г. Саратов |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А57-20584/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2023 года по делу N А57-20584/2022
по исковому заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района (ИНН: 6449020910, ОГРН: 1026401983475)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие - 9" (ИНН: 6452139471, ОГРН: 1196451016178),
третьи лица: Территориальный отдел госавтодорнадзора по Саратовской области Нижневолжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора,
о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок СМ N 002295 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 24 "ЭРБ - Базальт", выданного 12.06.2021,
при участии в судебном заседании до объявления перерыва:
- представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района - Егорова Юлия Олеговна, доверенность от 27.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет, истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие - 9" (далее - ООО "АТП-9", ответчик) с исковым заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок СМ N 002295 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 24 "ЭРБ - Базальт", выданного 12.06.2021.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.03.2023 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии с разделом 3 положения о Комитете ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района утвержденном решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22 декабря 2016 года Jft 89/08-05, для реализации поставленных задач комитет осуществляет функции организатора открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Из материалов дела следует, что по муниципальному маршрутам регулярных перевозок N 3 "Ярмарка - ЭРБ", N23 "Ярмарка - пос. Мелиораторов", N24 "ЭРБ-Базальт", N34 "ЭРБ - Базальт", N204 "г. Энгельс Ярмарка - с. Степное", N206 "г. Энгельс Ярмарка - с. Квасниковка", N208 "г. Энгельс Ярмарка - по. Пробуждение", N208А "г. Энгельс Ярмарка - пос. Новопушкинское", N208Б "г. Энгельс Ярмарка - пос.Коминтерн", N 2083 "г. Энгельс Ярмарка - пос. Анисовский", N 214 "г. Энгельс пос. Мелиораторов - с. Квасниковка", Ла 252 "г. Энгельс Ярмарка - с. Березовка", N 267 "г. Энгельс Ярмарка - ст. Анисовка", N 267А "г. Энгельс Ярмарка - Угольник", N 278П "г. Энгельс Ярмарка - пос. Лошинный", N 278К "г. Энгельс Ярмарка - пос. им. Карла Маркса", N 294А "г. Энгельс Ярмарка - с. Широкополье", N 326К "г. Энгельс Ярмарка - с. Первомайское", N 277 "г. Энгельс Ярмарка - пос. Придорожный", N 269 "г. Энгельс Ярмарка - дачи Волжанка", N 271А "г. Энгельс Д/К Дружба - дачи Детский Санаторий", N 276Д "г. Энгельс Д/К Дружба - дачи с. Ленинское", N 351Б "г. Энгельс Д1/К Дружба - дачи Искра-3", перевозки осуществляет ООО "АТП-9" на основании свидетельства СМ N 002295 сроком действия с 12.06.2021 года по 11.06.2026 года.
В соответствии с информацией, представленной Нижне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области 08.09.2021 года исх. N 06-09/3547, N 06-09/3548 и 13.09.2021 исх. N 06-09/23591 ООО "АТП-9" неоднократно (08.09.2021 и 09.09.2021) привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ при осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 24 "ЭРБ - Базальт".
Кроме того, в ходе проведения контрольных мероприятий Нижне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области в период с 21.02.2022 по 15.03.2022 выявлен факт нарушения осуществления перевозок пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров, а также осуществления перевозок пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. В связи с чем, в отношении ООО "АТП-9" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2,3,6 ст. 12.21.1. КоАП РФ.
Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района запрашивались копии постановлений о привлечении ООО "АТП-9" к административной ответственности, однако ответом Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области от 13.07.2022 Комитету было отказано, в связи с тем, что запрашиваемая информация относится к персональным данным.
В свидетельстве об осуществлении перевозок СМ N 002295 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 24 "ЭРБ - Базальт", выданном ООО "АТП-9" 12.062021 указан адрес места нахождения: г. Саратов, ул. Высокая, д. 12, кв. 7, однако согласно открытым сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО "АТП-9" с 24.12.2021 является: ул. Зеленая, зд. 107, офис 21.
С соответствующим заявлением ООО "АТП-9" в уполномоченный орган местного самоуправления - Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района не обращалось.
Указанные обстоятельства, по мнению истца, подтверждают нарушение перевозчиком перевозочного процесса, что является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок, что явилось основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В силу части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ органы, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении его действия, в том числе в случае:
- неоднократного в течение одного года непредставления в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок (пункт 1);
- неоднократного в течение одного года привлечения лица, которому выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ (пункт 2);
- непредставления в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заявления об изменении маршрута регулярных перевозок (пункт 4);
- наличия обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием (пункт 4.1);
- иных обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами РФ (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта РФ (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок) (пункт 5).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Как указал суд первой инстанции, из буквального толкования нормы пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что ею предусмотрена не безусловная ответственность перевозчика за указанное нарушение, а установлено право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту.
Также судом первой инстанции был учтен тот факт, что ответчиком подано заявление о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства при обращении юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства.
Согласно части 4 статьи 29 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие данное свидетельство, с заявлением в письменной форме о прекращении его действия не ранее чем через тридцать дней с даты начала осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления размещает на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о поступлении указанного заявления в течение десяти дней со дня его поступления.
Законом N 220-ФЗ представление иных документов, кроме заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества о прекращении действия свидетельства, не требуется.
Представленное заявление о прекращении действия выданного свидетельства подписано правомочным лицом, выражает волю заявителя, направленную на прекращение действия спорного свидетельства.
Приняв во внимание доводы ответчика, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, и, отклоняя доводы заявителя жалобы, исходит из следующего.
Как указывалось выше, от ответчика в комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района 22.02.2023 поступило заявление о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 24 "ЭРБ - Базальт".
В соответствии с положениями Закона N 220-ФЗ, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства в уполномоченный орган местного самоуправления.
Как следует из пояснений истца, представленных 31.05.2023 в суд апелляционной инстанции, действие свидетельства ООО "АТП-9" на право обслуживания маршрута N 24 (СМ N 002295) прекращено с 24.05.2023 по заявлению ответчика.
Оснований для прекращения действия указанного свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по иным основаниям - не имеется.
Доводы заявителя жалобы об обратном отклоняются судебной коллегией,
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2023 года по делу N А57-20584/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20584/2022
Истец: Комитет ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского МР
Ответчик: ООО Автотранспортное предприятие-9
Третье лицо: Территориальный отдел по Саратовской области Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора