г. Саратов |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А57-14759/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года по делу N А57-14759/2022
по заявлению Федерального казенного учреждения "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (410000, Саратовская область, г. Саратов, Усть-Курдюмский тракт (поворот на ЦДК), ОГРН 1196451023845, ИНН 6450108421)
заинтересованные лица: Саратовское УФАС России (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580), ООО "Универсал М" (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, зд. 15, пом. 1033, ОГРН 1171690104002, ИНН 1660301824), ООО "Промонт" (432035, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Автомобилистов, д. 12, оф. 305, ОГРН 1027301163724, ИНН 7325011590),
ООО "Тандем" (440015, Пензенская область, г. Пенза, ул. Аустрина, д. 176 Б, оф. 1, ОГРН 1185835001725, ИНН 5835126891), ПАО "Ростелеком" (191167, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. МО Смольнинское, Синопская набережная, д. 14, литера А, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388), ООО "А+Интнеграция" (115088, Г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 33, пом. 21 А, ОГРН 1207700376828, ИНН 9723105330),
о признании незаконными решений Саратовского УФАС России,
при участии в судебном заседании: от Федерального казенного учреждения "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" - Цопин Алексей Александрович, действующий на основании доверенности N 155 от 23.01.2023: от Саратовского УФАС России - Буракова Ирина Кирилловна, действующая на основании доверенности N 1 от 09.01.2023; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - заявитель, ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское") с заявлением о признании незаконным решения Саратовского УФАС России N 064/06/49-352/2022 от 18.05.2022, делу присвоен номер А57-14759/2022.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" с заявлением о признании незаконным решения Саратовского УФАС России N 064/06/49-348/2022 от 18.05.2022, делу присвоен номер А57-14783/2022.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" с заявлением о признании незаконным решения Саратовского УФАС России N 064/06/49-357/2022 от 18.05.2022, делу присвоен номер А57-14782/2022.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" с заявлением о признании незаконным решения Саратовского УФАС России N 064/06/49-354/2022 от 18.05.2022, делу присвоен номер А57-14781/2022.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное казенное учреждение "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" с заявлением о признании незаконным решения Саратовского УФАС России N 064/06/49-349/2022 от 18.05.2022, делу присвоен номер А57-14784/2022.
Определением от 10.08.2022 дела N А57-14759/2022, N А57-14784/2022, N А57-14781/2022, N А57- 14783/2022, N А57-14782/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному производству присвоен номер дела А57-14759/2022.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Федеральное казенное учреждение "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой с учетом письменных пояснений, просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года по делу N А57-14759/2022, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
УФАС по Саратовской области, ПАО "Ростелеком" в порядке статьи 262 АПК РФ представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвовали представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Федерального казенного учреждения "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Распоряжением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава от 30 мая 2023 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Землянникову В.В. для рассмотрения апелляционной жалобы Федерального казенного учреждения "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года по делу N А57-14759/2022.
Согласно части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзывов на апелляционную жалобу, письменных пояснений, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0860400000322000027 "Установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД" (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 114 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 на участие в закупке подано 7 заявок.
По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке Аукционная комиссия отклонила все заявки, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) определение поставщика по электронному аукциону признано несостоявшимся.
В Саратовское УФАС России 12.05.2022 поступило 5 жалоб на неправомерные действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское" по отклонению заявок участников аукциона: ООО "Промонт", ООО "Универсал-М", ООО "А+Интеграция", ПАО "Ростелеком", ООО "Тандем".
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Промонт" Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение N 064/06/49-348/2022 от 18.05.2022 о признании жалобы обоснованной.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Универсал-М" Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение N 064/06/49-357/2022 от 18.05.2022 о признании жалобы обоснованной.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "А+Интеграция" Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение N 064/06/49-352/2022 от 18.05.2022 о признании жалобы обоснованной.
По результатам рассмотрения жалобы ПАО "Ростелеком" Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение N 064/06/49-349/2022 от 18.05.2022 о признании жалобы обоснованной.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Тандем" Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение N 064/06/49-354/2022 от 18.05.2022 о признании жалобы обоснованной.
Считая вышеуказанные решения Саратовского УФАС России незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с рассматриваемыми в настоящем деле заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений Саратовского УФАС России.
Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту; устанавливает наличие полномочий у органа (лица), которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьей 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регламентировано положениями параграфа 2 главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ, в частности, статьями 59 - 71.
Как следует из материалов дела, 22.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0860400000322000027 "Установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД".
Согласно Извещению, объектом закупки является "Установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 114 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 на участие в закупке подано 7 Заявок, которые были отклонены. На основании п.4 ч.1 ст.52 Федерального закона N 44-ФЗ определение поставщика по электронному аукциону признается несостоявшимся.
12.05.2022 в Саратовское УФАС России поступило 5 жалоб (ООО "Промонт", ООО "Универсал-М", ООО "А+Интеграция", ПАО "Ростелеком", ООО "Тандем") на неправомерные действия Аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское" по отклонению заявок участников Аукциона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 заявка с идентификационным номером 7 (ПАО "Ростелеком") отклонена по причине несоответствия информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В нарушение п. 1 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44-ФЗ представленная информация о характеристиках товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 в представленных ПАО "Ростелеком" сведениях о предлагаемом товаре, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, указаны характеристики, не соответствующие требованиям, установленным Техническим заданием, а именно:
1. в п. 1.2 предложения участника "Предусмотрена возможность одновременного измерения скоростей нескольких целей в зоне контроля" представленный показатель не содержит диапазон с конкретным начальным и конечным показателями диапазона.
Согласно требованиям Инструкции по заполнению заявки в случае, если значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, имеют несколько значений сопровождаются словами "диапазон" ("в диапазоне") участник закупки должен указать в заявке диапазон с конкретным начальным и конечным показателями диапазона, но не менее диапазона, установленного заказчиком, кроме случаев указания дополнительных ограничений установленных настоящей инструкцией.
2. в п. 1.33 предложения участника предусмотрено, что "Для передачи информации на внешние устройства в вычислительном модуле комплекса должны быть предусмотрены следующие каналы: Проводной (Ethernet), беспроводной (802.11х) связи, работа в сетях 3G и (или) 4G" участником закупки не представлены конкретные параметры беспроводной связи.
Согласно требованиям Инструкции по заполнению заявки при наличии символа "х", следует руководствоваться документацией на товар и указать конкретные значения вместо данного символа. Символ "х" читать как символ замены. Причем символ "х" может быть заменен на любое количество символов (не менее одного). Не допускается указание символа замены с использованием символа "/", кроме как в соответствии с настоящей инструкцией.
Суд первой инстанции, отклоняя довод заявителя в этой части, правомерно указал следующее.
Пунктом 1.2 Приложения N 2 к Технической части извещения об Аукционе предусмотрены характеристики товара, требуемого к поставке: возможность одновременного измерения скоростей нескольких целей в зоне контроля; значение характеристик - в диапазоне от 1 до 20.
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе - показатель установлен для сокращения пропуска количества транспортных средств, нарушивших ПДД, а также увеличения эффективности работы.
ПАО "Ростелеком" указало конкретной характеристики предлагаемого товара, именно "20".
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.п. "а" ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно приложению N 3 к извещению об Аукционе (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению). Заказчиком установлено: "Если в описании объекта закупки значения показателей указаны в диапазоне в сопровождении знака "-" или "от....до", то необходимо указать конкретные значения показателей. Соответствующим потребностям заказчика является любое значение из установленного диапазона, исключая минимальные или максимальные значения из установленного диапазона, кроме случаев, изложенных в настоящей инструкции относительно выраженных диапазонов".
При этом в инструкции Заказчика также содержится требование: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного интервала, не включая крайние значения. Для значений принимающих вид диапазона предусматривается указание диапазонного значения в виде указания символа в составе показателя без использования слов "от" или "до".
