город Омск |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А75-24348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4802/2023) Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.03.2023 по делу N А75-24348/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" (ОГРН 1148602004616, ИНН: 8602216315, адрес: 628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Югорская, дом 1, блок Б (этаж 1)) к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600515470, ИНН 8601003963, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 5) о признании недействительными предостережения от 23.09.2022 N 120 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600003590672 от 23.09.2022) и предостережения от 16.11.2022 N 133 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600004182810 от 16.11.2022),
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Костина Виталия Дмитриевича по доверенности от 07.12.2022 N 22-Д-26;
от общества с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" - Мартюшова Алексея Владимировича по доверенности от 01.10.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" (далее - заявитель, общество, ООО "Бета Сургут") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предостережения от 23.09.2022 N 120 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600003590672 от 23.09.2022).
Определением суда от 08.02.2023 дело N А75-24348/2022 объединено в одно производство с делом N А75-24349/2022, в рамках которого оспорено предостережение Департамента от 16.11.2022 N 133 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600004182810 от 16.11.2022), выданное по тому же объекту, объединенному делу присвоен номер А75-24348/2022.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.03.2023 по делу N А75-24348/2022 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными предостережение от 23.09.2022 N 120 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600003590672 от 23.09.2022) и предостережение от 16.11.2022 N 133 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600004182810 от 16.11.2022), выданные Департаментом ООО "Бета Сургут". Этим же решением с Департамента в пользу ООО "Бета Сургут" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что торговый объект (магазин "Красное и Белое") общества не отвечает предъявляемым к нему требованиям, предусмотренными подпунктом 5 пункта 2 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2016 N 46-оз "О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N 46-оз), поскольку земельный участок, расположенный между магазином "Красное и Белое" и красными линиями улично-дорожной сети расположен в городской черте в кадастровом квартале 86:10:0101251 и в настоящее время используется жителями близлежащих домов как зона отдыха (прогулочная зона).
ООО "Бета Сургут" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.
Представитель ООО "Бета Сургут" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Департамент поступила информация об осуществлении ООО "Бета Сургут" деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине "Красное и Белое", расположенном по адресу: г. Сургут, ул. Университетская, 31, 1 этаж, цокольный этаж с нарушением установленного пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Департамент полагает, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой).
Поскольку Департамент не возбуждает дело об административном правонарушении в силу требований пунктов 3 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", 23.09.2022, 16.11.2022 Департаментом в отношении ООО "Бета Сургут" вынесены предостережения N 120, N 133 о принятии меры по обеспечению соблюдения требований на объекте по адресу: г. Сургут, ул. Университетская, 31, 1 этаж, цокольный этаж, магазин "Красное и Белое", установленных пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз.
Полагая, что предостережения от 23.09.2022 N 120, от 16.11.2022 N 133 являются незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 23.03.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая специфику продукции, являющейся объектом правового регулирования по данному закону, законодатель установил определенные ограничения, оправдываемые, с одной стороны, целями защиты здоровья населения, его нравственных устоев, а с другой - экономическими (финансовыми) интересами государства и потребностями граждан.
Статьёй 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования и ограничения к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.
Такие ограничения установлены на территории округа Законом N 46-оз.
Пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона, в редакции от 31.08.2021, вступившей в силу с 01.09.2022, введены дополнительные ограничения для объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории округа.
Согласно указанной норме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов, за исключением случая, когда вход для посетителей в торговый объект организован со стороны красных линий улично-дорожной сети за пределами минимального расстояния от детской игровой (спортивной) площадки.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае Департаментом установлено, что торговый объект - магазин "Красное и Белое", расположенный по адресу: г. Сургут, ул. Университетская, 31, 1 этаж, цокольный этаж, в котором общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, располагается в нежилом помещении многоквартирного дома, вход в которое для посетителей организован через земельный участок, т.е не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети, что послужило основанием для вынесения оспариваемых предостережений.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что торговый объект (магазин "Красное и Белое") общества отвечает предъявляемым к нему требованиям, предусмотренными подпунктом 5 пункта 2 статьи 4 Закона N 46-оз, установив, что на участке местности между земельным участком с кадастровым номером 86:10:01011251:5033, на котором расположен многоквартирный дом г. Сургут, ул. Университетская, д. 31 и улицей Иосифа Каролинского (красной линией улично-дорожной сети) отсутствуют какие-либо объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), а также отсутствуют сформированные земельные участки с установленными межеванием границами и присвоением в установленном порядке кадастровых номеров и категорий земель, определением конкретного целевого использования; вход в магазин "Красное и Белое", расположенный в нежилом помещении по адресу: г. Сургут, ул. Университетская, 31, 1 этаж, цокольный этаж, организован со стороны красных линий улично-дорожной сети. Перед входом в магазин осуществляется проезд транспортных средств, парковка автомобилей. Отсутствует и размещение детских игровых или спортивных площадок вблизи объекта торговли; заявитель использует вход для посетителей в помещение магазина без проведения дополнительного переустройства помещения (здания), что следует из представленных в дело фотографий и не опровергается Департаментом.
Признавая оспариваемые предостережения недействительными, суд первой инстанции также исходил из того, что планируемая в будущем застройка прилегающей территории не может служить ограничением для осуществления лицензируемой предпринимательской деятельности в настоящий момент и при существующих фактических обстоятельствах, учитывая, что установленные пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз ограничения для объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории округа, призваны обеспечить общественный порядок, защиту прав граждан и обеспечение их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания, при этом закон не предусматривает введения полного запрета продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах, что могло бы отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания и послужить поводом для их закрытия, привело бы к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка.
Вместе с тем судом первой инстанции при принятии решения о признании недействительными предостережения Департамента от 23.09.2022 N 120 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600003590672 от 23.09.2022) и от 16.11.2022 N 133 (учетный номер ПМ в ЕРКНМ 86221118600004182810 от 16.11.2022), не учтено следующее.
Как следует из пояснительной записки к Закону N 46-оз, содержащей описание цели и направленности правового регулирования в данной отрасли, установленные пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз ограничения для объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории округа, призваны обеспечить общественный порядок, защиту прав граждан и обеспечение их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания, при этом закон не предусматривает введения полного запрета продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах, что может отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания и послужить поводом для их закрытия, приведет к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка.
Кроме того, из текста указанной записки следует, что проектом предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных жилых домах и во дворах многоквартирных жилых домов (за исключением случаев, когда вход в магазин расположен со стороны красных линий улично-дорожной сети).
Следовательно, воля законодателя состоит в установлении возможности розничной продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах только в тех торговых объектах, вход в которые, расположен со стороны красных линий улично-дорожной сети.
Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление от 20.04.2023 N 176 "Об утверждении официального толкования отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Согласно пункту 3 Официального толкования подпункта 5 пункта 2 статьи 4 Закона N 46-оз (раздел 1) вход для посетителей в торговый объект считается организованным со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети, в случае, если наружная стена здания, в которой расположен вход в торговый объект, обращена к красным линиям, обозначающих границы улично-дорожной сети, и при этом между наружной стеной здания и красными линиям, обозначающих границы улично-дорожной сети, отсутствуют земельные участки вне зависимости от их назначения и наличия на них объектов, за исключением земельных участков, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, в помещениях которого расположен торговый объект, и земельных участков, на которых расположены элементы улично-дорожной сети.
В рассматриваемом случае земельный участок, расположенный между магазином "Красное и Белое" и красными линиями улично-дорожной сети составляет парковую зону площадью не менее 4 000 кв.м, (расстояние от входа в торговый объект до красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети более 130 м.) расположен в кадастровом квартале 86:10:0101251 и в настоящее время используется собственниками близлежащих многоквартирных домов как зона отдыха.
В соответствии с проектом межевания территории микрорайона 32, утвержденным постановлением администрации города Сургута от 31.07.2018 N 5802, на указанной выше территории предусмотрено образование земельного участка ЗУ4.11 с видом разрешенного использования: Отдых (рекреация). Код 5.0. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Сургута, утвержденными постановлением администрации города от 11.05.2022 N 3651, указанная территория расположена в границах территориальной зоны многоэтажных автостоянок.
Таким образом, торговый объект (магазин "Красное и Белое") общества не отвечает предъявляемым к нему требованиям, предусмотренными подпунктом 5 пункта 2 статьи 4 Закона N 46-оз).
Кроме того, в иллюстрационных материалах к Закону N 46-оз, которые имелись в распоряжении общества до вступления в силу Закона N 46-оз, смоделирован случай, когда объект, в котором предполагается осуществлять розничную продажу алкогольной продукции, не соответствует ограничениям Закона N 46-оз, а именно в ситуации N 2 приведен аналогичный пример, при котором между входом в торговый объект, находящийся в многоквартирном доме, и красными линиями, обозначающими границы улично-дорожной сети, расположен земельный участок, не относящийся к придомовой территории многоквартирного дома, как и в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, у департамента имелись законные основания для вынесения оспариваемых предостережений, поскольку в спорном нежилом помещении в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.03.2023 по делу N А75-24348/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы заинтересованного лица не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.03.2023 по делу N А75-24348/2022 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительными предостережений от 23.09.2022 N 120, от 16.11.2022 N 133.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-24348/2022
Истец: ООО "БЕТА СУРГУТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