г. Москва |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А41-22170/23 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 июня 2023 года по делу N А41-22170/23,
по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Перфетти Ван Мелле"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, управление, Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Перфетти Ван Мелле" (далее - ответчик, ООО "Перфетти Ван Мелле", общество) о взыскании экологического сбора за 2019 год в сумме 214 266 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2023 года по делу N А41-22170/23 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Перфетти Ван Мелле" осуществляет деятельность по производству какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий.
Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО "Перфетти Ван Мелле" была осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год.
По результатам проведенного контроля Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора установлен факт непредоставления актов утилизации, а также невнесения суммы в размере 214 266 руб. 08 коп.
Ссылаясь на то обстоятельство, что к отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год не приложены акты утилизации, по рекомендованной Росприроднадзора форме N 1, Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран и ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно. На основании п. 7 рассматриваемой статьи производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размере и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ установлено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила).
Согласно пункту 3 названных Правил взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзор в сфере природопользования и ее территориями органами (администратор экологического сбора).
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу во исполнение приказа от 10.06.2019 N 284 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был реорганизован и переименован от 15.10.2019 в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Полномочия Управления определены Положением о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 31.01.2021 N 56 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Положение).
Согласно пункту 7.64 Положения Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора, выполняет функции администратора доходов бюджетов системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращении на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращении на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
Согласно пункту 10 Правил в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы:
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
Общество направило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки за 2019 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, расчет суммы экологического сбора за 2019 год.
На основании пункта 15 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018), Управлением Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год (акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения от 20.11.2020 N АЭС -538-2019).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073, проведена проверка полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате чего было установлено:
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2019 год представлена.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2019 год представлена в установленный срок.
Расчет суммы экологического сбора за 2019 год представлен.
Сумма экологического сбора вносилась в сумме 267 218 руб. 23 коп.
Как следует из материалов дела, по результатам контроля, Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора сделало следующие выводы.
Акт утилизации отходов не был приложен к комплекту документов. Акты приема- передачи отходов не являются фактом подтверждения утилизации.
Рекомендации по составлению актов утилизации указаны в Письме Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 "О направлении поручения". Согласно рекомендации и ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" акт об утилизации должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенирации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).
На основании подпункта "г" пункта 15(3) Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073, и вышеизложенных выявленных в процессе контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора ошибок, Управление почтой направило в адрес общества акт, требование и расчет (Приложение 1), являющееся неотъемлемой частью акта контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения АЭС-538-2019 от 20.11.2020, в котором указывает на необходимость в срок 10 рабочих дней со дня получения настоящего требования (представить акты утилизации либо произвести оплату в сумме 481 484 руб. 31 коп.).
Однако, задолженность со стороны ООО "Перфетти Ван Мелле" не уплачена, документы или какие либо возражения в адрес Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора не поступали.
Исходя из имеющихся в распоряжении документов у Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, был составлен расчет суммы экологического сбора за 2019 год (приложение N 1 акта контроля от 20.11.2020 N АЭС-538-2019).
В соответствии с пунктом 6 Правил экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращении на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращении на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
Итоговая сумма задолженности ООО "Перфетти Ван Мелле" по экологическому сбору за 2019 год составляет 214 266 руб. 08 коп.
Вместе с тем, из пункта 9.1 статьи 24.2 Закона N 89 следует, что выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами и актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
В соответствии с Письмом Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-10-02-36/5284 "Об исполнении нормативов утилизации" при осуществлении надзорных мероприятий, предметом которых является соблюдение требований законодательства в сфере утилизации отходов, необходимо обращать внимание, что помимо копий договоров, копий акта (актов) утилизации отходов, подтверждением факта утилизации отходов являются документы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе акты выполненных работ, акты приема-передачи, иные документы, подтверждающие факт передачи отходов.
Таким образом, акты приема-передачи являются релевантным доказательством факта совершения утилизации.
В числе документации, представленной обществом, был договор возмездного оказания услуг N 928-ГП-ВР/14, а также акты приема-передачи отходов.
Кроме того, обязательная форма акта утилизации на момент проведения контроля в отношении общества, не была утверждена Росприроднадзором - она была введена Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 N 90 "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров".
Таким образом, поскольку на момент проведения проверки отсутствовала законодательно установленная форма акта утилизации, требования заявителя о предоставлении таких документов не основаны на законе.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2023 года по делу N А41-22170/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22170/2023
Истец: Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчик: ООО "Перфетти Ван Мелле"