город Омск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А81-11603/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-4009/2023, 08АП-4296/2023) Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2023 по делу N А81-11603/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" (ОГРН 1028900509516, ИНН 8901004862, адрес: 629002, город Салехард, улица Мира, дом 39) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900511529, ИНН 8900000174, адрес: 629008, город Салехард, улица Республики, 43), при участии в деле в качестве третьего лица, - Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1028900510297, ИНН 8901006041, адрес: 629008, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59), о признании недействительным представления от 02.09.2022 N 90-07-19/189дсп,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Салехардская окружная клиническая больница" (далее - заявитель, Учреждение, ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, УФК по ЯНАО, Казначейство) о признании недействительным представления от 02.09.2022 N 90-07-19/189дсп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - третье лицо, ТФ ОМС ЯНАО, Фонд) и Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - третье лицо, Прокуратура ЯНАО).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа 03.03.2023 требования ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" удовлетворены частично. Признано недействительным представление УФК по ЯНАО от 02.09.2022 N 90-07-19/189дсп в части пункта 1 о нецелевом использовании денежных средств в размере 3 614 357 руб. 48 коп., пункта 2 о нецелевом использовании денежных средств в размере 3 024 163 руб. 67 коп.
В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель и заинтересованное лицо обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 представление о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования по должностям: врач-статистик, психолог, врач-методист, обосновывая свою позицию тем, что оплата работников регулируется Положением об оплате труда работников ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница", утвержденным приказом ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" от 27.02.2017 N 105/1 "Об утверждении Положения об оплате труда работников ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (далее - Положение) и разработанным в целях реализации постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2016 N 1269-П "Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников государственных медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа" с учетом специфики деятельности учреждения. Должности врач-статистик, психолог, врач-методист включены в Перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), но обеспечивающего необходимые организационно-технические условия для достижения поставленных целей, задач и выполнения установленных функций (Приложение N 7 к Отраслевому положению и приложение N 10 к Положению).
В своей апелляционной жалобе Казначейство оспаривает решение суда в части удовлетворенных требований. УФК по ЯНАО полагает, что Учреждением неправомерно произведены расходы за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а именно, начислена и выплачена заработная плата медицинскому персоналу не оказывающего медицинскую помощь (медицинскую услугу), входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в том числе по должности врач-диетолог. Деятельность указанного специалиста не включена в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Казначейство также утверждает о том, что Учреждением неправомерно оплачены работы, относящиеся к капитальному ремонту, а именно работы и материалы по демонтажу и монтажу тепловых сетей и сетей водопровода кухни - столовой.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу Казначейства, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Казначейства - без удовлетворения.
ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" представило отзыв на апелляционную жалобу Казначейства, в котором просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 рассмотрение апелляционных жалоб было отложено на 30.05.2023. Фонду и Казначейству предложено представить письменный отзыв, с изложенной в нем правовой позицией относительно доводов апелляционной жалобы ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница".
16.05.2023 Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница", в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
25.05.2023 от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие представителя ТФ ОМС ЯНАО, которое было судом удовлетворено.
25.05.2023 от Прокуратуры ЯНАО поступил отзыв на жалобы Казначейства и ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница", в котором данное лицо просило удовлетворить жалобу Казначейства в части, отменить решение суда в части удовлетворения требований о признании незаконным пункта 2 представления от 02.09.2022 N 90-07-19/189 о нецелевом использовании денежных средств в размере 3 024 163 руб., в удовлетворении апелляционной жалобы ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" - отказать.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы, письменные пояснения, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Казначейством на основании приказа от 21.03.2022 N 109 в период с 25.03.2022 по 25.05.2022 была проведена выездная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" за период с 2020-2021 годы.
В ходе проверки выявлены ряд нарушений, среди которых, в частности, следующие:
1. В нарушение пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации", пункта 192, подпункта (1) пункта 193, подпункта (6) пункта 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, раздела XVI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 26.12.2019 N 1425-П, раздела XVI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 28.12.2020 N 1549-П, учреждением неправомерно произведены расходы за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а именно, начислена и выплачена заработная плата медицинскому персоналу не оказывающего медицинскую помощь (медицинскую услугу), входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования составила 8 633 045 руб. 90 коп., в том числе по годам:
- за 2020 год в сумме 3 636 519 руб. 05 коп.;
- за 2021 год в сумме 4 996 526 руб. 85 коп.,
в том числе по должностям: врач-статистик (Отделение анализа и медицинской статистики) Горошко Е.П. за 2021 год в сумме 1 159 392 руб. 99 коп.; психолог (кабинет медицинской помощи при отказе от курения) Калугина О.Н. за 2020 год в сумме 469 629 руб. 52 коп., за 2021 год 579 642 руб. 70 коп.; врач-методист (организационно-методический отдел) Помазун Т.В. за 2020 год в сумме 1 434 985 руб. 09 коп., за 2021 год 1 375 038 руб. 12 коп.; врач-диетолог (общебольничный медицинский персонал) Абдулмеджидова А.В. за 2020 год в сумме 1 731 904 руб. 44 коп., за 2021 год в сумме 1 882 453 руб. 04 коп.
2. В нарушение пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации", раздела XVI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год, пункта 186 Правил N 108н по государственному контракту от 02.06.2021 N 665-21 оплачены работы, относящиеся к капитальному ремонту, а именно работы и материалы по демонтажу и монтажу тепловых сетей и сетей водопровода кухни - столовой.
Сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования составила 3 024 163 руб. 67 коп.
По итогам проверки составлен акт от 16.06.2022 и 02.09.2022 вынесено оспариваемое представление, согласно которому ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" необходимо возвратить в доход территориального фонда обязательного медицинского страхования суммы вышеуказанных нецелевых выплат.
Не согласившись с вынесенным представлением, ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным.
03.03.2023 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционных жалоб принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Казначейство осуществляют внутренний государственный контроль за соблюдением целей, порядка и условий бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статей 10, 14 БК РФ, действующего в спорный период (далее - БК РФ), бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации. Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, являются средствами целевого финансирования. Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 185 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определена частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 186 Правил N Ю8н.
Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на 2021 год, утвержденными Постановлениями Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019 N 1425-П и соответственно от 28.12.2020 N 1549-П были определены способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию и структура тарифа оплату медицинской помощи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, соответствующая положениям части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пункту 186 Правил N 108н.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2020 год и на 2021 год были установлены Тарифными соглашениями в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2019 и соответственно от 24.12.2020 (далее - Тарифное соглашение).
Согласно пункту 24.2 Тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Таким образом, структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом N 326-ФЗ.
В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, при этом расходование средств обязательного медицинского страхования является строго целевым, то есть должно соответствовать условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
В качестве нарушения в представлении Казначейства указано, что ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" неправомерно произведены расходы за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а именно, начислена и выплачена заработная плата медицинскому персоналу не оказывающего медицинскую помощь (медицинскую услугу), входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Сумма нецелевого использования средств ОМС составила 8 633 045,90 рублей, в том числе по годам:
- за 2020 год в сумме 3 636 519,05 рублей,
- за 2021 год в сумме 4 996 526,85 рублей,
в том числе по должностям:
- врач-статистик (Отделение анализа и медицинской статистики) за 2021 год в сумме 1 159 392,99 рубля.
- психолог (кабинет медицинской помощи при отказе от курения) за 2020 год в сумме 469 629,52 рубля, за 2021 год 579 642,70 рубля;
- врач-методист (организационно-методический отдел) за 2020 год в сумме 1 434 985,09 рубля, за 2021 год 1 375 038,12 рубля;
- врач-диетолог (общебольничный медицинский персонал) за 2020 год в сумме 1 731 904,44 рубля, за 2021 год в сумме 1 882 453,04 рубля.
Суд первой инстанции признал недействительным представление в части вывода о неправомерности произведённых расходов по врачу-диетологу (общебольничный медицинский персонал). Данные выводы оспариваются в апелляционной жалобе Казначейства.
Суд апелляционной инстанции исходит из отсутствия оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы в данной части по следующим основаниям.
Правила обязательного медицинского страхования, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
В соответствии с 1 пунктом 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу подпункта 1 пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 194 Правил N 108н).
Согласно пункту 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом, критериями для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение расходов к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Как правильно указывает Учреждение и подтверждается Фондом Правила N 108н, не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, но необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330 в целях реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации, утверждены "Положения об организации деятельности врача-диетолога" (далее - Положения), "Положение о Совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений", а также "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 1, 2 и 3 Положения на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности "диетология". Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.
В соответствии с Инструкцией организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог.
Должность медицинского работника врач-диетолог включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н, следовательно, врач-диетолог, является медицинским работником.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 920н (далее - Приказ N 920н) медицинская помощь по профилю "Диетология" оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи.
Пунктом 3 Приказа N 920н установлено, что медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-диетологом (абзац 7 пункта 5 Приказа N 920н).
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 920н специализированная медицинская помощь оказывается врачами-диетологами в стационарных условиях, условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, организацию диетического питания, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно пункту 7 Приказа N 920н организация диетического питания больных в стационарных условиях во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки и койки дневного стационара, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".
Кроме того, подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Территориальных программ от 26.12.2019 N 1425-П и соответственно от 28.12.2020 N 1549-П установлено, что за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (в том числе
высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в разделе I перечня видов медицинской помощи, прилагаемого к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации ежегодно, в частности медицинская помощь при расстройстве питания и нарушении обмена веществ.
Таким образом, вопреки указанию подателя апелляционной жалобы, оказание медицинской помощи при расстройствах питания и нарушения обмена веществ, входит в сферу деятельности врача-диетолога.
Исходя из изложенного, ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" правомерно начислена и выплачена заработная плата врачу-диетологу, как медицинскому работнику, непосредственно оказывающему медицинскую помощь (медицинскую услугу), входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования за 2020 год в сумме 1 434 985,09 рубля, за 2021 год 1 375 038,12 рубля, а также участвующему в обеспечении деятельности медицинской организации в целом по организации лечебного питания, которое является неотъемлемой частью лечебного процесса.
Как было выше сказано, УФК по ЯНАО вменялось также в качестве нарушения оплата за счет средств обязательного медицинского страхования заработной платы врача-статистика (Отделение анализа и медицинской статистики) за 2021 год в сумме 1 159 392,99 рубля; психолога (кабинет медицинской помощи при отказе от курения) за 2020 год в сумме 469 629,52 рубля, за 2021 год 579 642,70 рубля; врача-методиста (организационно-методический отдел) за 2020 год в сумме 1 434 985,09 рубля, за 2021 год 1 375 038,12 рубля.
Суд первой инстанции отказал в этой части в удовлетворении заявленных требований. Данные выводы оспариваются в апелляционной жалобе Учреждением, которое указывает на то, что должности врач-статистик, психолог, врач-методист включены в перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), но обеспечивающего необходимые организационно-технические условия для достижения поставленных целей, задач и выполнения установленных функций.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 в должностные обязанности врача-статистика, психолога и врача-методиста не входит оказание медицинской помощи, следовательно указанные работники не принимали непосредственное участие в оказании медицинской помощи, что не оспаривается ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница".
Действительно, как обоснованно указывает Учреждение согласно пункту 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Таким образом, по общему правилу в состав затрат могут быть отнесены не только заработная плата лиц, оказывающих медицинскую помощь (медицинские услуги), но и заработная плата лиц, такие услуги не оказывающих, но и административно-управленческого и вспомогательного персонала, к числу которых относятся должности врач-статистик, психолог, врач-методист, которые включены в Перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, утвержденному Положением об оплате труда работников ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница".
Однако, как было выше сказано, пунктом 185 Правил N 108н установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2020 год и на 2021 год были установлены Тарифными соглашениями в системе обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 24.2 Тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи, включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Таким образом, структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом N 326-ФЗ.
В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, при этом расходование средств обязательного медицинского страхования является строго целевым, то есть должно соответствовать условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на 2021 год, утвержденными Постановлениями Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019 N 1425-П и соответственно от 28.12.2020 N 1549-П были определены способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию и структура тарифа оплату медицинской помощи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, соответствующая положениям части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пункту 186 Правил N 108н.
Пунктом 3.2.2. Территориальных программ на 2020 и 2021 годы установлено что, в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в части расходов на заработную плату включается финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, специализированную и скорую медицинскую помощь, в порядке, установленном вышеуказанным постановлением Правительства автономного округа, с учетом результатов их деятельности, в том числе:
- врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
* медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам, врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
* медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- врачам, в том числе старшим; фельдшерам, в том числе старшим фельдшерам и фельдшерам по приему вызовов и передаче их выездной бригаде;
акушеркам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи;
* фельдшерам, выполняющим работу разъезднрго характера, заведующим и фельдшерам фельдшерских пунктов;
* медицинским сестрам, выполняющим работу разъездного характера и медицинским сестрам фельдшерских пунктов; медицинским сестрам по приему вызовов и передаче их выездной бригаде - медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь вне медицинской организации;
* врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Деятельность спорных подразделений и специалистов не включена в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Так же пунктом 24.1. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2020 год (заключенного в г. Салехарде 24.12.2019) и пунктом 24.1. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021 год (заключенного в г. Салехарде 24.12.2020) тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи по территориальной программе ОМС. Расходы медицинских организаций, связанные с обеспечением функционирования служб, подразделений и специалистов, деятельность которых не включена в территориальную программу ОМС, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
Наличие в структуре тарифа затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, не опровергает выводов суда первой инстанции о нецелевом характере использования средств
обязательного медицинского страхования, поскольку не доказывает, что несение расходов на выплату заработной платы врачу-статистику, психологу, врачу-методисту, связано с затратами, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Исходя из изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата собственных обязательств медицинской организации, не связанных с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Также УФК по ЯНАО вменяется как нарушение оплата ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" за счет средств обязательного медицинского страхования по государственному контракту от 02.06.2021 N 665-21 на выполнение работ по текущему ремонту кухни-столовой (предмет контракта). Цена контракта 3 700 000 рублей.
По мнению Казначейства, по государственному контракту от 02.06.2021 N 665-21 оплачены работы, относящиеся к капитальному ремонту, а именно работы и материалы по демонтажу и монтажу тепловых сетей и сетей водопровода кухни - столовой.
Сумма нецелевого использования средств ОМС составила 3 024 163,67 рубля.
Суд первой инстанции в указанной части удовлетворил заявленные требования ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница".
Суд апелляционной инстанции признает решение суда обоснованным и отклоняет доводы апелляционной жалобы Казначейства исходя из следующего.
Как указано выше, в соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункта 24.2 Тарифного соглашения в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы в том числе, работы и услуги по содержанию имущества.
В соответствии с разделом 2.2.3.6 письма Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2020 N 02-08-10/109210 "О направлении Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления" расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, направленных на обслуживание, содержание (восстановление и (или) поддержание на определенном уровне функциональных, пользовательских характеристик объекта) и ремонт нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Под содержанием имущества понимаются работы, направленные на поддержание в исправном, т.е. пригодном для эксплуатации, состоянии (приведение в исправное состояние) имущества (раздел 2.2.3.6 Письма).
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), на который ссылается Казначейство, капитальный ремонт замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
При этом, в силу части 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Понятие текущего и капитального ремонта также раскрываются в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)), утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N312.
Приложением N 7 ВСН N 58-88 (р) определен Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов в состав которых входит, в частности центральное отопление, а также водопровод и канализация, горячее водоснабжение, в части смены отдельных участков трубопроводов, отдельных секций у арматуры, отдельных водоразборных кранов, смесителей.
В соответствии с пунктом 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).
Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
В соответствии с пунктом 1.2 ВСН N 58-88 (р) данный нормативно-правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Как верно указывает Фонд в своем отзыве на апелляционную жалобу Казначейства, из указанных нормативных актов следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
При этом, исходя из предмета контракта, сметной документации и экспертного заключения от 05.09.2022 ООО "ЭкспертТехСтрой", работы по демонтажу и монтажу тепловых сетей и сетей водопровода кухни - столовой из полипропиленовых материалов, квалифицированы как текущий ремонт, следовательно - проведение текущего ремонта включается в понятие "содержание имущества", оплата которого может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Следует также отметить, что Заявитель может нести затраты по содержанию имущества за счет средств следующих источников: бюджет, внебюджетная деятельность, средства обязательного медицинского страховании, при этом в счет последнего источника включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Для того, чтобы произвести текущий ремонт, медицинской организации не требуется дополнительных разрешений, поскольку оплата осуществляется не за счет специально выделенных средств (субсидии), а за счет средств, полученных в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь в составе тарифа на оказание и оплату медицинской помощи, в отличие от предусмотренных пунктом 3.4.2 Территориальной программы на 2021 год расходов по финансированию оплаты текущего ремонта объектов здравоохранения по согласованным параметрам за счет средств окружного бюджета, предполагающих дополнительное согласование.
Кроме того, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в письме от 06.06.2013 N 4509/21-и по вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования указывал, что расходы на текущий ремонт относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2023 по делу N А81-11603/2022 - без изменения.
Возвратить Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 04.04.2023 N 3719.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11603/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, Восьмой арбитражный апелляционный суд, Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа