город Омск |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А81-10662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2975/2023) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.02.2023 по делу N А81-10662/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250, адрес: 629806, город Ноябрьск, улица Муравленко, дом 42Б) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297, адрес: 629008, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 27.05.2022 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" - Демина Н.Н. (по доверенности от 11.11.2022 N 256, сроком действия по 31.12.2023),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - Людкевич А. А. (по доверенности от 01.01.2023 N 3, сроком действия 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС ЯНАО, фонд) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 27.05.2022 в части.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.02.2023 по делу N А81-10662/2022 в удовлетворении заявленных требований ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный контракт обществом с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Сибирское здоровье" (далее - ООО МЦ "Сибирское здоровье") был заключен ввиду обстоятельств, требующих незамедлительного и экстренного реагирования, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) - закупка у единственного поставщика при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи; начиная с 16.12.2020 пациенты направлялись учреждением, а ООО МЦ "Сибирское здоровье" им оказывались услуги, в связи с чем ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" полагает, что услуги фактически были оказаны 16.12.2020, ни одна из сторон не опровергает данный факт и данные услуги приняты и оплачены учреждением, в силу чего контракт считается заключенным с 16.12.2020; указывает, что лечебная организация в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Относительно нарушений, связанных с оказанием медицинской услуги одному и тому же застрахованному лицу несколько раз в течение одних суток на общую сумму 450 650 руб., податель апелляционной жалобы отмечает, что медицинская помощь спорным пациентам оказывалась в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи, вместе с тем, заявителем определено, что указанный факт не соответствует условиям подпункта 2.5 пункта 2 контракта, в связи с чем ООО МЦ "Сибирское здоровье" вернуло ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" денежные средства, оплаченные за медицинские услуги по проведению компьютерной томографии (далее также - КТ) сверх одного исследования, выполненного в течение одних суток, в количестве 50 КТ в сумме 430 650 руб., которые были восстановлены на счете обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) учреждения; указанные средства не подлежат возврату в ТФОМС ЯНАО поскольку не являются нецелевым расходованием денежных средств.
Относительно нарушений связанных с оплатой медицинской помощи, оказанной ООО МЦ "Сибирское здоровье" по проведению исследований по компьютерной томографии пациентам, находящимся на амбулаторном лечении на общую сумму 1 800 117 руб., податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что в ООО МЦ "Сибирское здоровье" на момент направления уведомлений в фонд и включения его в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 и 2021 годах, отсутствовал компьютерный томограф, следовательно, не было лицензии на данный вид деятельности и оно не могло оказывать этот вид медицинской помощи по ОМС; письмом в ТФОМС ЯНАО от 16.12.2020 исх. N 284/20 ООО МЦ "Сибирское здоровье" просило распределить объемы КТ исследований по направлениям из ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в связи с поломкой КТ - аппарата в ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ"; имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт того, что по состоянию на 16.12.2020 ООО МЦ "Сибирское здоровье" не оказывало КТ услуги в рамках ОМС.
Относительно нарушений, связанных с оплатой ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" за счет средств обязательного медицинского страхования договоров, заключенных с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" (далее - ГБУЗ "ОКБ N 1") на медицинское сопровождение пациентов фельдшерами на санитарном транспорте на сумму 28 475 руб. податель апелляционной жалобы отмечает, что на момент заключения указанных договоров утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 848-П Порядком предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не оказываемой в медицинских организациях, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, их структурных подразделениях, по месту проживания в Ямало-Ненецком автономном округе, а также в скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при направлении на лечение в федеральные медицинские организации и медицинские организации других субъектов российской Федерации (далее - Постановление N 848-П) не была предусмотрена оплата данных услуг; судом первой инстанции не оценены изменения, внесенные в Постановление N 848-П, согласно которым именно с января 2023 года возникла возможность производить оплату услуг по медицинскому сопровождению пациентов фельдшерами на санитарном транспорте за счет средств окружного бюджета.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2023 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 18.05.2023.
ТФОМС ЯНАО в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором фонд не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 16.06.2023.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 16.05.2023 представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель фонда высказался в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, а также заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, фондом на основании приказа от 27.04.2022 N 99 в период с 05.05.2022 по 27.05.2022 проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В ходе проверки выявлено, что в проверяемом периоде ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ допущено в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование средств ОМС на общую сумму 3 350 457 руб. (оплата медицинских услуг по компьютерной томографии);
в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ допущено в соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование средств ОМС на общую сумму 28 475 руб. (расходы на оплату транспортных услуг, оказываемых пациентам за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа).
По итогам проверки составлен акт от 27.05.2022 (т.1, л.д. 21-43), согласно которому в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению средств ОМС, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" необходимо в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего акта проверки уплатить в бюджет фонда средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 3 378 932 руб., а также штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в сумме 337 893 руб. 20 коп.
ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" 03.06.2022 на акт были направлены возражения, которые фондом частично приняты, в связи с чем к уплате в бюджет фонда подлежат средства в размере 2 310 920 руб., а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 231 092 руб.
Не согласившись с принятым решением фонда, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным.
01.02.2023 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 10 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, и статьи 147 названного Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 1); нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Как следует из пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ для целей данного Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год, которой предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на 2021 год, утвержденными постановлениями Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019 N 1425-П и от 28.12.2020 N 1549-П были определены способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию и структура тарифа на оплату медицинской помощи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, соответствующая положениям части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2020 год и на 2021 год были установлены Тарифными соглашениями в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2019 и соответственно от 24.12.2020 (далее - Тарифное соглашение).
Предметом Тарифного соглашения является установление порядка и способов оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, установление размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи, входящей в территориальную программу и порядка их применения.
Согласно пункту 24.2 Тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Таким образом, структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Федеральным законом N 326-ФЗ.
В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, при этом расходование средств обязательного медицинского страхования является строго целевым, то есть должно соответствовать условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Законом порядке.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 27 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н (далее - Приказ N 255н), территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктом 39.2 Приказа N 255н предусмотрено, что проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе осуществления расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации) (при проверке осуществляется сопоставление сумм произведенных расходов (в том числе на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов) с утвержденной сметой расходов).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
По результатам проведенной проверки в качестве одного из нарушений в акте проверки фондом указано на то, что до заключения контракта на оказание медицинских услуг с ООО МК "Сибирское здоровье" в нарушение его условий заявителем были приняты и оплачены услуги по шести компьютерным томографиям на общую сумму 51 678 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.12.2020 между заявителем и ООО МК "Сибирское здоровье" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заключен контракт на оказание медицинских услуг пациентам ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" N 828/20-НЦГБ (далее - контракт).
Пунктом 1.4 контракта были установлены сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.12.2021.
Вместе с тем, по результатам представленных заявителем документов в ходе проведения проверки было установлено, что заявитель направлял застрахованных лиц в медицинскую организацию ООО МЦ "Сибирское здоровье" для оказания услуг по проведению компьютерной томографии 16.12.2020, то есть фактически услуги были оказаны до заключения контракта, в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ и условий контракта.
Из процессуальной позиции подателя апелляционной жалобы следует, что законодательство о контрактной системе не предусматривает запрета на применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в рамках заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, ввиду того, что ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" является государственным бюджетным учреждением заключение любых контрактов должно осуществляться в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, которым установлены специальные нормы, имеющие приоритет над общими нормами гражданского законодательства.
Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ, обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по государственному (муниципальному) контракту начинаются исключительно с момента заключения указанного контракта. Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Федеральным законом 44-ФЗ.
Согласно пункту 9.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с момента заключения контракта, т.е. с 17.12.2020; пунктом 1.2 контракта установлено условие о том, что основанием для предоставления пациенту медицинских услуг является контракт.
Ссылка подателя апелляционной жалобы в обоснование своей позиции на судебную практику, в частности на "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные в апелляционной жалобе судебные акты приняты по спорам с иными фактическими обстоятельствами, при этом в пункте 21 указанного Обзора, касающегося удовлетворения иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта указан случай, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае, ООО МЦ "Сибирское здоровье" самостоятельно, руководствуясь своими потребностями заключило спорный контракт и оказывало медицинскую помощь в целях реализации деятельности коммерческой организацией (статья 50 ГК РФ), осуществляющей предпринимательскую деятельность, каковой, согласно статье 2 ГК РФ, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Довод апелляционной жалобы о том, что медицинская организация не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам, подлежит отклонению поскольку действие (бездействие) заявителя, выразившееся в своевременном незаключении контракта в необходимый для оказания медицинской помощи срок, в таком случае не может служить основанием для оплаты оказанной ООО МЦ "Сибирское здоровье" медицинской помощи, принимая во внимание, что самостоятельно в ООО МЦ "Сибирское здоровье" застрахованные лица не обращались, а были направлены ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при обращении за медицинской помощью непосредственно к заявителю в рамках заключенного между сторонами контракта.
Учитывая изложенное, у ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" отсутствовали правовые основания для направления средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению компьютерной томографии на сумму 51 678 руб., оказанной застрахованным лицам по направлениям заявителя, а совершенные им действия образуют нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 306.4 БК РФ.
Относительно нарушений, связанных с оказанием медицинской услугу одному и тому же застрахованному лицу несколько раз в течение одних суток на общую сумму 430 650 руб., суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Подпунктом 2.5 пункта 2 контракта N 828/20-НЦГБ установлено, что в случае, если одному пациенту проводится КТ исследование несколько раз в течение одних суток, оплата осуществляется исходя из расчета за одно исследование. Однако проверкой установлено, что оплата за оказанные ООО МЦ "Сибирское здоровье" медицинские услуги одному пациенту несколько раз в течение одних суток, учреждением осуществлялась за каждое КТ исследование.
Аналогичные условия были установлены Приложениями 13 "Тарифы на отдельные диагностические (лабораторные) исследования, проводимые в амбулаторных условиях" к Тарифным соглашениям на 2020 и 2021 годы, в соответствии с которыми подлежали оплате не более одного метода исследования (КТ) в день одному пациенту.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком, в том числе посредством применения тарифного метода.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.
При заключении спорного контракта заказчиком при определении начальной максимальной цены контракта применен тарифный метод (использованы тарифы, установленные Тарифными соглашениями на 2020 и 2021 годы - 8 613 руб. за одно исследование).
Таким образом, поскольку ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при обосновании начальной (максимальной) цены контракта применил тарифный метод по тарифам, установленным Тарифными соглашениями на 2020 и 2021 годы, следовательно, заявитель должен был применять тарифы с учетом условий, установленных тарифными соглашения, в частности относительно оплаты услуг по компьютерной томографии в количестве не более одного исследования в день одному пациенту, принимая во внимание, что изменения в Тарифные соглашения на 2020 и 2021 годы в этой части не вносились.
Более того, именно заказчиком на основании Тарифных соглашений на 2020 и 2021 годы было установлено условие контракта о том, что в случае, если одному пациенту проводится КТ исследование несколько раз в течение одних суток, оплата осуществляется исходя из расчета за одно исследование в размере 8 613 руб. (Приложение 13 "Тарифы на отдельные диагностические (лабораторные) исследования, проводимые в амбулаторных условия" к Тарифным соглашениям на 2020 и 2021 годы, пункт 2.5 и 4.2 контракта).
При это апелляционный суд обращает внимание на то, что указанное условие в контракте было предусмотрено без разграничения на амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, следовательно, несостоятелен довод подателя апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции не оценил Тарифные соглашения, поскольку фактически компьютерная томография, оказывалась ООО МЦ "Сибирское здоровье" по направлениям ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при оказании медицинской помощи застрахованным лицам как в амбулаторных условиях, так и в стационарных условиях.
Вместе с тем, проверкой было установлено, что оплата за оказанные ООО МЦ "Сибирское здоровье" медицинские услуги одному застрахованному лицу несколько раз в течение одних суток, осуществлялась за каждое исследование по компьютерной томографии.
ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в проверяемом периоде в соответствии с приложением N 3 к акту проверки от 27.05.2022 было принято и оплачено 50 медицинских услуг по компьютерной томографии, сверх одного исследования, выполненного в течение одних суток на общую сумму 430 650 руб.
Учитывая изложенное, у ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" отсутствовали правовые основания для направления средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению компьютерной томографии на сумму 430 650 руб., оказанной застрахованным лицам по направлениям сверх одного исследования, выполненного в течение одних суток, а совершенные им действия образуют нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 306.4 БК РФ.
Кроме того, заявителем не оспаривается факт нарушения пункта 2.5 контракта и нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, вместе с тем, как указывает заявитель, в целях устранения нарушений условий контракта денежные средства, оплаченные сверх одного исследования по компьютерной томографии, выполненные в течение одних суток в количестве 50 исследований, ООО МЦ "Сибирское здоровье" возвращены заявителю, которые в последующем были восстановлены на счете, открытом для учета операций по обязательному медицинскому страхованию.
Между тем, согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда. Указанным законоположением прямо предписана обязанность по возврату использованных не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда и иного, включая возможность вместо указанного возврата восстанавливать их на своем же счете, не предусмотрено. Правом определять иной порядок возврата данных средств медицинские организации не наделены.
При этом обозначенные действия ООО МЦ "Сибирское здоровье" по возврату ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" денежных средств в целях устранения нарушений подпункта 2.5 пункта 2 контракта не свидетельствуют об исполнении требования о возврате денежных средств в бюджет территориального фонда в соответствии с положениями Федерального закона N 326-ФЗ.
Таким образом, доводы заявителя о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в размере 430 650 руб. на счете, открытом заявителем для учета операций по ОМС, являются не состоятельными.
Относительно нарушений, связанных с оплатой заявителем медицинской помощи, оказанной ООО МЦ "Сибирское здоровье" по проведению исследований по компьютерной томографии пациентам, находящимся на амбулаторном лечении на общую сумму 1 800 117 руб., суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 923н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 10 Порядка в случае невозможности оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях или в стационарных условиях терапевтического отделения пациент в плановом порядке направляется в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь и имеющую в своем составе соответствующие специализированные отделения для проведения необходимых лечебно-диагностических мероприятий.
При этом согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2011 N 14-3/10/2-11668 если медицинская организация самостоятельно не может выполнить стандарт медицинской помощи (например, провести больному магнитно-резонансную томографию), то она вправе направить больного для проведения ряда медицинских услуг в другую медицинскую организацию, оплатив ей в дальнейшем стоимость данной услуги по тарифам, принятым на территории субъекта Российской Федерации.
В письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.04.2014 N 2012/30-1 также сказано, что в случае отсутствия специалистов или медицинского оборудования и необходимости привлечения сторонних медицинских организаций для оказания медицинских услуг, оплата осуществляется в соответствии с тарифами, принятыми в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется: по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию.
Согласно части 2 пункта 21 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
Таким образом, как верно заключено фондом, в случае невозможности оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях по месту прикрепления, пациент направляется в медицинскую организацию, работающую в системе обязательного медицинского страхования, либо застрахованное лицо вправе самостоятельно обратиться за первичной специализированной медико-санитарной помощью в рамках обязательного медицинского страхования в любую медицинскую организацию, работающую в системе обязательного медицинского страхования, без какого-либо направления.
Основанием для оказания медицинской помощи сторонней медицинской организацией, работающей в системе обязательного медицинского страхования, в которую застрахованное лицо самостоятельно обратилось за получением первичной специализированной медико-санитарной помощью в рамках обязательного медицинского страхования, либо в которую пациент был направлен медицинской организацией по месту его прикрепления в силу невозможности оказать медицинскую услугу, ввиду отсутствия специалистов или медицинского оборудования, является не направление, а наступление страхового случая, при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (статья 3 Федерального закона N 326-ФЗ).
В данном случае, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется медицинской организации, оказавшей медицинскую услугу на основании заключенного ею договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", оспаривая данное нарушение, указало, что ни один нормативный документ не содержит ограничение на заключение договора на медицинские услуги со сторонними организациями, участвующими в системе обязательного медицинского страхования, а именно только при таком обстоятельстве возможна оплата услуг за пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, следовательно, заявитель имел право на заключение с ООО МЦ "Сибирское здоровье" контракта, и оплата услуг по проведению компьютерной томографии амбулаторным пациентам за счет средств обязательного медицинского страхования является целевым использованием данных средств.
В обоснование своих доводов ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" ссылается на совместное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования "О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" от 30.12.2020 N N 11-7/И/2-20691, 00-10-26-2-04/11-51 из которого следует, что межучрежденческие расчеты рекомендуется осуществлять с использованием двух моделей организации оплаты: через страховую медицинскую организацию (по тарифам для проведения межучрежденческих, в том числе межтерриториальных, расчетов, установленным тарифным соглашением); в рамках гражданско-правовых договоров между медицинскими организациями без участия страховой медицинской организации (заключение гражданско-правовых договоров на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что подателем апелляционной жалобы не учтено, что установление порядка и способов оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, является предметом Тарифного соглашения.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ требования к структуре и содержанию тарифного соглашения, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2020 N 1397н (далее - Требования).
Пунктом 2 Требований предусмотрено, что тарифное соглашение включает, в частности раздел "Способы оплаты медицинской помощи, применяемые в субъекте Российской Федерации", которой должен содержать сведения о применяемых способах оплаты медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 6 Тарифных соглашений на 2020 и 2021 годы оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях лицам, застрахованным в Ямало-Ненецком автономном округе, осуществляется страховой медицинской организацией в соответствии с тарифным соглашением в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 13.1 Тарифных соглашений на 2020 и 2021 годы оплата медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, осуществляется, в том числе за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу (используется при оплате отдельных диагностических (лабораторных) исследований - компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии).
Из материалов дела следует, что ООО МЦ "Сибирское здоровье" на основании уведомлений, направленных в территориальный фонд включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 и 2021 годах.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ООО МЦ "Сибирское здоровье" как участник обязательного медицинского страхования участвовало в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2020 и 2021 годах, оплата за медицинскую помощь должна осуществляться через страховую медицинскую организацию в соответствии с Тарифными соглашениями на 2020 и на 2021 годы, а не в рамках гражданско-правовых договоров между медицинскими организациями без участия страховой медицинской организации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ (далее - Комиссия), между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 3 пункта 4 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося Приложением N 1 к Правилам N 108н (далее - Положение) предусмотрено, что комиссия распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (пункт 18 Положения).
В апелляционной жалобе учреждение указывает, что в ООО МЦ "Сибирское здоровье" на момент направления уведомлений в фонд и включения его в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, отсутствовал компьютерный томограф и оно не могло оказывать спорный вид медицинской помощи; ООО МЦ "Сибирское здоровье" 16.12.2020 и 18.12.2020 обращалось к заинтересованному лицу с письмами о перераспределении объемов финансирования на декабрь 2020 года в связи с поломкой компьютерного томографа у заявителя (ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ"), которые, по утверждению заявителя, оставлены заинтересованным лиц без ответа.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что непосредственно в Комиссию в декабре 2020 года, ни заявитель, ни ООО МЦ "Сибирское здоровье" не обращались.
При этом, как указывает заинтересованное лицо и подтверждается материалами дела, по обращению ООО МЦ "Сибирское здоровье" от 15.01.2021 N 85-БП в Комиссию о выделении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (было предложено перераспределить объемы финансовых средств между заявителем и ООО МЦ "Сибирское здоровье" в размере 361 800 руб., т.2 л.д. 81-82), решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа N 1 от 28.01.2021 было утверждено распределение объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения между страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями на 2020 год, согласно которому плановое задание для ООО МЦ "Сибирское здоровье" при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по компьютерной томографии было установлено в количестве 42 фактических оказанных в 2020 году компьютерных томографий на сумму 361 800 руб.: для страховой медицинской организации АО "ГМСК "Заполярье" - 12 компьютерных томографий на сумму 103 400 руб.; для страховой медицинской организации Ямальский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - 30 компьютерных томографий на сумму 258 400 руб. (т.2 л.д. 77-79).
Более того, на 2021 год плановое задание для ООО МЦ "Сибирское здоровье" при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по компьютерной томографии установлено в количестве 2 245 компьютерных томографий на сумму 13 988 198 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО МЦ "Сибирское здоровье" оказывало медицинскую помощь в декабре 2020 года по компьютерной томографии в количестве 42 случая на сумму 351 746 руб. по обязательному медицинскому страхованию, помимо медицинской помощи в рамках заключенного контракта, в отсутствие выделенных Комиссией объемов, которые на основании обоснованного обращения ООО МЦ "Сибирское здоровье" от 15.01.2021 были выделены решением Комиссии N 1 от 28.01.2021, что свидетельствует об отсутствии препятствий для оказания ООО МЦ "Сибирское здоровье" медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и последующей ее оплаты страховыми медицинскими организациями. В связи с чем, довод заявителя о том, что ООО МЦ "Сибирское здоровье" не могло оказывать медицинскую помощь по компьютерной томографии в декабре 2020 года по ОМС является не состоятельным.
Учитывая изложенное, у ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" отсутствовали правовые основания для направления средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг ООО МЦ "Сибирское здоровье" по компьютерной томографии застрахованным лицам в количестве 209 случаев на сумму 1 800 117 руб., а совершенные им действия образуют нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 306.4 БК РФ.
Относительно нарушений, связанных с оплатой заявителем за счет средств обязательного медицинского страхования договоров, заключенных с ГБУЗ "ОКБ N 1" на медицинское сопровождение пациентов фельдшерами на санитарном транспорте на сумму 28 475 руб., суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" и ГБУЗ "ОКБ N 1" были заключены договоры на оказание услуг от 22.03.2021 N 235/Т, от 26.03.2021 N 250/Т, от 30.03.2021 N 442/Т.
