город Томск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А67-3814/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Томская генерация" (N 07АП-3849/23 (1)) на решение от 05.04.2023 Арбитражного суда Томской области (судья - Сулимская Ю.М.) по делу N А67-3814/2022 по заявлению акционерного общества "Томская генерация" (634041, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 36, ОГРН 1155543012240, ИНН 7017373959) к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области (г.Томск, пр. Фрунзе, 55, ОГРН 1047000301974, ИНН 7021016597) о признании недействительным и отмене Решения от 25.10.2021 N 7/3-28в в части,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Харченко М.И., представитель по доверенности от 03.08.2021, паспорт;
от заинтересованного лица: Горшунова И.А., представитель по доверенности от 09.01.2023, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Томская генерация" (далее - АО "Томская генерация", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томску, Инспекция, заинтересованное лицо, ответчик) о признании недействительным и отмене решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от 25.10.2021 N 7/3-28в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения АО "Томская генерация" к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления суммы неуплаченных налогов в общем размере 9 915 078 руб. (за 2017 год 6 720 230 руб., за 2018 год 3 194 847 руб.), начисления пени по состоянию на 25.10.2021 года в размере 4 479 113,14 руб., в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 495 753,90 руб.: по налогу на имущество организаций за 2017 год в размере 336 011,50 руб., по налогу на имущество организаций за 2018 год в размере 159 742,35 руб. Определением произведена замена ИФНС России по г. Томску на его правопреемника - УФНС России по Томской области. Определением суд принял уточнение требований, в соответствии с которым заявитель просит суд: о признании недействительным и отмене решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от 25.10.2021 N 7/3-28в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения АО "Томская генерация" к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления суммы неуплаченных налогов в общем размере 9 914 740 руб. (за 2017 год 6 719 963 руб., за 2018 год 3 194 777 руб.), начисления пени по состоянию на 25.10.2021 года в размере 4 478 954,19 руб., в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 495 737 руб.: по налогу на имущество организаций за 2017 год в размере 335 998,15 руб., по налогу на имущество организаций за 2018 год в размере 159 738,85 руб.
Решением суда от 05.04.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Инспекция в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что АО "Томская генерация" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1155543012240, ИНН 7017373959. ИФНС России по г. Томску на основании решения ИФНС России по г.Томску от 31.08.2020 N 1/3-28в в период с 31.08.2020 по 19.02.2021 проведена выездная налоговая проверка по налогу на имущество организаций (вкл.)c 01.01.2017 по 31.12.2018, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, зафиксированные в акте налоговой проверки от 19.04.2021 N9/3-28в.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 19.04.2021 N 9/3-28в и иных имеющихся в материалах проверки документов, Инспекцией вынесено решение N 7/3-28в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2021 (далее - решение N 7/3-28в от 25.10.2021), в резолютивной части которого обществу предложено уплатить штраф в размере 496 436,75 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4 485 625,92 руб., доначислен налог на имущество организаций в размере 9 928 735 руб.
Решением УФНС России по Томской области от 10.02.2022 N 16-05/02/01954@ апелляционная жалоба на решение оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением N 7/3-28в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2021 в части привлечения АО "Томская генерация" к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления суммы неуплаченных налогов в общем размере 9 914 740 руб. (за 2017 год 6 719 963 руб., за 2018 год 3 194 777 руб.), начисления пени по состоянию на 25.10.2021 года в размере 4 478 954,19 руб., в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 495 737 руб.: по налогу на имущество организаций за 2017 год в размере 335 998,15 руб., по налогу на имущество организаций за 2018 год в размере 159 738,85 руб., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции является законным и обоснованным. Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1, 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.
На основании статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций согласно является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 372 НК РФ. На территории Томской области принят Закон Томской области от 27.11.2003 N 148-03 "О налоге на имущество организаций".
Статьей 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "Томская генерация" в соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ, Законом Томской области от 27.11.2003 N 148-03 "О налоге на имущество организаций" признается налогоплательщиком налога на имущество организаций.
