город Омск |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А75-19972/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.,
судей Еникевой Л.И., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4131/2023) Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.03.2023 по делу N А75-19972/2022 (судья О. Г. Чешкова), по исковому заявлению акционерного общества "ДСК "АВТОБАН" (119571, г. МОСКВА, Проспект Вернадского, дом 92, корпус 1, эт/пом 1,2/XIV, XXXII, ОГРН: 1027739058258, Дата присвоения ОГРН: 12.08.2002, ИНН: 7725104641, КПП: 772901001) к Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании за счет Казны ХантыМансийского автономного округа - Югры убытков в сумме 56 985 621,00 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 000 руб., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - администрация г. Пыть-Яха, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "ДСК "АВТОБАН" - представитель Бубнова И.А. по доверенности N 17 от 01.01.2023 сроком действия по 31.12.2024, диплом от 02.07.2004 N 259,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ДСК "АВТОБАН" (далее - истец, АО "ДСК "АВТОБАН", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ответчик, Депстрой Югры) о взыскании с за счет Казны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры убытков в сумме 56 985 621 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: администрация г. Пыть-Яха, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депфин ХМАО-Югры), Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Депэкономики Югры).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.03.2023 по делу N А75-19972/2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Депстрой Югры обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" утратило силу с 01.01.2021; учитывая, что отменено проведение отбора инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, у ответчика отсутствовали основания для рассмотрения представленных истцом документов; участие инвесторов в отборе инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры является добровольным, при этом факт направление документов на участие в отборе не является безусловной гарантией предоставления субсидии; истцом не доказан факт нарушения ответчиком его прав, а также не доказан факт несения убытков.
Определением от 15.05.2023 указанная жалоба принята и назначена к рассмотрению на 29.06.2023.
Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, АО "ДСК "АВТОБАН" представил отзыв, в котором просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, представитель АО "ДСК "АВТОБАН" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав мнение представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не установил оснований для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ДСК "АВТОБАН" осуществляло строительство объекта "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г. Пыть-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой). Разрешение на строительство объекта образования было получено 26.09.2017 N 86-15-58-2017.
21.10.2019 АО "ДСК "АВТОБАН" было получено разрешение на ввод в эксплуатацию N 86-ru86308000-15-2019 объекта "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г.Пыть-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой) (внеплощадочные сети).
12.12.2019 между АО "ДСК "АВТОБАН" и администрацией г.Пыть-Яха заключен договор N ХМФ-57-ПР-12 безвозмездной передачи объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Согласно указанному договору общество (Передающая сторона) передает в собственность муниципального образования городской округ город Пыть-Ях принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества: "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-детский сад на 550 мест (330 учащихся/220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г. Пять-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой (внеплощадочные сети)", в том числе переданы: Канализационная насосная станция площадью 10,6 кв.м., стоимостью 5 268 761 руб. 85 коп.; Сети теплоснабжения, протяженностью 344 м., стоимостью 14 233 202 руб. 78 коп.; Сети водоснабжения протяженностью 172 м., стоимостью 4 024 701 руб. 93 коп.; водоснабжения протяженностью 172 м., стоимостью 4 024 701 руб. 93 коп.; Сети канализации протяженностью 531 м. стоимостью 43 348 421 руб. 36 коп.; всего стоимостью 70 899 789 руб. 85 коп.
Объекты поставлены на кадастровый учет, кадастровые номера объектов указаны в договоре.
31.12.2019 года администрацией подписано распоряжение N 3085-ра "О приеме имущества в муниципальную собственность и его закрепление на праве оперативного управления".
Согласно Приложения 7 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 338-п (в ред. от 17.01.2020 N 17-п) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"", действовавшему в указанный период, субсидии предоставляются инвесторам, осуществившим строительство за счет собственных и (или) заемных средств объектов образования, приобретенных в муниципальную или государственную собственность за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для участия в отборе объекты образования, а также инженерные сети и объекты инженерной инфраструктуры должны быть введены в эксплуатацию. Разрешение на строительство объекта образования должно быть выдано не позднее 1 января 2019 года. Указанные условия АО "ДСК "АВТОБАН" были выполнены.