В соответствии с предметом указанных договоров, ГБУЗ "ОКБ N 1" принимает на себя обязательства по оказанию медицинских услуг - обеспечение транспортировки пациентов спецавтотранспортом.
Согласно спецификации на платные медицинские услуги к данным договорам, ГБУЗ "ОКБ N 1" осуществляет медицинское сопровождение пациента фельдшером на санитарном автомобиле вне медицинского учреждения, то есть, медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь в неотложной форме в виде медицинской эвакуации - срочной транспортировке тяжелобольного пациента спецавтотранспортом вне медицинской организации по территории Тюменской области.
Как следует из процессуальной позиции заявителя, понесенные расходы за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках исполнения данных договоров на обеспечение транспортировки пациентов спецавтотранспортом за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа необходимы в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2020 N 1549-П, за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации).
В соответствии с абзацами 1 и 2 подпункта 3.4.1 пункта 3.4 Территориальной программы на 2021 год за счет средств окружного бюджета предоставляется скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, осуществляемая при медицинской эвакуации (санитарно-авиационная эвакуация), а также, не включенная в Территориальную программу обязательного медицинского страхования, специализированная санитарно-авиационная эвакуация.
Расходы окружного бюджета включают в себя финансирование оплаты услуг медицинских организаций по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при направлении в них граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа (в части объемов, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования), а также оплату стоимости проезда к месту оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и обратно пациентов, в том числе пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания на территории автономного округа до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (по видам, включенным и не включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования) в порядке, установленном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (пункт 3.4.2 Территориальной программы на 2021 год).
Порядок предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не оказываемой в медицинских организациях, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, их структурных подразделениях, по месту проживания в Ямало-Ненецком автономном округе, а также в скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при направлении на лечение в федеральные медицинские организации и медицинские организации других субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 848-П (далее - Постановление N 848-П).
Пунктом 4 Постановление N 848-П установлено, что пациентам, направляемым в федеральные медицинские организации и медицинские организации других субъектов Российской Федерации, оплата проезда к месту оказания медицинской помощи и обратно осуществляется за счет средств окружного бюджета в соответствии с настоящим порядком.
Согласно пункту 5.1 Постановления N 848-П при направлении в принимающую медицинскую организацию пациента, а при наличии медицинских показаний в соответствии с решением комиссии и сопровождающему его лицу возмещается стоимость проезда к месту оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и обратно.
Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 35 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская эвакуация включает в себя, в том числе санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Разделом VII Постановления N 848-П утвержден Порядок организации санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при направлении на лечение пациентов в целях спасения их жизни и сохранения здоровья, осуществляемой воздушными судами, оснащенными необходимым медицинским оборудованием, в федеральные медицинские организации и медицинские организации другого субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, фондом сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с Территориальной программой на 2021 год скорая медицинская помощь, включающая в себя санитарную эвакуацию, оказывается наземным санитарным транспортом исключительно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, услуги которой, финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования, а в случае оказания медицинской помощи за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с подпунктом 3.4.2 пункта 3.4 Территориальной программой на 2021 год, оплата стоимости проезда пациента, и в случае необходимости сопровождающему его лицу, а также расходы по санитарно-авиационной эвакуации возложены на бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно изменений, которые были внесены 14.11.2022 в Постановление N 848-П, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку внесение изменений в вышеупомянутый нормативный правовой акт не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку, как было указано выше, в соответствии с подпунктом 3.4.2 пункта 3.4 Территориальной программы на 2021 год и пунктом 4 Постановления N 848-П оплата проезда к месту оказания медицинской помощи и обратно осуществляется за счет средств окружного бюджета, при этом постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 1087-П от 14.11.2022 осуществлена лишь детализация стоимости проезда к месту оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и обратно при направлении пациента на лечение в федеральные медицинские организации и медицинские организации других субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" отсутствовали правовые основания для оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования транспортных услуг, оказываемых пациентам за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, в размере 28 475 рублей, а совершенные им действия образуют нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 306.4 БК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает законным и обоснованным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 27.05.2022 в оспариваемой части.
По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам, определенным статьей 71 АПК РФ. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы, поскольку ее податель не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.02.2023 по делу N А81-10662/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10662/2022
Истец: ГБУЗ ЯНАО "НОЯБРЬСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа