г. Чита |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А78-6226/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 апреля 2023 года по делу N А78-6226/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новокручининское" (ОГРН 1077524002467, адрес: 672570, Забайкальский край, Читинский район, Новокручининский поселок городского типа, ул. Комсомольская, 3, далее - истец, ООО "Новокручининское") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Забайкальскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН 1197536003972, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д. 136, далее - ответчик, министерство) о взыскании за счет казны Забайкальского края убытков в виде недополученных доходов за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 8 893 026 рублей 24 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, адрес: 672027, Забайкальский край, г. Чита, ул. Горького, д. 43, этаж 2, далее - служба, РСТ) и Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, дом 68, далее - Минфин).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 апреля 2023 года по делу N А78-6226/2022 исковые требования удовлетворены.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт, не оспаривая в жалобе выводы суда первой инстанции об обоснованности иска по праву и по факту, считает, что надлежащим ответчиком является публично-правовое образование Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края.
ООО "Новокручининское" в отзыве с апелляционной жалобой не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Новокручининское" является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования городского поселения "Новокручининское".
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 678-НПА от 18.12.2018 (с учетом корректировки тарифов с 01.01.2020 на основании приказа РСТ Забайкальского края N 405-НПА от 19.11.2019) установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Новокручининское" потребителям на территории муниципального образования городского поселения "Новокручининское" на 2019-2023 годы с календарной разбивкой согласно приложению N 1 к приказу, в том числе на 2020 год (т.1 л.д.52-53), в связи с применением предприятием упрощенной системы налогообложения тариф является конечным:
для бюджетных и прочих потребителей: 3 145,20 руб./Гкал с 01.01.2020 по 31.12.2020;
для населения: 1 794,88 руб./Гкал с 01.01.2020 по 30.06.2020, 1872,06 руб./Гкал с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 99-НПА от 26.06.2020 (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края N 75-НПА от 30.04.2021) с 01.07.2020 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Новокручининское" потребителям на территории муниципального образования городского поселения "Новокручининское" на 2020-2024 годы с календарной разбивкой согласно приложению N 1 к приказу, в том числе на 2020 год (т.1 л.д.68-78), в связи с применением предприятием упрощенной системы налогообложения тариф является конечным:
для бюджетных и прочих потребителей: 3 713,85 руб./Гкал с 01.07.2020 по 31.12.2020;
для населения: 1 872,06 руб./Гкал с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Согласно экспертному заключению РСТ Забайкальского края по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Новокручининское" на территории муниципального образования городского поселения "Новокручининское" на 2020 год (т.1 л.д.17-51), размер экономически обоснованного тарифа в 2020 году на тепловую энергию, поставляемую от объектов Кручина, Фабричная, составил 3 145,19 руб./Гкал, в связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги у организации возникают выпадающие доходы в сумме 14 371 290,34 руб. (пункт 5.1.1 раздела V заключения), а размер экономически обоснованного тарифа в 2020 году на тепловую энергию, поставляемую от объектов Энергетиков, составил 5 137,05 руб./Гкал, в связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги у организации возникают выпадающие доходы в сумме 3 944 509,89 руб. (пункт 5.1.2 раздела V заключения).
Согласно экспертному заключению РСТ Забайкальского края об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) горячую воду в открытой системе теплоснабжения, поставляемую ООО "Новокручининское" на территории муниципального образования городского поселения "Новокручининское" на 2020-2024 годы с учетом изменений в экспертное заключение от 30.04.2021 (т.1 л.д.54-67, 71-75), размер экономически обоснованного тарифа в 2020 году на тепловую энергию составил 371 3,85 руб./Гкал, в связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги у организации возникают выпадающие доходы в сумме 22 801 807,42 руб. (пункт 5.1 раздела V заключения).
В соответствии с Порядком предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержден Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 N 457 (далее - Порядок) истец обращался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края с заявками на предоставление субсидии N 1 от 09.04.2020, N 2 от 08.07.2020, N 3, N 4 от 15.10.2020,N 5 от 19.11.2020, N 6 от 18.11.2020 (т.2 л.д.18-28).
Заявки истца исполнены частично, истцу предоставлены субсидии в общей сумме 10 839 370 рублей 63 копеек по заявкам N 1, N 6 (платежные поручения т.1 л.д.96, 97), из которых 9 914 840 рублей 47 копеек распределено на услуги теплоснабжения, о чем истец известил ответчика (письмо от 16.08.2021 т.1 л.д.98-99).
В заявках N 2, N 3 и N 4 отказано со ссылкой на подпункт 4 пункта 17 Порядка в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год, по заявке N 5 - отказано со ссылкой на подпункт 2 пункта 17 Порядка в связи с нарушением срока представления.
Претензия истца от 16.08.2021 не исполнена.
Отсутствие выплат явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании выпадающих доходов (межтарифной разницы), исходя из объема поставленных ресурсов согласно произведенному расчету, и установленного экономически обоснованного тарифа за 2020 год в сумме 8 893 026 рублей 24 копеек.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
В силу части 2 статьи 15 ГК РФ определяются убытки в виде:
1) реального ущерба - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,
2) упущенной выгоды - неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
На основании пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Истец осуществляет деятельность по теплоснабжению.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
На основании статьи 5 Закона о теплоснабжении органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, включая реализацию предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Статьей 7 Закона о теплоснабжении определено, что государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, устанавливающим предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (далее - предельные уровни), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, устанавливающими соответствующие тарифы в рамках указанных предельных уровней или предельных индексов.
В соответствии со статьей 10 Закона о теплоснабжении формирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 и иными нормативными правовыми актами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
В силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Уполномоченным органом в области регулирования тарифов на территории Забайкальского края является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которая утвердила тарифы на тепловую энергию для ООО "Новокручининское", поставляемую потребителям на территории городского поселения "Новокручининское" муниципального района "Читинский район" Забайкальского края.
В подтверждение заявленного объема поставленных ресурсов истцом представлены соответствующие доказательства: расчеты потребленных ресурсов по потребителям, договоры и муниципальные контракты теплоснабжения, акты оказанных услуг, платежные документы, акты снятия показаний приборов учета тепловой энергии, платежные документы, технические паспорта и правоустанавливающие документы в отношении объектов потребителей, выписки из ЕГРН и пр. Документы представлены в материалы судебного дела как на бумажном носителе, так и в электронном виде на материальных носителях - дисках.
На основании пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства от 22.10.2012 N 1075, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Пунктом 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 установлено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска оказываемых услуг
Истец заявил требования о возмещении убытков, исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифами, установленными в размере ниже экономически обоснованного.
В соответствии с представленным расчетом сумма выпадающих доходов по теплоснабжению потребителей городского поселения "Новокручининское" в общей сумме составляет 18 807 866,71 рублей.
Истцу выплачена субсидия в сумме 9 914 840,47 рублей.
Согласно данным РСТ Забайкальского края размер межтарифной разницы по итогам 2020 года составляет 8 893 026,24 рублей с учетом суммы выплаченной субсидии.
Уточненные истцом требования соответствуют расчетам РСТ Забайкальского края, ответчиком расчеты не оспорены.
В связи с ограничением роста тарифов приказами РСТ Забайкальского края экономически обоснованные тарифы не утверждались. Экономически обоснованные тарифы отражены в экспертных заключениях по расчету тарифов на тепловую энергию на соответствующий период, которые в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, от 13.05.2013 N 406 являются частью дела об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов), содержат анализ, мотивированные выводы, и рекомендации.
В спорный период тарифы на тепловую энергию для категории "население" (1794,88 руб./Гкал за 1 полугодие 2020, 1872,06 руб./Гкал за 2 полугодие 2020) были установлены ниже экономически обоснованных тарифов (3145,19 руб./Гкал и 5137,05 руб./Гкал за 1 полугодие 2020, 3713,85 руб./Гкал за 2 полугодие 2020), что привело к возникновению на стороне истца убытков (выпадающих доходов) в виде разницы между указанными тарифами.
Фактическая сумма недополученных доходов истца в 2020 году составила 18 807 866,71 рублей, с учетом выплаты субсидии - 9 914 840,47 рублей.
В силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" если ответчиком доказано, что при установлении экономически обоснованного тарифа учтены потери ресурсоснабжающей организации, вызванные поставкой ресурса для населения по более низкому тарифу, то в зависимости от размера таких учтенных потерь суд может отказать в удовлетворении иска или уменьшить размер взыскиваемой суммы. Применительно к статьям 16, 1969, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел данной категории суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению размера своих потерь.
Ответчиком таких доказательств суду не представлено, как и не представлено доказательств возмещения истцу выпадающих доходов за 2020 год в полном объеме.
Довод апеллянта о ненадлежащем ответчике отклоняется судом апелляционной инстанции.
На основании пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П разъяснил, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть субъект Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Соответственно убытки должны быть возмещены за счет казны Забайкальского края, в результате действий органа которого был нанесен ущерб. При этом необходимо отметить, что согласно статье 16.1 ГК РФ подлежит возмещению ущерб, причиненный и правомерными действиями государственных органов.
В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на финансовый орган субъекта Российской Федерации возложено исполнение судебных актов по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
На основании пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования. Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
При отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Законом Забайкальского края от 30.12.2019 N 1778-ЗБК "О бюджете Забайкальского края на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов" утверждена ведомственная структура расходов бюджета края (приложение N 15), определен перечень главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края. Каждому главному распорядителю средств краевого бюджета присвоен персональный номер кода ГРБС (т.1 л.д.145-146).
Бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в связи с государственным регулированием тарифов предусмотрены для Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и цифровизации и связи Забайкальского края, как главного распорядителя бюджетных средств (код 099).
Финансовый орган согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13, выступает в качестве органа, представляющего интересы публично-правового образования в случае, если в соответствующих отношениях он признается главным распорядителем бюджетных средств либо если на момент рассмотрения дела такой распорядитель отсутствует.
В настоящем случае главный распорядитель бюджетных средств по соответствующему расходу бюджета края определен, в связи с чем, убытки подлежат возмещению за счет казны Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца являются законными, обоснованными, подтвержденными доказательствами, приобщенными в материалы судебного дела, и подлежащими удовлетворению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 апреля 2023 года по делу N А78-6226/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6226/2022
Истец: ООО НОВОКРУЧИНИНСКОЕ
Ответчик: Министерство ЖКХ по Забайкальскому краю, ОСП МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЦИФРОВИЗАЦИИ И СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство финансов Забайкальского края, ОСП РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