город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2023 г. |
дело N А32-54220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бобровой М.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 по делу N А32-54220/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "АГАТ"
к администрации города Сочи
об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения к договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АГАТ" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи (далее - ответчик, администрация) об урегулировании разногласий, возникших между ООО "Агат" и администрацией при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.09.2022; о возложении на администрацию обязанности заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20.09.2022, изложив подпункт 2.2 в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы, определяется в соответствии с принципом N 7, согласно которому размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Решением суда от 03.07.2023 исковые требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы ответчик приводит доводы об отсутствии оснований для внесения изменений в договор относительно арендной платы.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Агат" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 общей площадью 3932 кв. м, расположенного по адресу край Краснодарский, г. Сочи, р-н Хостинский, ул. Транспортная, на основании договора аренды от 24.03.1998 N 4900000726.
Договор аренды от 24.03.1998 N 4900000726 заключен между ИЧП Свечникова М.П. "Агат" (правопредшественник ООО "Агат") и Комитетом по управлению имуществом г. Сочи.
Договор аренды зарегистрирован Комитетом по землеустройству и земельным ресурсам г. Сочи за N 399 15.04.1998, в последующем договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости за номером 23-23-19/015/2011-175 от 08.04.2011.
Право муниципальной собственности г. Сочи также зарегистрировано в ЕГРН N 23-23-19/015/2011-174 от 08.04.2011.
Срок действия договора аренды установлен на 49 лет.
Договор аренды от 24.03.1998 N 4900000726 заключен между ИЧП Свечникова М.П. "Агат" (правопредшественник ООО "Агат") и Комитетом по управлению имуществом г. Сочи до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, удостоверенного Государственным актом N 426000974.
Согласно сведениям Государственного акта N 426000974 земельный участок полностью входит в границы второй зоны округа санитарной защиты курортов, а так же в водоохранные зоны малых рек.
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301013:1030, расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Агат": здание производственно-хозяйственно-складского корпуса литер А, площадь 854,4 кв. м, кадастровый номер 23:49:0101004:2767; здание административно-бытового корпуса литер А-1, площадь 343,1 кв. м, кадастровый номер 23:49:0306003:15091; здание навеса-стоянки литер Б, площадь 321,7 кв. м, кадастровый номер 23:49:0306003:15084; здание магазина с офисами литер В, площадь 1338,2 кв. м, кадастровый номер 23:49:0306003:14135.
Администрация направила в адрес общества дополнительное соглашение от 18.01.2022 к договору аренды, которым предлагала внести изменение в договор аренды в части величины арендной платы начиная с 27.09.2021.
Вышеуказанное дополнительное соглашение не подписано обществом.
Обществом запрошен акт сверки взаиморасчетов по договору поскольку администрация в одностороннем порядке увеличила арендные платежи, как то указано в дополнительном соглашении от 18.01.2022.
Общество, в свою очередь, исходя из условий подпунктов 2.2 и 2.4 договора аренды, посчитало необходимым урегулировать спор с администрацией в части величины арендных платежей, направив в ее адрес дополнительное соглашение от 20.09.2022, согласно которому вносится изменение в подпункт 2.2 договора аренды, изложив его в следующей редакции:
"Размер годовой арендной платы, определяется в соответствии с принципом N 7, согласно которому размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Общество по истечении месяца получило от администрации претензию о имеющейся задолженности с требованием ее погасить (исх. N 14737/02.01-30).
Действия администрации и разногласия в части величины арендных платежей послужили основанием для обращения общества в суд с иском по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 422, пункта 1 статьи 424, пункта 2 статьи 450, пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что имеется неопределенность в договоре аренды в части условий о расчете арендной платы, несоответствие предусмотренного в договоре расчета арендной платы нормам действующего законодательства, посчитав необходимым привести договор в соответствие с Законом путем внесения в договор изменений, признав обоснованными доводы истца о том, что подлежит применению при расчете арендной платы принцип N 7, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", пришёл к выводу об удовлетворении иска.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункты 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (статья 606, пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
По правилам пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 данного Кодекса).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (абзац четвертый пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников (вопрос 7 разъяснений, приведенный в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, действующим с 12.08.2017, Основные принципы определения арендной платы дополнены принципом N 7, в соответствии с которым арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в публичной собственности, определяется исходя из наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения. Размер арендной платы за такие земельные участки не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса).
При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон. В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 данного Кодекса).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости общества, находится в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта, то есть, ограниченыв обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса). Руководствуясь Постановлением N 582 (в редакции постановления от 05.05.2017 N 531), суд первой инстанции признал подлежащим применению к спорным правоотношениям принципа N 7, согласно которому, начиная с 12.08.2017, общество как арендатор должно вносить плату в размере, равном земельному налогу. Условия договоров аренды о размере арендной платы не соответствуют нормативным положениям. Исковые требования о возложении на ответчика обязанности внести изменения в договор способствуют установлению правовой определенности между сторонами по поводу имеющейся/отсутствующей задолженности по арендной плате; направлены на предотвращение новых споров между сторонами по поводу задолженности, возникающей из договоров аренды.
Доводы жалобы повторяют доводы отзыва на исковое заявление и не содержат новых аргументов со ссылками на законодательство о незаконности принятого решения.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 по делу N А32-54220/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54220/2022
Истец: Департамент физической культуры и спорта, ООО " АГАТ"
Ответчик: Администрация города Сочи, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи