г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2023 г. |
Дело N А42-7299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: Чакилев В.К. по доверенности от 17.03.2023 (онлайн)
от ответчика: Киселева Ю.Н. по доверенности от 27.03.2023 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12912/2023) ИП Лученок Д.Н. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2023 по делу N А42-7299/2022 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску ИП Постриганева Ю.В.
к ИП Лученок Д.Н.
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель Постриганев Юрий Валерьевич (ОГРН 312231120100045, ИНН 235701234508, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к предпринимателю Лученок Денису Николаевичу (ОГРН 319619600057910, ИНН 616803958436, далее - ответчик) о запрете использования товарного знака, о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в сумме 50 000 000.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2023 исковые требования удовлетворены. Предпринимателю Лученок Денису Николаевичу запрещено использование комбинированного обозначения со словесным элементом "Кухни мечты", сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 703896 в отношении следующих товаров: буфеты; витрины [мебель]; дверцы для мебели; диваны; жардиньерки [мебель]; изделия бамбуковые; изделия из ротанговой пальмы; картотеки [мебель]; колесики для мебели неметаллические; комоды; консоли [мебель]; конторки; корзины неметаллические; кресла; кресла раздвижные легкие; кромка пластмассовая для мебели; кронштейны для мебели неметаллические; крышки столов; мебель; мебель металлическая; мебель надувная; ножки для мебели; ножки короткие для мебели; перегородки для мебели деревянные; перегородки отдельностоящие [мебель]; подголовники [мебель]; подносы неметаллические; подставки [мебель]; полки [мебель]; полки для мебели; полки для хранения; полоски из дерева; полотенцедержатели [мебель]; прилавки [столы]; раздатчики салфеток, полотенец стационарные неметаллические; ручки дверные неметаллические; ручки круглые неметаллические; сиденья металлические; скамьи [мебель]; софы; стеллажи; столы пильные [мебель]; столы сервировочные; столы сервировочные на колесиках [мебель]; столы; стулья [сиденья]; табуреты; табуреты для ног; тележки [мебель]; украшения из пластмасс для продуктов питания; фурнитура дверная неметаллическая; фурнитура мебельная неметаллическая; ширмы [мебель]; шкафы для посуды; шкафы для хранения пищевых продуктов; шкафы стенные; экраны каминные [мебель]; ящики выдвижные; ящики из дерева или пластика; ящики с перегородками для бутылок путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот. С предпринимателя Лученок Дениса Николаевича в пользу предпринимателя Постриганева Юрия Валерьевича взыскана компенсация в размере 50 000 000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из представленных доказательств, истец является обладателем исключительных прав на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 703896 (дата приоритета 15.06.2018) "Кухни мечты", зарегистрированного в отношении следующих товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ.
Правообладателем было установлено, что ответчиком осуществляется реализация товаров с использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 703896.
В качестве доказательств в материалы дела предоставлены скриншоты сайтов,: http://dream-kitchens.ru, http://vk.com/dream_kitchens, https://kuhnyrus.ru/krasnodar, скриншот страницы истца в социальной сети "Одноклассники", справки о принадлежности доменов.
Факт использования ответчиком обозначения "Кухни мечты" также подтвержден материалами дела N СИП-548/2022, в рамках которого ответчик обратился в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 703896 в отношении товаров 20-го класса, ссылаясь на то обстоятельство, что использует обозначение "Кухни мечты" в оригинальном исполнении для своего локального магазина по продаже и продвижению мебели для кухни, а также размещает сведения о себе на веб-сайте https://kuhnyrus.ru/krasnodar.
Поскольку претензия истца о прекращении использование комбинированного обозначения со словесным элементом "Кухни мечты" и выплате компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, оставлена ответчиком без удовлетворения, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о подтверждении факта нарушения исключительных прав на товарный знак и соответствия заявленной к взысканию компенсации требованиям законодательства.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В силу положений пункта 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 Кодекса).
В соответствии со статьей 1250 Кодекса интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Статьей 1252 ГК РФ предусмотрено, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним; о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.
Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
Исходя из приведенных норм права, а также положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в предмет доказывания по требованию о защите права на товарный знак входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком путем использования сходного с товарным знаком обозначения, в отношении товаров, услуг для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, услуг если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Установление указанных обстоятельств является существенным для дела и от их установления зависит правильное разрешение спора, при этом вопрос оценки представленных на разрешение спора доказательств на допустимость, относимость и достаточность является компетенцией суда, разрешающего спор.
Как установлено из материалов дела, истцу принадлежит исключительное право на товарный знак "Кухни мечты" (свидетельство 703896, с датой приоритета 15.06.2018), который зарегистрирован для следующих групп товаров и услуг по МКТУ: 20, 35.
Ответчиком в целях индивидуализации как торговой точки, так и реализуемого товара, используется обозначение "Кухни мечты".
В соответствии с пунктом 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила), обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42 - 44 Правил.
В силу пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам:
звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров (услуг) определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров (услуг) одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров (услуг), их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров (услуг), условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 162 Постановления N 10, смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака, или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Аналогичная позиция отражена в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, в котором отмечено, что при выявлении сходства до степени смешения обозначения с товарным знаком учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
В пункте 162 Постановления N 10 также разъяснено, что вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Указанная выше позиция высшей судебной инстанции о том, что вопрос о вероятности смешения обозначений является вопросом факта, не может пониматься как возможность осуществления судом произвольной оценки и исключающая необходимость при установлении факта наличия/отсутствия сходства до степени смешения руководствоваться требованиями нормативно-правовых актов, определяющих порядок разрешения данного вопроса, и разъяснениями высшей судебной инстанции.
Согласно правовой позиции, содержащейся в абзац 2 пункта 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров.
В результате сопоставления товарного знака истца и обозначения ответчика по фонетическому, графическому и семантическому критериям, а также однородности (степени однородности) товаров, работ, услуг, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеется вероятность смешения.
В процессе анализа судом установлено фонетическое сходство противопоставляемых обозначений (тождественность), которое обусловлено вхождением одного обозначения в другое, ввиду тождества всех гласных и согласных звуков указанных словесных элементов сопоставляемых обозначений. Существует крайне высокая вероятность смешения сравниваемых словесных элементов на уровне слухового восприятия потребителем.
Оценивая графическое сходство, суд апелляционной инстанции отмечает, что все графические элементы сравниваемого обозначения входят в состав товарного знака.
Приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 утверждено Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (далее - Руководство).
Согласно пункту 7.1.2.4 Руководства, в комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, основным элементом, как правило, является словесный элемент, так как он запоминается легче изобразительного и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Например, при тождестве или сходстве доминирующего словесного элемента комбинированного обозначения со словесным обозначением или с доминирующим словесным элементом другого комбинированного обозначения, такие обозначения, зачастую, признаются сходными.
Таким образом, сходными элементами в комбинированном обозначении, используемым ответчиком, являются буквы "Кухни мечты", что свидетельствует о фонетическом сходстве и частично графическом сходстве.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Согласно свидетельству 703896 истцу принадлежит исключительное право на товарный знак "Кухни мечты", который зарегистрирован для следующих групп товаров и услуг по МКТУ: 20 - мебель, 35 - продвижение товаров (для третьих лиц).
Истец использует спорный товарный знак в своей деятельности, как виде словосочетания "Кухни мечты", так и в виде комбинированного обозначения, при реализации торов и услуг, что подтверждается информацией, размещенной на странице ответчика в социальной сети "Одноклассники" по адресу: https://ok.ru/group/55429198053400.
Из представленных доказательств следует, что ответчик осуществляет деятельность по реализации в розницу и через интернет порталы мебели с использованием обозначения "Кухни мечты".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об однородности товаров, для которых зарегистрирован товарный знак истца и используется обозначение ответчиком, и об использовании ответчиком в гражданском обороте обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком "Кухни мечты".
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что использование при продаже кухонной мебели обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца, без его согласия является нарушением ответчиком исключительного права на товарный знак.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.
Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если противоправное поведение конкретного лица еще не завершено или имеется угроза нарушения права. Так, не подлежит удовлетворению требование о запрете предложения к продаже или о запрете продажи контрафактного товара, если такой принадлежавший ответчику товар им уже продан. Требования об общем запрете конкретному лицу на будущее использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (например, о запрете размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет") также не подлежат удовлетворению. Такой запрет установлен непосредственно законом (абзац третий пункта 1 статьи 1229 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет деятельность по производству и реализации товара с использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком N 703896.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и разъяснения, изложенные в пункте 57 Постановления N 10, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности удовлетворения нематериального требования истца.
Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Истец определил компенсацию в размере 50 000 000 рублей на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ (25 000 000 х 2).
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что, заявляя требование о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров (товаров), истец должен представить расчет и обоснование взыскиваемой суммы, а также документы, подтверждающие стоимость права использования либо количество экземпляров (товаров) и их цену. В случае невозможности представления доказательств истец вправе ходатайствовать об истребовании таких доказательств у ответчика или третьих лиц.
Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров (товаров), то при определении размера компенсации за основу следует принимать ту стоимость этих экземпляров (товаров), по которой они фактически продаются или предлагаются к продаже третьим лицам. Так, если контрафактные экземпляры (товары) проданы или предлагаются к продаже нарушителем на основании договоров оптовой купли-продажи, должна учитываться именно оптовая цена экземпляров (товаров).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.07.2020 N 40-П, размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, то есть применительно к нарушению прав на конкретные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации - в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (абзац второй пункта 3 статьи 1252 названного Кодекса). Этот размер должен быть судом обоснован, на что указано в абзаце четвертом пункта 62 Постановления N 10.
Обосновывая размер взыскиваемой компенсации, истец исходил из налоговой отчетности ответчика (декларация за 2021 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО), согласно которой за 2021 год ответчиком получена выручка от реализации товаров, работ услуг в общей сумме 109 156 016 рублей.
Исчисленную сумму общей выручки за данный период истец умножил на 2, соответственно, размер компенсации только за нарушение, допущенное ответчиком в 2021 году, подлежащей взысканию, может составил 218 312 032 рублей, (расчет 109 156 016 рублей Х 2).
Исходя из принципов справедливости и соразмерности, истец самостоятельно ограничил размер взыскиваемой компенсации 50 000 000 рублей, исходя из следующего расчета: 25 000 000 рублей (часть выручки ответчика в 2021 году) Х 2.
Оценив представленные доказательства суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания компенсации в размере 50 000 000 рублей.
Как отмечено в пункте 62 постановления N 10, суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации и принимает решение, учитывая, что истец представляет доказательства, обосновывающие размер компенсации, а ответчик вправе оспорить как факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации.
Согласно абзацу шестому пункта 61 Постановления N 10, если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных товаров, то при определении размера компенсации за основу следует принимать ту стоимость этих товаров, по которой они фактически продаются или предлагаются к продаже третьим лицам.
После установления судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, стоимости контрафактных товаров, указанная сумма в двукратном размере составляет размер компенсации за соответствующее нарушение, определяемый по правилам подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ.
Определенный таким образом размер компенсации является по смыслу пункта 3 статьи 1252 ГК РФ единственным (одновременно и минимальным, и максимальным) размером компенсации, предусмотренным законом по правилам указанной нормы.
Заявленный истцом размер компенсации ответчиком при рассмотрении дела по существу не оспорен, контррасчет ответчик не представил.
Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании с ответчика 50 000 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Заявленные истцом требования о взыскании с ответчика, являющегося субъектом предпринимательской деятельности компенсации в размере двухкратной стоимости товаров отвечают принципу разумного, справедливого подхода к определению размера компенсации. Взыскание такой суммы компенсации позволяет не только возместить стороне (истцу) убытки, в связи с неправомерным использованием, принадлежащего ему товарного знака при осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности, но и удержать ответчика от нарушения интересов истца в будущем, основания для определения иной суммы компенсации у суда отсутствуют.
Заявляя в апелляционной жалобе доводы о необоснованности размера компенсации, ответчик уклонился от предоставления контррасчета, а также доказательств стоимости товаров, реализуемых с использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим истцу, за 2021.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении N 28-П, при определенных условиях возможно снижение судом размера компенсации ниже низшего предела, установленного статьями 1301, 1311 и 1515 ГК РФ, однако такое уменьшение возможно лишь по заявлению ответчика и при следующих условиях: убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком; правонарушение совершено ответчиком впервые; использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью деятельности ответчика и не носило грубый характер (например, если продавцу не было заведомо известно о контрафактном характере реализуемой им продукции).
Таким образом, следует учитывать, что в соответствии с приведенной правовой позицией снижение размера компенсации ниже минимального предела обусловлено Конституционным Судом Российской Федерации одновременным наличием ряда критериев, обязанность доказывания соответствия которым возлагается именно на ответчика.
При этом суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, по своей инициативе, обосновывая такое снижение лишь принципами разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 40-П, с учетом характера допущенного нарушения и тяжелого материального положения ответчика и при наличии соответствующего заявления от него суд вправе снизить размер компенсации ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ величины.
При этом - с целью не допустить избыточного вторжения в имущественную сферу ответчика, с одной стороны, и, с другой, лишить его стимулов к бездоговорному использованию объектов интеллектуальной собственности - размер такой компенсации может быть снижен судом не более чем вдвое (то есть не может быть менее стоимости права использования товарного знака).
Снижение судом размера компенсации ниже низшего размера возможно при соблюдении критериев, приведенных в Постановлении N 28-П и Постановлении N 40-П, при наличии мотивированного заявления ответчика, подтвержденного соответствующими доказательствами.
Как следует из материалов дела, ответчик не представил мотивированное ходатайство о снижении заявленного размера компенсации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика компенсацию в заявленном истцом размере, не оспоренном ответчиком.
Вопреки доводам ответчика, суд первой инстанций установил стоимость товаров, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств, а именно налоговой отчетности, сформированной самим ответчиком за 2021 год.
При этом, как следует из материалов дела, ответчик расчет размера компенсации, доказательства, положенные в его основу, не оспаривал, контррасчет, как и доказательства иного размера стоимости реализованных товаров не представлял.
Примененный судом первой инстанции алгоритм определения стоимости не противоречит положениям статьи 1515 ГК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 61 Постановления N 10.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2023 по делу N А42-7299/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7299/2022
Истец: Постриганев Юрий Валерьевич
Ответчик: Лученок Денис Николаевич
Третье лицо: Комаровская Ольга Игоревна
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
23.08.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
17.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14986/2024
25.04.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
18.03.2024 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7299/2022
05.03.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
07.02.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
26.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36035/2023
11.10.2023 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
13.09.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
22.08.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
22.08.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1820/2023
04.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12912/2023
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7299/2022