г. Хабаровск |
|
11 марта 2024 г. |
А73-8046/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коваленко Н.Л.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации": Абакарова Е.С., представитель по доверенности от 27.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Голубева И.С., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 10;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 28.12.2023
по делу N А73-8046/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124, 125167, город Москва, проспект Ленинградский, дом 37, корпус 7)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, 680017, Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, помещ. III (1-72) 43, 44, 45, 46)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (ОГРН 1162724090715, ИНН 2721228573)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОРВД", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N ТКО-7/БП/2023 на оказание услуг по обращению с ТКО.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец неоднократно уточнял исковые требования.
Согласно последнему уточнению исковых требований ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" просило урегулировать разногласия, изложив пункт 6, а также Приложение N 1 к договору в предлагаемой редакции.
Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 30.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2023 урегулированы разногласия, возникшие между федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и обществом с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" при заключении договора N ТКО-7/БП/2023 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" взысканы судебные расходы по государственной пошлине по иску в размере 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что по результатам рассмотрения заявки потребителя было принято решение о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул.Штурманская, 7, в качестве источника образования отходов указана ремонтно-эксплуатационная база. Для источников образования ТКО, а именно ОРЛ-А обзорный радиолокатор аэродромный (далее ОРЛ-А) и административного здания (командно-диспетчерский пункт) (далее - КДП) место накопления на 01.01.2023 не было создано.
Применение порядка коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО возможно только в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Штурманская, 7.
Контейнерная площадка истца в отношении источников образования ТКО ОРЛ-А и КДП не была организована и согласована с органами местного самоуправления, региональный оператор транспортировал твердые коммунальные отходы с контейнерных площадок согласно территориальной схемы по обращению с ТКО по состоянию на 2023 год.
В период оказания услуг с 01.01.2023 по 31.05.2023 действовал коммерческий учёт ТКО, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в отношении источников образования ТКО: КДП и ОРЛ-А. В указанный период действовал коммерческий учёт ТКО расчетным путем исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО в отношении источника образования ТКО ремонтно-эксплуатационной базы.
С 01.06.2023 по 31.12.2023 действовал коммерческий учёт ТКО расчетным путем исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО в отношении следующих источников образования ТКО согласно данным реестра мест (площадки) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск": ремонтно-эксплуатационной базы, КДП и ОРЛ-А.
Судом первой инстанции не указана норма права, согласно которой истец не может создать контейнерную площадку на режимном объекте. Отсутствует обоснование к утверждению о том, что законодательство Российской Федерации позволяет юридическим лицам при множественности производственных объектов, территориально расположенных в разных местах, иметь одну площадку под накопление и сбор ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039).
Указание суда первой инстанции в решении о фактическом с января 2023 года самостоятельного перемещения ТКО с объектов КДП и ОРЛ-А на площадку накопления ТКО, расположенную по адресу г.Хабаровск, ул. Штурманская, 7, не подтверждено доказательствами.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возражал.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие неявившегося участника процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо, что следует из соглашения от 19.10.2021 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022.
Региональным оператором 13.04.2022 размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора в печатных средствах массовой информации - газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и одновременно на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределённому кругу лиц.
Письмом от 26.01.2023 N 1226/ХБДВ ООО "Хабавтотранс ДВ" направило в адрес ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-7/БП/2023.
ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" в письме от 07.02.2023 N АДВ-744/25 указало на несогласие с Приложением N 1 к договору в части состава источников образования ТКО и порядка коммерческого учета ТКО, направило региональному оператору протокол разногласий.
Письмом от 22.03.2023 N АДВ-1707/25 ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" направило ООО "Хабавтотранс ДВ" проект протокола согласования разногласий.
ООО "Хабавтотранс-ДВ" направило ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" письмом от 10.04.2023 N 6385/ХБДВ свою редакцию протокола согласования разногласий.
Сторонами не были урегулированы разногласия в части содержания условий пункта 6 и Приложения N 1 к договору.
Невозможность урегулирования возникших между сторонами спора разногласий послужила основанием для их передачи на рассмотрение в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 16) разъяснено, что применяя названные положения, судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы) (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 16).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 16, при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора. В таком случае суд констатирует, что исключение соглашением сторон ее применения или установление условия, отличного от предусмотренного в ней, недопустимо либо в целом, либо в той части, в которой она направлена на защиту названных интересов.
При этом, если норма содержит прямое указание на возможность предусмотреть иное соглашением сторон, суд исходя из существа нормы и целей законодательного регулирования может истолковать такое указание ограничительно, то есть сделать вывод о том, что диспозитивность этой нормы ограничена определенными пределами, в рамках которых стороны договора свободны установить условие, отличное от содержащегося в ней правила.
