г. Тула |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А23-11218/2022 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Большакова Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу частного образовательного учреждения профессионального образования "Школа вождения "Алиса" на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.04.2023 по делу N А23-11218/2022 (судья Харчиков Д.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению частного образовательного учреждения профессионального образования "Школа вождения "Алиса" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1114000000850, ИНН 4025990100) к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426773, ИНН 4027066905) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
частное образовательное учреждение профессионального образования "Школа вождения "Алиса" (далее - ЧОУПО "Школа вождения "Алиса", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики (далее - Калугастат) о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2022 N 01-ЮР-118/26-22 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей и решения от 07.12.2022 N 01-ЮР-118/26-22 по жалобе на постановление.
На основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" не было своевременно и надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Полагает, что уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, посредством смс-сообщений, электронной почты и телефонограммами нельзя признать надлежащим, поскольку при указанных способах отправки невозможно проконтролировать получение информации получателем. Считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Калугастат возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании сведений, указанных в служебной записке уполномоченного должностного лица Калугастат и приложенных к ней сведениям установлено, что общество неоднократно нарушало порядок предоставления отчета по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за период 2021-2022 годов.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 N 457, с изменениями от 17.12.2021 N 925 утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (далее - форма N П-4), по которой ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" представляет сведения Калугастат ежеквартально - в срок не позднее 15 числа отчетного периода. Форма N П-4 заполняется в соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4, расположенными на бланке формы.
Таким образом, заполненный показателями отчет по форме федерального статистического наблюдения N П-4 за 3 квартал 2022 года ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" надлежало представить в адрес Калугастата в формате электронного документа до 24 час. 00 мин. 15.10.2022.
В нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" в адрес Калугастата несвоевременно (21.10.2022) представлена первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения N П-4 за 3 квартал 2022 года.
Должностным лицом Калугастат в отношении общества в отсутствие его представителя 25.10.2022 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, согласно которому общество нарушило требования действующего законодательства о представлении в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения федеральных статистических наблюдений.
Руководителем Калугастат 03.11.2022 за N 01-ЮР-118/26-22 в отношении общества в отсутствие его представителя по указанному факту вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения, являются общественные отношения, складывающиеся в области предоставления статистических данных.
С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), который распространяет свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информации (пункты 2, 3 статьи 1 Закона N 282-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 1 Закона N 282-ФЗ, целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно-обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 282-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Из пункта 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ следует, что первичные статистические данные представляют собой документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов, или информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
На основании части 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В соответствии пунктами 3 и 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В силу пункта 11 Положения N 620 датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата их передачи в цифровую платформу либо фактической передачи субъекту официального статистического учета одним из предусмотренных данным Положением способов.
На основании пункта 14 Положения N 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 N 457 утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", по которой общество представляет отчет ежеквартально - в срок не позднее 15 числа отчетного периода.
Таким образом, первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П-4 за 3 квартал 2022 года обществу надлежало представить в территориальный орган до 24 час. 00 мин. 15.10.2022.
Однако общество представило форму федерального статистического наблюдения N П-4 за 3 квартал 2022 года 21.10.2022, то есть за пределами установленного срока.
Факт представления обществом первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N П-4 за 3 квартал 2022 года "Сведения о численности и заработной плате работников" с нарушением установленного срока подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
При изложенных обстоятельствах суд по праву заключил о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что Калугастат не извещал его надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Из материалов дела следует, что общество письмом от 19.10.2022 N НК-43-06/801-ДР извещалось о дате составления протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 15). Также Калугастат извещал общество о времени и месте составления протокола посредством телефонограммы (т. 1 л.д. 105), которая содержит информацию о переданных сведениях, лице, передавшем информацию и принявшем ее, и подписана должностным лицом Калугастат. Сообщение принято 24.10.2022 в 15 час. 00 мин. директором общества Ермолаевым А.Ю.
Определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества вынесено 25.10.2022, направлено обществу в тот же день почтовым отправлением (т. 1 л.д. 27). Также Калугастат извещал общество о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении посредством телефонограммы (т. 1 л.д. 106), которая содержит информацию о переданных сведениях, лице, передавшем информацию и принявшем ее, и подписана должностным лицом Калугастат. Сообщение принято 31.10.2022 в 10 час. 50 мин. директором общества Ермолаевым А.Ю.
Общество представило 20.11.2022 жалобу на постановление по делу об административном правонарушении с требованием об отмене постановления и прекращении дела об административном правонарушении, рассмотрение жалобы назначено на 08.12.2023, дата рассмотрения жалобы по ходатайству общества перенесена на 07.12.2023, о чем общество извещено посредством направления сообщения через оператора связи "Астрал", через которого ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" направляла статистические отчеты (т. 1 л.д. 95, 96), по электронной почте (т. 1 л.д. 97), посредством смс-сообщения (т. 1 л.д. 98), телефонограммы (т. 1 л.д. 65). Согласно служебной записке Шулянской Е.Л. (т. 1 л.д. 100) была предпринята попытка передачи определения о переносе и времени рассмотрения жалобы юридического лица - ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" на постановление от 03.11.2022 N 01-ЮР-118/26-22 лично. Определение доставлено по адресу регистрации общества, однако, принять его сотрудники ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" отказались, не обосновав данный отказ.
Решением по жалобе на постановление от 07.12.2022 постановление по делу об административном правонарушении от 03.11.2022 оставлено без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу статей 25.1, 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности суд проверяет, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (пункт 24 Постановления N 10).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как верно заключил суд, в рассматриваемом случае административным органом приняты необходимые и достаточные меры для извещения общества о составлении протокола об административном правонарушении. Неполучение обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, своевременно почтовой корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц не может являться основанием для вывода о ненадлежащем извещении общества, в том числе при условии извещения законного представителя общества посредством телефонной связи.
Как разъяснено в пункте 24.1 Постановления N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В связи с этим довод общества о ненадлежащем способе извещения (смс-сообщения, электронная почта, телефонограмма) подлежит отклонению.
Таким образом, процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не усматривается, поскольку совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере общественных отношений, возникающих при осуществлении официального статистического учета. Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения со ссылкой на незначительный пропуск срока для подачи статистических данных, а также на то, что своевременной подаче данных препятствовала временная нетрудоспособность ответственного сотрудника, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 Постановления N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности, заключающейся в соблюдении законодательно установленных требований по предоставлению необходимой информации в регламентированные сроки.
Кроме того, согласно служебной записке главного специалиста-эксперта отдела статистики труда, науки, образования и инноваций Калугастата Павловой С.И. ЧОУПО "Школа вождения "Алиса" неоднократно нарушала срок сдачи отчета по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за период 2021-2022 годы, что подтверждается сведениями, выгруженными из Системы сбора отчетности Калугастата (т. 1 л.д. 108-109).
Нарушение обществом требований в сфере официального статистического учета свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, о пренебрежительном отношении к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления N 10, материалы дела не содержат.
Внутренние организационные проблемы юридического лица, в том числе болезнь ответственного сотрудника, на которые ссылается заявитель, к числу таких исключительных обстоятельств не относятся.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 26.04.2023 по делу N А23-11218/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-11218/2022
Истец: ООО Единый информационно-расчетный центр N 1, Частное образовательное учреждение профессионального образования Школа вождения Алиса
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области