г. Пермь |
|
31 августа 2023 г. |
Дело N А50-6436/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.
при участии:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - Дровняшина Е.Л., служебное удостоверение, доверенность от 12.01.2023, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 июня 2023 года
по делу N А50-6436/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-медицина" города Пермь" (ОГРН 1045900359141, ИНН 5903017780)
о взыскании излишне выплаченных сумм специальной социальной выплаты в размере 257 091,13 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заявитель, истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-медицина" города Пермь" (далее - ответчик, страхователь, Учреждение) о взыскании излишне выплаченных сумм специальной социальной выплаты в размере 257 091,13 руб. (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 июня 2023 года требования Фонда удовлетворены частично. С Частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-медицина" города Пермь" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю взыскана излишне выплаченная сумма специальной социальной выплаты в размере 1397 рублей 25 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования фонда в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается, что выводы суда основаны на неверном толковании Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762). Как следует из названия указанного Постановления, специальная социальная выплата преследует цель поддержки медицинских работников, а не компенсации чего-либо (утраченного заработка или причине иного вреда). Обязанность по определению дней работы, в которые работник привлекался к оказанию соответствующей медицинской помощи, лежит на медицинской организации, которая в деле выступает ответчиком, поэтому не имеет значения, что полагала Метельская Н.М. в конкретный рабочий день. Суд первой инстанции в решении указал, что спорные пациенты на момент выезда к ним Метельской Н.М. не были исключены из Регистра. Этот вывод основывается на неправильном определении обстоятельств дела (неправильном прочтении сведений, содержащихся в Регистре). Регистр не содержит сведений о дате снятии (отмены) диагноза или окончания заболевания.
Обжалуя решение суда по иному эпизоду (в части отказа во взыскании 235 852,93 руб.), истец указывает, что в представленных ответчиком копиях журналов учета ПЦР не содержится фамилии работника, который в этот день работал с анализами перечисленных в журнале пациентов; также не представлены табеля учета рабочего времени. Таким образом, невозможно установить, имеет ли журнал учета ПЦР какое-либо отношение к работе Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н., что журналы учета ПЦР за определенные даты соотносятся с количеством отработанных часов и количеством нормативных часов. Кроме того, позиция ответчика подтверждается не по всей сумме излишне понесенных расходов.
В судебном заседании представитель фонда на доводах жалобы настаивал.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. Половникова Е.Ю. не была допущена к участию в судебном заседании в качестве представителя ответчика ввиду отсутствия у нее диплома о высшем юридическом образовании (часть 3 статьи 59 АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части, то есть в части отказа во взыскании 255 693,88 руб. (19840,95 руб. по выплатам Метельской Н.М., 235 852,93 руб. по выплатам Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н.).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам. По итогам проверки составлен акт 10.06.2022 N 5, в котором отражены в том числе следующие нарушения:
- Учреждение направило реестры в отношении Метельской Н.М. с учетом смен, в течение которых работник не привлекался к оказанию первичной медико-санитарной помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19): мазки из ротоглотки (носоглотки) на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у ряда пациентов взяты после проведенного лечения, поэтому по результатам исследования инфекция не обнаружена. По данным регистра, данные пациенты после лечения и на основании взятых мазков с отрицательным результатом исключены из регистра в связи с выздоровлением. В связи с чем фондом сделан вывод, что работа Метельской Н.М. за указанные даты не подлежала учету при определении фактического числа нормативных смен, указанных в реестрах для оплаты специальной социальной выплаты. По данному основанию с учетом дополнительных документов, представленных медицинской организацией на рассмотрение материалов проверки, признаны излишне понесенными расходы в сумме 19 840,95 руб.;
- выявлен факт необоснованной оплаты Новиковой Н.Н. специальной социальной выплаты в сумме 1397,25 руб. за смену, совпадающей с днем, за который выплачено пособие по временной нетрудоспособности;
- медицинской организацией представлялись реестры в отношении Сазоновой Н.Г. по категории 012 "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" с оплатой 3880 руб. за 1 нормативную смену, в отношении Ганицевой Э.Н. - по категории 032 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" с оплатой 2430 руб. за 1 нормативную смену, тогда как, по мнению истца, специальная социальная выплата должна начисляться Сазоновой Н.Г. по категории работника 013 "Врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь" либо по категории 015 "Врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей", с оплатой 2430 руб. за 1 нормативную смену; Ганицевой Э.Н. - по категории работника 033 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи" либо по категории 035 "Средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей" с оплатой 1215 руб. за 1 нормативную смену. Расходы, излишне понесенные на выплату специальной социальной выплаты в связи с неверным указанием категории работника, составили 147 407 руб. по Сазоновой Н.Г., 88 445,93 руб. по Ганицевой Э.Н.
