город Омск |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А75-3872/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8465/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.06.2023 по делу N А75-3872/2023 (судья Чешкова О.Г.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Регионтранском" (ОГРН 1208600011509, ИНН 8603242660, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, город Нижневартовск, улица 60 лет Октября, дом 12а, корпус 3, квартира 61) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) о признании недействительным решения от 29.12.2022 N 860122100147003,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Регионтранском" (далее - истец, ООО "СК "РТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, ОСФР по ХМАО - Югре, Фонд) о признании недействительным решения от 29.12.2022 N 860122100147003.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.06.2023 по делу N А75-3872/2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФСР по ХМАО - Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что страхователю 05.05.2022 вручено уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.04.2022, в котором вид экономической деятельности "Аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования" (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 77.39.23), относящийся к 22 классу профессионального риска, установлен обществу с января 2022 года с размером страхового тарифа 3,45%; указанное уведомление обществом не оспорено; ОСФСР по ХМАО - Югре не наделен полномочиями по контролю за фактической деятельностью страхователей; акт камеральной проверки составлен 17.11.2022 с учетом вида деятельности и страхового тарифа, указанных в уведомлении, при этом общество на рассмотрение акта не явилось, информацией об изменении основного вида деятельности заинтересованное лицо не располагало.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, от Фонда поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 16.11.2022 по 17.11.2022 ОСФР по ХМАО - Югре проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения ООО "СК "РТК" за период с 01.07.2022 по 30.09.2022.
Указанная проверка проведена на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представленного 24.10.2022 за 9 месяцев 2022.
По итогам камеральной проверки составлен акт камеральной проверки от 17.11.2022 N 860122100147001.
27.12.2022 общество представило в фонд документы, подтверждающие основной вид деятельности на 2022 год по ОКВЭД 49.41 Данному виду деятельности соответствует страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,70%.
Поскольку общество своевременно (до 15 апреля включительно) не подтвердило основной вид экономической деятельности как предусмотрено пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), ОСФР по ХМАО-Югре по результатам рассмотрении акта и имеющихся у него документов вынесено решение от 29.12.2022 N 860122100147003 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 29.12.2022 N 860122100147003 обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.07.2022 по 30.09.2022 в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 150 356 руб. 46 коп. и пени в размере 530 руб. 22 коп.
При начислении недоимки ОСФР по ХМАО-Югре исходило из тарифа страховых взносов, установленного для вида экономической деятельности "Аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования" (код по ОКВЭД 77.39.23), в размере 3,4 %.
Общество полагая, что вправе претендовать на применение тарифа в размере 0,70% согласно основному виду экономической деятельности "Деятельность автомобильного грузового транспорта" (код по ОКВЭД 49.41), обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 28.06.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя (статьи 3, 4, 21 Закона N 125-ФЗ).
Тарифы дифференцируются в соответствии с видами экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (статья 21 Закона N 125-ФЗ).
Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к названному Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
На основании пункта 13 Правил N 713, пункта 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 названного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
При этом предусмотренные пунктом 13 Правил N 713 и пунктом 5 Порядка N 55 положения, предоставляющие Фонду право самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом экономической деятельности общества является деятельность по коду ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта". В качестве дополнительных видов деятельности указаны еще 40, в том числе деятельность по коду ОКВЭД 77.39.23 "Аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования".
Как указывает заявитель, с момента образования и по настоящее время общество осуществляет только этот основной вид деятельности по коду ОКВЭД 49.41. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае несвоевременное представление обществом в ОСФР по ХМАО-Югре сведений о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку N 55 не свидетельствует о правомерности установления заинтересованным лицом в оспариваемом решении обществу тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду деятельности "Аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования" (код ОКВЭД 77.39.23), поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Суд апелляционной инстанции не принимает довод ОСФР по ХМАО-Югре о том, что страхователю 05.05.2022 вручено уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.04.2022 согласно виду экономической деятельности "Аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования" (код по ОКВЭД 77.39.23), которое обществом не оспорено, поскольку виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что общество 27.12.2022 представило ОСФР по ХМАО-Югре документы в подтверждение фактически осуществляемого вида деятельности по коду ОКВЭД 49.41, заявленный вид деятельности является основным и приоритетным ООО "СК "РТК", то есть на момент принятия оспариваемого решения (29.12.2022) заинтересованное лицо располагало указанными сведениями и объективными данными о фактической деятельности страхователя, следовательно, ОСФР по ХМАО-Югре не имело оснований для применения в отношении общества повышенного тарифа страховых взносов по иному виду деятельности общества, отличного от подтвержденного, том числе в предыдущем периоде.
Вопреки позиции заинтересованного лица то обстоятельство, что общество, получив уведомление ОСФР по ХМАО-Югре, не оспорило его в установленном порядке, не является основанием для применения необоснованного тарифа при вынесении решения по результатам камеральной проверки.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, реализуя свое полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка, Фонд социального страхования в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2018 N 302- КГ18-5655).
В рассматриваемом случае ОСФР по ХМАО-Югре, проводя камеральную проверку, имел возможность получить и исследовать все необходимые документы.
Следовательно, ОСФР по ХМАО-Югре необоснованно увеличил обществу размер страхового тарифа с 0,70% до 3,4%, в связи с чем оспариваемое решение ОСФР по ХМАО-Югре правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку заинтересованное лицо согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.06.2023 по делу N А75-3872/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3872/2023
Истец: ООО Сервисная компания "Регионтранском"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре