обязательным указанием номера этапа, также Подрядчиком ежемесячно предоставляется сводная справка по форме N КС-2 в целом по Объекту (пункт 6.1 Контракта).
Подписание Заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, подтверждает факт их надлежащего и качественного выполнения Подрядчиком и не является приемкой этих работ в эксплуатацию (пункт 6.5 Контракта).
В течение 2 (двух) рабочих дней с момента завершения работ на Объекте Подрядчик предоставляет Заказчику для подписания окончательный акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС- 3) и Акт сверки взаиморасчетов по Контракту (пункт 6.11)
После подписания окончательного акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) Подрядчик передает Заказчику Акт приемки законченного строительством объекта, счет на оплату и счет-фактуру (пункт 6.13 Контракта).
Одновременно с приемкой работ Заказчик проводит экспертизу, согласно статье 94 Закона о контрактной системе (пункт 6.14 Контракта).
Таким образом, по условиям Контракта Подрядчик должен был выполнить оговоренные работы до конца 2021 года. При этом, стороны договорились, что работы будут считаться выполненными надлежащим образом после подписания актов о приемке.
Работы своевременно выполнены, сданы, а также приняты и оплачены Заказчиком без замечаний на сумму 16 797 514,80 руб., что подтверждается подписанными обоюдно документами по форме N КС-2 и N КС-3 и платежными документами.
В соответствии со статьей 407 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно статье 408 ГК РФ, надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Исполнение считается надлежащим, если соблюдены все условия и требования, предъявляемые к предмету, субъектам, месту, сроку и способу исполнения обязательства.
Факт своевременного выполнения работ до конца 2021 года и их принятие Заказчиком без замечаний подтверждается следующими доказательствами:
N 1 по форме КС-3 и акта о приемке выполненных работ N 1 по форме КС-2 от 01.10.2020 г. на сумму 909 457,20 руб.;
N 2 по форме КС-3 и акта о приемке выполненных работ N 2 по форме КС-2 от 01.11.2020 на сумму 1 280 136 руб.;
N 3 по форме КС-3 и акта о приемке выполненных работ N 3 по форме КС-2 от 15.12.2020 на сумму 8 197 176,00 руб.;
N 4 по форме КС-3 и акта о приемке выполненных работ N 4 по форме КС-2 от 30.09.2021 на сумму 724 466,40 руб.;
N 5 по форме КС-3 и актов о приемке выполненных работ N 5, 6 и 7 по форме КС-2 от 03.12.2021 на сумму 4 977 027,60 руб.;
N 6 по форме КС-3 и акта о приемке выполненных работ N 8 по форме КС-2 от 13.12.2021 на сумму 709 251,60 руб.
Выполненные работы были оплачены Заказчиком, что подтверждается платежными поручениями от 21.12.2020, от 26.12.2020, от 28.12.2020, от 29.12.2002, от 29.12.2020, от 30.12.2020 на общую сумму 16 797 514,80 руб.
Подписанные Сторонами документы по форме N КС-2 и N КС-3 указывают на выполнение следующих работ:
- согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 01.10.2020. выполнены: подготовительные работы (1 этап); подземный газопровод (1 этап).
- согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 01.11.2020 выполнены: подготовительные работы (1 этап); газопровод (1 этап).
- согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 15.12.2020 выполнены: подготовительные работы (1 этап); газопровод (1 этап); газопровод (2 этап).
- согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 30.09.2021 выполнены: подготовительные работы (1 этап); газопровод (1 этап); газопровод (2 этап).
- согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 03.12.2021 выполнены: подготовительные работы (1 этап); газопровод (1 этап); подготовительные работы (2 этап); газопровод (2 этап); газопровод (доп) 2 этап.
- согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 13.12.2021 выполнены: подготовительные работы (1 этап); газопровод (1 этап); подготовительные работы (2 этап); газопровод (2 этап); газопровод (доп) 2 этап; благоустройство (2 этап).
С учетом изложенного, работы своевременно выполнены, сданы, а также приняты и оплачены Заказчиком без замечаний на сумму 16 797 514,80 руб., что подтверждается подписанными обоюдно документами по форме N КС-2 и N КС-3 и платежными документами.
В виду наличия объективных препятствий для выполнения работ, срок Контракта продлевался сторонами дважды. При этом спорные соглашения были подписаны при участии Истца, действия которого позволяли полагаться на его добросовестность, а теперь подпадают под нарушение статьи 10 ГК РФ. Выполнение работ приостанавливалось дважды в соответствии с пунктом 4.2.4 Контракта и статьей 716 ГК РФ.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 763 ГК РФ, подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В частности, согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Пунктом 1 статьи 716 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно статье 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Так, к обязанностям Заказчика, в частности, отнесено: в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания Договора передать Подрядчику по акту приема-передачи необходимую для производства работ проектную и сметную документацию (подпункт 4.3.1 Контракта); обеспечить доступ Подрядчика к месту выполнения работ (подпункт 4.3.2 Контракта).
Обязательства заказчика по передаче технической документации и доступа к объекту являются первичными по отношению к обязательствам подрядчика выполнить работы по контракту, то есть заказчик должен был передать техническую документацию и сам объект до начала выполнения работ.
Между тем, в ходе исполнения Контракта поступило требование Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя о запрете осуществления работ (письмо исх. N 01-160104 от 21.02.2020, предписание N 28/2020-Р исх. N 1938/01-28-05-01/02/20 от 16.10.2020, письмо исх. N 01-15256 от 22.10.2020, письмо исх. N 01-15738 от 28.10.2020, письмо исх. N 2087/01-28-05-01/02/20 от 05.11.2020, определение от 05.11.2020, письмо исх. N 1988 от 06.11.2020, письмо исх. N 2097/01-28-01-18/02/20 от 06.11.2020, письмо исх. N 25-16330 от 12.11.2020, письмо исх. N 01-15555 от 18.11.2020, письмо исх. N 31-17392 от 04.12.2020, письмо исх. N 2270/01-28-01-18/02/20 от 27.11.2020, письмо исх. N 01-17407 от 04.12.2020).
В частности, письмом исх. N 01-15256 от 22.10.2020 ПАО "Севастопольгаз" сообщило ГУП "Севастопольгаз" о приостановке работ по Контракту и просило дать разъяснения относительно возможности его дальнейшего исполнения. Указанные обстоятельства способствовали продлению Контракта.
Кроме того, в адрес ПАО "Севастопольгаз" начали поступать письма ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" с требованиями остановить все виды работ, а также полностью демонтировать весь проложенный газопровод ПАО "Севастопольгаз", ввиду наложения спроектированного участка работ на границы земельного участка с кадастровым N 91:03:001001:117, находящегося в пользовании указанного юридического лица, что также привело к приостановке работ по Контракту (письмо исх. N 25-10689/1 от 08.07.2021, письмо исх. N 25-01-11777 от 27.07.2021, письмо исх. N 25-12431 от 10.08.2021, письмо исх. N 104 от 13.09.2021, письмо исх. N 25-144113 от 21.09.2021).
В частности, письмом исх. N 25-10689/1 от 08.07.2021 ПАО "Севастопольгаз" известило ГУП "Севастопольгаз" о вынужденной приостановке по новым основаниям. При этом возникшие препятствия так и не были устранены.
Так, письмом исх. N 01-13915 от 29.09.2020 ПАО "Севастопольгаз" обратилось в адрес генерального директора ГУП "Севастопольгаз" Самойленко С.А., в котором изложило ряд выявленных недостатков и несоответствий в проектно-сметной документации. В связи с этим ПАО "Севастопольгаз" просило ГУП "Севастопольгаз" внести соответствующие изменения и корректировки в рабочей документации объекта в рамках осуществления авторского надзора за строительством, а именно: скорректировать график производства работ, передать площадку для строительства и комплект рабочей документации в полном объеме, устранить противоречия в сметной документации, а также согласовать применение кабеля ПВ1х4кв.мм., как провода спутника на объекте строительства, с указанием глубины укладки в траншее и его фактической протяженностью. Также Подрядчик просил внести в проектную документацию данные относительно применяемых опор с указанием их количества, диаметра, высоты и конструкционных решений установки. В связи с технической невозможностью выполнения строительно-монтажных работ (уклон участка более 45 градусов), изменить метод подземной прокладки трубы на надземную прокладку, с установкой металлических опор для газопровода. Предоставить согласование строительно-монтажных работ на действующем ГРП, с ФГБУ Морской гидрофизический институт РАН. Указать место расположения, технические характеристики, схему подключения, с учетом соблюдения всех норм безопасной эксплуатации шкафного регуляторного пункта и прочее.
Письмом исх. N 01-14609 от 08.10.2020 заместитель генерального директора по строительству Иваницких Ю.В. просил генерального директора ГУП "Севастопольгаз" согласовать в рамках осуществления авторского надзора за строительством применения футляра меньшего диаметра для выполнения прокладки подземного газопровода, что позволит значительно уменьшить нанесение ущерба существующей парковой композиции.
Письмом исх. N 01-15256 от 22.10.2020 ПАО "Севастопольгаз" сообщило ГУП "Севастопольгаз" о приостановке работ по контракту, в связи с получением предписания Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, c просьбой дать разъяснения относительно дальнейшего исполнения условий Контракта.
Письмом исх. N 01-15738 от 28.10.2020 ПАО "Севастопольгаз" обратилось в адрес ГУП "Севастопольгаз" и просило в связи с возникшими замечаниями и претензиями со стороны Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, проанализировать состояние иных объектов культурного наследия, расположенных в зоне строительства Объекта, а также согласовать возможность и сроки проведения последующих работ.
Письмом исх. N 01-15890 от 02.11.2020 ПАО "Севастопольгаз" предоставило начальнику Управления ЖКХ и ТЭК Департамента городского хозяйства города Севастополя сведения относительно Заказчика и Подрядчика по Контракту.
Письмом исх. N 2087/01-28-05-01/02/20 от 05.11.2020 Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя уведомило временно исполняющего обязанности генерального директора ПАО "Севастопольгаз" Авласевича И.М. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ПАО "Севастопольгаз", по факту ведения земляных работ в границах объекта культурного наследия регионального значения, а также просило предоставить информацию относительно оснований для проведения работ, видах работ, которые выполняются (выполнялись) в сентябре-октябре 2020 года в границах Объекта. Просило сообщить, когда и кем разрабатывалась проектная документация на проводимые работы на обозначенном участке? Предусмотрены ли данной документацией проведение работ по сохранению Объекта? Направлялась ли в Управление на согласование проектная документация по сохранению объект с предоставлением копий соответствующих документов?
Письмом исх. N 2000 от 11.11.2020 ГУП "Севастопольгаз" обратилось к исполняющему обязанности генерального директора ПАО "Севастопольгаз" Авласевич И.М. и просило во исполнение отдельного поручения исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства г. Севастополя Горлова Е.С. предоставить уточненную информацию по необходимому обеспечению финансовых средств в 2020 г. в рамках заключенного Контракта.
Письмом исх. N 25-16330 от 12.10.2020 ПАО "Севастопольгаз" направило в адрес исполняющего обязанности начальника Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя И.Н. Масликовой, разъяснения в ответ на возбуждение дела об административном правонарушении (определение исх. N 2087/01-28-05-01/02/20 от 05.11.2020). В частности, Подрядчик сообщил, что ГУП "Севастопольгаз" является Заказчиком Проекта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция действующей системы газоснабжения в р-не м. Хрустального с подключением проектируемой котельной и "Вечного огня" скульптурной композиции "Солдат и матрос". Также Подрядчик сообщил, что именно данный орган является ответственным за выполнение строительно-монтажных работ на указанном Объекте и, соответственно, отвечает за выполнение всех требований, правил, норм, технических условий и заданий, согласования с ресурсодержателями и иными заинтересованными лицами. Ответственность, по Закону, возлагается на ГУП "Севастопольгаз" и проектную организацию ООО "Факел-Юг". Также Подрядчик сообщил, что ПАО "Севастопольгаз" выполняет функцию Подрядчика, исполняя требования Контракта и руководствуется Постановлением Правительства г. Севастополя N 381-ПП от 10.06.2019. Документация на строительство согласованна всеми соответствующими организациями.
Письмом исх. N 01-16555 от 18.11.2020 ПАО "Севастопольгаз" обратилось в адрес ГУП "Севастопольгаз" и просило рассмотреть вопрос о продлении сроков выполнения условий Контракта на 2021 г., в объеме денежных средств на выполнение работ согласно ПСД, в размере 12,0 млн. руб., в связи со значительной корректировкой рабочей документации в рамках авторского надзора за исполнением Проекта, а также ввиду отсутствия согласований с Управлением охраны культурного наследия города Севастополя, что повлекло за собой вынесение предписания с требованиями приостановки выполнения работ.
Письмами исх. N 01-16863 от 21.11.2020, исх. N 01-16863 от 24.11.2020, ПАО "Севастопольгаз" просило ГУП "Севастопольгаз" отменить ранее направленное письмо (исх. N 01-16557), а также изменить и согласовать в рамках осуществления авторского надзора за строительством метод прокладки газопровода.
Письмом исх. N 2270/01-28-01-18/02/20 от 27.11.2020 Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя просило ПАО "Севастопольгаз" в рамках проведения административного расследования предоставить сведения, относительно наличия информации у ПАО "Севастопольгаз", о том, что работы по реализации Контракта проводятся в границах объекта культурного наследия.
Письмом исх. N 01-17407 от 04.12.2020 ПАО "Севастопольгаз" обратилось в адрес ГУП "Севастопольгаз" с просьбой рассмотреть вопрос о продлении сроков выполнения условий Контракта с фактической сдачей объекта строительства в органы Ростехнадзора, до апреля 2021 г., в объеме неосвоенных денежных средств, в связи с техническими трудностями выполнения работ, а именно отсутствия согласований с Управлением охраны объектов культурного наследия г. Севастополя, а также значительной корректировкой рабочей документации.
Письмом исх. N 01-17446 от 07.12.2020 ПАО "Севастопольгаз" просило ГУП "Севастопольгаз" в рамках осуществления авторского надзора за строительством произвести изменения и корректировки в рабочей документации Объекта.
Письмом исх. N 2116 от 09.12.2020 ГУП "Севастопольгаз" просило в рамках осуществления авторского надзора за строительством ООО "Факел-Юг" произвести изменения и корректировки в рабочей документации Объекта.
Письмом исх. N 01-17586 от 09.12.2020 ПАО "Севастопольгаз" сообщило ГУП "Севастопольгаз" о начале проведения земляных работ методом подземного бурения.
Письмом исх. N 2020-12/08 от 18.12.2020 ООО "Факел-Юг" направило на имя генерального директора ГУП "Севастопольгаз" перечень изменений рабочей документации по Объекту.
Письмом исх. N 25.01-1337 от 04.02.2021 ПАО "Севастопольгаз" поставило в известность генерального директора ГУП "Севастопольгаз" Полисова С.В. о невнесении необходимых изменений в рабочую документацию, без согласования которых невозможно продолжение строительно-монтажных работ на Объекте, что может повлечь затягивание процесса выполнения работ.
В ответ на запрос исх. N 25.01-1337 от 04.02.2021 ГУП "Севастопольгаз" сообщило о произведенных корректировках в рабочей документации.
Письмом исх. N 25-3888 от 03.03.2021 ПАО "Севастопольгаз" уведомило ГУП "Севастопольгаз" о том, что все изменения в рабочую документацию, перечисленные в письме ГУП "Севастопольгаз" исх. N 166 от 20.02.2021 необходимо внести в рамках договора оказания услуг по авторскому надзору в соответствии с требованиями главы 7 "Правил внесения изменений" ГОСТ Р 21.1101- 2013 Система проектной документации для строительства (СПДС), а именно:
Замена листов (графической и текстовой части) с проведением необходимых расчетов и внесением изменений, в том числе в локальные сметные расчеты;
Изменения должны быть внесены организацией, уполномоченной на осуществление авторского надзора ООО "Факел-Юг";
ООО "Факел-Юг" необходимо оформить и предоставить справку ГИП о внесении изменений в рабочую документацию;
После внесения изменений, листы рабочей документации должны быть заверены "мокрой" печатью организации, уполномоченной на осуществление авторского надзора, переданы и официально согласованы с заказчиком - ГУП "Севастопольгаз";
Один экземпляр откорректированной рабочей документации, со штампом "в производство работ" представить в ПАО "Севастопольгаз".
Письмом исх. N 26-5122 от 29.03.2021 ПАО "Севастопольгаз" направило в адрес ГУП "Севастопольгаз" схему надземного газопровода среднего давления, проложенного к Объекту, для внесения изменений в рабочую документацию в рамках договора на оказание услуг авторского надзора, заключенного с ООО "Факел-Юг".
Претензией исх. N 254 от 09 апреля 2021 г. ГУП "Севастопольгаз" уведомило ПАО "Севастопольгаз" о ненадлежащем исполнение обязательств по Контракту. Претензия зарегистрирована ПАО "Севастопольгаз" 13.04.2021 (вх. N 8096).
Письмом исх. N 26-6119 от 12.12.2021 ПАО "Севастопольгаз" направило в адрес ГУП "Севастопольгаз" информацию для включения в перечень вносимых изменений в рабочую документацию в рамках договора на оказание услуг по авторскому надзору, заключенного с ООО "Факел-Юг".
Письмом исх. N 26-6511 от 19.04.2021 ПАО "Севастопольгаз" сообщило ГУП "Севастопольгаз" о том, что проектно-сметная документация на выполнение работ по Контракту разработана ООО "Факел-Юг" и получила положительное заключение ГАУ "Госэкспертиза города Севастополя".
При указанных обстоятельствах на основании Дополнительного соглашения N 1 от 24.05.2021, срок окончания работ был продлен Сторонами до сентября 2021 года.
Письмом исх. N 25.01-9145 от 08.06.2021 ПАО "Севастопольгаз" сообщило исполняющему обязанности генерального директора ГУП "Севастопольгаз" Кравченко А.В. о включении изменений в рабочую документацию в рамках договора на оказание услуг по авторскому надзору ООО " Факел-Юг".
Письмом исх. N 816 от 05.07.2021 ГУП "Севастопольгаз" сообщило ПАО "Севастопольгаз" о направлении скорректированного плана и профиля газопровода, предоставленного ООО "Факел-Юг".
Письмом исх. N 33/01-28-05-01/02/23 от 12.01.2023 Севнаследие подтвердило направление предписания от 16.10.2020 N 1938/01-28-05-01/02/22, которым предписано незамедлительно прекратить проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах объектах. До настоящего времени вышесказанное предписание Севнаследием не отменен.
Кроме того, ПАО "Севастопольгаз" столкнулось с препятствиями и на ином участке газопровода.
Письмом исх. N 25-10689/1 от 08.07.2021 ПАО "Севастопольгаз" сообщило генеральному директору ГУП "Севастопольгаз" Полисову С.В., что с 26.07.2021 на объекте строительства регулярно присутствуют представители ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" во главе с генеральным директором М.В. Юркевич, которые требуют остановить выполнение работ. Так же, в письме сообщается, что в адрес ПАО "Севастопольгаз" поступило официальное заявление от ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" (вх. N 13952), с требованием дать пояснения о подписании разрешения на строительство газопровода и подключении линии газопровода низкого давления для питания "Вечного Огня" на скульптурной композиции "Солдат и Матрос" от существующей ШРП по адресу: ул. Клакачева д. 29, в границах земельного участка с кадастровым N 91:03:001001:117 указанного юридического лица. ПАО "Севастопольгаз" известило ГУП "Севастопольгаз" о вынужденной приостановке по проведению строительно-монтажных работ на объекте в рамках требования Контракта.
В целом, возражения ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" строятся на том, что оно не согласовывало прокладку подземного газопровода.
Письмом исх. N 25-01-11777 от 27.07.2021 ПАО "Севастопольгаз" сообщило генеральному директору ГУП "Севастопольгаз" Плисову С.В о том, что ранее в адрес ГУП "Севастопольгаз" было направлено письмо о том, что в соответствии пунктом 4.3.2 Контракта, в связи с неправомерными действиями руководства ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" ПАО "Севастопольгаз" было вынуждено приостановить строительно- монтажные работы Объекте, однако разъяснений со стороны ГУП "Севастопольгаз" относительно данного факта не поступило. В письме также сообщалось, что заявлением вх. N 16162 от 23.07.2021 ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" обратилось к Подрядчику с требованиями провести демонтаж всего участка проложенного газопровода в границах земельного участка с кадастровым номером 91:03:001001:117 указанного юридического лица. В случае невыполнения демонтажа, ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" сообщило, что будет вынуждено обратиться в суд. Исходя из вышеуказанного ПАО "Севастопольгаз" просило письменно уведомить о принятии мер по указанному вопросу и дальнейших условий исполнения своих обязательств по Контракту.
Письмом исх. N 25-12431 от 10.08.2021 ПАО "Севастопольгаз" сообщило генеральному директору ГУП "Севастопольгаз" Полисову С.В. о том, что ПАО "Севастопольгаз" неоднократно обращалось к ГУП "Севастопольгаз" за разъяснениями относительно вынужденной приостановке строительно-монтажных работ в связи с препятствиями в проведении работ со стороны ООО "КЦ "Мыс Хрустальный", а также с требованиями данного юридического лица произвести полный демонтаж всего участка, проложенного газопровода в границах земельного участка. На расширенном совещании у заместителя Губернатора г. Севастополя Жигулина Н.А. было принято решение, что ПАО "Севастопольгаз" как Подрядчик, возобновляет строительно-монтажные работы на объекте с 09.08.2021, а Заказчик ГУП "Севастопольгаз" обеспечивает доступ к объекту строительства. Однако Заказчик не предпринял действий по устранению препятствий для проведения работ ПАО "Севастопольгаз". Кроме того, представители ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" вновь остановили проведение работ с требованиями демонтажа газопровода, мотивируя свои действия письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об отсутствии разрешения на размещение трассы газопровода на вышеуказанном земельном участке. На основании вышеизложенного, ПАО "Севастопольгаз" по результатам фактического проведения работ на Объекте 09.08.2021 составило акт за подписью сторон, которым в очередной зафиксирована невозможность дальнейшего проведения работ, вынужденная приостановка всех видов работ, а, следовательно, и изменение общего срока выполнения работ в соответствии с Контрактом.
Письмом исх. N 25-12480 от 11.08.2021 ПАО "Севастопольгаз" уведомило заместителя Губернатора Представителя Правительства г. Севастополя Н.А. Жигулину о сложившейся ситуации, а именно о приостановке выполнения всех видов работ, необходимости изменения общего срока выполнения работ в соответствии с Контрактом, о письменных обращениях в ГУП "Севастопольгаз" с просьбами произведения необходимых корректировок проектно-сметной документации в рамках авторского надзора без изменения общей сметной стоимости проекта, что также повлияло на сроки исполнения Контракта.
Письмом N 104 от 13.09.2021 ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" просило ПАО "Севастопольгаз" произвести демонтаж незаконно проведенного газопровода на земельном участке, принадлежащем на правах аренды ООО "КЦ "Мыс Хрустальный", с копией ответа Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополя от 03 сентября 2021 г. об отсутствии выданных разрешений в отношении участка.
Письмом исх. N 13292/01-10-04-14/02/21 от 03.09.2021 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сообщил об отсутствии разрешений на размещение объектов в отношении земельного участка с кадастровым N 91:03:001001:117, выданных ПАО "Севастопольгаз".
При указанных обстоятельствах, на основании Дополнительного соглашения N 2 от 09.09.2021, срок окончания работ был продлен до конца 2021 года.
Письмом исх. N 25-144113 от 21.09.2021 ПАО "Севастопольгаз" попросило ГУП "Севастопольгаз" предоставить разъяснения относительно требования ООО "КЦ "Мыс Хрустальный" о демонтаже газопровода построенного ПАО "Севастопольгаз" в рамках Контракта.
Письмом исх. N 25.02-14429 от 21.09.2021 ПАО "Севастопольгаз" повторно указало на необходимость согласования актов о приемке выполненных работ в рамках второго этапа строительства на подземную прокладку трубопроводов.
Письмом исх. N 25-15675 от 20.10.2021 ПАО "Севастопольгаз" обратилось в адрес генерального директора ГУП "Севастопольгаз" и сообщило, что письмом от 08.06.2021 (исх. N 25.01-9145) в адрес ГУП "Севастопольгаз" была направлена схема фактически выполненного в рамках второго этапа работ газопровода среднего давления, с незначительными отклонениями от проектных решений. Подрядчик сообщил, что письмом от 15.10.2021 в его адрес поступили два листа измененной схемы линейного объекта, а также ранее представленные изменения в рабочую документацию по первому этапу работ в электронном виде. При этом изменения в спецификации оборудования и материалов, а так же измененные ведомости объемов работ не предоставлены. Так же ПАО "Севастопольгаз" сообщает, что исполнительно- техническая документация будет предоставлена в адрес ГУП "Севастопольгаз" после внесения изменений в проектную документацию и завершения работ по второму этапу. При этом ПАО "Севастопольгаз" просило дать пояснения относительно конечного срока завершения внесения изменений в проектно-сметную документацию и передачи ее ПАО "Севастопольгаз".
Письмом исх. N 1463 от 29.10.2021 ГУП "Севастопольгаз" предоставило откорректированную в рамках авторского надзора проектную документацию, однако она снова не предусматривала проведение надземного газопровода.
Между тем, согласие на прокладку подземного газопровода по частному земельному участку кадастровый номер 91:03:001001:117 получено не было, в нарушение пункта 4.3.2 Контракта, доступ к месту выполнения работ заказчик не обеспечил.
В данном случае, когда исполнение обязательств Подрядчиком поставлено в зависимость от действий Заказчика, то именно Заказчик обязан предпринимать для наступления этого обстоятельства разумные меры, ожидаемые от любого добросовестного участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (подпункт 4.3.2 Контракта, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (абзац 1 пункта 1 статьи 406 ГК РФ).
Таким образом, условия Контракта со стороны подрядчика нарушены не были, произведены все возможные и допустимые работы, исполнение Контракта приостанавливалось в установленном порядке ввиду недостатков проектной документации, по требованию Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя и по требованию ООО "КЦ "Мыс Хрустальный".
При этом суд считает, что действия истца, подписавшего оспариваемые дополнительные соглашения, не отвечают признакам добросовестности (статья 10 ГК РФ), а также позволяли ответчику полагаться на действительность соглашений.
В силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ, заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (эстоппель).
Доводы апеллянта о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, в виду оглашения резолютивной части решения в день приобщения дополнительных доказательств коллегия судей отклоняет по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.01.2023 руководствуясь положениями статей 64, 66, 75 АПК РФ, представитель ответчика направил через систему КАД доказательства, подтверждающие исполнение истцом условий Контракта в период действия спорных дополнительных соглашений, что позволяло ответчику полагаться на их признание истцом в качестве обязательных.
Среди таковых: подписанные истцом и ответчиком справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, платежные поручения на общую сумму 16 797 751,80 руб., а также дополнительное соглашение б/н от 09.09.2020 о корректировке стоимости работ, следуя которому производились расчеты в спорный период.
Также представлено решение истца об одностороннем отказе от Контракта (письмо N 5369 от 16.12.2022 с приложением), а также сведения о безосновательности такого отказа и рассмотрении данного вопроса антимонопольным органом (уведомление N 8/0001с от 09.01.2023).
Ходатайством же от 26.01.2023 ответчик сообщил суду о том, что располагает полным текстом итогового решения Крымского УФАС России, которое установило существенные для дела обстоятельства, в связи с чем просил приобщить скан-копию решения N 8/0139с от 18.01.2023 по делу N 092/06/104-1/2023РНП.
Все выше перечисленные доказательства имеются у истца и/или подписаны при его участи.
Какие-либо дополнительные доказательства, касающиеся предмета спора истец желал представить, апеллянт не пояснил, причину их не направления в суд первой и апелляционной инстанции не назвал.
Таким образом, доводы апеллянта о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции признает не сосательными.
При таких обстоятельствах суд обосновано, отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 02.02.2023 года по делу N А84-6026/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6026/2022
Истец: ГУП города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз"
Ответчик: ПАО ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ И ГАЗИФИКАЦИИ СЕВАСТОПОЛЬГАЗ
Третье лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя, ООО "Культурный Центр "Мыс Хрустальный", Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя