г. Хабаровск |
|
29 июня 2023 г. |
А16-403/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы"; Еврейской автономной области в лице департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы"
на решение от 03.04.2023
по делу N А16-403/2023
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы"
к Еврейской автономной области в лице департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы" (далее - заявитель, общество, ООО "ЕКС") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Еврейской автономной области в лице департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - ответчик, Департамент СиЖКХ, департамент) о взыскании 387 767,44 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.01.2022 по 27.01.2023.
Решением суда от 03.04.2023 исковые требования удовлетворены частично. С ЕАО в лице Департамента СиЖКХ за счет казны Еврейской автономной области в пользу ООО "ЕКС" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 28.01.2022 по 27.01.2023 в размере 202 296,19 руб., а также 5611 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в настоящем случае положения Постановления Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) не могут быть применимы, поскольку последнее распространяется лишь в отношении юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), между тем, Еврейская автономная область не может быть признана банкротом. Просит решение изменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 06.02.2015 между управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее -Управление ЖКХ) и обществом заключено соглашение N 44-15 о предоставлении компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области.
В силу пункта 1.4 соглашения Управление ЖКХ приняло на себя обязательства по выплате компенсации на оплату гражданами следующих коммунальных услуг: за горячую воду, за холодную воду, за водоотведение, за отопление, за газоснабжение, за электроснабжение.
Согласно пункту 2.2 соглашения Общество предоставляет в Управление ЖКХ заявку на финансирование компенсации в следующем месяце до 20-го числа текущего месяца, по форме согласно Приложению N 1 к настоящему соглашению; ведомость на выплату компенсации за предыдущий месяц - до 10-го числа текущего месяца, по форме согласно Приложению N 2.
Финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется Управлением ЖКХ в соответствии с данными ведомостей, предоставляемых Обществом, ежемесячно и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Управлению ЖКХ на указанные цели (пункт 2.3 соглашения).
Постановлением правительства ЕАО от 13.01.2021 N 4-пп "О переименовании управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области" Управление ЖКХ переименовано в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее - Департамент ЖКХ).
Как следует из Приложения N 9 к закону Еврейской автономной области от 22.12.2020 N 661-03 "Об областном бюджете на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов" главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для выплаты компенсации части расходов на оплату гражданами коммунальных услуг за горячую воду, холодную воду, водоотведение, газоснабжение и отопление в жилищном фонде, расположенном на территории Еврейской автономной области, является Департамент ЖКХ.
16.06.2021 губернатором Еврейской автономной области принято постановление N 162 о ликвидации Департамента ЖКХ.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления полномочия ликвидируемого Департамента ЖКХ с 01.07.2021 переданы департаменту архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.
Постановлением правительства ЕАО от 30.06.2021 N 209-пп "О департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области" (далее - постановление N 209-пп) департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области переименован в Департамент СиЖКХ.
Согласно пункту 5.13.13 постановления N 209-пп, уполномоченным органом исполнительной власти области по контролю за предоставлением компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, и по разъяснению расчета размера указанной компенсации с 01.07.2021, является Департамент СиЖКХ.
Общество в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением, направило в Департамент ЖКХ и в Департамент СиЖКХ заявки на выплату компенсации.
Департамент ЖКХ и Департамент СиЖКХ своевременно не исполнили принятые на себя обязательства по выплате компенсации, в связи с чем, задолженность последних перед обществом взыскана решениями Арбитражного суда Еврейской автономной области в рамках рассмотрения дел N N А16-1499/2022 (за период с декабря 2021 года по май 2022 года), А16-3083/2022 (за период с июня по сентябрь 2022 года). Кроме того, Обществом в адрес Департамента СиЖКХ 22.11.2022 и 08.12.2022 направлены заявки на выплату компенсации за октябрь и ноябрь 2022 года соответственно. Названные решения суда и заявки на выплату компенсации исполнены должником платежными
поручениями от 30.12.2022 N 722 на сумму 3 082 772 рубля 63 копейки за период с декабря 2021 года по март 2022 года (частично в размере 254 029 рублей), от 20.01.2023 N 33 за период с марта 2022 года (частично в размере 393 475 рублей 14 копеек) по ноябрь 2022 года.
Рассчитав проценты за пользование чужими денежными средствами по каждому периоду просрочки предоставления компенсации, ООО "ЕКС" обратилось в Департамент СиЖКХ с претензией на общую сумму 387 767,44 руб., неудовлетворение которой послужило обществу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Рассмотрев спор, и удовлетворяя требования общества частично на сумму 202 296,19 руб., суд указал на то, что неисполнение (несвоевременное исполнение) денежного обязательства, возникшего у публично-правового образования на основании соглашения о предоставлении субсидии, оформленного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, влечет за собой начисление процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ. При этом, применив положения Постановления N 497, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления процентов за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 на задолженность, которая образовалась до 01.04.2022, отказав в удовлетворении иска в данной части.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Порядок предоставления компенсаций из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В то же время по смыслу положений статьи 6 Бюджетного кодекса РФ получатели субсидий не являются получателями бюджетных средств в смысле, придаваемом данной нормой права (согласно статье 6 Кодекса такими получателями являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом). Равным образом получатели субсидии не подпадают под категории участников бюджетного процесса, перечень которых содержится в статье 152 Бюджетного кодекса РФ, а правоотношения, возникшие в связи с получением субсидии из бюджета, на основании статьи 1 Бюджетного кодекса РФ не относятся к бюджетным.
В этой связи несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставляющим субсидию и лицом, претендующим на получение субсидии в большей степени регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ, такие правоотношения не являются бюджетными. А потому к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 06.02.2015 о предоставлении компенсации могут быть применены нормы Гражданского кодекса РФ. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых являются бюджетные средства, правила Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ не содержат.
Признав установленным факт неисполнения публично-правовым образованием денежного обязательства перед ООО "Экспресс" по заключенному соглашению от 01.03.2017 суд правомерно взыскал проценты, с исключением периода действия моратория, в размере 202 296,19 руб.
При этом доводы жалобы о том, что в настоящем случае положения Постановления N 497 не могут быть применимы, поскольку последнее распространяется лишь в отношении юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), между тем, Еврейская автономная область не может быть признана таковым, апелляционной коллегией отклоняются.
Действительно законодательное регулирование не предусматривает банкротство юридических лиц отдельных организационно-правовых форм (казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, публично-правовых компаний), а в отношении государственных корпораций, государственных компаний, общественно полезных фондов допускается признание их несостоятельными (банкротами) в случаях, прямо предусмотренных специальными законами (пункт 1 статьи 65 Кодекса).
Между тем основанное на данном обстоятельстве толкование, как исключающее применение моратория к ответчику, нарушает принцип юридического равенства и создает ситуацию, при которой участвующие в гражданском обороте публично-правовые образования и их органы оказываются в менее выгодном положении по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими коммерческую деятельность, на которых распространяется мораторий, введенный Постановлением N 497.
Однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом; конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, то есть такие устанавливаемые законом различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 15.06.2006 N 6-П, от 16.06.2006 N 7-П, от 05.04.2007 N 5-П, от 25.03.2008 N 6-П, от 26.02.2010 N 4-П и от 14.07.2011 N 16-П, определение от 07.06.2001 N 141-О).
Исходя из целей законодательного регулирования и направленности мер экономической поддержки, принимаемых Правительством Российской Федерации и предполагающих оказание помощи всем участникам экономического оборота, суд кассационной инстанции исходит из необходимости применения пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе к юридическим лицам, банкротство которых не предусмотрено.
Более того пунктом 2 Постановления N 497 прямо определены категории лиц, на которых мораторий не распространяется.
Таким образом, мораторий в период его действия (до 01.10.2022) распространялся на всех лиц, за исключением прямо названных законодателем.
Такой подход соотносится с принципом юридического равенства регулирования сходных отношений (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе обусловливающим соблюдение баланса интересов сторон.
Поскольку ответчик не относится к лицам, к которым введенный Постановлением N 497 мораторий не применяется, суд первой инстанции правильно применил названное постановление.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2023 N 308-ЭС23-2217.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.04.2023 по делу N А16-403/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-403/2023
Истец: ООО "ЕДИНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