г. Москва |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А40-240251/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2023
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-240251/22
по иску Минобороны России (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее - ответчик) о взыскании 284 800 руб. штрафа.
Решением суда от 06.03.2023 в иске отказано.
Минобороны России, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель не соглашается с тем, что конкретные сроки на подачу-уборку вагонов не установлены, срок подтвержден ведомостями этих вагонов.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) и ОАО "РЖД" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт от 6 января 2022 г. N 1/ДТО-2022/4671219 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок (далее -Услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.2 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта срок оказания Услуг по Контракту - с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.
Услуги по доставке грузов на станции Октябрьской железной дороги Исполнителем оказаны с просрочкой, что подтверждают Дорожные ведомости, указанные в Приложении.
Согласно пункту 7.3 Контракта в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Стороны несут ответственность, предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Таким образом, расчет штрафа складывается из следующих показателей: размер штрафа (0,4 МРОТ) х количество вагонов х часы задержки подачи вагонов.
Расчет штрафа за просрочку исполнения обязательств представлен в Приложении.
Сумма штрафа составляет 284 800,00 руб.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия от 28 июня 2022 г. N 207/8/2610, которая оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исковые требования Минобороны основываются на ст. 100 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (абз.2 стр. 2 искового заявления).
В соответствии с абз. 2 ст. 100 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Условиями применения предусмотренного ст. 100 УЖТ РФ штрафа являются:
-задержка вагонов перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с путей необщего пользования;
-наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов;
-установление договором сроков подачи и уборки вагонов;
-наличие у стороны по договору статуса грузоотправителя, грузополучателя.
ОАО "РЖД" утверждает, что истец и ответчик не согласовывали сроки подачи и уборки вагонов, просрочка подачи и уборки вагонов не допущена, поскольку отсутствуют согласованные сторонами сроки подачи и уборки вагонов.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований Минобороны прикладывает к исковому заявлению два типа документов: ведомости подачи и уборки вагонов; заявки на перевозки.
В соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч.2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом не доказано, что номер воинского эшелона, указанный в "заявке", соответствует номерам вагонов, указанных в ведомости подачи и уборки вагонов.
Согласно расчету исковых требований, Истец требует взыскать 32 640 руб., в связи с нарушением перевозчиком сроков подачи и уборки шести вагонов по ведомости подачи и уборки вагонов N 031127.
В представленной Истцом к данной ведомости "заявке на перевозку" единственным идентифицирующим признаком транспортного средства является номер воинского эшелона.
Учитывая изложенное, данные документы невозможно было соотнести, так же как и установить, по каким именно вагонам были заявлены требования в данном иске.
По требованиям о взыскании 252 160 руб. по ведомостям подачи-уборки N 033164, 033166 ситуация идентичная описываемой выше.
Заявки, представленные Истцом в материалы дела, не относятся к отношениям Сторон по подаче/уборке вагонов, и не могут доказывать факт нарушения обязательств перевозчика (не отвечают критерию относимости доказательств).
В "заявке" содержится информация о неких датах, но что это за даты истец не раскрывает. Являются ли эти даты, датами погрузки планируемой истцом, либо иными датами ОАО "РЖД" неизвестно.
Время подачи и уборки вагонов определяется с учетом времени, затрачиваемого на выполнение подготовительных и заключительных операций, в том числе время движения вагонов, необходимое на выполнение маневровых полурейсов, перевод стрелок, прицепка группы вагонов к маневровому составу или локомотиву и пр.
Учитывая изложенное, сроки подачи и уборки вагонов не могли быть нарушены перевозчиком, в связи с отсутствием указанных сроков.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор, предусматривающий сроки подачи/уборки вагонов, отсутствует. Согласованные сторонами сроки подачи/уборки вагонов отсутствуют. Начисление штрафа по ст. 100 УЖТ РФ в данном случае не допустимо.
В соответствии с п. 2.3. Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.
Представленными в материалах дела договорами конкретные сроки подачи-уборки вагонов не установлены, следовательно, ответственность по ст. 100 УЖТ РФ для ОАО "РЖД" не может быть применена.
Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 утверждены правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N4764).
В соответствии с п. 2.3. Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания. Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов. В порядке ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлены договоры на подачу и уборки вагонов, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или иные документы, обосновывающие установление срока на подачу и уборку вагонов. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Таким образом, для привлечения перевозчика к ответственности за нарушение сроков уборки вагонов необходима совокупность следующих юридически-значимых обстоятельств: - вина перевозчика в задержке уборки вагонов; - наличие задержки (то есть нарушение согласованного договором на подачу и уборку вагонов срока уборки вагонов).
Между истцом и ответчиком отсутствует договор на подачу и уборку вагонов, который предусматривал бы сроки для подачи и уборки вагонов.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая вышеизложенное, Арбитражный суд Москвы посчитал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие вину ответчика.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
ОАО "РЖД" не нарушало срок подачи-уборки вагонов.
Документы, свидетельствующие о нарушении ОАО "РЖД" сроков подачи-уборки вагонов Минобороны в суд первой инстанции не были представлены.
Исковые требования Минобороны основаны на ст. 100 УЖТ РФ (абз.2 стр. 2 искового заявления).
УЖТ РФ предусмотрена специальная ответственность за задержку по вине перевозчика подачи и уборки вагонов - статья 100 УЖТ РФ.
В соответствии с абз. 2 ст. 100 УЖТ РФ штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Условиями применения предусмотренного ст. 100 УЖТ РФ штрафа являются:
-задержка вагонов перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с путей необщего пользования;
-наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов;
-установление договором сроков подачи и уборки вагонов;
-наличие у стороны по договору статуса грузоотправителя, грузополучателя.
Истец и ответчик не согласовывали сроки подачи и уборки вагонов, просрочка подачи и уборки вагонов не допущена, поскольку отсутствуют согласованные сторонами сроки подачи и уборки вагонов.
Применение штрафа по ст. 100 УЖТ РФ незаконно. Данная позиция нашла свое отражение в правоприменительной практике, а именно в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2023 по делу N А40-113449/2022; постановлении арбитражного суда Московского округа от 29.03.2023 по делу N А40-133162/2022; постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 г. по делу А40-95121/2022.
Невозможно установить связь документов, представленных Истцом в материалы дела. Истцом не доказано, что номер воинского эшелона, указанный в "заявке", соответствует номерам вагонов, указанных в ведомости подачи и уборки вагонов.
Согласно расчету исковых требований, Истец требует взыскать 32 640 руб., в связи с нарушением перевозчиком сроков подачи и уборки шести вагонов по ведомости подачи и уборки вагонов N 031127.
В представленной Истцом к данной ведомости "заявке на перевозку" единственным идентифицирующим признаком транспортного средства является номер воинского эшелона - 2168/65046, 21/68/65047,2168/65049,2168/65050.
Учитывая изложенное, данные документы соотнести невозможно, так же как установить требования по каким именно вагонам заявлены в данном иске.
По требованиям о взыскании 252 160 руб. по ведомостям подачи-уборки N 033164, 033166 ситуация идентичная описываемой выше.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2023 по делу N А40-133162/2022; постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 г. по делу А40-95121/2022.
"Заявки", представленные Истцом в материалы дела, не относятся к отношениям Сторон по подаче/уборке вагонов, и не могут доказывать факт нарушения обязательств перевозчика (не отвечают критерию относимости доказательств).
В "Заявке" содержится информация о неких датах, но что это за даты истец не раскрывает. Являются ли эти даты, датами погрузки планируемой истцом, либо иными датами ОАО "РЖД" неизвестно.
Время подачи и уборки вагонов определяется с учетом времени, затрачиваемого на выполнение подготовительных и заключительных операций, в том числе время движения вагонов, необходимое на выполнение маневровых полурейсов, перевод стрелок, прицепка группы вагонов к маневровому составу или локомотиву и пр.
Учитывая изложенное, сроки подачи и уборки вагонов не могли быть нарушены перевозчиком, в связи с отсутствием указанных сроков.
К аналогичному мнению пришел суд кассационной инстанции в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2023 по делу N А40-133162/2022; в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 г. по делу А40-95121/2022.
Установление Истцом в "Заявке" срока погрузки, не тождественно согласованию Сторонами сроков подачи/уборки вагонов.
"Заявка" - одностороннее волеизъявление Истца, содержащее информацию о дате осуществления самим Истцом погрузки груза.
К аналогичному мнению пришел суд кассационной инстанции в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2023 по делу N А40-133162/2022; в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 г. по делу А40-95121/2022.
В соответствии со ст. 100 УЖТ РФ штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор, предусматривающий сроки подачи/уборки вагонов, отсутствует.
Согласованные сторонами сроки подачи/уборки вагонов отсутствуют.
Начисление штрафа по ст. 100 УЖТ РФ в данном случае не допустимо.
Как верно указано судом первой инстанции, "представленными в материалах дела договорами конкретные сроки подачи-уборки вагонов не установлены, следовательно, ответственность по ст. 100 УЖТ РФ для ОАО "РЖД" не может быть применены.
Таким образом, для привлечения перевозчика к ответственности за нарушение сроков уборки вагонов необходима совокупность следующих юридически значимых обстоятельств:
- вина перевозчика в задержке уборки вагонов;
- наличие задержки (то есть нарушение согласованного договором на подачу и уборку вагонов срока уборки вагонов).
Между истцом и ответчиком отсутствует договор на подачу и уборку вагонов, который предусматривал бы сроки для подачи и уборки вагонов".
Истцом не представлены в материалы дела договоры, которыми установлена ответственность ОАО "РЖД" за нарушение срока подачи и уборки вагонов.
Приведенные Министерством обороны РФ доводы о наличии оснований для наступления ответственности перевозчика по ст. 100 УЖТ РФ со ссылкой на судебную практику по делам А40-63589/2018, А40-95685/2018 несостоятельны, поскольку:
Ответственность перевозчика по ст. 100 УЖТ РФ в рамках названных дел не рассматривалась. По данным делам ответственность перевозчика наступила за просрочку доставки груза по ст. 97 УЖТ РФ, при этом суд пришел к выводу о применении норм ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" вопреки доводам Министерства обороны РФ о необходимости применения ответственности в соответствие с условиями госконтракта.
Указанное подтверждает, что в силу закона (ст. 58 УЖТ РФ) именно договорами должны быть установлены сроки на подачу-уборку вагонов. Аналогичная норма содержится в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 г. N 4764).
В соответствии с п. 2.3. Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания. Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.
Представленными в материалах дела договорами конкретные сроки подачи-уборки вагонов не установлены, следовательно, ответственность по ст. 100 УЖТ РФ для ОАО "РЖД" не может быть применена, что подтверждает сложившаяся судебная практика, а именно: постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 N 09АП-58142/2020 по делу N А40-95697/2020, от 26.01.2021 N 09АП-70479/2020 по делу N А40-44341/2020, от 28.01.2021 N 09АП-72538/2020 по делу N А40-71163/2020.
Кроме того, истец не приводит контррасчет в обоснование неправомерности начисления штрафов по ст. 100 УЖТ РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2023 по делу N А40-240251/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240251/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"