город Омск |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А75-23191/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5550/2023) акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 по делу N А75-23191/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15) к Администрации города Мегиона (ОГРН 1028601356035, ИНН 8605004157, адрес: 628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица Нефтяников, дом 8) о признании недействительным отказа от 21.10.2022 N 23-4305 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, сроком на 15 лет (ОКОФ - 220.42.22.12.111), под размещение: КJI-6 кВ - 1 шт., KJl-0,4 кВ - 1 шт., в составе объекта "Сети электроснабжения 6 кВ КТПН 6/0,4Кв в районе ул. Нефтеразведочная г. Мегион" (КТПН-6/0,4 кВ N 5, КТПН-6/0,4 кВ N 5А, КТПН-6/04, кВ "Аттракционы" расположенные в 11 мкр.)", в кадастровом квартале 86:19:0010411 площадью 9 кв. м, об обязании выдать разрешение на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в срок 10 рабочих дней, о взыскании судебной неустойки в размере 500,00 руб. за каждый день неисполнения судебного акта с 11 рабочего дня после вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - Голубиной Елены Александровны по доверенности N 108/22 от 19.07.2022 сроком действия 3 года);
от Администрации города Мегиона - Ивановой Марии Саввичны по доверенности N 04-31 от 01.02.2023 сроком действия по 01.01.2024.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - заявитель, общество, АО "ЮТЭК-Региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Мегиона (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа от 21.10.2022 N 23-4305 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, сроком на 15 лет (ОКОФ - 220.42.22.12.111), под размещение: КJI-6 кВ - 1 шт., KJl-0,4 кВ - 1 шт., в составе объекта "Сети электроснабжения 6 кВ КТПН 6/0,4Кв в районе ул. Нефтеразведочная г. Мегион" (КТПН-6/0,4 кВ N 5, КТПН-6/0,4 кВ N 5А, КТПН-6/04, кВ "Аттракционы" расположенные в 11 мкр.)", в кадастровом квартале 86:19:0010411 площадью 9 кв.м;
об обязании выдать разрешение на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в срок 10 рабочих дней; о взыскании судебной неустойки в размере 500,00 руб. за каждый день неисполнения судебного акта с 11 рабочего дня после вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 по делу N А75-23191/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЮТЭК-Региональные сети" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что исходя из пункта 6.2 Порядка N 174-п требования к графической форме предъявляются исключительно к сведениям об испрашиваемом земельном участке. Применительно к размещаемым объектам электросетевого хозяйства такие требования не установлены. Указание в графической форме местоположения объекта электросетевого хозяйства на схеме земельного участка излишне и не соответствует требованиям пункта 6.2 Порядка N 174-п.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 22.09.2022 АО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 01-04/6053) о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а так же связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, под размещение КJI-6 кВ - 1 шт., KJl-0,4 кВ - 1 шт., в составе объекта "Сети электроснабжения 6 кВ КТПН 6/0,4Кв в районе ул. Нефтеразведочная г. Мегион" (КТПН-6/0,4 кВ N 5, КТПН-6/0,4 кВ N 5А, КТПН-6/04, кВ "Аттракционы" расположенные в 11 мкр.)", в кадастровом квартале 86:19:0010411 площадью 9 кв.м, сроком на 15 лет.
Уведомлением от 28.09.2022 N 23-3997 Администрация отказала в выдаче разрешения на размещение вышеуказанных объектов, ссылаясь на пункт 10.1 Порядка размещения объектов, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Порядок N 174-п), так как представленная заявителем схема границ испрашиваемых земель не соответствует требованиям указанным в подпункте 6.2 Порядка N 174-п, в представленном заявлении отсутствуют сведения о параметрах (характеристиках) объектов с указанием количества таких объектов, подтверждающие отсутствие необходимости оформления разрешения на строительство (подпункт 5.8 пункта 5 Порядка N 174-п), отсутствует характеристика КЛ-6 кВ, а именно протяженность размещаемого в испрашиваемых границах земель, объекта, к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя (подпункт 6.1 пункта 6 Порядка N 174-п).
10.10.2022 заявитель повторно обратился в адрес Администрации с заявлением за получением соответствующего разрешения, при этом замечания, направленные в адрес АО "ЮТЭК" письмом от 28.09.2022 N 23-3997 не были устранены в полном объеме (подпункт 5.8 пункта 5, подпункт 6.2 Порядка N 174-п, в представленной схеме отсутствуют сведения о местоположении (в том числе проектируемом) КЛ-6 кВ, не представлены копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя.
21.10.2022 письмом N 23-4305 Администрацией повторно отказано в выдаче разрешения с указанием оснований и отказа (приложение к заявлению).
Не согласившись с изложенным в письме отказом в выдаче разрешения, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 07.04.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).
Таким образом, размещение, в том числе, иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, возможно без предоставления земельного участка. Общие правила такого размещения предусмотрены в статье 39.36 ЗК РФ, а порядок и условия размещения устанавливаются самостоятельно каждым субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300).
В Перечень N 1300, в частности, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).
