г. Красноярск |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А33-7252/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Яковенко И.В.
при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск, Комитета по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 февраля 2023 года по делу N А33-7252/2020,
при участии:
от истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва: Макеенко И.А. представитель по доверенности от 15.08.2022 N 24- ВМ-04/11846, диплом, паспорт.
от ответчика - Администрации закрытого административно-территориального образования города Зеленогорска: Полтавец И.В., представитель по доверенности от 23.06.2022 N 53, диплом, справка о заключении брака от 14.11.2019, паспорт;
от ответчика - Комитета по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск: представитель по доверенности от 17.02.2023 N 10, диплом, справка о заключении брака от 14.11.2019, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - истец, МТУ Росимущества, управление) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации закрытого административно-территориального образования города Зеленогорска, Комитету по управлению имуществом администрации закрытого административно-территориального образования г. Зеленогорска о признании права федеральной собственности на:
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:18, площадью 1557784 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Первая Промышленная, 2, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - энергетика;
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:17, площадью 3000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Первая Промышленная, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для использования в целях эксплуатации склада металлоконструкции;
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:91, площадью 49088 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Зеленогорск, северо-западная зона города, район ОАО "КГРЭС-2", категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для размещения брикетного производства; - земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:16, площадью 971005 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Первая Промышленная, 2, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - энергетика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", общество с ограниченной ответственностью "Сибирский брикет", акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)".
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда 23 сентября 2021 года, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.02.2022: постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 года по тому же делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.03.2022 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд признал за Российской Федерацией в лице МТУ Росимущества право собственности на вышеуказанные земельные участки. С Администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск в пользу МТУ Росимущества взыскано 20 000 руб. судебных расходов по судебной экспертизе. С Комитета по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск в пользу МТУ Росимущества взыскано 20 000 руб. судебных расходов по судебной экспертизе.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчики обратились с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, полагают, что судом первой инстанции неправомерно рассмотрен иск с ненадлежащими ответчиками. Кроме того, взыскание судебных расходов по плате экспертизы является неправомерным.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому обществом считает доводы жалобы обоснованными, а решение суда первой инстанции, подлежащим отмене.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание неоднократно откладывалось.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 03.04.2023, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
До начала исследования доказательств судом установлено, что в материалы дела от акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы. Согласен с решением суда первой инстанции. Изложил возражения на апелляционную жалобу. Дал пояснения по вопросам суда.
Представитель ответчиков поддержал доводы апелляционной жалобы. Не согласен с решением суда первой инстанции. Изложил доводы апелляционной жалобы. Дал пояснения по вопросам суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие
Определением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 в составе суда произведена замена, судья Белан Н.Н. заменена на судью Парфентьеву О.Ю., судья Петровская О.В. заменен на судью Яковенко И.В.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановлений администрации г. Красноярск-45 от 12.05.1992 N 210-п, 23.10.1992 N 640-п и свидетельств на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 13.05.1992 N 73, 23.10.1992 N 215 Красноярской ГРЭС-2 предоставлены земельные участки площадью 0,58 га, 334,87 га (294,39 га, 35,38 га, 5,1 га) для размещения опор ЛЭП подстанции "Камала", промышленного, сельскохозяйственного производства, под карьер суглинка. Границы участка определены согласно плану землепользования Красноярской ГРЭС-2 от 12.05.1992, составленному Горкомземом.
Земельный участок сформирован и отведен в натуре, на местности установлены межевые знаки, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Распоряжением Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" от 14.01.1993 N 13р во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", в соответствии с пунктом 5.4 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год учреждено дочернее акционерное общество открытого типа Красноярская ГРЭС-2 (АО "Красноярская ГРЭС-2") Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" с правами юридического лица.
Постановлением Администрации г. Красноярск-45 от 01.02.1993 N 77-п зарегистрировано юридическое лицо - АООТ "Красноярская ГРЭС-2"
Согласно плану приватизации, утвержденным РАО энергетики и электрификации "ЕЭС России", Красноярская ГРЭС-2 до момента приватизации являлась структурным подразделением ПО "Красноярскэнерго", относящегося к территориальному энергетическому объединению "Сибирьэнерго" Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. В период с 1992 по 2003 Администрацией г. Зеленогорска изымались земельные участки с согласия землепользователя - ОАО "Красноярская ГРЭС-2", о чем свидетельствуют Постановления от 27.04.1999 N 570-п, от 23.06.1999 N 809-п, от 12.05.2000 N 707-п, от 01.04.2003 N 503-п.
В 2003 году земельный участок площадью 334,87 га, предоставленный ОАО "Красноярская ГРЭС-2" в бессрочное (постоянное) пользование, с учетом ранее проведенных изъятий, разделен на несколько земельных участков, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:59:0103001:16 и 24:59:0103001:18, площадью 97,1005 га и 155,7784 га соответственно.
Распоряжением администрации от 18.07.2003 N 291-р в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду ОАО "Красноярская ГРЭС-2" предоставлены семь земельных участков, включая земельные участки для размещения станции площадью 97,1005 га и золоотвала площадью 155,7784 га.
Распоряжением администрации от 27.07.2004 N 1344-р ОАО "Красноярская ГРЭС-2" предоставлены в аренду земельные участки, расположенные в северо-западной зоне г. Зеленогорска по адресу: ул. Первая Промышленная, 2, общей площадью 271,2424 га.
На государственный кадастровый учет поставлены расположенные в г. Зеленогорске по ул. Первая Промышленная земельные участки:
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:18, площадью 1557784 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Первая Промышленная, 2, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - энергетика;
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:17, площадью 3000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Первая Промышленная, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для использования в целях эксплуатации склада металлоконструкции;
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:91, площадью 49088 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Зеленогорск, северо-западная зона города, район ОАО "КГРЭС-2", категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для размещения брикетного производства;
земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:16, площадью 971005 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Первая Промышленная, 2, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - энергетика.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:18 передан в аренду ПАО "ОГК-2" (ИНН 2607018122) на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28.11.2012 N 371, земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:91 передан в аренду ООО "Сибирский брикет" (ИНН 2453011100) на основании договора уступки права аренды земельного участка от 07.09.2007.
В материалы дела администрацией ЗАТО г. Зеленогорска представлена схема, отображающая расположение земельных участков с кадастровыми номерами 24:59:0103001:16, 24:59:0103001:17, 24:59:0103001:18, 24:59:0103001:91 на плане землеотвода Красноярской ГРЭС-2.
МТУ Росимущества обращалось в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки. В государственной регистрации прав на участки Межрегиональному территориальному управлению отказано.
Ссылаясь на то, что указанные земельные участки являются федеральной собственностью в силу закона с кадастровыми номерами 24:59:0103001:18, 24:59:0103001:17, 24:59:0103001:91, 24:59:0103001:16, управление обратилось в суд с настоящим иском.
В материалы дела также представлено экспертное заключение от 09.12.2022 N 44/12, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 24:59:0103001:17, 24:59:0103001:91, 24:59:0103001:16 сформированы в границах земельного участка, предоставленного в постоянное пользование Красноярской ГРЭС 2 на основании Постановления администрации города Красноярск-45 от 12.05.1992 N 210-П; земельный участок с кадастровыми номерами 24:59:0103001:18 сформирован из земельного участка, предоставленного в постоянное пользование Красноярской ГРЭС на основании Постановления администрации города Красноярск-45 от 12.05.1992 N 210-П.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из этого, что земельные участки, являющиеся предметом спора, были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Красноярской ГРЭС-2, объекты которой до приватизации находились в федеральной собственности в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", в связи с чем они считаются разграниченными в пользу Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Предметом настоящего спора является требование о признании права федеральной собственности на спорные земельные участки.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из пояснений представителя ответчиков в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, несогласие заявителей апелляционной жалобы с решением суда вызвано необоснованным взыскание судебных расходов по оплате экспертизы, поскольку ответчики являются ненадлежащими и возражали против проведения экспертизы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно части указанной статьи особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В силу статей 12 и 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись предприятиям независимо от формы собственности и сферы их деятельности. Указанное право удостоверялось государственным актом, который выдаваемым соответствующим Советом народных депутатов.
В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Судом установлено, что на основании постановлений администрации г. Красноярск-45 от 12.05.1992 N 210-п, 23.10.1992 N 640-п и свидетельств на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 13.05.1992 N 73, 23.10.1992 N 215 Красноярской ГРЭС2 предоставлены земельные участки площадью 0,58 га, 334,87 га (294,39 га, 35,38 га, 5,1 га) для использования в своей деятельности.
С учетом изложенного, после вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации данные свидетельства являлись действительными и имели равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что к федеральной собственности относятся земельные участки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации. В таком случае государственная собственность на землю подлежит разграничению исключительно в пользу Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-7467, сам по себе факт невключения земельного участка в перечень для оформления права собственности в соответствии с порядком, установленным этим Законом, с 01.07.2006 не порождает возникновение права собственности муниципального образования и не может являться основанием отказа в разграничении государственной собственности, целью которой является установление собственника публичной земли.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действовавшим до 01.03.2015) устанавливалось, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка площадью 334,87 га, предоставленного ОАО "Красноярская ГРЭС-2" в бессрочное (постоянное) пользование.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на соответствующих земельных участках размещались объекты недвижимого имущества, находившиеся в федеральной собственности (т. 9, л.д. 39).
Согласно вышеизложенным нормам права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 24:59:0103001:18, 24:59:0103001:17, 24:59:0103001:91, 24:59:0103001:16 в силу закона относятся к федеральной собственности.
Между тем установлено, что спорные земельные участки, образованные после раздела, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска как земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:59:0103001:18 передан в аренду ПАО "ОГК-2", с кадастровым номером 24:59:0103001:91 - ООО "Сибирский брикет".
Распоряжением администрации от 18.07.2003 N 291-р в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду ОАО "Красноярская ГРЭС-2" предоставлены семь земельных участков, включая земельные участки для размещения станции площадью 97,1005 га и золоотвала площадью 155,7784 га.
Распоряжением администрации от 27.07.2004 N 1344-р ОАО "Красноярская ГРЭС-2" предоставлены в аренду земельные участки, расположенные в северо-западной зоне г. Зеленогорска по адресу: ул. Первая Промышленная, 2, общей площадью 271,2424 га.
При этом Комитет по управлению муниципальным имуществом является органом Администрации города ЗАТО г. Зеленогорск осуществляет полномочия публичного собственника от имени соответствующего муниципального образования. До разграничения государственной собственности на землю Комитет осуществляет в установленном порядке права и обязанности органов местного самоуправления города ЗАТО г. Зеленогорск в области управления и распоряжения государственными землями.
Постановка спорных земельный участок на кадастровый учет в качестве земель с неразграниченной собственностью явилась препятствием для государственной регистрации прав Российской Федерации и возникновения спора по существу.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с нормами действующего законодательства не допускается противоречивое и недобросовестное поведение субъектов хозяйственного оборота (правило эстоппель); к каковым относятся в том числе действия, не соответствующие предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона в своих действиях разумно полагалась на них. При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции также полагает применимым при разрешении настоящего спора правила эстоппеля и правила venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению).
Из материалов дела усматривается, что на протяжении всего периода рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции, в суде кассационной инстанции и при новом рассмотрении дела, ответчиками по существу заявлялись возражения относительно режима земельных участком и ошибочном применении положений о том, что государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной.
Учитывая, что основанием к обращению с настоящим иском в суд явился отказ регистрирующего органа, поскольку спорные земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска как земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, что является соответствующим препятствием для регистрации права федеральной собственности на спорные участки, а также принимая во внимание, что администрация распоряжается спорными земельными участками посредством заключения договоров аренды с третьими лицами, получает доход в виду арендных платежей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности доводов о рассмотрении иска в отношении ненадлежащих ответчиков.
При этом доводы о том, что требования должны были быть заявлены к арендаторам земельных участков, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы жалобы об отсутствии необходимости проведения судебной экспертизы и соответственно неправомерном возложении расходов за проведение экспертизы подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Поскольку, исходя из характера спора, при новом разрешении дела с учетом указаний суда кассационной инстанции следовало разрешить вопрос о том, входили ли спорные земельные участки с кадастровыми номерами 24:59:0103001:18, 24:59:0103001:17, 24:59:0103001:91, 24:59:0103001:16, в границы земель, предоставленных Красноярской ГРЭС на основании Постановления администрации города Красноярск-45 от 12.05.1992 N 210-П, свидетельства от 13.05.1992 N 73 на право бессрочного (постоянного) пользования, суд первой инстанции назначил проведение соответствующей судебной экспертизы.
Заключение эксперта сторонами оспорено не было, признано судом соответствующим действующему законодательству и принято судом в качестве надлежащего доказательства по спору, положено в основу решения суда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Апелляционный суд полагает, что в результате действий ответчиков по постановке разделенных земельных участков на кадастровый учет как земель неразграниченной собственности, истец был вынужден обращаться в суд с исковым заявлением, нести соответствующие расходы, в том числе расходы на проведение экспертизы.
При таких обстоятельствах, поскольку иск удовлетворен в полном объеме, судебные расходы на проведение экспертизы правомерно отнесены на ответчиков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Ссылки третьего лица - акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 307-ЭС19-13722 подлежат отклонению. Решающим критерием для отнесения земельных участков к федеральной собственности согласно соответствующей правовой позиции является нахождение на земельных участках объектов, ранее являвшихся федеральной собственностью, что и установлено при рассмотрении настоящего спора.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2023 года по делу N А33-7252/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7252/2020
Истец: в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГОРСКА
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, ООО "Сибирский брикет", ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", ПАО "Вторая генирирующая компания оптового рынка электроэенргии", АО "Енисейская ТГК ТГК-13"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1930/2023
20.02.2023 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7252/20
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7614/2021
23.09.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5031/2021
08.07.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7252/20