По итогам проверки принято решение от 22.07.2022 N 5, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом в указанных суммах.
Поскольку в добровольном порядке излишне понесенные расходы страхователем не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) предусмотрено в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года производство ежемесячных специальных социальных выплат в установленных указанным постановлением размерах.
В силу положений подпункта "а" пункта 2 названного Постановления к таким медицинским работникам относятся оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (ответ на вопрос 3 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).
Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 (далее - Правила), установлено, что для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (пункты 4, 5 правил).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также необходимых сведений по каждому работнику. После чего Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации (пункты 6, 7 Правил). Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 3 Правил специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" включено в перечень организаций, указанный в пункте 3 Постановления N 1762.
Согласно трудовому договору N 301 от 15.03.2005 Метельская Надежда Михайловна принята на основное место работы на должность участковой медицинской сестры.
Медицинской организацией представлены реестры для осуществления Метельской Н.М. специальной социальной выплаты по должности "Медицинская сестра участковая (территориального участка)", по категории 033 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи", в том числе за смены, в которые, как установлено впоследствии по результатам проведенных исследований, у пациентов не была обнаружена инфекция (таблица на стр.7 решения суда).
Для подтверждения оказания медицинской помощи Метельской Н.М. пациентам с новой коронавирусной инфекцией к проверке представлены: тетрадь учета работы на дому участковой медицинской сестры с указанием даты и вида выполненных рекомендаций врача пациентам (взятие мазков, выдача таблеток, взятие анализов); ежемесячные отчеты с указанием характера работы, даты работы и количества отработанных часов; копии результатов мазков (направлений) на наличие новой коронавирусной инфекции у пациентов.
Судом из представленных доказательств установлено, что Метельская Н.М. осуществляла у пациентов забор мазков на наличие (отсутствие) новой коронавирусной инфекции, в том числе после проведенного лечения. У пациентов, указанных в таблице, новая коронавирусная инфекция не обнаружена. По данным Регистра, данные пациенты обследовались после лечения и на основании взятых мазков с отрицательным результатом исключены из Регистра в связи с выздоровлением.
Фонд, ссылаясь на данные обстоятельства, пришел к выводу, что работа Метельской Н.М. за указанные даты не подлежала учету при определении фактического числа нормативных смен, указанных в реестрах для оплаты специальной социальной выплаты.
Признавая выводы фонда необоснованными, суд первой инстанции верно указал, по смыслу Постановления N 1762 право на специальные выплаты имеют лица, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.
Введение указанных выплат обусловлено высокой значимостью роли медицинских работников в реализации системы мероприятий по обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях преодоления распространения новой коронавирусной инфекции; направлено на компенсацию медицинским работникам риска, связанного с особыми условиями труда, в том числе риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В рассматриваемом случае медицинская сестра Метельская Н.М., осуществляла выезд к пациентам с установленным диагнозом COVID-19 в целях осуществления забора мазков на наличие (отсутствие) новой коронавирусной инфекции, в том числе после проведенного лечения, а потому не может быть исключена из числа лиц, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Судом отмечено, что на момент выезда спорные пациенты не были исключены из регистра, соответственно являлись пациентами с установленным диагнозом COVID-19. При этом, оказывая помощь, Метельская Н.М. работала с зараженными пациентами, то есть подвергала себя риску, который должен быть компенсирован за счет предусмотренных Постановлением N 1762 стимулирующих выплат. То, что в некоторые дни случайно не оказалось пациентов, зараженных новой коронавирусной инфекцией, не означает, что работник не участвовал в оказании медицинской помощи по диагностике этой инфекции.
Принимая во внимание, что Метельская Н.М. в спорных случаях имела право на получение специальной социальной выплаты, фактическое число нормативных смен в календарном месяце определено страхователем верно, суд обоснованно пришел к выводу, что представленные страхователем документы нельзя признать недостоверными, а произведенные фондом социальные выплаты в сумме 19 840,95 руб. излишне понесенными расходами страховщика.
Выводы суда об отсутствии оснований для взыскания с учреждения расходов в сумме 19 840,95 руб. являются обоснованными, в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано правомерно.
Проверкой также установлено, что во исполнение Приказа Министерства здравоохранения РФ N 198н от 19 марта 2020 г. "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - Приказ N 198н) и в соответствии с обращениями Министерства здравоохранения Пермского края перепрофилированное стационарное отделение для лечения пациентов с выявленной новой коронавирусной инфекцией и при подозрении на нее создавалось (перепрофилировалось) в ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" с 10.11.2020 по 28.02.2021 и с 19.07.2021 по 30.11.2021.
Временное штатное расписание перепрофилированного стационарного отделения для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, разработанное с учетом Приказа N 198н, вводилось с 10.11.2020 по 28.02.2021 и с 19.07.2021 по 30.11.2021.
Структура и штатная численность структурного подразделения для лечения COVID-19 (временное штатное расписание) с 10.11.2020 утверждено и разработано в соответствии с временными штатными нормативами, установленными в Приложении N 16 к Приказу N 198н.
Согласно представленному к проверке временному штатному расписанию, с 21.12.2020 на период эпидемиологической ситуации в медицинском учреждении введено отдельное структурное подразделение - ПЦР-лаборатория.
Согласно приказу N 01-03-338 от 29.12.2020 и положению о ПЦР-лаборатории она организована с 29.12.2020, является структурным подразделением клинико-диагностической лаборатории, размещена в специально оборудованном помещении. Основной ее задачей является выявление РНК коронавирусов SARS-COV-2 и подобных SARS-COV методом обратной транскрипции и полимеразной цепной реакции, т.е. выявление COVID-19 с помощью ПЦР-тестов (далее - ПЦР-тесты).
Медицинской организацией реестры в отношении работников ПЦР-лаборатории Сазоновой Н.Г. предоставлялись по категории 012 "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" с оплатой в сумме 3880 руб. за 1 нормативную смену; в отношении Ганицевой Э.Н. - по категории 032 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" с оплатой в сумме 2430 руб. за 1 нормативную смену.
Установив в ходе проверки, что указанные медицинские работники осуществляли прием и обработку биоматериалов как пациентов перепрофилированного стационарного отделения, так и пациентов, проходящих лечение амбулаторно, в том числе в иных лечебных учреждениях г.Перми, фонд посчитал, что оплату специальной социальной выплаты за работу в ПЦР-лаборатории следовало произвести:
Сазоновой Н.Г. - по категории работника 013 "Врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь" либо по категории 015 "Врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей" с оплатой в сумме 2430 руб. за 1 нормативную смену;
Ганицевой Э.Н. - по категории работника 033 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи" либо по категории 035 "Средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей" с оплатой в сумме 1215 руб. за 1 нормативную смену.
Однако фоном не учтено следующее.
На основании статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Пунктом 8 Постановления N 1762 полномочия давать разъяснения по применению указанного постановления предоставлены Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Постановления N 1762 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 15.12.2020 N 894н утвердило разъяснения по применению Постановления N 1762 (далее - Приказ N 894н), согласно пункту 4 которого специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.
На основании пункта 1 приложения N 5 к приказу Минздрава N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 10 к приказу Минздрава N198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N N 16-17 к приказу Минздрава N 198н.
Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N 1762 осуществляются, в том числе, медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационарных условиях.
Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. Например, пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком, или пациенту с легкой степенью течения новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в амбулаторных условиях, требуется консультация врача-уролога или проведение диагностических исследований на дому специалистами, либо выезд бригады неотложной или скорой медицинской помощи, медицинские работники которой взаимодействуют с таким пациентом (например, для купирования гипертонического криза, астматического статуса, оказания медицинской помощи при острой травме).
Судом установлено, что должности медицинских работников Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н. в соответствии с приказом Минздрава России N 198н включены во временное штатное расписание медицинской организации; указанные работники в спорном периоде обеспечивали оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, что подтверждается представленными в материалы дела табелями рабочего времени, медицинскими документами.
По мнению суда, изложенное позволило отнести указанных работников к категориям, указанным в абзаце 4 подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762, что соответствует пункту 4 Приказа N 894н. В связи с чем оснований для предложения страхователю возместить расходы в сумме 235 852,93 руб. у Фонда не имелось.
Доводы фонда о том, что в представленных ответчиком копиях журналов учета ПЦР не содержится фамилии работника, который в этот день работал с анализами перечисленных в журнале пациентов, не представлены табели учета рабочего времени, подлежат отклонению, поскольку они не опровергают оказание Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н. специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июня 2023 года по делу N А50-6436/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6436/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА "РЖД-МЕДИЦИНА" ГОРОДА ПЕРМЬ"