Как верно установлено судом первой инстанции, АО "ЮТЭК - Региональные сети" обращалось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а так же связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, то есть спорный объект, подпадал под действие Перечня N 1300, что по существу Администрацией не оспаривается.
Порядок и условия размещения объектов, в силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяются Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п (Порядок N 174-п).
Пунктом 2 Порядка N 174-п предусмотрено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме (пункт 3 Порядка N 174-п).
Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 03.06.2022 N 255-п "О внесении изменений в приложение к постановлению N 174-п внесены изменения в сведения, которые необходимо указывать в заявлении и перечень документов прилагаемых к заявлению.
Так, с 03.06.2022 изменилось содержание пункта 6.2, согласно которому в новой редакции схема границ земель или земельного участка, предполагаемых к использованию для размещения объектов, на кадастровом плане территории (далее - схема границ), представляет собой документ, в котором в текстовой и графической формах отражены сведения о землях или земельных участках, необходимых для размещения объектов, и содержит информацию о наименовании размещаемых объектов, кадастровом номере земельного участка (номере кадастрового квартала при размещении объектов на землях), местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов, площади земель или земельного участка, необходимой для размещения объектов, границах земель или земельного участка, испрашиваемых для размещения объектов, координатах характерных точек границ земель или земельного участка, необходимых для размещения объектов (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано:
- если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину, либо в отношении указанного земельного участка (земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о выдаче разрешения обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
- размещение объектов не допускается в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или землеустроительной документацией;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
- размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с установленным видом его разрешенного использования.
В силу пункта 11 Порядка в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка N 174-п.
Как усматривается из материалов дела, направленное в адрес Администрации заявление содержало Схему границ предполагаемого к использованию для размещения объектов, земель на кадастровом плане территории. Схема содержит указание площади испрашиваемого участка, а так же координаты характерных точек границ земельного участка.
Заявитель, обращаясь в суд, расценил в качестве необоснованного требование Администрации об отображении на схеме земельного участка границ объекта, планируемого к размещению, указав на то, что из буквального толкования пункта 6.2 Порядка N 174-п не следует указание на необходимость предоставления в графической форме с использованием системы координат сведений о местоположении размещаемого (планируемого к размещению) объекта на испрашиваемом участке.
Суд апелляционной инстанции, анализируя положения подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 147-п, полагает верным утверждение Администрации о необходимости отражения в схеме границ местоположения (в том числе проектируемого) размещаемых объектов в графическом виде.
Однако в конкретной ситуации в представленной Обществом схеме отсутствуют сведения о местоположении (в том числе проектируемом) размещаемом объекте, что не соответствует пункту 6.2 Порядка N 147-п.
При этом из указанной схемы следует, что на ней отображены только границы и обозначение образуемой части земельного участка (согласно условных обозначений схемы), земельный участок состоит из двух разделенных фрагментов, при этом в каком месте и каким образом будут располагаться объекты на земельном участке установить из представленных документов невозможно. Из представленной схемы не следует, что границы планируемых объектов (КЛ-6кВ) полностью совпадают с границами испрашиваемого участка, кроме того, следует учесть, что размещаемый объект представляет собой протяженный объект.
Специфика объектов не позволяет Администрации из представленной схемы определить самостоятельно границы местоположения размещаемых объектов в графическом виде.
Заявитель ссылается на расчетные нормативы предоставления земельных участков для линейных объектов, однако данное обстоятельство не отменяет обязанности заявителя указать на испрашиваемой схеме местоположение (в том числе проектируемое) размещаемого объекта.
Тем более, что объективные причины невозможности нанесения таких объектов на схему заявителем не указаны.
Таким образом, судя по приложенной к заявлению схеме, заявителем не соблюдены требования пункта 6.2 Порядка N 147-п..
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным предъявление Администрацией требования об отображении на схеме земельного участка сведений о проектируемом местоположении размещаемых объектов КЛ-6 кВ в границах земель, испрашиваемых для их размещения.
Согласно ПорядкуN 147-п. в заявлении с 03.06.2022 указываются сведения о параметрах (характеристиках) объектов с указанием количества таких объектов, подтверждающие отсутствие необходимости оформления разрешения на строительство, в случае если испрашивается разрешение для размещения объектов, в отношении которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 не требуется разрешение на строительство.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 к случаям, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство относятся в том числе, случаи строительства, реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
Из положений пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что к параметрам линейных объектов относятся класс, категория, установленные показатели функционирования таких объектов (мощность, грузоподъемность и другие), влияющие на определение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В рассматриваемом случае обществом на схеме отображены сведения о параметрах объекта, позволяющие определить его как объект, для которых не требуется оформление разрешения на строительство. В этой части позиция Администрации является необоснованной.
Довод заявителя об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения по причине непредоставления копии документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как в пункте 6 Порядка N 174-п указано, что к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя, документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, - в случае, если заявление подается последним.
В рассматриваемом случае получателем разрешения является общество, а не его представитель, поэтому отсутствие документа удостоверяющего личность представителя не является основанием для отказа в выдаче разрешения организации.
Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа, поскольку он содержит иное основание, признанное судом обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 по делу N А75-23191/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-23191/2022
Истец: АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МЕГИОНА