Как установлено в ходе проведения проверки, в соответствии со статьей 3 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-03 "О налоге на имущество организаций", пункта 1 и пункта 3 статьи 380 НК РФ АО "Томская Генерация" применяло следующие ставки по налогу на имущество организаций: в размере 1,6% в 2017 году и 1,9 % в 2018 году в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; в размере 2,2% в отношении прочего имущества АО "Томская Генерация".
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году -1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
Объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х00000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Таким образом, в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ. независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы связано с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; - имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета; налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие применение льготы.
Как было установлено налоговым органом, АО "Томская генерация" создано 01.04.2015 путем реорганизации АО "ТГК-11" ИНН 5406323202 в форме выделения и является преемником АО "ТГК-11" в деятельности на территории Томской области.
Объекты капитального строительства, оборудование, иные основные средства, находившиеся на балансе Томского филиала АО "ТГК-11" в результате реорганизации, перешли к АО "Томская генерация".
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области была проведена выездная налоговая проверка АО "ТГК-11" ИНН 5406323202 за период с 01.01.2013 по 31.12.2014, в том числе, в части деятельности Томского филиала АО "ТГК-11".
По результатам выездной налоговой проверки АО "ТГК-11" установлено, что в 2013 г., 2014 г. в отношении объектов Томского филиала (Таблица N 3 оспариваемого решения т. 1 л.д. 31) пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций применена неправомерно. Общество обжаловало решение налогового органа (дело N А46-4130/2018).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2020 N 304-ЭС19-28081 (по делу N А46-4130/2018) отказано в передаче кассационной жалобы АО "ТГК-11" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суд Российской Федерации, позиция налогового органа поддержана.
С учетом результатов выездной налоговой проверки АО "ТГК-11" Инспекцией проведен анализ правомерности применения АО "Томская генерация" пониженной ставки по налогу на имущество организаций в 2017- 2018 гг.
В результате анализа представленных АО "Томская генерация" перечней основных средств установлено, что в перечень включены, в том числе, основные средства, которые исследованы в ходе выездной налоговой проверки АО "ТГК-11" и в отношении которых в ходе ВНП принято решение о неправомерности применения пониженной налоговой ставки.
Таким образом, как верно указал суд, Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что АО "Томская генерация" неправомерно применило пониженную ставку в 2017-2018 гг. в отношении 55 объектов, перечисленных в Таблице N 3 обжалуемого решения.
В отношении объектов, перечисленных в Таблице N 4 решения, Инспекция исходила из того, что при рассмотрении вопроса о функциональном назначении спорных объектов необходимо выяснить, участвует и (или) оказывает влияние спорное оборудование на процесс передачи энергии на участках энергосистемы за пределами границ балансовой принадлежности.
Для решения этого вопроса была проведена техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту Российского экспертного фонда "ТЕХЭКО".
Согласно заключению от 24.08.2021 N 14306/1/Ц Российского экспертного фонда "ТЕХЭКО" установлено, что спорные объекты основных средств АО "Томская генерация" исходя из функционального назначения и характеристик, являются объектами, обеспечивающими производство (выработку), преобразование и передачу электрической и тепловой энергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности (до границы балансовой принадлежности) структурных подразделений АО "Томская генерация" и сетевых организаций (то есть до начала линий энергопередачи), и находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности структурных подразделений АО "Томская Генерация". Следовательно, исследуемые объекты основных средств не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в соответствии с Перечнем N 504.
Кроме того, согласно ответу Департамента тарифного регулирования Томской области (вх.097586 от 23.12.2020) посредством объектов основных средств, находящихся в собственности АО "Томская генерация", осуществляется производство тепловой энергии в г. Томске. Передача и распределение тепловой энергии в г. Томске осуществляется с использованием объектов основных средств, находящихся в собственности и на правах аренды у регулируемой организации АО "Томск РТС". Также указанные обстоятельства подтверждаются установленными тарифами в сфере теплоснабжения на 2017, 2018 годы.
В соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка от 29.04.2015 г. N 514-ДП/15 и регламентами оптового рынка, являвшимися приложениями к указанному договору АО "Томская генерация" является субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ).
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции верно счел обоснованным вывод налогового органа о том, что так как, спорные объекты не участвуют в процессе передачи электроэнергии конечным сторонним потребителям (третьим лицам), а используются АО "Томская Генерация" только для обеспечения собственных нужд и все объекты основных средств находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО "Томская генерация", следовательно, они не являются линиями энергопередачи.
Кроме того, делая вывод о том, что спорные объекты не участвуют в процессе передачи электроэнергии конечным сторонним потребителям суд принял во внимание показания должностных лиц АО "Томская генерация" (протокол допроса N 28-47/103 от 04.12.2020 Колмакова А.Ю., протокол допроса N 28-47/26 от 10.03.2021 Рубцова И.Л., протокол допроса N 28-47/115 от 21.12.2020 Полунина И.В.), результатов истребования документов у покупателей производимой энергии, следует, что в 2017- 2018 гг. АО "Томская генерация" фактически являлась производителем тепловой, электрической энергии.
Так, в порядке статьи 93.1 НК РФ в адрес ООО "Томскнефтехим" направлено требование о представлении документов N 4160 от 18.02.2021, подтверждающих приобретение тепло- и электроэнергии у АО "Томская генерация".
Согласно полученному ответу (вх. N 015830 от 16.03.2021) установлено, что договоры на приобретение теплоэнергии и электроэнергии за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 не заключались.
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ в адрес ООО "Горсети" направлено требование о представлении документов N 25457 от 20.11.2020, подтверждающих взаимодействие с АО "Томская генерация".
Согласно полученному ответу (вх. N 093183 от 07.12.2020) установлено, что ООО "Горсети" в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 не заключало договоров с АО "Томская генерация".
В указанном периоде составлялся акт о повреждении электрических сетей. В соответствии со статьей 93.1 НК РФ в адрес ФГАОУ Высшего образования "Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет" направлено требование о представлении документов N 4332 от 19.02.2021, подтверждающих приобретение тепло- и электроэнергии у АО "Томская генерация".
Согласно полученному ответу (вх. N 014370 от 10.03.2021) установлено, что взаимодействие по приобретению теплоэнергии и электроэнергии за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 не осуществлялось. Данные услуги приобретались у ПАО "Томскэнергосбыт" и АО "Томск РТС".
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что спорные объекты не участвовали в процессе передачи тепло/электроэнергии конечным сторонним потребителям (третьим лицам), а использовались АО "Томская генерация" только для обеспечения собственных нужд. Деятельность на рынке услуг по теплоснабжению, энергоснабжению потребителей, расположенных на территории г. Томска, осуществлялась посредством сетей, принадлежащих сетевым компаниям и услуг сетевых компаний - в расчетных листках населения г. Томска поставщиком и получателем услуг отопления и горячего водоснабжения является АО "Томск РТС", поставщиком и получателем услуг электрической энергии является ПАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, Инспекцией обоснованно установлено, что АО "Томская генерация" неправомерно применило пониженную налоговую ставку в размере 1,6% в 2017 г., в размере 1,9% в 2018 г. по пункту 3 статьи 380 НК РФ поскольку спорные объекты: - входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической и тепловой энергии заданного количества и качества с целью последующей передачи потребителям посредством сетевых организаций; - исходя из их функционального назначения и характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство (выработку), преобразование и передачу электрической и тепловой энергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности; - являются имуществом, необходимым для производства (выработки) энергии и доведения ее до заданных для передачи параметров, что исключает отнесение этого имущества к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам либо сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2019 по делу N А46- 4130/2018).
