город Омск |
|
31 августа 2023 г. |
Дело N А70-8220/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7299/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" и (регистрационный номер 08АП-7244/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.06.2023 по делу N А70-8220/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628406, город Сургут, улица Университетская, дом 4; 625002, город Тюмень, улица Даудельная, 44) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а), при участии в деле заинтересованного лица, пользующегося правами потерпевшего по делу об административном правонарушении Карсонова Н.В., об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-41/2023 об административном правонарушении от 04.04.2023 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 072/04/9.21-41/2023 от 04.04.2023 и постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении от 13.04.2023 и представления N 072/04/9.21-31/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 13.04.2023,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Гиголаев А.М. (по доверенности N 21 от 27.01.2023 сроком до 31.12.2023),
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П., (по доверенности N 87829 от 04.04.2023 сроком до 16.09.2024),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заявитель, управление, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-41/2023 об административном правонарушении от 04.04.2023 и представления N 072/04/9.21-41/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.04.2023.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 19.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен потерпевший по делу об административном правонарушении Карсонов Николай Валерьевич (далее - Карсонов Н.В.).
Кроме того, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении от 13.04.2023 и представления N 072/04/9.21-31/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 13.04.2023, принятого к рассмотрению определением суда от 28.04.2023 по делу N А70-8976/2023, к участию в деле также привлечен потерпевший по делу об административном правонарушении Карсонов А.В.
Установив, что в производстве суда рассматриваются вышеуказанные дела, связанные основаниями возникновения заявленных требований, судом вынесено определение об объединении вышеуказанных дел в одно производство, объединенному делу присвоен N А70-8220/2023.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.06.2023 по делу N А70-8220/2023 заявленные требования удовлетворены частично, постановление управления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении от 13.04.2023 и представление N 072/04/9.21-31/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 13.04.2023 признаны незаконными и отменены полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление и АО "Россети Тюмень" обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Тюменское УФАС России в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы управление указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции относительно признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении от 13.04.2023. Указывает, что установленное указанным постановлением правонарушение, выражающееся в нарушении АО "Россети Тюмень" установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выявлено антимонопольным органом не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а в результате рассмотрения заявления гражданина, следовательно, положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в данном случае неприменимы, а применению подлежат положения части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Антимонопольный орган отмечает, что объективная сторона выявленных управлений правонарушений характеризуется различными друг от друга элементами, следовательно, указанные правонарушения нельзя рассматривать как единое правонарушение.
АО "Россети Тюмень" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять новый судебный акт в части признания незаконными и отмене полностью постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-41/2023 об административном правонарушении от 04.04.2023 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 072/04/9.21-41/2023 от 04.04.2023.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что при проведении данных работ филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами, без привлечения подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензий и свидетельств на проведение подобного вида работ, ввиду чего после заключения договоров об осуществлении технологического присоединения АО "Россети Тюмень" опубликовало извещение о проведении закупки с запросом цен в электронной форме по результатам предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству/реконструкции объектов электросетевого хозяйства филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для осуществления технологического присоединения потребителей в 2021 - 2022 годах (опубликованного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) N 32211803356 от 28.10.2022. По итогам закупочных процедур 19.12.2022 между АО "Россети Тюмень" и ООО "М-Сетьстрой" заключен договор подряда N PD01.3000.2022.3652 по строительству PC 0,4-10 кВ Южного РЭС (Старотобольский участок) филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для технологического присоединения.
Вместе с тем, в связи со сложной экономической ситуацией, которая обусловлена отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование и затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации, мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Карсонова Н.В. к электрическим сетям АО "Россети Тюмень" в сроки, установленные договором осуществлены не были.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что АО "Россети Тюмень" неоднократно проинформировало заявителя о возникших трудностях (письма от 29.09.2022 N РТ13/01/10192, от 25.11.2022 N РТ13/01/12442, от 18.01.2023 N РТ13/01/473) и предложило рассмотреть возможность продлить сроки выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения до 15.04.2023 и заключить дополнительные соглашения от 18.01.2023 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Т 13/22/1389-ДТП от 18.03.2022, однако, ответ на указанное предложение в адрес АО "Россети Тюмень" от заявителя не поступил.
21.04.2023 АО "Россети Тюмень" были выполнены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Карсонова Н.В, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N Т13/22/1389-АТП от 21.04.2023.
Податель апелляционной жалобы полагает, что в настоящем случае имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку на момент технологического присоединения на земельном участке отсутствовали энергопринимающие устройства потребителя готовые осуществлять потребление электрической энергии; имеются основания для назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией.
Управлением в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не соглашается с доводами апелляционной жалобы общества.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе АО "Россети Тюмень".
Надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства Карсонов Н.В. явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционные жалобы, отзыв, заслушав представителя общества и управления, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между АО "Россети Тюмень" и Карсоновым Н.В. был заключен договор N Т13/22/1389-ДТП от 18.03.2022 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажная жилая застройка (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом), расположенных по адресам: Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1854, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 (шесть) месяцев, в соответствии с абз. 13 подп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В управление поступило обращение Карсонова Н.С. от 31.01.2023 на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Определением управления от 02.02.2023 по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении N 072/04/9.21-41/2023, назначено проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил N 861, обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
17.03.2023 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-41/2023, в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
04.04.2023 управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-41/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Кроме того, 04.04.2023 управлением обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым установлено, что совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, способствовали следующие причины и условия: пренебрежительное отношение работников организации к соблюдению норм действующего законодательства, отсутствие должного контроля со стороны руководства организации за деятельностью своих работников.
Также между АО "Россети Тюмень" и Карсоновым Н.В. были заключены договоры: N Т13/22/1384-ДТП, N Т13/22/1386-ДТП, N Т13/22/1388-ДТП от 18.03.2022 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажная жилая застройка (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом), расположенных по адресам: Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1864; Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1862; Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1859, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 (шесть) месяцев, в соответствии с абзацем 13 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
В управление поступило обращение Карсонова Н.С. от 26.01.2023 на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Определением управления от 27.01.2023 по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении N 072/04/9.21-31/2023, назначено проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил N 861, обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
27.03.2023 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-31/2023, в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
13.04.2023 управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Кроме того, 13.04.2023 управлением обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым установлено, что совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, способствовали следующие причины и условия: пренебрежительное отношение работников организации к соблюдению норм действующего законодательства, отсутствие должного контроля со стороны руководства организации за деятельностью своих работников.
Полагая, что указанные постановления и представления являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 12.06.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Как следует из материалов дела, между обществом и Карсоновым Н.В. были заключены договоры N Т13/22/1389-ДТП, N Т13/22/1384-ДТП, N Т13/22/1386-ДТП, N Т13/22/1388-ДТП от 18.03.2022 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажная жилая застройка (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом), расположенных по адресам: Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1854; Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1864; Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1862; Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206001:1859,
В соответствии с условиями договоров и изложенными выше нормами срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и обществом не оспорено, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договорам истек 14.10.2022, а мероприятия по технологическому присоединению объектов Карсонова Н.В. осуществлены с нарушением установленного срока, а именно 21.04.2023, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела акты об осуществлении технологического присоединения.
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что общество не оспаривает обстоятельства заключения договоров с третьим лицом, однако ссылается на то, что принимало меры к их исполнению; увеличение сроков выполнения мероприятий было обусловлено сложной экономической ситуацией, которая обусловлена отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации на фоне сложившейся геополитической ситуации.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861, в том числе соблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, является для общества обязательным.
Вместе с тем, общество, располагая достаточно длительным сроком исполнения обязательств, могло и должно было предполагать о наступлении рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию необходимого оборудования, и заблаговременно принять меры для своевременного выполнения мероприятий по указанным договорам N Т13/22/1389-ДТП, N Т13/22/1384-ДТП, N Т13/22/1386-ДТП, N Т13/22/1388-ДТП от 18.03.2022
Однако, указанные меры обществом приняты не были, что повлекло за собой нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям.
Суд апелляционной инстанции подтверждает выводы управления о нарушении обществом срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, нарушению Правил N 861, что образует в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку до совершения вменяемого правонарушения общество уже было привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов настоящего дела усматривается, что на основании обращений Карсонова Н.С. от 31.01.2023 и 26.01.2023 на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, антимонопольным органом были вынесены определения от 02.02.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-41/2023 и от 27.01.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-31/2023 соответственно.
По результатам рассмотрения указанных административных дел 04.04.2023 управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-41/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.; 13.04.2023 управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент поступления обращения Карсонова Н.В. от 31.01.2023, управлением было возбуждено дело N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества.
Таким образом, УФАС по Тюменской области в рамках единых контрольных мероприятий по итогам рассмотрения двух жалоб Карсонова Н.В. были выявлены два нарушения, допущенные обществом при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Карсонова Н.В. на смежных земельных участках, оформленные протоколами об административном правонарушении от 17.03.2023 N 072/04/9.21-41/2023, 27.03.2023 N 072/04/9.21-31/2023
В то же время, поскольку обстоятельства совершения обществом вышеназванных административных правонарушений были выявлены административным органом по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, которое было проведено им в отношении одного и того же юридического лица, административное наказание должно быть назначено обществу как за совершение одного правонарушения.
Так, согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049, является универсальным и подлежит учету при оценке спорных правоотношений по настоящему делу.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2023 N Ф04-662/2023 по делу N А45-17932/2022.
То обстоятельство, что нарушения выявлены при осуществлении обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Карсонова Н.В. на разных земельных участках, не имеет значения, поскольку для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ имеет значение факт выявления двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, поскольку составляющие предмет настоящего спора правонарушения по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ выявлены антимонопольным органом в результате одной проверки, постановление о назначении административного наказания по делу по делу N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении от 13.04.2023, с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб., вопреки доводам апелляционной жалобы управления, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Административное наказание согласно постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-41/2023 об административном правонарушении от 04.04.2023 правомерно назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 700 000 руб. с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, систематического нарушения АО "Россети Тюмень" Правил N 861.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, допущенному АО "Россети Тюмень".
Обстоятельства, позволяющие изменить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Вопреки позиции общества, часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не подлежит применению, так как тяжелого материального положения общества не доказано, из материалов дела не усматривается наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями, как не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что взысканный размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению экономической свободы и права собственности общества при его привлечении к административной ответственности.
Обстоятельства, приводимые обществом в апелляционной жалобе, не имеют свойства исключительности, являющегося условием снижения размера административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы подателя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения, как указано выше, не имеют свойства исключительности.
Установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган на основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ вынес в адрес заявителя представление N 072/04/9.21-41/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.04.2023.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Поскольку указанное представление внесено антимонопольным органом на основании обстоятельств, установленных в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для признания представления не соответствующим закону.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателями апелляционных жалоб в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Возражения заявителя и заинтересованного лица, изложенные в апелляционных жалобах, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.06.2023 по делу N А70-8220/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8220/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Карсонов Н.В.