26.08.2020 АО "ДСК "АВТОБАН" обратилось в Депстрой Югры (том 1 л. д. 14) с заявлением на участие в отборе инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат строительство и (или) реконструкцию инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для строительства объектов, предназначенных для размещения в них дошкольных и (или) общеобразовательных организаций, и расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по объекту "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-детский сад на 550 мест (330 учащихся/220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г. Пять- Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой (внеплощадочные сети)" на сумму 56 985 621 руб. (далее - Объект).
28.10.2020 истцом получен ответ Депстроя Югры с информацией о том, что в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 71 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" проведение отбора и предоставление субсидий инвесторам Департаментом строительства в 2020 году не представляется возможным. При этом возвращены все документы, представленные обществом (том 1 л. д. 57).
В период с октября 2020 по 08 июля 2022 года АО "ДСК "АВТОБАН" ввелась переписка с исполнительными органами власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по данному вопросу.
Возникновение убытков в виде суммы неполученной субсидии в размере 56 985 621 руб. (не возмещенных ответчиком), на которые общество рассчитывало в период строительства объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с действующей государственной программой, послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации, статей 15, 16, 575, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 78, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс), постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 338-п (в ред. от 17.01.2020 N 17-п) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"" (далее - Программа), постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.12.2021 634-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования", установив факт передачи истцом ответчику инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры с условием возмещения затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, за счет субсидии, отсутствие намерения истца осуществить дарение ответчику инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, а также установив, что в результате неправомерных действий Депстроя Югры, незаконно возвратившего документы общества без рассмотрения и решения вопроса о проведении отбора и предоставлении субсидии, придя к выводу о возникновении в связи с этим на стороне истца убытков, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Повторно исследовав материалы дела с учетом доводов жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Статьей 16.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
По правилам статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 ГК РФ. Указанные в названной статье принцип полного возмещения вреда, а также состав подлежащих возмещению убытков обеспечивают восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения.
При этом, по общему правилу, исключается как неполное возмещение понесенных убытков, так и обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 305-ЭС21-24306).
В рассматриваемом случае заявленная истцом к взысканию сумма убытков представляет собой компенсацию затрат истца на строительство объекта недвижимого имущества: "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-детский сад на 550 мест (330 учащихся/220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г. Пять-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой (внеплощадочные сети)", которую истец намеривался получить за счет субсидии на основании статьи 78 БК РФ при передачи данного объекта в собственность муниципального образования.
Как следует из части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, определяющими порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для строительства объектов образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2020 году является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования", утвержденная Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 338-п (далее - Программа).
Данная Программа была принята в соответствии со статьёй 179 БК РФ и утратила силу только 01.01.2022 в связи с изданием постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.12.2021 634-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования".
В соответствии со статьей 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).
Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в дела, в Программу был включен объект "Нежилое здание для размещения общеобразовательной организации "Школа-детский сад" с универсальной безбарьерной средой на 550 мест (Таблица 7, объект 48).
Порядок предоставление субсидии, на которую претендовал истец, определен в Приложении N 7 к Программе (далее - Порядок), утратило силу с 1 января 2021 года и действовало в период обращения истца за субсидией.
Указанный Порядок в соответствии с Бюджетным кодексом определяет условия и механизм предоставления субсидий на возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для строительства объектов образования (далее - субсидия), на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счет средств бюджета автономного округа (п. 1.1. Порядка).
Согласно пунктам 1.4., 1.5, 1.7 Порядка Депстрой Югры предоставляет субсидии инвесторам по результатам отбора инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в пределах объема средств, предусмотренных на эти цели бюджетом автономного округа на соответствующий финансовый год и плановый период. Субсидии предоставляются инвесторам, осуществившим строительство за счет собственных и (или) заемных средств объектов образования, приобретенных в муниципальную или государственную собственность за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для участия в отборе объекты образования, а также инженерные сети и объекты инженерной инфраструктуры должны быть введены в эксплуатацию. Разрешение на строительство объекта образования должно быть выдано не позднее 1 января 2019 года.
В силу пункта 1.3 указанного Порядка целью предоставления субсидии является возмещение инвестору части затрат на строительство и (или) реконструкцию инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для строительства объектов образования, расположенных на территории автономного округа.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, АО "ДСК "АВТОБАН" осуществляло строительство "Комплекс "Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г. Пыть-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой), а также объекта "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г.Пыть-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой) (внеплощадочные сети). Разрешение на строительство объекта образования было получено 26.09.2017 N 86-15-58-2017, в связи с чем объект соответствует требованиям пункта 1.7 Порядка.
21.10.2019 АО "ДСК "АВТОБАН" было получено разрешение на ввод в эксплуатацию N 86-ru86308000-15-2019 объекта "Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г.Пыть-Ях" (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой) (внеплощадочные сети) (том 1 л. д. 46).
12.12.2019 между АО "ДСК "АВТОБАН" и администрацией г. Пыть-Яха заключен договор N ХМФ-57-ПР-12 безвозмездной передачи объектов недвижимости в собственность муниципального образования, что является обязательным условием предоставления субсидии в соответствии с пунктом 2.4.1 Порядка.
31.12.2019 администрацией г. Пыть-Яха подписано распоряжение N 3085-ра "О приеме имущества в муниципальную собственность и его закрепление на праве оперативного управления".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что истец передал в собственность муниципального образования объект недвижимости надлежащего качества, который имеет для последнего потребительскую ценность, учитывая, что Школа-Детский сад на 550 мест, без инженерного обеспечения объекта функционировать не может.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку в соответствии с Порядком АО "ДСК "АВТОБАН" относилось к категории лиц, имеющих право на получение возмещение инвестору части затрат на строительство и (или) реконструкцию инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для строительства объектов образования, расположенных на территории автономного округа, то при рассмотрении заявок АО "ДСК "АВТОБАН" и приложенных к ним документов Депстрой Югры обязан было руководствоваться нормами материального права, действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, то есть положениями Порядка.
Статьёй 575 ГК РФ запрещено дарение в отношениях между коммерческими организациями.
Общество, безвозмездно передав в собственность муниципального образования сети инженерных коммуникаций, не имело намерения осуществить их дарение, а соблюдало требование нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего порядок предоставления субсидии на компенсацию затрат на строительство такого объекта, разработанного в соответствии с положениями статьи 78 БК РФ.
Действующее законодательство не предусматривает финансирования указанными лицами обязательств публично-правовых образований без какого-либо возмещения понесенных затрат (недополученных доходов), в связи с чем бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного правового акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного правового акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Согласно правовым позициям, изложенным в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693,от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266 по делу N А40-177621/2017, в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
В настоящем случае общество имело право на финансовую поддержку в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в качестве компенсации понесенных затрат, поскольку понесло такие затраты в связи с осуществлением деятельности, необходимой для решения публично значимых задач округа (по государственной программе ХМАО-Югры).
Довод ответчика о том, что Депстрой Югры не является уполномоченным исполнительным органом предоставляющим данную субсидии противоречит положениям пунктов 1.4, 1.6 Порядка, действовавшего в период обращения за выплатой субсидии.
Пунктом 2.18 Порядка предусмотрены основания для принятия Депстроем Югры решения об отказе в предоставлении субсидии.
Между тем, Депстрой Югры не заявил о наличии каких-либо обстоятельств, предусмотренных пунктом 2.18 Правил, являющихся основанием для отказа истцу в предоставлении субсидии.
В качестве оснований для возврата документов истцу в октябре 2020 года ответчик указывал только на то, что в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 71 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" проведение отбора и предоставление субсидий инвесторам Департаментом строительства в 2020 году не представляется возможным.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, внесенные изменения в часть 8.1 статьи 78 БК РФ не содержат запрета на выплату субсидий в рамках действующих государственных программ, и более того по уже реализованным мероприятиям.
Кроме того, на момент вступления в силу новой редакции пункта 8.1. статьи 78 БК РФ, спорный объект уже был возведен, введен в эксплуатацию и передан в собственность муниципального образования.
В настоящем случае, истец представил в суд доказательства, свидетельствующие о его соответствии условиям предоставления субсидии, установленным Порядком. При этом тот факт, что в последующем изменен режим субсидирования, не является основанием для лишения истца возможности компенсировать свои затраты, которые он понес при возведении объекта.
Апелляционный суд учитывает, что даже если в настоящее время истец не попадает не под одну из программ финансирования инвесторов, это не исключает необходимость руководствоваться принципом эквивалентно-возмездного начала гражданских правоотношений.
Таким образом, поскольку Администрация приняла объект ("Инженерное обеспечение объекта "Комплекс "Школа-детский сад на 550 мест (330 учащихся/220 мест) в 1-ом микрорайоне "Центральный" г. Пять- Ях"), возведенный ответчиком, данный объект имеет для Администрации потребительскую ценность, поскольку школа не может функционировать без инженерных сетей, сведений о наличии недостатков объекта не позволяющий его использовать по назначению в материалы дела не представлено, соответственно истец имеет право на эквивалентное возмещение своих расходов, понесенных при строительстве объекта.
Довод подателя жалобы о том, что истцом не доказан факт несения убытков не состоятелен, поскольку факт несения истцом убытков в виде неполученной субсидии подтверждается договором безвозмездной передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность N ХМФ-57 ПР-11.19 от 12.12.2019 и актом приема-передачи объектов недвижимости, расположенных по адресу: ХМАО-Югры, г. Пыть-Ях, микрорайон 1 "Центральный" от 12 декабря 2019 года.
Общество представило в суд документы, переданные в Депстрой Югры с заявкой на участие в отборе по предоставлению субсидии (том 1 л. д. 14, тома 2-5), в сроки, указанные в извещении Депстроя Югры о проведении отбора (том 1 л. д. 32).
Как следует из пункта 2.12 Порядка, Депстрой Югры в срок не более 3 рабочих дней после даты окончания приема документов направляет их в подведомственное бюджетное учреждение автономного округа "Югорский институт развития строительного комплекса" (далее - БУ "ЮИРСК") для выполнения укрупненного расчета стоимости строительства и (или) реконструкции инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (далее - укрупненный расчет). Срок выполнения БУ "ЮИРСК" укрупненного расчета составляет не более 15 рабочих дней после даты окончания приема документов.
Указанный расчет был выполнен БУ "ЮИРСК" по поручению Депстроя Югры и направлен последнему 10.09.2020 (том 1 л. д. 73-77).
Согласно укрупненному расчету, балансовая стоимость инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, составила 70 899 789 руб. 85 коп., стоимость строительства по укрупненному расчету - 56 985 621 руб. 85 коп.
Какие-либо замечания к документам, представленным в БУ "ЮИРСК" для расчета субсидии, ответчиком не указаны.
Размер субсидии определен уполномоченным учреждением в соответствии с формулой, установленной Порядком.
Соответственно, размер убытков определен истцом в соответствии с действующими нормами, определяющими размер субсидирования.
При рассмотрении настоящего спора, апелляционный суд учитывает, что фактически отказ в предоставлении субсидии истцу носил формальный характер связанный с тем, что действующий на момент возведения объекта и передачи его муниципальному образованию Порядок финансирования был признан несоответствующим требованиям статьи 78 БК РФ и отменен, при этом данное обстоятельство само по себе не лишает истца права на возмещение убытков при их фактическом возникновении в вышеуказанной ситуации и не освобождает публично-правовое образование от обязанности по компенсации данных убытков.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку в соответствии с действовавшим в период спорных правоотношений Порядком (Таблица 2 Приложения 7, пункт 5.4.3), ответственным исполнителем по мероприятию "Предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов образования" был определен Депстрой Югры, убытки, понесенные истцом, подлежат взысканию с Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Департамента строительства и ЖКК за счёт Казны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в заявленном размере, в сумме 56 985 621 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив в полном объеме требование истца, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.03.2023 по делу N А75-19972/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4131/2023) Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-19972/2022
Истец: АО "Дорожно-строительная компания"Автобан""
Ответчик: Департамент строительства ЖКХ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЫТЬ-ЯХА ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Департамент экономического развития ХМАО-Югра, ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4977/2024
23.03.2024 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-19972/2022
27.11.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4978/2023
06.07.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4131/2023
09.03.2023 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-19972/2022