Поскольку спорные объекты, принадлежащие Обществу, не имеющему статуса сетевой организации, участвуют в передаче электрической и тепловой энергии, в том числе, обеспечивая возможность осуществления деятельности сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и Общество относится к субъектам электроэнергетики и теплоэнергетики в смысле, придаваемом этому понятию нормативными правовыми актами об электроэнергетике и теплоснабжении, следовательно, обложение налогом на имущество спорных объектов, принадлежащих Обществу, должно производиться по той же ставке, что и имущество сетевой организации. Вместе с тем, как следует из материалов проверки, передача тепловой энергии конкретно до потребителя тепловой энергии, происходила исключительно посредством АО "Томск РТС". Инспекцией установлено, что в 2017, 2018 гг. АО "Томская генерация", являясь производителем электрической энергии, использовало данную электрическую энергию для реализации электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, где на территории Томской области на розничном рынке, гарантирующим поставщиком является ПАО "Томскэнергосбыт".
С учетом изложенного, коллегия суда полагает, что Обществом представлены перечни имущества, по которым применены налоговые ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ, оценив которые суд пришел к выводу о том, что перечисленные в нем объекты не могут быть признаны относящимися к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, предусмотренным Перечнем имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 504.
В соответствии с пунктом 6 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, производители электрической энергии (мощности), не являющиеся субъектами розничных рынков, не вправе продавать на розничных рынках электрическую энергию (мощность), продажа которой в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике возможна только на оптовом рынке.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике приказами Департамента тарифного регулирования Томской области, от 23.12.2016 г. N 6-840, от 27.12.2017 N 6-713 утверждены тарифы ПАО "Томскэнергосбыт" на электрическую энергию, для населения и приравненным к нему категориям потребителей.
Из норм закона следует, что под сетевой организацией понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, по общему правилу не относящихся к оптовому рынку электроэнергии и владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства с использованием которых они и оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда, что АО "Томская генерация" в 2017-2018г.г. фактически являлась производителем тепловой, электрической энергии.
Деятельность на рынке услуг по теплоснабжению, энергоснабжению потребителей, расположенных на территории г. Томска осуществлялась посредством сетей, принадлежащих сетевым компаниям и услуг сетевых компаний.
Следовательно, АО "Томская генерация" неправомерно применило пониженную ставку по налогу на имущество в отношении объектов, которые были как предметом выездной налоговой проверки АО "ТГК N 11" так и предметом судебного разбирательства (дела N А46-4130/2018, N А46-12096/2018).
При этом, суд обоснованно обращает внимание на то, что со времени предыдущей проверки, являвшейся предметом рассмотрения в вышеуказанных делах, положения норм НК РФ по налогу на имущество не изменились, объекты имущества и техническая документация на спорные объекты остались прежними, а также не поменялось их функциональное назначение. В связи с чем, ссылки налогоплательщика на экспертное заключение ИШЭ ФГАОУ НИ ТПУ, которое содержит противоположные выводы по сравнению с заключением ООО "НЭП" по одним и тем же объектам основных средств и аналогичным вопросам, поставленным перед экспертами, правомерно не приняты судом во внимание.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, выводы налогового органа о неправомерном исчислении налога с учетом указанных выше судебных актов, обоснованы.
В свою очередь приведенное заявителем правовое обоснование правомерности применения Обществе пониженной налоговой ставки по налогу на имущество нельзя признать соответствующим нормам действующего законодательства в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Пунктом 34 ГОСТ 19431-84 определено, что линия электропередачи - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения" энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 данного Стандарта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 статьи 539 и пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила параграфа "Энергоснабжение" применяются, в том числе, к договору снабжения электрической энергией, а также к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Согласно статьям 3 и 26 Закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац 11 статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ установлено, что потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи потребителям электроэнергии (тепловой энергии), выходящее за пределы электростанции или подстанции.
