г. Вологда |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А44-6812/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зреляковой Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мищихина Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 июня 2023 года по делу N А44-6812/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мищихин Николай Иванович (адрес: 173514, Новгородская обл., ИНН 531004041700, ОГРН 321532100009955; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Новгородского муниципального района Новгородской области (адрес: 173020, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 78; ИНН 5310001444, ОГРН 1025300794078; далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации, изложенного в письме от 01.09.2022 N ИГ-6410, в предоставлении по заявлениям Предпринимателя от 14.09.2021 N 8131 и N 8132 в безвозмездное пользование в рамках программы "Новгородский гектар" земельных участков, расположенных на государственных не разграниченных землях во исполнение Областного закона Новгородской области от 27.03.2019 N 393-ОЗ, согласно Указу Губернатора Новгородской области от 14.11.2019 N 517, в соответствии с утвержденной Государственной программой по эффективному вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 N 731; о возложении на Администрацию обязанности рассмотреть заявления Предпринимателя от 14.09.2021 N 8131, N 8132 о предоставлении в безвозмездное пользование в рамках программы "Новгородский гектар" земельных участков, расположенных на государственных разграниченных землях во исполнение перечисленных выше нормативных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Новгородской области.
Решением суда от 23 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить заявленные требования. Полагает, что Администрацией не соблюден надлежащий порядок рассмотрения заявлений Предпринимателя. Положения статьи 38.18 ЗК РФ в рассматриваемом случае неприменимы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как подтверждается материалами дела, Мищихин Николай Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.04.2021, с указанием основного вида деятельности: "Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей".
Предприниматель 14.09.2021 обратился в Администрацию с заявлениями (вх. N 8131 и N 8132) о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельных участков для "овощеводства" площадью 50 000 кв. м каждый, расположенных по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Борковское сельское поселение, д. Сергово, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Администрация в ответе от 01.09.2022 N ИГ-6410 (том 1, лист 48) со ссылкой на нормы статьи 39.18 ЗК РФ сообщила Предпринимателю о том, что предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, испрашиваемых по заявлениям от 14.09.2023 N 8131 и N 8132, будет проходить на торгах, так как после публикации извещений о предоставлении земельных участков для указанных выше целей "поступили заявления от иных претендентов" на получение права пользования земельными участками, отказала в предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения аукциона (торгов) (том 1, лист 8).
Считая оспариваемый отказ Администрации, изложенный в ответе от 01.09.2022 N ИГ-6410, незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 24 ЗК РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;
2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Как указано в статье 39.10 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ).
Областным законом Новгородской области от 04.04.2019 N 393-ОЗ "Об определении муниципальных образований Новгородской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее - Закон N 393-ОЗ) установлены муниципальные образования в Новгородском муниципальном районе, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а именно Борковское сельское поселение; Тесово-Нетыльское сельское поселение; Савинское сельское поселение; Лесновское сельское поселение; Панковское городское поселение; Пролетарское городское поселение; Бронницкое сельское поселение; Ермолинское сельское поселение; Ракомское сельское поселение; Трубичинское сельское поселение.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование без проведения торгов, который включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В части 8 статьи 39.14 ЗК РФ указано, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.
В пункте 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрены особенности, согласно которым в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Статьей 39.16 ЗК РФ в качестве оснований принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является:
обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1);
опубликование и размещение в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ извещения о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (подпункт 13);
предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).
Кроме того, статьей 39.18 ЗК РФ регламентировано следующее:
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более, чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ (пункт 6).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7).
Таким образом, из приведенных положений статей 39.14 и 39.18 ЗК РФ следует, что при наличии заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования уполномоченный орган обязан соблюдать порядок, установленный статьей 39.18 ЗК РФ, в частности, опубликовать извещение и впоследствии либо принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе и по причине поступления иных заявлений граждан.
Как следует из материалов дела, после опубликования извещений в Администрацию поступило заявление Шумкова Сергея Александровича от 22.08.2022 вх. ВГ-7972 о намерении участвовать в аукционе по получению права пользования земельными участками в Борковском сельском поселении Новгородского района (вх. ВГ-8131, ВГ-8132) с целью овощеводства (том 1, лист 47, том 2, лист 169).
При таких обстоятельствах у Администрации имелись законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине поступления заявления иного гражданина, претендующего на получение права пользования земельными участками.
Иного порядка предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в Новгородской области, чем тот, который определен Земельным кодексом Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.
Позиция суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 302-ЭС19-27335 от 03.02.2020.
С учетом вышеизложенных обстоятельств апелляционный суд полагает, что отказ Администрации, изложенный в письме от 01.09.2022 N ИГ-6410, является законными и обоснованными.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок подлежит предоставлению на праве безвозмездного пользования без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления на срок до шести лет в безвозмездное пользование земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, однако возможность предоставления земельного участка в безвозмездное пользование связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении такого земельного участка. Поскольку после предварительного опубликования Администрацией извещения о предоставлении участка в пользование в уполномоченный орган поступило заявление еще от одного лица, также желающего приобрести данный земельный участок в пользование, у Администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для предоставления участка заявителю. Вопреки мнению апеллянта, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен лишь в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, на торгах.
Доводы заявителя о том, что заявления подавались Предпринимателем в рамках целевой программы "Новгородский гектар" рассматривались судом первой инстанции и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в решении.
Как следует из самих заявлений Предпринимателя, последние поданы на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Закон N 393-ОЗ, на который ссылается заявитель, принят в рамках реализации именно статьи 39.10 ЗК РФ, что следует из преамбулы закона.
Какой-либо утвержденной в установленном порядке программы "Новгородский гектар" не существует. Из письма Министерства сельского хозяйства Новгородской области от 11.07.2022 следует, что в процессе реализации Закон N 393-ОЗ получил второе название "Новгородский гектар".
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что наличие у Закона N 393-ОЗ обиходного названия не может расцениваться как отдельно принятая программа "Новгородский гектар", в рамках которой реализуется право крестьянского (фермерского) хозяйства на предоставление земельного участка на праве безвозмездного пользования в обход нормам земельного законодательства, в том числе и потому, что право на предоставление земельных участков в безвозмездное пользование закреплено в статье 39.10 ЗК РФ, а не в указанном областном законе, принятым в рамках реализации существующего права в части конкретизации муниципальных образований.
В рассматриваемой ситуации, как правомерно указал суд, субъекту Российской Федерации предоставлено только право определить муниципальные образования, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Сам порядок предоставления земельного участка, в том числе и предварительного согласования предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования, регулируется ЗК РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя у суда первой инстанции не имелось, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств. Данные доводы были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Иная оценка апеллянтом обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда и неправильном применении судом норм материального права.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 июня 2023 года по делу N А44-6812/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мищихина Николая Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6812/2022
Истец: ИП Мищихин Николай Иванович
Ответчик: Администрация Новгородского муниципального района
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Новгородской области, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР КОНСАЛТИНГА И ИННОВАЦИЙ АПК", Шумков Сергей Александрович, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд