г. Самара |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А65-12408/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2023 года по делу N А65-12408/2023 (судья Галимзянова Л.И.),
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
к Муниципальному казенному учреждению "Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Мунтяновой Елены Димуровны, г.Казань
о взыскании излишне выплаченной суммы пособия по временной нетрудоспособности,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании излишне выплаченной суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере 90262,92 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мунтянова Елена Димуровна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2023 по делу N А65-12408/2023 исковые требования удовлетворены.
С Муниципального казенного учреждения "Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан взыскана сумма излишне перечисленного пособия в размере 90262,92 руб.
Не согласившись с выводами суда, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, в соответствии с которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как полагает ответчик, в данном случае причинно-следственная связь между действиями работодателя и возникновением убытков у истца в виде излишне выплаченной суммы пособий по временной нетрудоспособности в размере 90 262,92 руб. отсутствует.
Подробно позиция учреждения изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Фонд апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Третье лицо, письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани", являющееся страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (регистрационный номер 1601531584), представило в Фонд в электронном виде реестры сведений на выплату по застрахованному лицу Мунтяновой Е.Д. пособия по временной нетрудоспособности за периоды 2020-2021 года.
Фонд после получения реестров, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, принял решение о назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности. Выплаты перечислены на банковский счет Мунтяновой Е.Д.
Впоследствии Фондом выявлены сведения о наличии у Мунтяновой Е.Д. инвалидности. Однако учреждение в графе 32 "Условия исчисления пособий" вышеуказанных реестров не проставило код исчисления "45", указывающий на наличие у застрахованного лица инвалидности.
Таким образом, Фонд установил, что Мунтяновой Е.Д. произведена излишняя выплата сумм пособия по обязательному социальному страхованию. Общая сумма переплаты составила 90262,92 руб.
В целях урегулирования спора истцом 21.03.2023 страхователю было направлено письмо (исх. N 16-25/58085) с требованием о возврате излишне перечисленных сумм в добровольном порядке.
Поскольку требования истца в полном объеме остались без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Подпунктом 1 п. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ установлено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с п. 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 и действующего с 01.01.2021 (далее - Положение N 2375), при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В силу п. 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 указанной статьи. В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Согласно пункту 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, пункту 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, в Реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в графе 32 "Условия исчисления пособий" страхователем проставляется код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности.
В случае если у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году, то работодатель указывает код "49" (сверх 4 месяцев) или код "50" (сверх 5 месяцев).
В поле "Причитается пособие за период" следует указать даты начала и окончания периода выплаты пособия с учетом ограничений в 4 и 5 месяцев.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные заявителем по вине страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Порядок возмещения ущерба производится на основании статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию, произошедшая по причине предоставления страхователем Фонду неполных или недостоверных данных является убытками Фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно электронного реестра сведений для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности N 910050191542 за период 10.12.2020 по 23.12.2020, застрахованному лицу Мунтяновой Е.Д. с 24.12.2020 установлена инвалидность.
Наряду с этим, застрахованная Мунтянова Е.Д. находилась на больничном непрерывно с 25.12.2020 по 20.08.2021.
В рассматриваемом случае учреждение при заполнении и представлении Фонду реестра сведений в отношении Мунтяновой Е.Д., имеющей инвалидность, обязанность по указанию в реестрах необходимого кода не исполнило.
Таким образом, в результате представления недостоверных сведений страхователем, Фонд произвел излишнюю выплату пособия в 2021 году в сумме 90 262,92 руб. за 76 дней нетрудоспособности. Соответственно, излишне понесенные истцом расходы в части страхового обеспечения подлежат возмещению страхователем. Размер переплаты судом первой инстанции проверен и ответчиком не оспорен.
Возражая, ответчик ссылался на то, что не был осведомлен о наличии инвалидности у застрахованного лица.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, согласно электронного реестра сведений для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности N 910050191542 за период 10.12.2020 по 23.12.2020, застрахованному лицу Мунтяновой Е.Д. с 24.12.2020 установлена инвалидность. Следовательно, ответчику было известно об установлении Мунтяновой Е.Д. группы инвалидности.
Апелляционный суд также отмечает, что страхователь (работодатель), отвечающий за достоверность представляемых Фонду сведений, мог и обязан был своевременно выявить факт наличия у своего работника инвалидности в связи с длительным периодом нетрудоспособности. Учреждение, обладая знанием о порядке и условиях выплаты пособия по нетрудоспособности, в том числе при непрерывном заболевании в течение 4 месяцев подряд, установленным положениями Закона N 255-ФЗ, доказательства истребования у работника информации об инвалидности, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило. Именно ненадлежащее исполнение страхователем (работодателем) своей обязанности по предоставлению достоверных сведений повлекло переплату пособия по нетрудоспособности, что обоснованно принято во внимание судом первой инстанции. Вопреки позиции ответчика, отсутствие у него данных об инвалидности работника, не означает, что представленные сведения страхователем являются достоверными.
Ответчик также полагает, что именно Фонд обязан был проверить достоверность представленных сведений.
Действительно, в силу пункта 20 вышеуказанного Положения N 2375 контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 19 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
Вместе с тем, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных сведений, в том числе от обязанности возместить страховщику излишне выплаченные им денежные средства. Действующее законодательство не предусматривает возможности проверки всех сведений, поступающих от страхователей, поэтому пунктом 15 Положения N 2375 предусмотрено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению именно страхователем.
Факт того, что страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациям, также не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных сведений в Фонд.
Поскольку причиненные убытки вызваны неисполнением обязанности ответчика по предоставлению сведений в Фонд, они являются обычным последствием допущенного нарушения обязательства. Доказательства наличия обстоятельств, исключающих причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненными убытками, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Фонда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, причинение убытков и действия страхователя (недостоверное предоставление сведений, необходимых для назначения пособия и влияющих на его размер) находятся в прямой причинно-следственной связи, так как недостоверные сведения были представлены в Фонд именно ответчиком. Факт представления недостоверных сведений истцу подтверждается материалами дела, что ответчиком не было опровергнуто.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие учреждения с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2023 года по делу N А65-12408/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12408/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Третье лицо: Мунтянова Елена Димуровна, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД по РТ