ПАО "Ростелеком" в своей заявке в качестве характеристики предлагаемого товара указало конкретное значение показателя - 20, что, по его мнению, полностью соответствует и удовлетворяет потребности Заявителя ввиду того, данный показатель установлен для сокращения пропуска количества транспортных средств, нарушивших ПДД, а также увеличения эффективности работы комплекса, что с технической точки зрения максимально гарантируется наиболее высоким показателем из данного диапазона.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией антимонопольного органа, что для описания данной характеристики Заказчиком в инструкции предусмотрено несколько правил, не позволяющих однозначно предоставить участникам закупки значение данной характеристики товара в соответствии с требованиями Извещения о проведении Аукциона, что не соответствует п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение в действиях Заказчика привело к необоснованному отклонению заявки участника.
Пунктом 1.33 Приложения N 2 к Технической части извещения об Аукционе указаны характеристики товара, подлежащего поставке: для передачи информации на внешние устройства в вычислительном модуле комплекса должны быть предусмотрены следующие каналы: значения характеристик - проводной (Ethernet), беспроводной (802.11х) связи, работа в сетях 3G (или) 4G.
ПАО "Ростелеком" по данной позиции предложено к поставке: "Проводной (Ethernet), беспроводной (802.11х) связи, работа в сетях 3G и 4G".
Согласно приложению N 3 к извещению об Аукционе (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению). Заказчиком установлено: "При наличии символа "х", следует руководствоваться документацией на товар и указать конкретные значения вместо данного символа. Символ "х" читать как символ замены. Например: длина х мм - символ "х" следует заменить на конкретное значение для конкретного товара. Причем символ "х" может быть заменен на любое количество символов (не менее одного). В остальных случаях указания символа "х" (двойное указание, списочное, через запятую и т.д.) применяются правила настоящей инструкции. Не допускается указание символа замены с использованием символа "/", кроме как в соответствии с настоящей инструкцией".
Согласно пояснениям представителя ПАО "Ростелеком", к поставке предполагался товар "Многополосный комплекс контроля дорожного движения VOCORD Cyclops". В предоставленном паспорте указано значение - IEEE 802.11.x (л.д. 91-92 т.14), что отвечает требования инструкции Заказчика, поскольку Общество при заполнении данного показателя руководствовалось документацией на товар, как того требует Инструкция.
Таким образом, указание ПАО "Ростелеком" в заявке значения характеристики предлагаемого к поставке товар в соответствии с технической документацией (паспортом) на товар отвечает требования инструкции Заказчика, поскольку ПАО "Ростелеком" при заполнении данного показателя руководствовалось документацией на товар, как того требует Инструкция.
На основании изложенного, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у Единой Комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки ПАО "Ростелеком".
Относительно участника закупки ООО "А+Интеграция" с идентификационным номером 6 суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 заявка с идентификационным номером 6 (ООО "А+Интеграция") отклонена ввиду несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ. Причиной несоответствия явилось нарушение п. 2 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, несоответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) - отсутствие документов, подтверждающих опыт работ.
Частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации указанных дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В Извещении о проведении аукциона Заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства N 2571.
Постановлением Правительства N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, а именно: наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ.
В соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N2571) при проведении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Постановлением N 2571 установлено, что договором, предусмотренным пунктами 1 и 2 позиции 18, приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В абзаце 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы, направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым подпункта "г" настоящего пункта. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур такие информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В абзаце 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что если предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Исходя из вышеуказанных положений Постановления N 2571 участник закупки в целях подтверждения дополнительным требованиям выполняет одно из следующих действий:
- направляет информацию и документы, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями;
- направляет в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
В подтверждение опыта работ в составе заявки Обществом представлен договор N 466-ВГК-А/2021 от 13.08.2021, заключенный между ООО "Региональный Информационный центр" и ООО "А+Интеграция", предметом которого являлось выполнение работ по капитальному ремонту по доведению параметров ремонтируемого участка автомобильной дороги Абакан-АкДовурак (в границах км 11 - км 12) до значений, соответствующих ее фактической технической категории.
Как указал заказчик, при проверке заявки Заявителя (заявка N 6) из контракта N 466-ВГК-А/2021 от 13.08.2021 не следовало в рамках какого законодательства (Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона N 223-ФЗ) заключен данный контракт.
