г. Саратов |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А06-3452/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" июля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2023 года по делу N А06-3452/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, стр. 149, пом. 1, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (414024, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Боевая, стр. 50 Б, пом. 1, ОГРН 1063016012586, ИНН 3016048660)
о признании незаконным решения,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N 030/01/10-1015/2021 от 30.03.2022 и предписания N 030/01/10-1015/2021 от 30.03.2022.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2023 года признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по делу N 030/01/10-1015/2021 от 30.03.2022 в части признания незаконным бездействия ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившегося в не проведении проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета и распределителей в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Космонавтов дом 16, нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а также в части указания на выдачу предписания об устранении нарушений в многоквартирных домах по указанным адресам.
Признано незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о прекращении нарушений антимонопольного законодательства по делу N 030/01/10-1015/2021 от 30.03.2022 в части указания на устранение нарушений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Космонавтов дом 16.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
С Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в пользу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09.07.2021 в УФАС по Астраханской области поступило заявление Управляющей организации ООО "Жилкомсервис" о нарушении ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" антимонопольного законодательства, выразившегося в непроведении проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис".
Усмотрев в действиях ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), УФАС по Астраханской области в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции и на основании приказа руководителя Управления от 03.08.2021 N 93-п возбудило в отношении ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" дело N 030/01/10-1015/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением УФАС по Астраханской области от 30.03.2022 N 030/01/10-1015/2021, признано незаконным бездействие ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившееся в непроведении в период с 01.01.2018 по 31.12.2020 проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 64, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 123, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д.160, корп.1, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 6, г. Астрахань, ул. Пороховая, д. 16а, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, корп. 1, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 57, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 61, г. Астрахань, ул. Бэра, д. 57, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 33, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 58, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 3Б, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 14, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 7, корп. 3 которое могло привести к ущемлению интересов ООО "Жилкомсервис" в сфере предпринимательской деятельности в виде возложения на управляющую компанию уплаты завышенных объемов электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, признано нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
На основании данного решения обществу было выдано предписание от 30.03.2022 N 030/01/10-1015/2021, согласно которому обществу в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения настоящего предписания предписано провести проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", расположенных по вышеуказанным адресам.
Кроме того, в предписании содержится требование в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента исполнения настоящего предписания ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.
Определением от 06.04.2023 УФАС по Астраханской области устранило допущенную в решении опечатку - в дате оглашения решения - 16.03.2022 и изготовления решения в полном объеме - 30.03.2022.
Определением от 18.04.2023 УФАС по Астраханской области устранило допущенную в предписании опечатку - в дате выдачи - 30.03.2022.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что предоставление собственниками помещений в ресурсоснабжающую организацию заниженных (менее фактических объемов, исходя из показаний индивидуальных приборов учета) данных о потребленном объеме электрической энергии в жилых и нежилых помещениях может привести к неправильному расчету платы за электроснабжение, в связи с чем, пришел к выводу, что бездействие ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившееся в непроведении вышеуказанных проверок может повлечь ущемление интересов потребителей электроэнергии вышеназванных домов, выраженное в неправильном расчете платы за электроснабжение.
Вместе с тем, суд установил, что антимонопольным органом не представлено документов, из которых следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, были установлены соответствующие приборы учета, в связи с чем не доказано возникновение у заявителя обязанности по проведению проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета и распределителей в доме по названному адресу. Также ввиду непредставления документов, из которых возможно было бы установить, когда в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16 были установлены соответствующие приборы учета, антимонопольным органом не доказано наступление срока для проведения вышеуказанных проверок.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдаёт предписания.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком.
Как установлено антимонопольным органом доля ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области в границах присоединённых сетей в 2018 году составляла 72,95 %.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии в границах присоединённых сетей на территории Астраханской области.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом было установлено, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 64, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 123, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д.160, корп.1, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 6, г. Астрахань, ул. Пороховая, д. 16а, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, корп. 1, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 57, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 61, г. Астрахань, ул. Бэра, д. 57, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 33, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 58, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 3Б, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 14, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 7, корп. 3, введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии.
Согласно протоколам общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам собственниками помещений принято решение о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями.
Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 определены следующие понятия:
коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Подпунктом "д" пункта 17 Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае, если при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчётов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, - с даты принятия такого решения.
Данная норма впоследствии нашла своё отражение в подпункте 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, введённой Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ.
Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства (органа полномочного на толкование норм Правил N 354) от 20.07.2019 года N 7087-01704 "О правилах предоставления коммунальных услуг собственникам многоквартирных домов" при прямых договорах исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая осуществляет поставку коммунальных ресурсов в жилые и нежилые помещения.
Таким образом, именно ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис".
Такой правовой подход сформирован сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2020 по делу N А06-6986/2018).
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту "е(1)" пункта 18 Правил N 124 обязательным условием договора являются также обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта и (или) иной информации, используемой для определения объёмов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учёта и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются исполнителем по соглашению с ресурсоснабжающей организацией. В отношении договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) указанные обязательства устанавливаются с учётом требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений об их показаниях.
Поскольку ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис", обязанность по проведению рассматриваемых по делу проверок возложена на неё.
В апелляционной жалобе ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" указывает, что обществом не был ограничен доступ управляющей компании в спорный период к индивидуальным приборам учёта потребителей. Управляющая компания не была лишена возможности представить обществу актуальные сведения в целях правильности и достоверности начислений, однако не воспользовалась таким правом.
В данном случае ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" вменялось нарушение подпункта "б" пункта 82 Правил N 354, а не подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124. Кроме того, наличие доступа управляющей компании в спорный период к индивидуальным приборам учёта потребителей не снимает с исполнителя коммунальной услуги (в рассматриваемом случае - коммунальной услуги по электроснабжению) обязанности проводить проверки достоверности предоставленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учёта.
Исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учёта (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учёта) (подпункт "е(1)" пункта 31 Правил N 354).
Согласно подпункту "б" пункта 82 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан проводить проверки достоверности предоставленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учёта и распределителей осуществляют потребители).
В силу пункта 83 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учёта расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с пунктом 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учёта.
Однако ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не предоставило доказательств проведения таких проверок по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 64, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 123, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д.160, корп.1, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 6, г. Астрахань, ул. Пороховая, д. 16а, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, корп. 1, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 57, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 61, г. Астрахань, ул. Бэра, д. 57, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 33, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 58, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 3Б, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 14, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 7, корп. 3 в период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Исходя из формулы 13 Приложения N 2 к Правилам N 354, объём электрической энергии, предоставленный за расчётный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется как разница между объёмом электрической энергии, определённым по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса и суммарного объёма электрической энергии, потреблённого в жилых и нежилых помещениях.
Таким образом, предоставление собственниками помещений в ресурсоснабжающую организацию заниженных (менее фактических объёмов, исходя из показаний индивидуальных приборов учёта) данных о потреблённом объёме электрической энергии в жилых и нежилых помещениях может привести к неправильному расчёту платы за электроснабжение.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к верному выводу о том, что бездействие ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившееся в непроведении вышеуказанных проверок (по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 64, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 123, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д.160, корп.1, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 6, г. Астрахань, ул. Пороховая, д. 16а, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, корп. 1, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 57, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 61, г. Астрахань, ул. Бэра, д. 57, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 33, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 58, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 3Б, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 14, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 7, корп. 3) может повлечь ущемление интересов потребителей электроэнергии вышеназванных домов и управляющей этими домами компании, выраженное в неправильном расчёте платы за электроснабжение, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган, принимая оспариваемое решение, не превысил свои полномочия и не вторгся в гражданско-правовые отношения, поскольку не согласовывал какие-либо условия гражданско-правового договора и императивно не указывал конкретной суммы оплаты за потреблённую электроэнергию потребителями вышеназванных домов. Аналогичный правовой подход сформирован сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2017 по делу N А06-10278/2015).
Наличие гражданско-правовых споров между заинтересованными в исходе рассматриваемого спора лицами не имеет правового значения, если в тех делах не установлены имеющие преюдициальное значение для настоящего дела обстоятельства. Субъекты могут параллельно использовать для защиты своих интересов возможность обратиться с иском в гражданско-правовом порядке и с заявлением в контролирующие государственные органы. Данный подход является устоявшимся в судебной практике и был подтверждён разъяснениями Верховного Суда РФ в 2021 году.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум от 04.03.2021 N 2) указано, что реализация антимонопольными органами в целях защиты конкуренции предоставленных им властных полномочий не исключает права участников рынка на защиту своих гражданских прав на основании положений Закона о защите конкуренции, включая право на обращение в суд (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
Не соответствует действительности также утверждение, что в данном случае отношения не подпадают под антимонопольное регулирование, а являются гражданскими, поскольку фактическое доминирование на рынке энергоснабжения не ставит энергоснабжающую и управляющую домами компании в неравное положение.
В пункте 11 Пленум от 04.03.2021 N 2 указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признаётся поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается, в том числе, в причинении вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка). В данном случае вред выражается в угрозе неправильного начисления платежей управляющей домами компании и навязывании управляющей компании обязанности проверки достоверности показаний ИПУ, которая приведёнными выше нормами возложена на ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" как на исполнителя услуги при наличии прямых договоров с собственниками помещений.
Там же в последнем абзаце пункта 11 разъяснено, что следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определённых действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.
Апелляционная коллегия считает, что если бы энергоснабжающая компания не являлась доминантой, и у управляющей компании имелся бы выбор контрагента, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не имела бы преимущества переговорных возможностей. Позиция управляющей компании очевидным образом демонстрирует, что она не предполагает брать на себя обязанности, возложенные нормативными актами на доминирующего субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу, комиссия выдала ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" предписание о проведении в течение 15 рабочих дней с момента получения предписания проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учёта и распределителей осуществляют потребители) в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис".
Проверка достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки позволит сверить взаиморасчёты между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и управляющей организацией ООО "Жилкомсервис" и восстановит права управляющей компании, если за ней числился необоснованный долг, в том числе и за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, поскольку показания счётчиков являются непрерывными с момента подачи электроэнергии.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, требования оспоренного предписания Астраханского УФАС России (по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 64, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 123, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д.160, корп.1, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 6, г. Астрахань, ул. Пороховая, д. 16а, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, корп. 1, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 57, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 61, г. Астрахань, ул. Бэра, д. 57, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 33, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 58, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 3Б, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 14, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 7, корп. 3) являются конкретными, исполнимыми и направлены на устранение выявленных нарушений антимонопольного законодательства и восстановление прав управляющей организации.
Поскольку решение антимонопольного органа от 30.03.2022 по делу N 030/01/10-1015/2021 и вынесенное на его основании предписание в части установления вышеуказанных нарушений и о прекращении нарушений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 64, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 123, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д.160, корп.1, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 6, г. Астрахань, ул. Пороховая, д. 16а, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, г. Астрахань, ул. Южная, д. 25, корп. 1, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 57, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 61, г. Астрахань, ул. Бэра, д. 57, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 33, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 58, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 3Б, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 14, г. Астрахань, ул. Космонавтов, д. 16, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, г. Астрахань, ул. Власова, д. 4, корп. 1, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 7, корп. 3, соответствуют законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", незаконно не возлагают на общество какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А06-6823/2020 от 10.11.2021.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о частичном соответствии оспоренных решения и предписания антимонопольного органа законодательству и отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
При выполнении постановления в форме электронного документа оно в с соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2023 года по делу N А06-3452/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3452/2022
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис"