г. Москва |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А40-211135/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Игнатова Бронислава Викторовича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-211135/23
по заявлению ИП Игнатова Бронислава Викторовича
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по г. Москве, 2) Департаменту экономической политики и развития города Москвы
о признании недействительным требования, о признании недействительным акта
при участии:
от заявителя: |
Игнатов Б.В., паспорт; |
от заинтересованных лиц: |
Георгиев И.И. по доверенности от 09.01.2024, Ладугина Е.Д. по доверенности от 19.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Игнатов Бронислав Викторович (далее - Заявитель, ИП Игнатов Б.В.) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве, Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - Заинтересованное лицо-2, ДЭПиР, Департамент) о признании незаконным недействительным требования по уплате торгового сбора за 2 квартал 2023, а также пени по этому платежу, о признании недействительным акта от 29.05.2023.
Определением от 08.11.2023 суд первой инстанции по ходатайству Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве с согласия Заявителя заменил ненадлежащего ответчика ИФНС N 26 по г. Москве на Инспекцию Федеральной налоговой службы N 27 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо-1, ИФНС N 27 по г. Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 в удовлетворении заявления ИП Игнатова Б.В. отказано.
ИП Игнатов Б.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании ИП Игнатов Б.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ИФНС N 27 по г. Москве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 16.02.2023 Департаментом экономической политики и развития города Москвы был выявлен объект обложения налоговым сбором, в павильоне арендуемым административным истцом по адресу город Москва, ул. Чертановская 9, строение 1.
Павильон площадью 4 кв.м. арендовался у ЗАО "Терра" ИНН 7726512690.
31.03.2023 договор между ЗАО "Терра" и ИП Игнатовым Б.В. был расторгнут основании дополнительного соглашения N 22а-19 и акта приема-передачи нежилого помещения от 31.03.2023, и ИП Игнатов Б.В съехал с вышеуказанного адреса, о чем в налоговый орган было подано уведомление согласно Форме N ТС-2.
В апреле 2023 года по почте ИП Игнатов Б.В. получил письмо от Департамента экономической политики и развития города Москвы N ДПР-31-881/23 от 05.04.2023 о включении объекта в список объектов осуществления торговли, предположительно, попадающих под действие торгового сбора.
17.04.2023 в Департамент было подано заявление о несогласии с таким включением. Список объектов торговли, на которое поступило уведомление от 05.04.2023 вместе с актом о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, при этом, как указал Заявитель, деятельность Заявителем по указанному адресу уже не велась.
18.05.2023 Департамент экономической политики и развития города Москвы на это заявление ответил отказом, и передал решение вопроса в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москва. 29.05.2023 ИП Игнатов Б.В. получил Акт 46717 о выявлении нового объекта налогообложения торговым сбором, в котором указано, что объект используется уже два квартала 2023 года.
22.08.2023 от ИФНС России N 26 по городу Москве поступило уведомление об отказе в снятии объекта торговым сборе, со ссылкой на право Игнатова Б.В. обратиться в судебном порядке за разрешением данного спора, при этом ИФНС России N 26 по городу Москве до настоящего времени выставляет требования об оплате торгового сбора за 2 квартал 2023 года.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Акт N 46717 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 29.05.2023 составлен надлежащим образом и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
В городе федерального значения Москве торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору установлены Законом о торговом сборе.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти города федерального значения Москвы.
В силу пункта 2 статьи 418 НК РФ орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется законом города федерального значения Москвы.
В пункте 3 статьи 418 НК РФ указано, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развитая города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В пункте 1.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП, указано, что он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Департаментом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Департаментом сведений об объектах обложения торговым сбором Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее по тексту - ГБУ "МКМЦН"), Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное со сбором и направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Департамент в соответствии с регламентом, утвержденным Департаментом.
Пунктом 2.2 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены, в частности:
Подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы государственные предприятия и государственные учреждения, в том числе Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (пункт 2.2.3.).
В силу пункта 2.3 Порядка, обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.
Приказом Департамента от 14.06.2019 N 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором (далее по тексту - Порядок передачи сведений).
Пунктом 2.1. Порядка передачи сведений установлено, что Объект осуществления торговли, размещенный на территории города Москвы, включается в Список объектов при одновременном соблюдении следующих условий:
Информация об объекте осуществления торговли получена Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2 (1) Порядка, утвержденного постановлением N 401-ПП, а также в соответствии с Регламентом;
Полученная Департаментом информация об объекте осуществления торговли достоверна, актуальна и достаточна для составления акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее по тексту - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Департаментом (пункт 3.3. Порядка), и подлежит поддержанию в актуальном состоянии путем систематического обновления Департаментом не реже одного раза в месяц (пункт 3.4. Порядка).
Во исполнение вышеназванных положений Департамент, получив от ГБУ "МКМЦН" информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту (дата получения информации о торговой деятельности на объекте - 16.02.2023) с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Чертановская дом 9, строение 1 комн. -, в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее по тексту - Объект), включил названный Объект в Список объектов.
Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/depr/) 05.04.2023, о чем Обществу сообщено письмом от 05.04.2023 N ДПР-31-881/23. Скриншот страницы сайта Департамента о публикации Объекта,копия письма прилагаются. При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанные в Списке объектов, вправе в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направить в Департамент обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее по тексту - Обращение).
Пунктом 5.1. Порядка предусмотрено, что Департамент при выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, составляет один из актов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка. Указанные акты составляются в двух экземплярах: один для Уполномоченного органа, второй - для плательщика торгового сбора.
В качестве одного из видов актов, составляемых Департаментом, в п. 5.2 Порядка указан акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (в случае выявления объекта обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление).
Согласно пункту 5.4. Порядка акты, указанные в пункте 5.2 настоящего Порядка, в случаях когда в срок, указанный в пункте 4.1 настоящего Порядка, в Департамент не поступило Обращение Заявителя составляются Департаментом в срок не позднее 5рабочих дней со дня истечения срока, установленного для направления Обращения, если вопрос об исключении объектов осуществления торговли из Списка объектов не вынесен Уполномоченным органом на рассмотрение Комиссии в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Департаменте акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Департамент жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Департаментом информации.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 402-ЕП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о МВК (далее по тексту- Положение).
Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свею деятельность в форме заседаний. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1.-2.1.3. Положения, Комиссия принимает решения (п. 4.5 Положения).
Комиссия рассматривает, в частности, передаваемые Департаментом обращения организаций, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Список объектов, касающиеся исключения объектов осуществления торговли из Списка объектов (пункт 2.1.2. Положения), а также передаваемые Департаментом жалобы организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания МВК, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Заявитель воспользовался правом на подачу Обращения и обратился в Департамент с заявлением от 18.04.2023 (вх. от 19.04.2023 N ДПР-3-9276/23) об исключении Объекта из Списка объектов (Обращение). Письмом от 18.05.2023 N ДПР-3-9276/23-1 Департамент уведомил Заявителя о принятии Обращения.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о МВК.
Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1.-2.1.3. Положения, Комиссия принимает решения (п. 4.5 Положения).
Комиссия рассматривает, в частности, передаваемые Департаментом обращения организаций, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Список объектов, касающиеся исключения объектов осуществления торговли из Списка объектов (пункт 2.1.2. Положения), а также передаваемые Департаментом жалобы организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания МВК, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Указанное выше Обращение было рассмотрено на заседании Комиссии 22.05.2023, по итогам рассмотрения которого принято решение об отказе в исключении Объекта из Списка объектов, о чём было сообщено письмом от 25.05.2023 N ДПР-3-9276/23-2.
По истечении установленного пунктом 4.1. Порядка срока 29.05.2023 ДЭПиР был составлен Акт N 46717 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который с сопроводительным письмом от 29.05.2023 N ДПР-30-1684/23 был направлен в адрес Заявителя, что подтверждается Реестром почтовых отправлений.
Заявитель обратился с жалобой (вх. от 29.05.2023 N ДПР-3-13887/23) по вопросу отмены Акта N 46717.
Обращение было рассмотрено на заседании МВК 29.06.2023. По итогам рассмотрения жалобы было принято решение об отказе в отмене Акта N 46717 (приложение N 8). Письмом от 27.06.2023 N ДПР-3-13887/23-1 Департамент уведомил Индивидуального предпринимателя о принятом решении об отказе в отмене акта.
Изложенное выше подтверждает, что Акт N 44416 составлен Департаментом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Торговая деятельность, осуществляемая Заявителем через Объект, является объектом обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями) (подпункт 1 пункта 2 статьи 413 НК РФ).
Статьей 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон о торговом сборе), в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (пункт 1 статьи 2 данного Закона).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 НК РФ, в целях главы 33 "Торговый сбор" НК РФ, в том числе, используются следующие понятия:
объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:
Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (пункт 1.6.1 Порядка);
Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, б ез доступа покупателей в помещение (пункт 1.6.2 Порядка);
Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Как следует из материалов дела, Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что Заявитель осуществляет торговую деятельность по адресу: район Чертаново Северное, ул. Чертановская, д. 9, строение 1. Рассматриваемый Объект был оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов. Товары (фоторамки, альбомы для фото, флэш диски, батарейки, аккумуляторы в ассортименте) имели самостоятельное назначение, были снабжены ценниками и готовы к продаже и, в соответствии с пунктом 1.6.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП, он был отнесены к стационарным торговым объектам без торгового зала. Выкладка и демонстрация на Объекте товаров подтверждена фотоматериалами по Объекту, включенными в раздел 6 "Фотографии объекта осуществления торговли" Акта N 46717.
Помимо прочего, согласно разъяснениям, направленным 30.05.2023 ДПР-3-9276/23-3, контрольно-кассовая техника по адресу Объекта зарегистрирована с 05.07.2017 и по состоянию на 16.02.2023 (дата получения сведений об объекте) информация о снятии с учета отсутствовала.
На момент выявления объекта обложения торговым сбором Заявителем велась предпринимательская деятельность.
Индивидуальный предприниматель в заявлении указал на то, что 31.03.2023 договор между ЗАО "Терра" (арендодатель) и ИП Игнатовым Б.В. (арендатор) был расторгнут на основании дополнительного соглашения N 22а-19 и Акта приема-передачи нежилого помещения от 31.03.2023. Заявитель съехал с вышеуказанного адреса, о чем в налоговый орган было подано уведомление согласно Форме N ТС-2.
При этом датой возникновения объекта обложения сбором является 16.02.2023, что зафиксировано в Акте N 46717 и не оспаривается Заявителем.
В случае прекращения торговой деятельности с использованием Объекта на ИП Игнатова Б.В. возлагается обязанность по представлению уведомления о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@. До момента подачи вышеуказанного уведомления субъект является плательщиком торгового сбора, и торговый сбор продолжает начисляться налоговым органом.
В свою очередь, вопросы постановки на учет (снятия с учета), начисления торгового сбора относится к компетенции налоговых органов, Департаментом Заявителю было предложено обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Как следует из материалов дела, в соответствии с информацией, содержащейся в базе ИФНС N 26 по г. Москве, Заявитель состоял на учете в качестве плательщика торгового сбора с 16.02.2023 на основании Акта N 46717.
С заявлением (уведомлением) о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора ИП Игнатов Б.В. обратился в Инспекцию 05.06.2023.
Следовательно, на налоговом учете в качестве плательщика торгового сбора Заявитель состоял в период с 16.02.2023 по 05.06.2023.
В соответствии с начислениями по отдельным карточкам налоговых (неналоговых) обязанностей по торговому сбору, уплачиваемый на территориях городов федерального значения сформировано требование об уплате задолженности N 128813 от 17.08.2023 со сроком уплаты 15.09.2023 на общую сумму 40 718,79 руб.
При отсутствии у налогового органа уведомления налогоплательщика о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора действия по выставлению требования об уплате торгового сбора и само требование являются законным.
Инспекцией на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета N 10480 от 21.10.2023 на сумму 41 689,71 руб. и поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика N 9796 от 21.10.2023 на сумму 41 689,71 руб., в связи с неисполнением требования об уплате задолженности N 128813 от 17.08.2023.
В связи с изменением суммы задолженности на сальдо ЕНС было направлено уточненное инкассовое поручение 25.10.2023 в размере 63,03 руб. и направлено в ФИЛИАЛ "ДЕЛО" ПАО БАНК СИНАРА.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 НК РФ исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
Судом первой инстанции правильно принято во внимание, что требование об уплате задолженности N 128813 от 17.08.2023 и решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 10480 от 21.10.2023 исполнено в полном размере 25.10.2023.
Также 26.10.2023 сформировано в автоматическом режиме поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика N 9796 от 21.10.2023 на ноль и направлено в ФИЛИАЛ "ДЕЛО" ПАО БАНК СИНАРА.
ЕНС ведется в отношении каждого налогоплательщика, плательщика сборов страховых взносов, налогового агента. На нем учитываются денежные средств а, перечисленные (признаваемые) в качестве Единого налогового платежа, и совокупная обязанность в денежном выражении.
Как следует из материалов деда, по состоянию на 26.01.2024 у налогоплательщика имеется нулевое сальдо Единого налогового счета (ЕНС).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ИП Игнатова Б.В.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-211135/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211135/2023
Истец: Игнатов Бронислав Викторович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N26 ПО ЮЖНОМУ АМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