При возникновении спора об императивном или диспозитивном характере нормы, регулирующей права и обязанности по договору, суд должен указать, каким образом существо законодательного регулирования данного вида договора, необходимость защиты соответствующих особо значимых охраняемых законом интересов или недопущение грубого нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность этой нормы либо пределы ее диспозитивности.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 16 разъяснено, если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон (пункт 5 статьи 421 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 2 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (пункт 2 статьи 437 ГК РФ).
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (пункт 1 статьи 438 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (пункт 3 статьи 445 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В пункте 38 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В пункте 39 Постановления Пленума ВС РФ N 49 разъяснено, что если при рассмотрении искового заявления о понуждении заключить договор или об урегулировании разногласий по условиям договора суд установит, что стороны не сослались на необходимость согласования какого-либо существенного условия и соглашение сторон по нему отсутствует, вопрос о таком условии выносится судом на обсуждение сторон (статья 65 АПК РФ). Равным образом в случае, когда между сторонами отсутствует спор по части условий, суд может вынести на обсуждение сторон вопрос о соотношении таких условий со спорными условиями. По итогам обсуждения суд, учитывая, в частности, мнения сторон по названным вопросам, обычную договорную практику, особенности конкретного договора и иные обстоятельства дела, принимает решение о редакции условий договора, в том числе отличной от предложенных сторонами (пункт 4 статьи 445, пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40 Постановления Пленума ВС РФ N 49, при наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора (абзац второй пункта 4 статьи 421 ГК РФ).
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется (пункт 42 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
В силу положений пункта 2 названной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ установлено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).
В силу положений пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ) (пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Материалами настоящего дела подтверждается, что после опубликования региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и предложенного им текста типового договора, ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" направило в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" заявку потребителя на оказание услуг по обращению с ТКО.
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил N 1156).
В случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил N 1156).
Согласно положениям пункта 8(12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
По спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 АПК РФ).
Разногласия, переданные на разрешение арбитражного суда, состоят в порядке коммерческого учета ТКО, который, в свою очередь, оказывает влияние на общую стоимость услуг по договору.
Согласно пункту 5 договора N ТКО-7/БП/2023 датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2023. Пунктом 28 договора предусмотрено, что настоящий договор заключается на срок с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Аналогичный период указан в столбце 15 Приложения N 1 к договору.
В указанной части позиция сторон является единой.
Вместе с тем, потребитель и оператор по разному определяют порядок коммерческого учета ТКО.
В проекте Приложения N 1 к договору N ТКО-7/БП/2023, предложенном ООО "Хабавтотранс ДВ", содержится указание, согласно которому в отношении 2 объектов - Административного здания (командно-диспетчерский пункт) и ОРЛ-А Обзорного радиолокатора аэродромного использован порядок коммерческого учета ТКО - расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; в отношении одного объекта - ремонтно-эксплуатационной базы согласовано применение иного порядка коммерческого учета ТКО - расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Исходя из предложенного дифференцированного порядка коммерческого учета ТКО, абзац 2 пункта 6 договора в редакции регионального оператора предусматривает, что совокупная стоимость услуг по договору составляет 467 643,48 руб.
Согласно позиции ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" в отношении трех указанных объектов должен быть использован порядок коммерческого учета ТКО - расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. В связи с этим цена договора составляет 193 765,25 руб. Также истцом предложено указать в столбце 14 Приложения N 1 конкретный график вывоза ТКО (1 раз в неделю, по средам с 12:00 до 14:00 местного времени).
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО для потребителей осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной антимонопольной службы от 11.08.2021 N ВК/67016/21 сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Расчетный способ исходя из нормативов применяется в тех случаях, когда потребитель не предоставил документы, подтверждающие право на конкретную контейнерную площадку, документы, подтверждающие ее внесение в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Норматив при такой ситуации применяется, поскольку не представляется возможным с точностью установить, сколько контейнеров использует потребитель, какой объем ТКО планируется вывозу, а также, что исключена возможность складирования (накопления) ТКО третьими лицами на площадке потребителя.
Соответственно, до установления вышеупомянутых обстоятельств используется нормативный метод расчета.
Договор N ТКО-7/БП/2023 направлен на обслуживание 3 объектов: Административного здания (командно-диспетчерский пункт), ОРЛ-А Обзорного радиолокатора аэродромного и ремонтно-эксплуатационной базы.
Согласно выписке из ЕГРН Административное здание (командно-диспетчерский пункт), кадастровый номер 27:23:0040405:168, площадью 14 068,5кв.м., расположенный по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28А, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и в 2009 году передано ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" на праве хозяйственного ведения. Данный объект находится в границах земельных участков N N 27:00:0000000:8, 24:23:0040405:476.
Земельный участок N 27:00:0000000:8 также принадлежит на праве собственности Российской Федерации, используется истцом по договору аренды от 09.10.2018 N Д-186-14.
Здание ремонтно-эксплуатационной базы, кадастровый номер 27:23:0040406:52, площадью 1344,6 кв.м., по адресу г. Хабаровск, ул.Штурманская, 8, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и в 2006 году передано ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" на праве хозяйственного ведения. Данный объект находится в границах земельных участков N N 27:00:0000000:8, 24:23:0040406:26.
Земельный участок N 24:23:0040406:26 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, используется истцом по договору аренды от 06.07.2020 N Д-87-14.
ОРЛ-А-Обзорный радиолокатор аэродромный размещен на территории летного поля.
В обоснование предложенного подхода к формулировке спорного условия истцом указано на наличие зарегистрированной площадки, ее соответствие нормативным требованиям, непрерывное использование в течение длительного времени, достоверную осведомленность оператора об этих обстоятельствах.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что позиция ООО "Хабавтотранс ДВ" в отношении дифференцированного порядка коммерческого учета ТКО является неверной.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО для потребителей осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
По общему правилу, согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее Постановление N N 1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
До дня заключения договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 115).
Согласно 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156, предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Следовательно, коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Использование способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО возможно в случаях, когда региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки. В иных случаях вывоз ТКО осуществляется региональным оператором с общих организованных мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Выбор способа учета осуществляется в заявительном порядке.
Указанные предписания должны применяться с обязательным учетом иных императивных требований законодательства, а также исходя из фактически сложившегося механизма накопления ТКО.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 15 Правил N 1039 реестр мест накопления ТКО должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск" утвержден Постановлением Администрации города Хабаровска от 11.12.2019 N 4124.
На территории городского округа "Город Хабаровск" профильные функции по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска.
На указанное управление, исходя из Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска, утвержденное решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 457, Решения Хабаровской городской Думы от 18.12.2018 N 974, возложены функции ведения реестра площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Из приобщенных к материалам дела скриншотов, выписок, а также данных официальных - открытых источников (https://khv27.ru/administration/structural-units/uzkezf/obrashchenie-s-otkhodami/reestr-vklyuchaya-skhemu-razmeshcheniya/) усматривается, что в названный реестр внесена площадка по адресу: г. Хабаровск, ул. Штурманская, 7.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Постановление N 1039) места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" на праве хозяйственного ведения владеет административным зданием Командно-диспетчерский пункт (КДП) по адресу г. Хабаровск, Матвеевское шоссе 28 а, ремонтно-эксплуатационной базой по адресу г. Хабаровск, ул. Штурманская д.7, обзорным радиолокатором аэродромным ОРЛ-А, по адресу г. Хабаровск, территория лётного поля.
Согласно порядку обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, установленным Постановлением N 1039, истец зарегистрировал площадку накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул.Штурманская, д.7.
Площадка была включена в реестр места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов до инициирования заключения спорного договора, что подтверждено уведомлением Управления ЖКХ Администрации г.Хабаровска от 22.09.2022 N 9.1-19/6490.
Впоследствии ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" внесло изменения в реестр мест накопления ТКО в части присоединения объектов: административное здание (Командно-диспетчерский пункт) по адресу: город Хабаровск, Матвеевское шоссе 28А и ОРЛ-А обзорный радиолокатор аэродромный по адресу: г. Хабаровск, территория лётного поля, к зарегистрированной площадке накопления ТКО по адресу г. Хабаровск, ул. Штурманская, д.7.
Указанный факт подтвержден уведомлением Управления ЖКХ Администрации города Хабаровска от 12.04.2023 N 9.1-19/2737 о включении изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
О внесении изменений в реестр мест (площадок) накопления твердых отходов региональный оператор был извещен письмом от 25.04.2023 N АДВ-2436/25.
Следовательно, ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" в настоящее время имеет зарегистрированную и внесённую в реестр мест площадку накопления ТКО, к которой отнесены указанные в Приложении N 1 три объекта Предприятия.
На указанной площадке расположено 6 контейнеров по 0,75 куб. м каждый.
Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 16.09.2022 N 751 указанная площадка накопления ТКО соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Правила N 1039 не содержат запрета потребителю иметь одну площадку под накопление и сбор ТКО при наличии нескольких объектов образования ТКО.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" имеет лицензии (сохраняющие свое действие), предоставляющие право перевозить ТКО с объектов КДП и ОРЛ-А в место площадки накопления ТКО (Штурманская д.7).
В материалы дела не представлены доказательства оказания региональным оператором услуг по вывозу ТКО с объектов: здание командно-диспетчерского пункта (КДП) по адресу г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28а и обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А) по адресу г.Хабаровск, территория лётного поля.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр, в таковой указан только один источник образования ТКО, расположенный по адресу Штурманская 7. Административное здание (командно-диспетчерский пункт), расположенное по адресу г. Хабаровск, Матвеевское шоссе 28а, ОРЛ-А (обзорный-радиолокатор аэродромный), расположенный на территории летного поля, в данной схеме не отражены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Также должны представляться доказательства при установлении договорных отношений при наличии разногласий.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.06.2023 по делу N А73-3413/2023 с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в пользу ООО "Хабавтотранс ДВ" взысканы задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля по декабрь 2022 года в размере 117 293,07 руб., пени в размере 6 432,86 руб. за период с 11.11.2022 по 07.03.2023, всего - 123 725,93 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 712 руб.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024, вступившим в законную силу, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.06.2023 по делу N А73-3413/2023 отменено. В иске отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальное значение имеют факты, установленные вступившим в законную силу решением суда, обстоятельства, которые установлены таким решением, не подлежат доказыванию вновь в делах с участием тех же лиц.
Судом установлено, что истец не представил суду доказательств, позволяющих достоверно установить, что услуга по обращению с ТКО оказывалась в отношении объектов КДП и ОРЛ-А.
Указанные два объекта в спорный период в Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, как источники образования ТКО не указаны.
Истцом не доказано, что указанные объекты ответчика КДП и ОРЛ-А были установлены им как не предусмотренные схемой места накопления ТКО или источники образования ТКО на территории истца, и соответствующая информация направлена в орган исполнительной власти субъекта. Доказательств, в частности несения расходов на транспортировку ТКО с указанных объектов, что позволяло бы установить, что региональный оператор выезжал на указанные объекты и вывозил ТКО, суду не представлено.
До начала деятельности регионального оператора услуги по вывозу ТКО оказывались ответчику акционерным обществом "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Хабаровска" на основании договора от 1 февраля 2022 года N 22-0111 с места накопления ТКО - с контейнерной площадки, расположенной по ул. Штурманской д.7, куда ответчиком самостоятельно свозились ТКО с объектов КДП и ОРЛ-А (что подтверждается представленным суду журналом регистрации путевых листов и путевыми листами). Количество контейнеров и их объем также остались неизменными - 6 по 0,75 куб. м каждый.
Указанная контейнерная площадка признавалась региональным оператором в качестве места накопления ТКО, ему достоверно известно и о вывозимом объеме ТКО.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Региональным оператором не представлено сведений о том, что в порядке исполнения данного пункта были выявлены не предусмотренные схемой места накопления ТКО или источники образования ТКО на территории истца, и соответствующая информация направлена в орган исполнительной власти субъекта.
Принадлежащие истцу объекты являются режимными.
ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" не обладает правом создать контейнерную площадку, зарегистрированную в установленном порядке, на режимных объектах.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21, расстояние от контейнерных площадок до зданий должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Здание командно-диспетчерского пункта по адресу г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28а принадлежит истцу на праве хозяйственного ведения, земельный участок под здание оформлен на праве аренды. Границы земельного участка установлены по ограждению.
Согласно статье 7.1. Воздушного кодекса Российской Федерации объекты ФГУП "Госкорпорация по ОРВД", а именно командно-диспетчерский пункт и здание обзорного радиолокатора входят единую аэропортовую инфраструктуру (статья 7.1. Воздушного кодекса Российской федерации) и являются стратегическими, социально значимыми объектами, на которые распространяются требования СанПин 2.1.3684-21.
С января 2023 года по настоящее время истец самостоятельно осуществляет перемещение ТКО с объектов КДП и ОРЛ-А на площадку накопления ТКО расположенную по адресу г. Хабаровск, ул. Штурманская д. 7.
Объем ТКО на трех объектах не превышает 6 контейнеров общим объемом 4,5 куб.м., вывозимых региональным оператором 1 раз в неделю.
Согласно переписке сторон ООО "Хабавтотранс" не запрашивало сведений о наличии внесенных в реестр площадок, не требовало разъяснений в данной части. Указанные сведения были предоставлены ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" в распоряжение ответчика самостоятельно до согласования всех существенных условий договора N ТКО-7/БП/2023.
Данные о таких площадках могли быть и должны были беспрепятственно устанавливаться на основании сведений открытых источников (https://khv27.ru/administration/structural-units/uzkezf/obrashchenie-s-otkhodami/reestr-vklyuchaya-skhemu-razmeshcheniya/).
Форма предложенной ООО "Хабавтотранс ДВ" заявки на заключение договора, не содержала в своем составе раздела и пунктов о типе накопления и количестве расчетных единиц.
Фактически используемый истцом режим учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов оставался неизменным задолго до того, как ответчик приступил к реализации функций регионального оператора.
Корректировка данного режима, исключительно исходя из перемены регионального оператора, в отсутствие иных изменений в данной части, вызванных объективными обстоятельствами, противоречит Правилам N 505, не согласуется с фактическим положением и не может быть поддержана.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для принятия Приложения N 1 к договору в редакции истца и указания в пункте 6 договора условия, согласно которому общая стоимость услуг по настоящему договору (цена договора) составляет: 193 765 (сто девяносто три тысячи семьсот шестьдесят пять) рублей 25 копеек, является правомерным.
Расчет платы является верным.
Указанная формулировка условия договора учитывает как реальное положение, так и императивные требования Правил N 505.
Также суд первой инстанции обоснованно исключил из столбца 14 Приложения N 1 конкретный график вывоза ТКО (по средам с 12:00 до 14:00 местного времени).
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Утвержденная Постановлением N 1156 типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО не содержит в своем составе условий, аналогичных по смыслу или содержанию приведенным истцом в столбце 14 Приложения N 1.
В Правилах N 505 не содержится таких предписаний.
Указанная часть спорного договора N ТКО-79/ЮЛ не направлена на регулирование условий, которые могли бы быть отнесены к числу существенных с позиции ГК РФ, Закона N 89-ФЗ, Постановления N 1156, Правил N 505.
По смыслу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ включение в договор на оказание услуг по обращению с ТКО условий, не предусмотренных специальными нормативными источниками в данной сфере регулирования, допускается только при одновременном наличии двух критериев: соответствие такого дополнительного условия императивным нормам; отсутствие возражений сторон.
Стороны не достигли соглашения в отношении указания времени оказания услуг.
С позиции статей 421, 422 ГК РФ суду не предоставлено право по инициативе одной из сторон включать в договор условия, обязательность включения которых не установлена императивными нормами, и по которым у сторон отсутствует соглашение.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод ответчика о том, что в период оказания услуг с 01.01.2023 по 31.05.2023 действовал коммерческий учёт ТКО, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в отношении источников образования ТКО: КДП и ОРЛ-А. В указанный период действовал коммерческий учёт ТКО расчетным путем исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО в отношении источника образования ТКО ремонтно-эксплуатационной базы. С 01.06.2023 по 31.12.2023 действовал коммерческий учёт ТКО расчетным путем исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО в отношении источников образования ТКО: ремонтно-эксплуатационной базы, КДП и ОРЛ-А.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" на момент рассмотрения настоящего преддоговорного спора уже имела зарегистрированную и внесённую в реестр мест накопления ТКО площадку накопления ТКО, к которой отнесены все поименованные в Приложении N 1 объекты Предприятия.
Правила N 1039 не содержат запрета потребителю иметь одну площадку под накопление и сбор ТКО при наличии нескольких объектов образования ТКО.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
В материалах настоящего дела отсутствуют какие-либо доказательства оказания оператором услуг в спорный период по вывозу ТКО с объектов: здания командно-диспетчерского пункта (КДП) и обзорного радиолокатора аэродромного (ОРЛ-А).
В соответствии с разъяснениями пункта 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов нс включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Фактически используемый истцом режим учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов оставался неизменным задолго до того, как ответчик приступил к реализации функций регионального оператора.
Согласно подпункту 29 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605 (далее - Требования N 1605) субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и планом обеспечения безопасности, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами организации допуска.
В соответствии с подпунктом 38 пункта 6 Требований N 1605 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны с использованием сертифицированных в соответствии с частью 8 статьи 12.2 Федерального закона технических систем и средств досмотра, установленных на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части, обеспечить обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозку, а также перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра.
Для выполнения проведения досмотра необходимо, чтобы транспортное средство регионального оператора было с пустым контейнером для сбора ТКО, в связи с чем региональный оператор не может создать контейнерную площадку на режимном объекте.
Правила N 1039 не содержат запрета потребителю иметь одну площадку под накопление и сбор ТКО при наличии нескольких объектов образования ТКО.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2023 по делу N А73-8046/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Л. Коваленко |
Судьи |
М.О.Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8046/2023
Истец: ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", в лице "Аэронавигации Дальнего Востока"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА