город Москва |
|
5 июня 2023 г. |
дело N А40-153707/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства Внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 по делу N А40-153707/22
по заявлению ФКУ "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства Внутренних дел Российской Федерации"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ООО "Северный гранит"
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Капустина А.В. по доверенности от 01.01.2023;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 в удовлетворении заявленных ФКУ "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" требований о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 15.06.2022 N ГЗРНП/183-ГОЗ по делу N 22/44/104/183-ГОЗ об отказе включения в реестр недобросовестных поставщиков, отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, в судебном заседании представитель поддержал жалобу.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Северный гранит".
Представители антимонопольного органа и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от антимонопольного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщен к материалам дела.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступило обращение ФКУ "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (заказчик) о включении информации в отношении ООО "Северный гранит" в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольным органом принято решение от 15.06.2022 N ГЗРНП/183-ГОЗ по делу N 22/44/104/183-ГОЗ, которым сведения об ООО "Северный гранит" не включены в реестр недобросовестных поставщиков, а в действиях заказчика выявлены нарушения требований ч. 9 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Материалы от 09.06.2022 по делу N 22/44/104/183-ГОЗ переданы уполномоченному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для включения сведений об ООО "Северный гранит" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона).
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения государственного контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства, а в рамках выполнения возложенной на антимонопольный орган функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Согласно п. 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения муниципального контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком и в случае подтверждения осуществить размещение соответствующих сведений в реестре недобросовестных поставщиков.
Вина участника аукциона (конкурса) может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что заказчиком 30.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку военно-технического имущества (лыжи, палки, ботинки) (закупка в рамках ГОЗ) (номер извещения 0373100056021000654).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2.046.024 руб.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе заказчиком в п. 35 раздела 7 документации об аукционе установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 2 постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза) (далее -заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
На основании п. 7 постановления N 617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"; б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 10.12.2021 N 0373100056021000654-3 победителем аукциона признано ООО "Северный Гранит", при этом документов, подтверждающих страну происхождения товара в соответствии с требования постановления N 617, не представлено.
В связи с тем, что на участие в аукционе заявки не поданы, содержащая предложения о поставке товара, страной происхождения которого являются только государства - члены Евразийского экономического союза, положения постановления N 617 при проведении аукциона не применялись.
По итогам аукциона между заказчиком и ООО "Северный гранит" заключен государственный контракт от 21.12.2021 N 2122188106542772209336700/ 0373100056021000654_ 44654, цена которого составила 2.046.024 руб.
По условиям п. 1.1 контракта поставщик обязуется поставить лыжи, палки лыжные, ботинки лыжные в количестве и ассортименте, указанном в спецификации (раздел 15 контракта), согласно техническим характеристикам (раздел 16 контракта), в сроки, установленные контрактом, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.
В соответствии с п. 2.4 контракта оплата поставленного товара производится после его сдачи поставщиком, приемки товара заказчиком, в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, с указанием номера и даты контракта, а также наименования плательщика и грузополучателя, а также при наличии у заказчика товарной накладной, счет-фактуры или универсального передаточного документа (для плательщиков НДС), удостоверения УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ), действующего обеспечения исполнения контракта и действующего обеспечения гарантийных обязательств.
Пунктом 3.2 контракта установлено, что срок исполнения ООО "Северный Гранит" обязательств по поставке товара на сумму не менее 10 % от цены контракта установлен до 01.03.2022, на оставшуюся часть товара до 01.05.2022.
Поставка товара осуществляется по согласованию с заказчиком.
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.
В силу п. 4.2.2 контракта приемка товара по качеству и комплектности осуществляется должностными лицами УПЗ ДТ МВД России.
В соответствии с п. 4.2.4.8 контракта, к документам, которые подтверждают соответствие товара и которые должны быть переданы при поставке товара, относятся: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4.2.10 контракта в случае несоответствия товара обязательным требованиям Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Технических регламентов, государственных и отраслевых стандартов на данный вид товара, а также конкретным показателям и техническим требованиям, изложенным в техническом задании (раздел 16 контракта), иной нормативно-технической документации, а также в случае непредставления поставщиком документов, указанных в п. 4.2.4 контракта, либо непредставления документов, материально-технического обеспечения и (или) производственного персонала, указанного в п. 4.2.5 контракта, УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ грузополучатель) оформляет акт недостатков, выявленных в ходе приемки товара по качеству и комплектности, и выдает его поставщику.
14.02.2022 ООО "Северный Гранит" в адрес заказчика направлен запрос N 8 о применении положений постановления N 617 в рамках исполнения контракта.
В ответ заказчиком в письме от 14.02.2022 N ЦС/ОВС-1232 указано на то, что поскольку ООО "Северный Гранит" являлось единственным участником аукциона положения постановления N 617 при исполнении контракта не применяются.
Вместе с тем, ООО "Северный Гранит" 09.02.2022 надлежащим образом исполнены условия контракта, товар поставлен в полном объеме на склад заказчика.
В силу п. 9 постановления N 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных постановлением N 617, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Согласно акту приемочной комиссии от 21.02.2022 N 1/23А в приемке товара отказано в связи с тем, что поставщиком не представлены документы, подтверждающие страну происхождения товара.
На основании акта приемочной комиссии от 27.05.2022 N 1/66А в повторной приемке товара отказано по тем же основаниям, что указаны в акте от 21.02.2022 N 1/23 А.
При этом в указанных актах отсутствуют претензии по качеству и количеству товара.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара, являлось единственной причиной отказа УПЗ ДТ МВД России в приеме товара.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
По условиям п. 10.2 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
На основании п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации к таким нарушениям относится неоднократное нарушение сроков поставки товаров. Вследствие отказа УПЗ ДТ МВД России в приемке товара на основании акта от 21.02.2022 N 1/23А заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.05.2022 N ЦС/ОВС-3779.
Частью 12 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе в сфере закупок и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Регламентированный срок для размещения решения в ЕИС, а также направления решения в адрес поставщика - 10.05.2022.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком 05.05.2022 решение размещено в ЕИС.
05.05.2022 решение направлено заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения поставщика, указанному в контракте.
ООО "Северный Гранит" 20.05.2022 в адрес заказчика направлено письмо N 23, подтверждающее получения решения.
Указанное письмо поступило заказчику 20.05.2022, о чем свидетельствует присвоенный регистрационный номер заказчика.
Таким образом, 20.05.2022 является датой надлежащего уведомления заказчика о получении ООО "Северный Гранит" решения.
Частью 13 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Антимонопольным органом установлено, что основанием для принятия решения послужило нарушение условий контракта, указанное в актах недостатков от 21.02.2022 N 1/23А, от 27.05.2022 N 1/66А, выявленное при проверке представленных ООО "Северный Гранит" документов, подтверждающих страну-производителя товара, а именно: отсутствие сертификата СТ-1, предусмотренного постановлением N 617.
Иных нарушений поставщиком условий контракта в актах не указано.
При этом, поскольку заявка ООО "Северный Гранит" являлась единственной допущенной к участию в аукционе и соответствующей требованиям документации об аукционе, положения постановления N 617 не могли быть применены в силу отсутствия второго участника закупки, в связи с чем, обязательства для ООО "Северный Гранит" о подтверждении страны происхождения товара не наступили.
ООО "Северный Гранит" направлялись запросы организациям производителям товара ООО "Соболь" и ООО "Спортивные товары", согласно которым указанные организации, являющиеся российскими производителями, не имели намерения в получении сертификата СТ-1 на товары, закупаемые ООО "Северный Гранит" для исполнения контракта.
Товар в полном объеме и надлежащего качества поставлен поставщиком в рамках установленного контрактом срока, что свидетельствует о добросовестном исполнении условий контракта поставщиком.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом в полном объеме и отклонены, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 по делу N А40-153707/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153707/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "СЕВЕРНЫЙ ГРАНИТ"