г. Чита |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А58-9651/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2023 года по делу N А58-9651/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера" (ОГРН 1041402032803, 677904, Республика Саха (Якутия), Якутск г, Маган с, 40 Лет Победы ул, д. 1, далее - заявитель, предприятие, страхователь) обратилось в суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401057237, 677018, Республика Саха (Якутия), Якутск город, Чернышевского улица, 4, далее - государственный орган, учреждение, фонд) о признании недействительными решения от 05.09.2022 N 14002280001396, от 12.10.2022 N 14002280001397.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2023 года по делу N А58-9651/2022 заявленные требования удовлетворены.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Фонд не согласен с выводом суда о недоказанности наличия оснований для возложения на предприятие обязанности возместить излишне понесенные расходы на выплату пособий. По мнению апеллянта, именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки "Условия исчисления" в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в ФСС.
Также указывает на то, что суд необоснованно не принял во внимание, что положениями Закона N 255-ФЗ заболевание (или травма) и карантин застрахованного лица являются отдельными случаями обеспечения пособием по временной нетрудоспособности. Выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином во время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (период освобождения работника от работы с полным сохранением заработной платы) действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Судом не учтено, что в силу ст.124 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ обязанность продлевать отпуск на число календарных дней нетрудоспособности, в случае если временная нетрудоспособность наступила в период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске, возникает у работодателя только в случае временной нетрудоспособности самого работника, вследствие заболевания или травмы. Таким образом, временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска в соответствии со ст.124 ТК РФ.
Предприятие в отзыве доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 11.05.2023 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 00 минут 06 июня 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.04.2023, 12.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Ломако Н.В., Сидоренко В.А.
В связи с длительным отсутствием судьи Сидоренко В.А. (приказ N 100к от 13.04.2023 в период с 05.06-07.07.2023 года) ввиду нахождения в очередном отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (ред. от 22.06.2012), определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2023 года судья Сидоренко В.А. заменен на судью Будаеву Е.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера" является плательщиком страховых взносов определенных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в период с 02.06.2022 по 28.06.2022 была проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату пособия на погребение за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведенной проверки учреждением был составлен акт выездной проверки от 29.07.2022 N 14002280001394.
На основании данного акта проверки заместителем управляющего государственного органа было вынесено решение от 05.09.2022 N 14002280001396, согласно которому предприятию предложено возместить расходы, излишне понесенные государственным органом в связи с представлением заявителем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение, застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального погребения, на сумму 421 461,65 рублей.
В связи с несогласием с указанным решением учреждения заявитель обжаловал его в вышестоящий орган 16.09.2022.
Решением Управляющего государственного органа от 12.10.2022 N 14002280001397 жалоба предприятия оставлена без удовлетворения и предложено предприятию возместить учреждению расходы в размере 421 461,65 рублей.
Основанием для принятия указанных решений явился вывод государственного органа о том, что работник заявителя Батюшкин Г.Е. получил излишние страховые выплаты в размере 229 204,22 рублей, превысив предельный срок, установленный законом нахождения на больничном, работник заявителя Могилевец Т.В. получила излишние страховые выплаты в размере 31 063,25 рублей.
Кроме того, по мнению государственного органа работники предприятия Мурай А.Ю(сумма излишне понесенных расходов составила 57 534,25 рублей), Кривошапкин А.Д. (сумма излишне понесенных расходов составила 4 020,26 рублей), Быканов А.А. (сумма излишне понесенных расходов составила 6 748,28 рублей), Кривошапкина В.Р. (сумма излишне понесенных расходов составила 9 810,00 рублей), Брылев М.И. (сумма излишне понесенных расходов составила 12 967,98 рублей), Евсеева Ю.А. (сумма излишне понесенных расходов составила 21 905,65 рублей), Семенов В.С. (сумма излишне понесенных расходов составила 28 509,90 рублей) и Жирнов В.П. (сумма излишне понесенных расходов составила 19 697,86 рублей) необоснованно получили страховые выплаты по временной нетрудоспособности за время нахождения на карантине в связи с пандемией COVID-19.
Не согласившись с данными решениями государственного органа, заявитель обратился в fрбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии частью 1 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи.
Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (часть 3 статьи Федерального закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
Таким образом, законом предусмотрены два временных ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности лицу, признанному в установленном порядке инвалидом: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев в календарном году.
Как следует из материалов дела, выездной проверкой установлено, что работникам страхователя, признанным в установленном порядке инвалидами, указанное пособие выплачено за пределами установленных сроков:
- Батюшкин Г.Е. - выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 01.01.2020 г. по 14.11.2020 г., то есть за более чем четыре месяца подряд;
- Могилевец Т.В. - выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 04.03.2021 по 15.06.2021 г., с 12.07.2021 г. по 15.08.2021 г., с 09.09.2021 по 15.09.2021 г., с 28.10.2021 по 24.11.2021 г., то есть более 5 месяцев в календарном году.
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Постановление Правительства РФ N 2375) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение).
В силу пункта 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий соответствующее пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
Аналогичные положения содержит Постановление Правительства РФ N 2375.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
В 2020 году действовал порядок выдачи и листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
В 2021 году действовал порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.09.2020 N 925н.
В силу пункта 73 Порядка N 925н (пункта 66 Порядка N 624н), при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Условия исчисления" указывается соответствующий двузначный код (при необходимости несколько кодов)
45 - в случае, если получатель пособия имеет инвалидность;
49 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности";
50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности".
Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, действующим с 29.01.2018 до 01.05.2021, утверждены формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядок их заполнения. С 02.05.2021 г. формы реестров утверждены Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 г. N 26.
Пунктом 3.17 Порядка N 579 предусмотрено, что в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код (при необходимости несколько кодов):
код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется;
код 49 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности);
код 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности).
Согласно пункту 3.23 Приказа ФСС РФ от 24,11.2017 N 579 в графе 42 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера" указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается в соответствии с законодательством, наличие и реквизиты справки (справок) от другого страхователя (других страхователей) о том, что подача документов для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам территориальным органом Фонда этим страхователем не осуществлялась, - в случаях, указанных в частях 2 1 и 2.2 статьи 13 Федерального закона N 255- ФЗ, наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ с указанием наименования и реквизитов документов, их подтверждающих, дата подачи заявления о замене календарных годов (календарного года) в случае, указанном в части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, при работе застрахованного лица в районах и местностях, в которых в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации применяются районные коэффициенты к заработной плате, указывается размер районного коэффициента, а также название такого района или местности и др.
Аналогичные положения содержит Порядок 26.
Таким образом, Фонд правомерно исходил из того, что именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки "Условия исчисления" в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в ФСС.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права.
Позиция суда апелляционной инстанции соответствует сложившейся судебной практике при рассмотрении аналогичных споров (Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2021 N 303-ЭС21-17316, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2022 по делу N А58-4604/2021, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.06.2021 по делу N А51-19656/2019).
Как установлено судом апелляционной инстанции, для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам Могилевец Т.В. и Батюшкину Г.Е. страхователем в ФСС не были представлены необходимые сведения (в том числе в указанных реестрах), что привело к необоснованному начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности:
- Батюшкин Г.Е. - за период более 4 месяцев подряд непрерывного случая временной нетрудоспособности (с 01.05.2020 г. по 14.11.2020 г.) и составило 229 204,22 руб.;
- Могилевец Т.В. - за период более 5 месяцев в календарном году (начиная с 31.10.2021 г. по 24.11.2021 г.) и составило 31 063,25 руб.
Таким образом, следует признать неправомерными выводы суда первой инстанции о том, что страхователь не располагал сведениями о наличии у работников инвалидности и не мог получить информацию из каких-либо источников, поскольку как данное обстоятельство не освобождает страхователя от последствий необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду, учитывая что нормы части 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ императивно устанавливают период выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающего инвалида.
Кроме того, выводы суда первой инстанции о том, что у органа ФСС имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (проверить статус застрахованного лица) также не основаны на нормах права.
Судом не учтено, что осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
В силу положений частей 1, 5, 7 статьи 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674) и раздела II Состава предоставляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов (утв. приказом Минтруда России от 29.12.2016 N 843н), ФСС не являлся поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов.
Положениями Федерального закона N 255-ФЗ на орган ФСС также не возлагается обязанность сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией и учитывать ее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий в соответствии с Положением N 294.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания недействительным решения органа ФСС в рассматриваемой части.
В части доводов апеллянта о необоснованном получении страховых выплат по временной нетрудоспособности за время нахождения работников предприятия на карантине в связи с пандемией COVID-19 судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции, признавшего оспариваемые ненормативные акты не соответствующими закону.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в том числе в случаях карантина застрахованного лица. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период карантина за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации (часть 3 статьи 3, пункт 3 части 1 статьи 5, часть 6 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
Периоды, за которые застрахованному лицу не назначается пособие по временной нетрудоспособности, перечислены в части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ.
Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности установлены частью 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ.
Период карантина, совпадающий с днями ежегодного оплачиваемого отпуска, в указанные перечни не входит. Соответственно, оплате подлежат дни нахождения на карантине, не приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Работодатель обязан продлевать (или переносить) отпуск в случае, если в период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске у работника возникла временная нетрудоспособность (часть 1 статьи 124 ТК РФ). Документом, подтверждающим временную нетрудоспособность работника, как правило, является листок нетрудоспособности независимо от причины нетрудоспособности. Перерасчет отпускных выплат при временной нетрудоспособности работника предусмотрен нормами трудового законодательства, закрепляющими обязанность работодателя перенести или продлить время отдыха работника в связи с временной нетрудоспособностью.
В период с 20.03.2020 по 01.07.2020 на территории Российской Федерации действовали Временные правила, которые распространялись в том числе на лиц, прибывших из стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусом, и на проживающих с ними (пункт 2 Временных правил).
Согласно пунктам 3, 9 Временных правил назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, который формируется сразу на 14 календарных дней на основании заявления застрахованного лица и прилагаемых документов в информационной системе фонда социального страхования Российской Федерации в форме электронного документа.
Оплачивают такие больничные территориальные органы фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации работодателя (пункт 10 Временных правил).
При рассмотрении данного спора суд исходит из положений Закона N 255-ФЗ, а также статьи 124 ТК РФ, в соответствии с которыми по заявлению работника с указанием причины возможно прерывание (перенесение) отпуска с последующим предоставлением неиспользованных дней отпуска по согласованию с работодателем.
При этом, судом учтено, что спорная ситуация (перенесение отпуска работнику в связи с временной нетрудоспособностью и карантином) возникла в период введения в Российской Федерации ограничительных мер, а также появления новых нормативно-правовых актов и рекомендаций применения законодательства при оформлении трудовых отношений, оплате больничных и отпускных выплат в период пандемии коронавирусной инфекции.
В силу статьей 106, 107 ТК РФ время отдыха, в том числе отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Учитывая, что в связи с введенными ограничительными мерами в период нахождения работника на карантине ему запрещается посещать какие-либо места скопления людей (в противном случае гражданин подлежит административной ответственности), то есть время карантина работник не может использовать по своему усмотрению, суд первой инстанции правильно отметили, что в случае отказа работнику в продлении (перенесении) ежегодного оплачиваемого отпуска (по причине нахождения его на карантине) работодатель нарушает право работника на полноценный отдых, закрепленное в ТК РФ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, указанные в оспариваемом решении фонда работники заявителя, оформив должным образом заявление о переносе на другое время неиспользованной в связи с нетрудоспособностью части отпуска, реализовали свое право на отдых, предусмотренное статьей 124 ТК РФ.
Доводы Фонда об обратном основаны на неверном толковании положений статьи 124 ТК РФ.
Из материалов дела не следует, что в отношении работников предприятие не издавало приказы по их отзыву из отпуска. На основании заявлений работников о перенесении (отмене) отпуска издавались соответствующие приказы, по инициативе работников отпуск им был предоставлен позже по причине невозможности использовать время отдыха по назначению, в связи с чем начисление пособия за период карантина указанных работников является правомерным, порядок назначения и выплаты пособия не нарушен.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены заявленные требования в рассматриваемой части.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в части в части признания незаконными решения заместителя управляющего отделением Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435073969, ОГРН 1021401052243) от 05.09.2022 N 14002280001396 и решения управляющего Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 12.10.2022 N 14002280001397 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в части признания излишне понесенных расходов в сумме 260 267,47 рублей по эпизодам выплаты пособия Батюшкину Г.Е. и Могилевец Т.В.
В указанной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2023 года по делу N А58-9651/2022 отменить в части признания незаконными решения заместителя управляющего отделением Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435073969, ОГРН 1021401052243) от 05.09.2022 N14002280001396 и решения управляющего Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 12.10.2022 N14002280001397 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в части признания излишне понесенных расходов в сумме 260 267,47 рублей по эпизодам выплаты пособия Батюшкину Г.Е. и Могилевец Т.В.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконными решения заместителя управляющего отделением Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435073969, ОГРН 1021401052243) от 05.09.2022 N 14002280001396 и решения управляющего Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 12.10.2022 N 14002280001397 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в части признания излишне понесенных расходов в сумме 260 267,47 рублей по эпизодам выплаты пособия Батюшкину Г.Е. и Могилевец Т.В.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9651/2022
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера"
Ответчик: ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха Якутия