г. Тула |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А62-10977/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мосиной Е.В., судей Дайнеко М.М., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тютюма К.Д.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Фактор" - Кадамцевой Л.Ю. (паспорт, диплом, доверенность от 24.05.2023),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2023 по делу N А62-10977/2022 (судья Пудов А.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Фактор" (г. Санкт-Петербург, ИНН 7727852071, ОГРН 1147748024808) к администрации города Смоленска (г. Смоленск, ИНН 6730012070, ОГРН 102670144971) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на использование земель,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Фактор" (далее - заявитель, общество, ООО "ПТБ "Фактор") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации города Смоленска (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 12.10.2022 N 24/10877-исх. решения Администрации об отказе в выдаче разрешения на использование участка земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, площадью 2 кв.м., сроком использования 49 лет, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пересечение ул. Нормандия-Неман и ул. Академика Петрова в границах кадастрового квартала 67:27:0020502, для размещения сооружения связи (опоры двойного назначения) высотой 29 метров, технологическим заглублением 3,8 метра, и возложении на Администрацию обязанности в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на использование земель в соответствии с поданным заявлением исх. N Ф-0915 от 29.09.2022.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2023 заявление ООО "ПТБ "Фактор" удовлетворено:
- признано незаконным изложенное в письме от 12.10.2022 исх. N 24/10877-исх. решение Администрации города Смоленска об отказе в выдаче разрешения на использование участка земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, площадью 2 кв.м., сроком использования 49 лет, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пересечение ул. Нормандия-Неман и ул. Академика Петрова в границах кадастрового квартала 67:27:0020502, для размещения сооружения связи (опоры двойного назначения) высотой 29 метров, технологическим заглублением 3,8 метра;
- на администрацию города Смоленска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "ПТБ "Фактор" путем выдачи разрешения на использование земель в соответствии с поданным заявлением исх. N Ф-0915 от 29.09.2022.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2023, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объекта, однако ООО "ПТБ "Фактор", указывая в заявлении срок для размещения сооружения металлической опоры - 49 лет, не представил технической документации, подтверждающей такой срок эксплуатации данного объекта. Полагает, что десятидневный срок для принятия решения Администрацией г. Смоленска не был пропущен, так как заявление ООО "ПТБ Фактор" от 29.09.2022 N Ф-0915 поступило в Администрацию г. Смоленска и было зарегистрировано согласно реестру от 03.10.2022 N 1/2336-у. Считает, что неверное указание зоны предполагаемого к использованию земельного участка не соответствует требованиям, установленным пунктами 5, 6 Постановления от 28.05.2015 N 302. По мнению заявителя жалобы, Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, не подлежит применению без учета иных требований законодательства, в том числе правил землепользования и застройки, технических регламентов, санитарных норм и правил.
ООО "ПТБ "Фактор" представило отзыв, поддержанный представителем в судебном заседании, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее по тексту также - ГК РФ).
В целях единообразного применения арбитражными судами положений главы 4 АПК РФ к иной экономической деятельности следует относить, в том числе деятельность хозяйствующих и иных субъектов (статья 23 ГК РФ, пункты 1 и 3 статьи 50 ГК РФ), связанную с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице (часть 1 статьи 225.1 АПК РФ), осуществлением указанными субъектами своих имущественных и неимущественных прав в сфере производства, распределения, обмена, промышленного потребления ресурсов и благ, восстановлением и поддержанием на надлежащем уровне функционирования юридического лица, необходимого для достижения его уставных целей (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, отсутствие хотя бы одного из указанных условий, влечет за собой отказ в удовлетворении требований заявителя (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1).
Использование земель или земельных участков в указанных целях осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2).
В разрешении указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункт 3).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 11 Перечня N 1300 к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28.05.2015 N 302 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Положение N 302).
Положение N 302, в частности, предусматривает, что для получения права на размещение объекта на землях государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении среди прочего указываются:
- адрес или описание местоположения земель или земельного участка;
- кадастровый номер земельного участка (при наличии);
- вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем;
- предполагаемый срок использования земель или земельного участка (срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объекта);
- номер кадастрового квартала (кварталов) (в случае если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен);
- сведения о параметрах размещаемого объекта, подтверждающие, что для размещения данного объекта не требуется разрешение на строительство.
К заявлению в обязательном порядке прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории по форме согласно приложению к данному Положению с указанием координат характерных точек границ территории в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости на территории Смоленской области, подготовленная на основе материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:2000 - 1:500 или на картографической основе государственного кадастра недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости.
Размещаемый объект должен соответствовать правилам землепользования и застройки соответствующего муниципального образования Смоленской области.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение об использовании земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заинтересованным лицом без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения объекта либо об отказе в использовании земель или земельного участка.
Согласно пункту 9 Положения N 302 решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случаях, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных в пунктах 5, 6 данного Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем;
в) размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
г) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен иному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину, либо в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок действия которого не истек, либо решение о проведении работ по образованию земельного участка, либо решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, либо решение о проведении аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка;
д) размещение объекта (объектов) нарушает установленный в соответствии с федеральным законодательством режим зоны с особыми условиями использования территории;
е) границы испрашиваемого земельного участка, на котором планируется размещение объекта, попадают в границы:
- защитных зон объектов культурного наследия, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов;
- территорий объектов культурного наследия, режимы использования которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении;
- зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что ООО "ПТБ "Фактор" обратилось в Администрацию города Смоленска с заявлением (исх. N Ф-0915 от 29.09.2022) о выдаче разрешения на использование участка земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, площадью 2 кв.м., сроком использования 49 лет, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пересечение ул. Нормандия-Неман и ул. Академика Петрова в границах кадастрового квартала 67:27:0020502, для размещения сооружения связи (опоры двойного назначения) высотой 29 метров, технологическим заглублением 3,8 метра. К заявлению, помимо сведений из ЕГРЮЛ и документов, удостоверяющих полномочия представителя общества, подписавшего и подавшего заявление, были приложены также Схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, Пояснительная записка по обоснованию размещения сооружения связи (опоры двойного назначения), для размещения которого не требуется разрешение на строительство, рабочая документация ОДН-29 "Конструкции металлические. Металлическая опора высотой Н = 29 м".
Письмом Администрации от 12.10.2022 N 2410877-исх. заявителю было сообщено об отказе в выдаче разрешения на использование участка земель в связи с тем, что предполагаемый к размещению объект согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска располагается в территориальной зоне Т4 - зона размещения улично-дорожной сети города Смоленска; градостроительным регламентом этой зоны вид разрешенного использования "Связь" не предусмотрен.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, ООО "ПТБ "Фактор" указывает на то, что действующее законодательство допускает размещение антенно-мачтового сооружения на землях и/или земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, в связи с чем считает, что отказ в выдаче разрешения на использование участка земель, содержащийся в письме от 12.10.2022 N 2410877-исх., является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возражая против требований истца, администрация в отзыве от 24.01.2023 б/н ссылается на то, что согласно пункту 6 Положения N 302 размещаемый объект должен соответствовать правилам землепользования и застройки соответствующего муниципального образования Смоленской области. Действующими Правилами размещение объектов (сооружений) связи предусмотрено в границах территориальных зон с разрешенным видом использования "Связь" (размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которые предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3). В схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению ООО "ПТБ "Фактор" (исх. N Ф-0915 от 29.09.2022), указаны вид разрешенного использования земельного участка - предоставление коммунальных услуг и территориальная зона - Ж3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей) и многоэтажными жилыми домами (от 9 этажей и выше). Размещение в этой зоне объектов связи Правилами не предусмотрено.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление истца, пришел к выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения, при этом суд исходил из того, что размещение объектов связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, обусловлено тем, что такое оборудование связи не является объектом недвижимости, и его установка носит временный характер. Размещение антенно-мачтовых сооружений не приводит к нецелевому использованию земельных участков, поскольку осуществляется в случаях, когда не требуется образование земельного участка, использование такого участка допускается на условиях сервитута, публичного сервитута, использования земельного участка или земель на основании разрешения, аренды части земельного участка, при наличии согласия правообладателя земельного участка.
При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 указанной статьи.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Кроме того, на основании пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Так, выдача разрешения на строительство не требуется для строительства (реконструкции) линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Согласно статья 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
В силу пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под особо опасными, технически сложными сооружениями связи понимаются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Из приложенной к заявлению ООО "ПТБ "Фактор" (исх. N Ф-0915 от 29.09.2022) Пояснительной записки следует, что планируемое к размещению сооружение связи представляет собой металлическую опору (для первого ветрового района) высотой 29 метров, заглубление подземной части - 3,8 метра.
Исходя из указанных технических характеристик, данная опора не относится к объектам недвижимости, не является особо опасным и технически сложным сооружением, для ее возведения не требуется получение разрешения на строительство, соответственно, размещение опоры на земельном участке (землях) осуществляется без его предоставления и установления сервитута (подпункт 6 пункта 1 статьи 33.39 ЗК РФ, пункт 11 Перечня N 1300).
В силу статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются применительно к каждой территориальной зоне в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В части 2 статьи 36 ГрК РФ закреплено правило, согласно которому установление градостроительных регламентов осуществляется с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также планируемого развития территориальных зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; допускается сочетание в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Постановлением Администрации города Смоленска от 30.09.2021 N 2531-адм утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска.
Судом установлено, что испрашиваемое ООО "ПТБ "Фактор" место размещения антенно-мачтовой опоры находится не в зоне Ж3, как ошибочно указано в схеме границ, приложенной к заявлению общества (исх. N Ф-0915 от 29.09.2022), а в территориальной зоне Т4 - размещение улично-дорожной сети города Смоленска (параграф 1 главы 2 Правил).
Согласно пункту 3.37 Свода правил "СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр, улично-дорожная сеть (УДС) - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения транспорта и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ, пунктом 12 статьи 86 ЗК РФ установлено, что на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента. Земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно примечанию N 2 (ред. от 23.06.2022) к Классификатору, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
В настоящее время отсутствует федеральный закон, устанавливающий иные правила по сравнению с примечанием N 2 к Классификатору, из чего следует, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Соответствующий подход подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 21.02.2018 N 41-АД18-5, определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 N127-КГ18-13, в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 N Д23и-1239).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 19.12.2017 N 3076-О и др.).
Наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию решения об использовании земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заинтересованным лицом без предоставления земельного участка и установления сервитута обусловлено конституционной природой местного самоуправления (являющегося формой осуществления народом своей власти) как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения именно вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных локальных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Вместе с тем, осуществляя указанные полномочия, орган местного самоуправления не вправе действовать произвольно, а должен принимать решения в соответствии с законом (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Возведение некапитального сооружения, размещение которого осуществляется без формирования земельного участка (без постановки участка на государственный кадастровый учет), не требует отражения в проекте планировки и межевания территории, а также не приводит к какому-либо ограничению (обременению) в использовании земель (земельных участков), образуемых в соответствии с проектом планировки территории, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Администрации о несоответствии предполагаемого к размещению объекта документам территориального планирования города Смоленска.
Действующее законодательство разделяет сооружения связи и средства связи.
Так, согласно статье 2 Закона N 126-ФЗ сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В свою очередь, к средствам связи относятся технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Само по себе размещение антенно-мачтового сооружения связи не требует дополнительного согласования, в том числе на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Раздел III СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" устанавливает гигиенические требования непосредственно к передающим радиотехническим объектам, создающим электромагнитные поля радиочастотного диапазона, то есть к самим средствам связи, а не сооружениям связи (антенным опорам), на которых они размещаются.
При этом как пояснила в судебном заседании представитель общества Малева О.М., передающее оборудование на антенной опоре устанавливается оператором на основании договора и технических условий на размещение оборудования базовой станции. Согласно указанным техническим условиям оператор связи самостоятельно разрабатывает проектную документацию на размещение оборудования на антенной опоре, а также получает все предусмотренные законодательством согласования и разрешения.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 установлено, что утверждение проектной документации по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных ПРТО допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их данным Санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются Территориальными управлениями Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы (пункт 3.8 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).
При размещении на территории (опоре, крыше здания) ПРТО антенн нескольких передатчиков проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза на ПРТО в целом. Санитарно-эпидемиологическое заключение также выдается на ПРТО в целом (пункт 3.11 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).
В письме Роспотребнадзора от 05.08.2020 "О безопасности базовых сотовых станций" разъяснено, что работа по размещению и вводу в эксплуатацию передающих радиотехнических объектов осуществляется в два этапа, а именно: сначала владелец базовой станции сотовой связи обязан получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию; вторым этапом владелец базовой станции представляет в экспертную организацию помимо проектных материалов и результаты (протоколы) измерений уровней электромагнитных полей на прилегающей территории к базовой станции и внутри зданий.
По результатам экспертизы проектных материалов базовых станций выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, что является основанием для установления станции сотовой связи.
В ходе эксплуатации базовых станций сотовой связи уровни ЭМП должны контролироваться владельцами базовых станций сотовой связи в рамках производственного контроля не реже одного раза в 3 года в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03.
Таким образом, соблюдение обязательных санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований при эксплуатации средств связи возлагается на операторов связи, к числу которых ООО "ПТБ "Фактор" не относится.
Суд первой инстанции также установил, что администрацией не оспариваются доводы общества о том, что к заявлению о выдаче разрешения на использование земель (земельного участка) приложены все необходимые в соответствии с Положением N 302 документы.
При этом ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не предоставлено доказательств того, что размещение антенно-мачтового сооружения препятствует освоению земель, образованию (формированию) и использованию земельных участков в территориальной зоне Т4 (зона делового, общественного и коммерческого назначения).
Размещение указанных сооружений на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, обусловлено тем, что такое оборудование связи не является объектом недвижимости, и его установка носит временный характер. Размещение антенно-мачтовых сооружений не приводит к нецелевому использованию земельных участков, поскольку осуществляется в случаях, когда не требуется образование земельного участка, использование такого участка допускается на условиях сервитута, публичного сервитута, использования земельного участка или земель на основании разрешения, аренды части земельного участка, при наличии согласия правообладателя земельного участка. Установление соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев, установленных федеральным законом) является необходимым лишь в тех случаях, когда для размещения антенно-мачтовых сооружений требуется образование земельного участка (Решение Верховного Суда РФ от 14.07.2022 N АКПИ22-335).
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции правомерно признал решение Администрации, содержащееся в письме от 12.10.2022 N 2410877-исх., об отказе в выдаче обществу разрешения на использование испрашиваемого участка земель незаконным. Указанный отказ неблагоприятно отражается на производственно-хозяйственной деятельности заявителя и, как следствие этого, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание тот факт, что срок принятия ответчиком решения по заявлению ООО "ПТБ "Фактор" (исх. N Ф-0915 от 29.09.2022) истек, суд удовлетворил требования общества и на основании статьи 110 АПК РФ возложил на администрацию обязанность возместить заявителю судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Доводы заявителя жалобы о том, что срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объекта, однако ООО "ПТБ "Фактор", указывая в заявлении срок для размещения сооружения металлической опоры - 49 лет, не представил технической документации, подтверждающей такой срок эксплуатации данного объекта, подлежат отклонению, как не влияющие на выводы суда по существу заявленного требования. Указанные обстоятельства могут быть учтены администрацией непосредственно при рассмотрении заявления ООО "ПТБ Фактор".
Ссылки на то, что десятидневный срок для принятия решения Администрацией г.Смоленска не был пропущен, так как заявление ООО "ПТБ Фактор" от 29.09.2022 N Ф-0915 поступило в Администрацию г. Смоленска и было зарегистрировано согласно реестру от 03.10.2022 N 1/2336-у, противоречат имеющимся в деле доказательствам (скриншот письма ООО "ПТБ Фактор", направленного по электронной почте 29.09.2022), в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Доводы о том, что неверное указание зоны предполагаемого к использованию земельного участка не соответствует требованиям, установленным пунктами 5, 6 Постановления от 28.05.2015 N 302, не влияют на правильность выводов суда, учитывая, что в качестве основания для отказа в письме администрации было указано, что вид разрешенного использования "Связь" не предусмотрен, таким образом, отказ был связан с несоответствием вида разрешенного использования, а не с несоответствием территориальной зоны.
Как указано выше, судом установлено, что испрашиваемое ООО "ПТБ "Фактор" место размещения антенно-мачтовой опоры находится не в зоне Ж3, как ошибочно указано в схеме границ, приложенной к заявлению общества (исх. N Ф-0915 от 29.09.2022), а в территориальной зоне Т4 - размещение улично-дорожной сети города Смоленска (параграф 1 главы 2 Правил).
Согласно примечанию N 2 (ред. от 23.06.2022) к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
В настоящее время отсутствует федеральный закон, устанавливающий иные правила по сравнению с примечанием N 2 к Классификатору, из чего следует, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
С учетом изложенного, также отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, не подлежит применению без учета иных требований законодательства, в том числе правил землепользования и застройки, технических регламентов, санитарных норм и правил.
Апелляционный суд считает, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2023 по делу N А62-10977/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мосина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-10977/2022
Истец: ООО "ПТБ "ФАКТОР", ООО "Подразделение транспортной безопасности "Фактор"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Третье лицо: Арбитражный суд Санкт-Петербура и Ленинградской области