город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2023 г. |
дело N А32-43793/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой А.О.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2023 по делу N А32-43793/2022 по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399) к обществу с ограниченной ответственностью "Курортинвест" (ИНН 2311118376 ОГРН 1092311003883) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Курортинвест" (далее - ответчик) о взыскании 276 103 рублей 44 копеек, из которых 189 342 рубля 29 копеек основного долга, 86 761 рубль 15 копеек неустойки.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договорам аренды за период с января 2019 года по октябрь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 9 284 рубля 79 копеек основного долга, 70 690 рублей 62 копейки неустойки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 467 рублей 97 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в отсутствие нормативно закрепленных границ курорта краевого значения использование департаментом к взысканию ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости является правомерным. До настоящего времени информации об уточненных границах курортов муниципального образования Туапсинского района в администрации Туапсинский район отсутствует. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов охраны, установленные лечебно- санитарной (горносанитарной) оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, утверждаются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Границы зон санитарной охраны для курортов Туапсинского района не утверждены, в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных мес тностях и курортах". Истец полагает, что суду следовало отказать в применении срока исковой давности, поскольку ответчик, зная о своей обязанности по оплате неосновательного обогащения, умышленно уклонился от внесения денежных средств, в связи с чем его действия можно квалифицировать как недобросовестные и противоправные.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между департаментом (арендодатель) и ОАО "НИПИгазпереработка" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 16.07.2004 N 0000000634 (далее - договор).
На основании договора уступки прав и обязанностей от 23.12.2013 права и обязанности арендатора перешли от ОАО "НИПИгазпереработка" в пользу ООО "Курортинвест".
Договор, а также договор об уступке прав и обязанностей от 23.12.2013 зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи о регистрации.
Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент имущественных отношений Краснодарского края управляет и распоряжается в установленном законодательством порядке землями и земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, а также обеспечивает защиту имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
Выпиской ЕГРН от 18.07.2022 подтверждается, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, о чем в сделана запись о регистрации от 02.09.2004 N 23-01/00-215/2004-83.
Таким образом, статусом арендодателя по рассматриваемому земельному участку обладает Краснодарский край, в лице уполномоченного органа - департамента.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 23:33:0101002:0011, площадью 4 385 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Джубгский, бухта Инал городок 1, границах б/о "Нептун".
Пунктом 2.1 договора установлено, что расчет размера арендной платы за участок изложен в приложении к договору.
В силу пункта 2.2 договора размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться арендодателем в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований.
Сроки внесения арендной платы определены сторонами в пункте 2.3 договора, согласно которому арендная плата, вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала.
Ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по своевременному внесению арендной платы за период с 01.01.2019 по 09.10.2019, в связи с чем образовалась задолженность в размере 189 342 рублей 29 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 25.06.2021 N 52-38-08-26456/21 с требованием об оплате существующей задолженности, которая оставлена последним без исполнения.
Уклонение ответчика от оплаты задолженности, послужило основанием обращения истца в суд.
При принятии судебного акта суд верно руководствовался следующим.
Договор, заключенный между сторонами, является договором аренды, к которому применяются правила, содержащиеся в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По смыслу пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Департаментом в материалы дела представлен расчет арендной платы, согласно которому задолженность за период с 01.01.2019 по 09.10.2019 составила 189 342 рублей 29 копеек.
Проверив расчет, суд признал его выполненным неверно.
Как следует из содержания иска, расчет размера годовой арендной платы за указанный земельный участок произведен с применением департаментом ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О правилах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" установлен порядок определения размера платы.
Вместе с тем, департаментом не указаны правовые основания для применения ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101002:11 расположен в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, входит в состав курорта краевого значения - Туапсинский район, в связи с чем, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не может быть представлен в частную собственность.
Постановлением N 582 установлен принцип определения размера арендной платы за публичные земли, согласно которому публичному собственнику необходимо учитывать наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Названный принцип определения размера арендной платы за публичные земли введен в действие с 12.08.2017 постановлением N 531.
Согласно пункту 30 раздела 8 приказа Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710, изданному во исполнение указаний пункта 4 постановления N 582, в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в постановлении N 121.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 7) отмечено, что в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, (в редакции Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531) арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу.
Спорный земельный участок ограничен в обороте по следующим основаниям.
Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", далее - Закон N 26-ФЗ).
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (пункт 2 статьи 32 Закона N 33-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 утверждено Положение о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), согласно которому курорты Туапсинского района расположены в Краснодарском крае и являются курортами краевого значения в границах и с режимом округа санитарной охраны курортов.
Нахождение соответствующей территории в границах населенного пункта, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны, а также соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости не изменяют и не отменяют установленный нормативными правовыми актами статус курорта, ограничение таких земель в обороте и запрет на приобретение в собственность. Принадлежность участка к категории земель населенных пунктов не исключает действие в отношении него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09).
Обстоятельства ограниченности в обороте спорного земельного участка не вызывают сомнений и признаются самим истцом, в том числе при расчете арендой платы по договору, предметом которого является земельный участок.
Методика расчета арендной платы именно от ставки земельного налога позволяет утверждать, что истец также относит спорный земельный участок к курортам краевого значения и в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации считает его ограниченным в обороте.
Критерием определения ставки земельного налога для применения в целях исчисления обязательных платежей является вид разрешенного использования земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101002:11, отнесен к виду разрешенного использования - "для эксплуатации существующей базы отдыха".
Земельный налог на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района установлен решением совета Джубгского городского поселения "Об установлении земельного налога на территории Джубгского городского поселения" от 28.02.2013 N 234.
На земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей; земельные участки природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в 2019 году составляет 0,6%.
В границах используемого ответчиком земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101002:11 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ответчику на праве собственности, что отражено в выписке ЕГРН, представленной в материалы дела.
Обществом также в ходе рассмотрения спора заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 1 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно расчету суда размер задолженности за спорный период, подлежащий взысканию с ответчика составил 9 284 рубля 79 копеек (с учетом перерасчета и применения срока исковой давности).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 12.11.2018 по 26.07.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 5.2 договора, за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки. Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Неисполнение обязательства по договору аренды подтверждено материалами дела.
Истец представил в материалы дела расчет, по которому общий размер неустойки составил 86 761 рубль 15 копеек.
Ответчик контррасчет неустойки, рассчитанной истцом, в материалы дела не представил, ходатайство об ее уменьшении не заявил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Согласно расчету суда размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчика составил 70 690 рублей 62 копеек (с учетом перерасчета суммы основного долга и исключения мораторного периода начисления).
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что с общества подлежит взысканию сумма неустойки в размере 70 690 рублей 62 копеек.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2023 по делу N А32-43793/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43793/2022
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: ООО "Курортинвест", ООО "Курортинвест"