При рассмотрении жалобы Комиссией УФАС установлено, что на сайте в ЕИС, в разделе "Реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" в строке поиска при вводе номера договора 466-ВГК-А/2021 ЕИС выдает заключенный договор в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с чем, оснований для отклонения названной заявки не имелось.
Кроме того, согласно ответу ООО "Ростелеком-Цифровые-Регионы" (ранее ООО "РИЦ"), договор N 466-ВГК-А/2021 от 13.08.2021 исполнен в полном объеме. Перевод статуса договора с "Исполнение" на "Исполнение завершено" не был осуществлен в связи с техническими сбоями.
На основании изложенного, действия Единой комиссии по отклонению заявки ООО "А+Интеграция" нарушают пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Относительно участника закупки ООО "Тандем" с идентификационным номером 3 суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 заявка с идентификационным номером 3 отклонена в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ.
В нарушение п. 4 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ не представлены документы и (или) информация для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (отсутствует номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции, отсутствует номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, отсутствует копия сертификата по форме СТ-1).
В рамках проводимой закупки Заказчиком установлены:
- ограничение допуска согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлении N 878);
- запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Комиссия УФАС правомерна пришла к выводу о том, что у Единой Комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки ООО "Тандем" по тем основаниям, что не было соблюдено условие, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в который входит код продукции 27.40 "Оборудование электрическое осветительное".
Пунктом 3 Постановления N 878 предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Исходя из толкования пп. "а", "б" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки учеников на предмет их соответствия требованиям Извещения о закупке и на основании рассмотрения информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения заявок на предмет их соответствия Извещению и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе присваивают участникам закупки порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает при рассмотрении заявок участников закупки очередность рассмотрения требований к участникам закупки согласно Извещению. Заявка участника о закупке рассматривается в совокупности на предмет соответствия всем требованиям из Извещения.
В данном случае Постановлением N 878 установлены ограничения для осуществления закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 на участие в Аукционе помимо ООО "Тандем" подано 7 заявок которые отклонены в связи с несоответствием требованиями Извещения об Аукционе.
При этом основанием для отклонения заявки ООО "Тандем" послужило применение п. 3 Постановления N 878, а именно не представлены документы и (или) информация для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (отсутствует номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции, отсутствует номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, отсутствует копия сертификата по форме СТ-1).
В рассматриваемом случае у Аукционной комиссии отсутствовали основания для применения п. 3 Постановления N 878 при рассмотрении заявки ООО "Тандем", поскольку заявок, удовлетворяющих требованию п. 3 Постановления N 878 на участие в закупке подана 1 (или более):
- удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки (6 заявок отклонены за несоответствия требованиям извещения);
- заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям экономического союза).
С учетом изложенного, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действия аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки ООО "Тандем" требованиям извещения о проведении закупки, нарушают положения пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Относительно участника закупки ООО "Промонт" и ООО "Универсал-М" с идентификационным номером 6 суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 заявка с идентификационным номером 2, порядковый номер 7 (ООО Промонт") отклонена на основании выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке по причине несоответствия - п. 8 ч. 12 ст. 48 ФЗ, а именно, в представленных участником закупки сведениях о предлагаемом товаре, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, у предлагаемого к поставке комплекса фотовидеофиксации отсутствует товарный знак.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 заявка с идентификационным номером 1, порядковый номер в протоколе подведения итогов - 6 (ООО "Универсал М") Единой комиссией Заказчика установлено, что в представленных участником закупки сведениях о предлагаемом товаре, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, указано, что у предлагаемого к поставке комплекса фотовидеофиксации отсутствует товарный знак.
Комиссия Саратовского УФАС России пришла к выводу, что у единой комиссии ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское" отсутствовали основания для отклонения заявки ввиду того, что в ней содержалась недостоверная информация, поскольку у предлагаемого к поставке комплекса отсутствует товарный знак, с чем суд первой инстанции согласился.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 указанной статьи при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
При этом, информация о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце указывается в заявке на участие в электронном аукционе только при наличии у товара таких обозначений, служащих для индивидуализации товаров.