То есть, из системного толкования действующего законодательства следует, что обложению по пониженной ставке подлежит имущество организаций, предназначенное именно для передачи электроэнергии потребителям по линиям энергопередач, т.е. для сетевых организаций, к числу которых АО "Томская генерация" не относится, поскольку не осуществляет передачу энергии до потребителей. При этом электрическая часть электростанций, линий электропередачи, потребителей электроэнергии состоит из технических устройств, конструктивно и функционально идентичных и, соответственно, имеющих одинаковый код ОКОФ.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, исходя из понятий сетевой организации в пункте 2 Правил N 861, организации, владеющие объектами электросетевого хозяйства, но не оказывающие услуги по передаче электрической энергии, не являются сетевыми организациями.
Из материалов дела следует, что АО "Томская генерация" не оказывает услуги по передаче электроэнергии и не является сетевой организацией, поскольку договоров на передачу электрической энергии заявитель не заключал.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Данные тарифы до настоящего времени не утверждены, соответственно передача энергии в виде перетока не может быть рассмотрена в виде услуги.
При этом, суд учел, что пункт 6 Правил N 861 являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.04.2019 N 19-П по настоящему делу постольку, поскольку на его основании в системе действующего правового регулирования разрешается вопрос о возможности оплаты собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, утратившему в связи с введением в действие постановления Правительства Российской Федерации "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" статус территориальной сетевой организации, деятельности по обеспечению перетока электрической энергии ее потребителям на розничном рынке электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства указанного собственника (владельца).
Вопрос, рассмотренный Конституционным судом Российской Федерации, по поводу которого вынесено вышеуказанное постановление от 25.04.2019 N 19-П, не регулирует правоотношения в сфере налогообложения, не имеет прямого отношения и не связан с предметом требований заявителя по делу. Более того, вышеуказанным постановлением, Конституционный суд Российской Федерации рекомендует Правительству Российской Федерации установить правовой механизм возмещения указанных расходов в срок не позднее 01.01.2020. Таким образом, до вступления в силу нового правового регулирования пункт 6 Правил N 861 недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг подлежит применению в действующей редакции.
В рассматриваемом случае общество является производителем электроэнергии и присоединено к торговой системе оптового рынка, не обеспечивает переток электрической энергии ее потребителям на розничном рынке электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям общества.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции правомерно признал ссылки общества на постановление Конституционного Суда от 25.04.2019 N 19-П не влияющими на проверку законности решения Инспекции.
Как ранее изложено, электрическая часть электростанций, линий электропередачи, потребителей электроэнергии состоит из технических устройств, конструктивно и функционально идентичных и, соответственно, имеющих одинаковый код ОКОФ.
Вместе с тем между электрической частью электростанций, потребителей электрической энергии и электрическими сетями имеется четкое технологическое и организационное разграничение.
Такое разграничение (пункт 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ) устанавливается при технологическом подключении потребителя и производителей электроэнергии к электрическим сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций и производителей и потребителей электрической энергии. Электрическая часть электростанций и потребителей электроэнергии не может относиться к оборудованию электрических сетей (в состав которых входят линии электропередачи).
Линии электропередачи входят в состав оборудования и сооружений электростанции или потребителей электрической энергии как часть электрических сетей для собственных нужд. Подобные линии электропередачи для собственных нужд электростанций или потребителей электрической энергии не включены в Перечень N 504.
Главой 2.4 Правил N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности общества и сетевой организации, являющейся собственником линий электропередачи.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов теплоэнергетики и- электроэнергетики, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи тепловой или электрической энергии потребителям. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Перечне N 504, не влечет возникновение права на льготу.
Приведенное толкование условий для применения льготы при налогообложении соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определения от 14.06.2017 N 308-КГ17-6698, от 11.10.2017 N 307-КГ17-14399, от 21.02.2018 N 305-КГ17-23005).
Следовательно, питание электроэнергией внутри района одной энергосистемы не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи. Подача электроэнергии внутри заявителя от спорных объектов основных средств к производственным мощностям (станов, насосов, электродвигателей и т.д.) предприятия при условии, что вся инфраструктура предприятия находится на одной территории, не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи, поскольку функциональное предназначение спорных объектов основных средств заключается в обеспечении деятельности основных производственных объектов.
Точки поставки электроэнергии от АО "Томская генерация" в адрес ПАО "Томскэнергосбыт" указаны в актах разграничения балансовой принадлежности.
Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые являются местом перехода права собственности на электроэнергию, также являются точками разграничения имущества АО "Томская генерация" и имущества ПАО "Томскэнергосбыт".
После передачи электроэнергии в точках разграничения балансовой принадлежности ПАО "Томскэнергосбыт" реализует электроэнергию потребителям электроэнергии.
Актами разграничения эксплуатационной ответственности электросетей, спорные объекты общества входят не в состав сетей электрических, а в имущество, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической энергии заданного количества и качества с целью последующей передачи потребителям посредством сетей электрических. Спорное имущество находится в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электростанции - общества, и не относится к линиям электропередачи и объектам, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
При данных обстоятельства, можно сделать вывод, что АО "Томская генерация" не относится к сетевой организации, а является организацией, генерирующей энергию (основой вид деятельности); все объекты недвижимого имущества, в отношении которых Общество применяет льготу, находятся в границах балансовой принадлежности; под линией электропередачи понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние, тогда как спорные объекты, посредством которых происходит переток, за пределы станции не выходят и находятся в границах балансовой принадлежности.
Как следует из материалов проверки все объекты основных средств АО "Томская генерация" (здания, сооружения, оборудование, системы контроля и управления, всего 73 объекта (перечислены в таблице N 3, N 4 оспариваемого решения)), по которым Обществом необоснованно применена пониженная ставка по налогу на имущество организаций, используются для размещения оборудования, участвующего в процессах генерации электрической и тепловой энергии, используются в технологических процессах генерации тепловой и электрической энергии, используемой в том числе для собственных нужд, а также для учета производства электрической энергии участником оптового рынка электрической энергии с целью отпуска электроэнергии, а также использования для собственных нужд и не относятся к линиям энергопередач, а также не являются их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Перечнем N 504 (заключение эксперта N 1430/1/ц от 24.08.2021 в отношении 18 объектов, приложение N6 к решению).
Таким образом, спорные объекты Общества входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электроэнергии, в том числе, с целью последующей передачи ее (продажи) сетевой организации, которая уже впоследствии передает электроэнергию потребителям. Спорные объекты основных средств участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, то есть являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности Общества, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня N 504, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
Кроме этого, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу N А50-5359/2011 отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правила недискриминационного доступа (далее - ПНД).
Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.
Таким образом, технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил технологического присоединения.
Как следует из материалов дела, АО "Томская генерация" заключены договоры с АО "Томск РТС" и ПАО "Томскэнергосбыт", соответственно произведено разграничение сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В отношении договоров купли-продажи линии электропередачи фидера N 634 КРУ-бкВ ГРЭС-2 между АО "Томская генерация" и ООО "Горсети" от 19.03.2019 N 03.05.207.19 и договора о внесении вклада в имущество от АО "Томская генерация" в АО "Томск РТС" от 06.06.2019 N 02.18.382.19, заявитель полагает, что нахождение данных объектов у Общества в проверяемый период подтверждает использование спорного имущества Обществом не только для собственных производственных (хозяйственных) нужд, но и фактически для передачи (транзита, перетока) электрической энергии и тепловой энергии третьим лицам (т.е. спорное имущество участвовало в процессе транзита (перетока) электрической и тепловой энергии через Общество к сторонним организациям и сторонним конечным потребителям).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в проверяемом периоде, фидер N 634 КРУ-бкВ, а также Теплотрасса от ТК912/4 до ТК-912/10 были приняты к учету и находились на балансе АО "Томская генерация". Передача тепловой энергии конкретно до потребителя тепловой энергии, происходила посредством исключительно АО "Томск РТС".
Также на территории Томской области на розничном рынке, гарантирующим поставщиком электрической энергии является ПАО "Томскэнергосбыт".
Кроме этого, коллегия суда также принимает во внимание, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Томская генерация" является: Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в т.ч. деятельность по обеспечению работоспособности электростанций; дополнительным видом является: Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями. Вид деятельности "Услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям", являющемуся самостоятельным видом деятельности (код 35.12 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.) в деятельности заявителя не заявлен.
Из ответа Департамента тарифного регулирования Томской области от 18.12.2020 г. N 53- 03-1444 (Приложение N 10 к решению) следует, что посредством объектов основных средств, находящихся в собственности АО "Томская генерация", осуществляется производство тепловой энергии в г.Томске. Передача и распределение тепловой энергии в г.Томске осуществляется с использованием объектов основных средств, находящихся в собственности и на правах аренды у регулируемой организации АО "Томская РТС".
АО "Томская генерация" является субъектом оптового рынка электрической энергии и не вправе продавать на розничных рынках электрическую энергию (мощность) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Как было указано выше, Обществом заключен ряд договоров с ПАО "Томская энергосбытовая компания".
Таким образом, коллегия суда полагает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что фактически спорные объекты организации входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической и тепловой энергии заданного количества и качества с целью последующего использования в собственной деятельности и передачи потребителям посредством сетевых организаций: ПАО "Томская энергосбытовая компания" и АО "Томская РТС", являющимся гарантирующими поставщиками для потребителей.
Таким образом, услуги по энергоснабжению оказывались не Обществом, а ПАО "Томская энергосбытовая компания" и АО "Томская РТС", являющимися гарантирующими поставщиками для потребителей.
Договоры с третьими лицами на поставку электроэнергии АО "Томская генерация" в проверяемом периоде не заключало. Оплата услуг по передаче электрической энергии, произведенной на производственных мощностях Общества, осуществлялась третьими лицами в адрес гарантирующих поставщиков.
Данные обстоятельства подтверждают, что услуги по перетоку электроэнергии АО "Томская генерация" не оказывались.
Кроме того, ранее изложено, что АО "Томская генерация" не представлены договоры на передачу электроэнергии с потребителями, ведомости приема-передачи электроэнергии составлены между потребителями и ОАО "ТомскРТС" (электроэнергия), актов, ведомостей и др. документов, подтверждающих, что АО "Томская генерация" передало, а потребитель принял определенное количество энергии.
Применительно к доводам Общества относительно экспертных заключений.
Вывод заключения ИШЭ НИИ ТПУ от 26.05.2021 об отнесении спорных объектов к линиям энергопередач (зданиям электрических и тепловых сетей) основан на том, что на объектах расположены как генерирующее оборудование, так и сетевое оборудование, что противоречит положениям отраслевого законодательства, тогда как обязательным условием для отнесения имущества к подлежащему льготированию является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не физическое (территориальное) расположение указанных объектов и их наименование.
Между тем, экспертом ООО "Техэко" Спасибо В.И. в заключении от 24.08.2021 (в отношении 18 объектов), а также экспертами ООО "НЭП" в заключении от 19.06.2017(в отношении 55 объектов) установлено, что данные объекты основных средств предназначены для обеспечения электроэнергией собственных нужд предприятия, так и используется Обществом при распределении электроэнергии до указанных точек разграничения балансовой принадлежности.
Результаты экспертизы, выполненной сотрудниками ИШЭ НИИ ТПУ не опровергают то обстоятельство, что спорные объекты - это имущество, необходимое для производства (выработки) энергии и доведения ее до заданных для передачи параметров, а не имущество, являющееся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи; выводы экспертов сводятся к выявлению в отношении каждого из объектов основных средств наличия (отсутствия) признаков устройства, передающего энергию, однако в самом экспертном заключении в отношении ряда объектов содержатся выводы о том, что указанные передающие устройства предназначены, в том числе и для обеспечения работы устройств самого налогоплательщика, вырабатывающих такую энергию. При этом, экспертами сделаны выводы о том, что спорное имущество отнести только к генерации или только к транспортной системе невозможно (стр. 96 заключения) и имущество имеет двойное назначение. Однако, из вывода экспертов о том, что у спорного оборудования имеется техническая возможность для передачи тепловой и электрической энергии третьим лицам (в том числе в процессе перетока энергии)следует, что эксперты отождествляют понятия: передача и переток, что не допустимо.
Как верно поясняет Инспекция, заявитель игнорирует тот факт, что для проведения экспертизы им были предоставлены все схемы и документы, подтверждающие, в т.ч. и переток энергии, и на протяжении многих лет функции оборудования и объектов Общества не изменились, следовательно, данные эксперты не посчитали переток энергии, осуществляемый с помощью спорных объектов, её передачей в том понимании, в которым определен Законом.
Выводы экспертов ИШЭ ФГАОУ НИ ТПУ не опровергают выводы Инспекции о том, что спорные объекты - это имущество, необходимое для производства (выработки) энергии и доведения ее до заданных для передачи параметров, а не имущества, являющееся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, а лишь свидетельствуют о том, что основной функцией единого производственно-технологического комплекса, в состав которого входят исследуемые здания, сооружения, линейные объекты, является энергоснабжение. Тепловая и электрическая энергия, вырабатываемая на станциях, начинает "транспортироваться" от границ генерирующих объектов, расположенных в главных корпусах станций.
Указанные выводы свидетельствуют об участии спорного оборудования в едином цикле производства энергии, но не передачи.
Заявитель указывает, что в рамках проверки АО "ТГК-11" не рассматривались вопросы двойного назначения объектов Общества, а именно, что объекты не только генерируют (производят) электроэнергию и теплоэнергию, но и участвуют в передаче электрической и тепловой энергии третьим лицам. В рамках проводимой судебной экспертизы экспертам не задавались вопросы о двойном назначении объектов.
С данной правой позицией суд апелляционной инстанции согласиться не может на основании следующего.
Приказом Минэнерго России от 06.04.2009 N 99 "Об утверждении порядка определения зон свободного перетока электрической энергии (мощности)" установлены зоны свободного перетока электрической энергии (мощности). Закон об электроэнергетике определяет зону свободного перетока электрической энергии (мощности) как часть Единой энергетической системы России, в пределах которой электрическая энергия и мощность, производимые на генерирующем оборудовании с определенными техническими характеристиками могут быть замещены электрической энергией и мощностью другого генерирующего оборудования с аналогичными техническими характеристиками в той же зоне свободного перетока (ст.3 Федерального закона N35-ФЗ).
Переток представляет собой замену электрической энергии и мощности, производимыми одним генерирующим оборудованием, электрической энергией и мощностью, производимыми другим генерирующим устройством. Переток не является передачей электроэнергии. Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях. Таким образом, отнесение спорного имущества к оборудованию, обеспечивающему выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности либо предназначенного для обеспечения собственных нужд электростанции в процессе производства энергии, не является основанием для применения льготы.
Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 2513/12 по делу N А50- 5359/2011.
Из анализа положений пункта 380 НК РФ, Перечня N 504, статьи 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической (тепловой) энергии потребителям - конечным потребителям и обязательно указанного в Перечне N 504.
Таким образом, коллегия суда соглашается, что налоговым органом обоснованно установлена неправомерность применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций в отношении спорных объектов.
Позиция суда подтверждается судебной практикой (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 06.08.2021 N Ф05-18812/2021 по делу N А40-145561/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 26.11.2021 N 305-ЭС21-22276 отказано в передаче дела N А40-145561/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления); Арбитражного суда Московского округа от 07.04.2021 N Ф05-5298/2021 по делу N А40-19428/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 06.07.2021 N 305-ЭС21-10223 отказано в передаче дела N А40- 19428/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления). Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3814/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Томская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3814/2022
Истец: АО "Томская генерация"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г.Томску, УФНС РФ по ТО