г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А21-7513/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (к онлайн заседанию не подключился)
от заинтересованного лица: Юшкевич Е.М. по доверенности от 19.12.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11878/2023) ООО "АВМ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2023 по делу N А21-7513/2021 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ООО "АВМ"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВМ" (далее - ООО "АВМ", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни (далее - Таможня), по отказу в выпуске товара по декларации на товары N 10012020/160321/0027974 в связи с непредставлением лицензии Министерства промышленной торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг).
постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2022 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А21-7513/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 28.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел выводы судов, изложенные в деле N А21-11891/2020. Полагает, что указанное дело в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора. Ссылается на то, что Общество при вывозе (экспорте) шин б/у руководствовалась нормативными документами, в том числе экспертными исследованиями экспертных организаций и таможенного органа, по результатам которого не установлено, что по своим физическим характеристикам шины относятся категории отходов и Обществу необходимо было воспользоваться правом дополнительно обратиться в Росприроднадзор РФ для получения лицензии на вывоз отходов.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
От Общества поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством онлайн-связи. Поскольку представитель Общества не присоединился к онлайн-заседанию, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, учитывая, что Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда первой инстцании проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на Калининградский таможенный пост (Центр электронного декларирования) подало ДТ N 10012020/160321/0027974 для помещения под таможенную процедуру экспорта товара "автошины, бывшие в употреблении, крупногабаритные резиновые пневматические, используемые на карьерных самосвалах с грузоподъемностью до 160 тонн размера: 33.00Р51, ширина - 0,90 м, радиус - 3,10 м" различных производителей, код 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с ДТ Общество представило экспертное заключение ООО "ВЭД-Эксперт" от 14.09.2020 N 28-05/207/20.
Таможней в ходе таможенного контроля на основании статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) проведен таможенный досмотр товара по ДТ N 10012020/160321/0027974, а также принято решение от 17.03.2021 о проведении таможенной экспертизы.
Согласно заключению таможенного эксперта от 13.04.2021 N 12401006/0007225 представленные на исследование бывшие в употреблении шины пневматические в общем количестве 6 штук имеют по дну канавки беговой дорожки не проявившиеся (остаточная глубина рисунка протектора больше величины минимально допустимой для эксплуатации) индикаторы износа; представленные на исследование бывшие в употреблении шины пневматические для колесных транспортных средств каких-либо местных повреждений шин, а именно: пробои, сквозные и не сквозные порезы, которые обнажают корд, а также расслоения в каркасе, брекере, борте (вздутия), местное отслоение протектора, боковины и герметизирующего слоя не имеют.
Таможенный орган 16.04.2021 запросил у Общества лицензию Минпромторга и иные разрешительные документы в отношении вывозимого товара.
В связи с непредставлением декларантом запрошенных документов Таможня 17.04.2021 приняла решение об отказе в выпуске товара.
Считая требование Таможни о предоставлении лицензии Минпромторга либо заключения неправомерным, а решение об отказе в выпуске товара незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случае и порядке, определенных Комиссией Евразийского экономического союза (далее - Комиссией ЕАЭС) или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Евразийском экономическом Союзе (далее - Союз), мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, в случае и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдения таких мер.
Товары "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении", классифицируемые в товарных подсубпозициях 4012 20 000 1 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских и воздушных судов, при вывозе) и 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в раздел 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров (далее - Раздел 2.3), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение N 30).
Согласно примечанию к Разделу 2.3 для целей раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Каких-либо изъятий по неприменению разрешительного порядка при трансграничном перемещении шин, пригодных по своим характеристикам для дальнейшего использования по прямому назначению, правом ЕАЭС не предусмотрено.
Порядок перемещения опасных отходов определен Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов (Приложение N 7 к Решению N 30) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.
В разделе 2.3 упомянутого выше Перечня поименованы опасные отходы, для ввоза (вывоза) которых установлен разрешительный порядок.
Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, прямо названы в пункте 27 раздела 2.3 Перечня.
Оформленные Обществом по ДТ товары, как по наименованию, так и по коду ТН 4 А21-7513/2021 ВЭД ЕАЭС соответствовали пункту 27 раздела 2.3 Перечня.
Наименование пункта 27 раздела 2.3 Перечня не содержит указания на отходы, в связи с чем ссылка Общества на то, что ввезенные Обществом шины не являются отходами, правомерно отклонена судом.
В пункте 27 раздела 2.3 Перечня также не имеется ссылок на какие-либо физические или химические характеристики товаров.
Из положения пункта 1 Решения N 30, пункту 27 раздела 2.3 Перечня следует, что в отношении товаров, классифицируемых по кодам 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, установлен разрешительный порядок их ввоза и вывоза.
Экспертные заключения, в том числе представленное Обществом, разрешительными документами по смыслу пункта 4 Положения не являются.
Такие заключения не соответствуют форме разрешительного документа, предусмотренной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45.
При этом законодательством ЕАЭС какие-либо исключения из предусмотренного абзацем третьим пункта 1 Решения N 30, пунктом 4 Положения разрешительного порядка не установлены.
В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме N СЖ-10-01-29/16216 от 28 мая 2021 г в отношении шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении установлен разрешительный порядок, регламентированный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N30 от 21.04.2015, а также постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов".
Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении представлены как в разделе 2.3. приложения N 2 к Решению ЕЭК N 30, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, так и в приложении N 2 к Правилам N 442 - отходы, ввоз (транзит) которых на территорию (по территории) Российской Федерации запрещается, а вывоз с территории Российской Федерации осуществляется по лицензии Минпромторга России, выдаваемой на основании решения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов.
Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, включенных в раздел 2.3. приложения N 2 к Решению ЕЭК N 30 и в приложение N 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 (в том числе на трансграничное перемещение шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении)" в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20 мая 2020 г. N 558, в котором установлены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов.
Общество не реализовало право на обращение в порядке, предусмотренном Административным регламентом, в центральный аппарат Росприроднадзора за получением разрешения на перемещение трансграничных отходов или заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
Таким образом, в связи с непредставлением лицензии Минпромторга России, заключения (разрешительного документа), выданного Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Таможня правомерно в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приняла решение об отказе в выпуске товара.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судом правильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 февраля 2023 года по делу N А21-7513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7513/2021
Истец: ООО "АВМ"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11878/2023
28.02.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7513/2021
27.02.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7513/2021
20.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13788/2022
07.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2952/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7513/2021