Указанию в заявке подлежит такой товар, который реально может быть поставлен (имеется на рынке или может быть изготовлен), а участник торгов должен обладать всей предусмотренной законом и аукционной документацией информацией об этом товаре: его характеристиках, упаковке, маркировке и т.д., в том числе, в данном случае, о наличии указания на товаре товарного знака.
Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности участника закупки указывать, информацию о производителе товара в первой части заявки.
Однако указанию в заявке подлежит такой товар, который реально может быть поставлен (имеется на рынке или может быть изготовлен), а участник торгов должен обладать всей предусмотренной законом и аукционной документацией информацией об этом товаре: его характеристиках, упаковке, маркировке и т.д., в том числе, в данном случае, о наличии указания на товаре товарного знака.
Отсутствие в заявке на участие в электронном аукционе в отношении предлагаемого к поставке товара информации о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце при отсутствии у такого товара товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца не является основанием для отказа в допуске участнику электронного аукциона.
Вместе с тем, в случае, если комиссией заказчика будет установлено, что у предлагаемого участником закупки товара указанные сведения о товаре имеются, в частности товарный знак, однако участник закупки не указал такую информацию в заявке, то указанные действия являются основанием для отказа в допуске участнику электронного аукциона в связи с непредоставлением информации, предусмотренной пунктом 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пункт 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с Приложением N 3 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать: характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
При этом информация о товаре, предусмотренная пунктами 1 и 22 настоящего раздела включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящего раздела, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Единой комиссией Заказчика установлено, что в представленных участником закупки сведениях о предлагаемом товаре, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, указано, что у предлагаемого к поставке комплекса фотовидеофиксации отсутствует товарный знак.
Вместе с тем участником закупки представлена декларация и сведения о номере реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, согласно которой участник закупки подтверждает, что предлагаемый к поставке Комплекс измерительный с видеофиксацией "КОРДОН-М"2 находятся в едином реестр российской радиоэлектронной продукции. Заявителем является ООО "Симикон" ИНН 7804040165.
Согласно сведениям реестра товарных знаков, знаков обслуживания за N 530135 зарегистрирован товарный знак "Кордон", правообладателем которого является ООО "Симикон" 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 66, к. 3, стр. 1, пом. 824.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак.
Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 указанного кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Из жалобы ООО "Промонт" следовало, что "КОРДОН-М2" предлагаемый к поставке товар не является копией оборудования "КОРДОН", на которое имеется товарный знак.
На рассмотрение жалобы в антимонопольный орган было представлено письмо ООО "Симикон" (от 16.05.2022 исх. N 05-145), согласно которому правообладателем товарного знака "КОРДОН" - ООО "Симикон" принято решение не использовать товарный знак для индивидуализации партий комплексов измерительных с видеофиксацией "КОРДОН-М2", поставляемых по заявкам ООО "Промонт", ООО "Универсал-М".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что исходя из содержания представленных на рассмотрении жалобы ответов ООО "Симикон" правовой режим товарного знака, а также защита товарного знака КОРДОН, не распространяется на комплексы КОРДОН-2-М. Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность Единой комиссии осуществлять действия по проверке достоверности, содержащейся в заявках участников закупки информации путем исследования сайтов в сети "Интернет". Кроме того, Единая комиссия должна обладать официально подтверждёнными сведениями о недостоверности содержащейся в заявке участника информации. Действия Единой комиссии по отклонению заявки ООО "Промонт" нарушили п.п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Пункт 2 ст. 1484 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Согласно информации, размещенной в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности за номером 530135, зарегистрирован товарный знак "Кордон", (511) класс МКТУ и перечень товаров и/или услуг: 09 - радары с функцией измерителя скорости с фотофиксацией.
Согласно сведениям, находящимся в свободном доступе в сети интернет, а также на официальном сайте производителя http://simicoN .ru/rus/product/guN /cordoN _m.html, Комиссия при рассмотрении заявки установила, что образцы измерительного комплекса с видеофиксацией "Кордон-М"2 маркируются изготовителем с указанием товарного знака "Кордон".
Данный логотип является подтверждением того, что данный товарный знак официально зарегистрирован как принадлежащий исключительно данной фирме и по закону охраняется в течение определенного срока.
Согласно открытым данным производителя ООО "Симикон" разрабатывает, производит и поставляет автоматизированные системы контроля дорожного движения и системы фото видеофиксации нарушений ПДЦ.
Согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения, (пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Предоставить право использовать товарный знак правообладатель может по лицензионному договору или в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027, п. 1 ст. 1489 ГК РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает право правообладателя выразить согласие на использование товарного знака другим лицом и иным образом. Законодательство не ограничивает правообладателя в возможности распоряжаться своим исключительным правом путем представления другому лицу простого согласия на использование товарного знака без государственной регистрации предоставления права на его использование (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.04.2016 N С01-230/2016). Это значит, что, например, согласие на использование товарного знака может быть дано правообладателем обычным письмом.
Однако, предоставляя письмо ООО "Симикон" (производителя) от 16.05.2022 года (л.д. 153 т. 8) о принятии решения не использовать товарный знак "КОРДОН" для индивидуализации партий комплексов измерительных с видеофиксацией "КОРДОН-М"2, поставляемой по заявке ООО "Промонт" и ООО "Универсал М", не прекратил и не приостановил действие возникшего исключительного права.
Кроме того, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже.
Согласно пункту 2 статьи 1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Исключительное право на товарный знак возникает с момента его регистрации и распространяет свое действие также на период с момента подачи заявки до регистрации, по которой, как правило, устанавливается приоритет исключительного прав на этот товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.08.2018 N С01-577/2018 по делу N А71-16755/2017).
Письмо правообладателя может предоставить участнику закупки права на использование товарного знака, но не прекращает действие исключительного права и не освобождает участника закупки от обязанности исполнять требования Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, участникам закупки необходимо было всего лишь указать словесное обозначение товарного знака в соответствии с требованиями статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено требование об указании товарного знака только при его наличии.
Таким образом, отсутствие словесного обозначения в первой части заявки на участие в электронном аукционе не противоречило бы действующей норме Закона N 44-ФЗ, только в случае если предлагаемый к поставке товар не защищен товарным знаком (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 января 2017 г. N Д28и-252).
Указанию в заявке подлежит такой товар, который реально может быть поставлен (имеется на рынке или может быть изготовлен), а участник торгов должен обладать всей предусмотренной законом и аукционной документацией информацией об этом товаре: его характеристиках, упаковке, маркировке и т.д., в том числе, в данном случае, о наличии указания на товаре товарного знака.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы антимонопольного органа, изложенные в решениях от 18.05.2022 N 064/06/49-357/2022 и N 064/06/49-348/2022 об отсутствии у единой комиссии ФКУ Упрдор "Нижне-Волжское" оснований для отклонения заявки по причине того, что в ней содержалась недостоверная информация, поскольку у предлагаемого к поставке комплекса отсутствует товарный знак, является не обоснованным и противоречащим действующим нормам права.
Реализуя полномочия, предусмотренные пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года по делу N А57-14759/2022 в части отказа в удовлетворении требований Федерального казенного учреждения "Нижнее-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" о признании недействительными решения УФАС по Саратовской области от 18.05.2022 N 064/06/49-357/2022 (по жалобе ООО "Универсал-М") и от 18.05.2022 N 064/06/49-348/2022 (по жалобе "Промонт"). В отменённой части принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года по делу N А57-14759/2022 отменить в части отказа в удовлетворении требований Федерального казенного учреждения "Нижнее-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" о признании недействительными решения УФАС по Саратовской области от 18.05.2022 N 064/06/49-357/2022 и N 064/06/49-348/2022.
В отменённой части принять новый судебный акт.
Признать недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18.05.2022 N 064/06/49-357/2022 (по жалобе ООО "Универсал-М") и от 18.05.2022 N 064/06/49-348/2022 (по жалобе "Промонт").
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 декабря 2022 года по делу N А57-14759/2022 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14759/2022
Истец: ФКУ Упрдор Нижне-Волжское
Ответчик: УФАС по Саратовской области, УФАС по СО
Третье лицо: ООО "Тандем", ООО А+Интеграция, ООО Промонт, ООО Универсал М, ПАО Ростелеком