г. Владимир |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А38-466/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.06.2023 по делу N А38-466/2023,
по иску Республики Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик" (ИНН 2130201142, ОГРН 1182130005639), третьи лица - муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, общество с ограниченной ответственностью "Серф" (ИНН 1658178700, ОГРН 1151690034858), Султанов Рустам Решитович, общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Интерстрой" (ИНН 2130048889, ОГРН 1082130015802)
об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Истец, Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Республика Марий Эл, Мингосимущество РМЭ), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением об изъятии у общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик" (далее - ООО "Специализированный застройщик", Общество) земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969, общей площадью 6 641 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола (далее - спорный земельный участок), и его продаже с публичных торгов органом местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл по правилам статьи 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, общество с ограниченной ответственностью "Серф", Султанов Рустам Решитович, общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Интерстрой".
Решением от 13.06.2023 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении искового заявления отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Мингосимущество РМЭ обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Истец считает, что привлечение виновного лица к административной ответственности - это формальность, с учетом того, что факт не использования земельного участка по целевому назначению установлен вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А38-6031/2020, А38-59116/2020, А38-361/2021.
По мнению апеллянта, указание суда на отсутствие сведений о привлечении ООО "Специализированный застройщик" к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о формальном подходе суда, ограничением определенной нормой.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение постановления Правительства Республики Марий Эл от 29.04.2015 N 249 "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для комплексного освоения территории", принятого на основании статей 39.6, 39.7, 39.8 Земельного кодекса РФ и статьи 46.4 Градостроительного кодекса РФ, Министерством государственного имущества Республики Марий Эл издано распоряжение от 15.05.2015 N 1190, и организован аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:598 для комплексного освоения территории, результаты которого оформлены протоколом заседания единой комиссии по приватизации государственного имущества, продаже прав на заключение договоров аренды и иных прав, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества казны, от 17.06.2015. Согласно аукционной документации и информации, размещенной в газете "Йошкар -Ола", земельный участок предоставляется в аренду на срок пять лет в целях комплексного освоения территории, которое также должно было быть завершено по проекту договора комплексного освоения территории в течение пяти лет.
По результатам аукциона 18.06.2015 Мингосимуществом РМЭ, действовавшим от имени публично-правового образования (арендодателем), и обществом с ограниченной ответственностью "Серф" (арендатором) заключен договор N 1 аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка для комплексного освоения территории (т.1, л.д. 17-19). По условиям договора арендатору во временное владение и пользование был предоставлен для комплексного освоения в целях жилищного строительства на срок до 30.06.2020 земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:598, площадью 304 500 кв.м, категории - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола. Земельный участок передан арендатору по акту от 01.07.2015, договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 09.07.2015 (т.1, л.д. 20).
Полномочия Мингосимущества РМЭ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, закреплены в статьях 13 и 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", протоколе N 8 заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности РФ, от 30.09.2014, указе Президента Республики Марий Эл от 15.06.2009 N 103 "О полномочиях органов государственной власти Республики Марий Эл по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками", а также в постановлении Правительства Республики Марий Эл от 29.04.2015 N 249.
На основании пункта 6 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшей в спорный период, и пункта 6.4.1 договора аренды от 18.06.2015 N 1 Мингосимуществом РМЭ (уполномоченный орган), действовавшим от имени публично-правового образования, и обществом "Серф" (застройщик) заключен договор от 18.06.2015 комплексного освоения территории, по условиям которого застройщик в срок до 30.06.2020 своими силами и за свой счет обязуется выполнить обязательства по комплексному освоению территории (т.1, л.д. 13-16).
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" 03.03.2016 принято постановление N 307 об утверждении документации по планировке территории, а 28.04.2016 - постановление N 671 об утверждении проекта межевания территории (стр. 8 на электронном носителе - т.1, л.д. 143).
В силу части 7 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), которая действовала в спорный период, стороны договора в течение трех месяцев со дня утверждения документации по планировке территории обязаны заключить дополнительное соглашение к этому договору, содержащее график осуществления мероприятий по освоению данной территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ.
Руководствуясь указанной нормой, а также пунктом 3.2.5 договора Мингосимущество РМЭ и общество "Серф" 01.06.2016 заключили дополнительное соглашение к договору N 1 о комплексном освоении территории от 18.06.2015, которым утвердили в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 12:04:0210102:95, 12:04:0210102:689, 12:04:0210102:694, 12:04:0210102:92312:04:0210102:969, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:598, график осуществления мероприятий по освоению территории, содержащий дату окончания строительства - 30.06.2020 (т.1, л.д. 110-112).
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 26.02.2018 N 86-р 26 земельных участков с кадастровым номерами 12:04:0210102:694, 12:04:0210102:925-12:04:0210102:933, 12:04:0210102:935, 12:04:0210102:937, 12:04:0210102:938, 12:04:0210102:940, 12:04:0210102:941, 12:04:0210102:945, 12:04:0210102:946, 12:04:0210102:948-12:04:0210102:951, 12:04:0210102:960- 12:04:0210102:964 переданы безвозмездно в собственность городского округа "Город Йошкар-Ола". К числу земельных участков, переданных в муниципальную собственность, спорный земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969 не относится (Режим доступа: URL: https://kad.arbitr.ru/SimpleJustice/PdfDocument/841f3892-2997-4243-b6d9- 91da00ba2f3e/72359f5d-0c8c-468a-bbfd-fe42bba38972/A38-3619- 2021_20210621_Zajavlenie.pdf).
На основании распоряжения Мингосимущества РМЭ от 29.08.2016 N 1799 "О продаже земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, без проведения торгов" 29 августа 2016 года истцом и обществом "Серф" заключен договор N 56/2016 купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, по условиям которого Мингосимущество РМЭ приняло на себя обязательство передать в собственность общества земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969, общей площадью 6 641 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома (т.1, л.д. 21-22).
Продавец обязательство по передаче земельного участка исполнил надлежащим образом. Земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969 передан обществу "Серф", переход права собственности на спорный земельный участок к обществу зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 21.09.2016 (т.1, л.д. 140).
Как следует из договора купли-продажи от 29.08.2016 N 56/2016, земельный участок передан Республикой Марий Эл обществу "Серф" для достижения определенной цели его использования - для застройки земельного участка в соответствии с договором о комплексном освоении территории (комплексного освоения территории).
Названным договором установлена обязанность общества "Серф" осуществлять застройку земельного участка в соответствии с проектной документацией, согласованной с соответствующими органами и организациями; договором о комплексном освоении территории, а также правилами, установленными законодательством Российской Федерации (подпункт 5 пункта 3.4 договора).
Согласно норме, содержащейся в части 1 статьи 46.4 ГрК РФ, действовавшей в момент заключения договора комплексного освоения территории, комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Комплексное освоение территории осуществляется в границах земельного участка, предоставленного в аренду лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, или в границах земельных участков, образованных из такого земельного участка (часть 4 статьи 46.4 ГрК РФ, действовавшей в спорный период).
02.02.2017 обществом с ограниченной ответственностью "Серф" как продавцом и Султановым Рустамом Решитовичем как покупателем заключен договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого общество обязалось передать в собственность Султанова Р.Р. несколько земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969, а покупатель принял на себя обязательство оплатить недвижимое имущество. Цена спорного земельного участка согласована сторонами в размере 442 383 руб. (пункт 1.2.1 договора). Спорное имущество передано на основании акта приема-передачи от 09.02.2017. Государственная регистрация перехода права собственности на спорное имущество произведена в установленном порядке 21.02.2017 (т.1, л.д. 139-140, стр. 39-40 на электронном носителе - т.1, л.д. 143).
07.03.2017 Султанов Рустам Решитович (продавец) и общество с ограниченной ответственностью "Интерстрой" (покупатель) заключили договор купли-продажи N 001/969-2017. В силу пункта 1.1 договора Султанов Р.Р. принял на себя обязательство передать покупателю земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969, а общество "Интерстрой" обязалось оплатить его по цене, установленной договором, - в сумме 6 900 000 руб. (т.2, л.д. 13-15, 18). Продавец передал покупателю недвижимое имущество по акту от 09.03.2017 (т.1, л.д. 16). Переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969 зарегистрирован органом, осуществляющим публичные полномочия, 16.03.2017 (т.1, л.д. 17).
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28.09.2017 N 1203 утверждена основная часть проекта планировки территории, ограниченной Козьмодемьянским трактом, улицей Чернякова и проектируемыми улицами в городе Йошкар-Оле, а также утверждена основная часть проекта межевания территории, постановления администрации от 03.03.2016 и от 28.04.2016 N 671 признаны утратившими силу (т.1, л.д. 7-9).
04.05.2018 общество с ограниченной ответственностью "Интерстрой" переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Интерстрой".
29.05.2018 обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Интерстрой" (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний специализированный застройщик "Интерстрой" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка. По условиям указанного договора арендодатель обязался передать арендатору во временное владение и пользование на срок пять лет земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969, разрешенное использование: многоэтажная застройка (т.2, л.д. 19-21). Арендодатель свое обязательство по передаче земельного участка в пользование арендатору исполнил, что подтверждается актом приема-передачи от 29.05.2018 (т.2, л.д. 22). Договор аренды спорного имущества зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл 21.09.2018 (т.2, л.д. 20).
18.06.2018 администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний специализированный застройщик "Интерстрой" выдано разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210102:969 объекта капитального строительства "Комплекс жилых многоквартирных домов поз. 15, 16, 17 по адресу: микрорайон, ограниченный ул. Чернякова, Козьмодемьянским трактом и проектируемыми улицами в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл" (т.2, л.д. 10-11).
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл выдано заключение от 09.11.2018 N 72/18 о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты" (стр. 131-132 на электронном носителе - т.1, л.д. 143).
На основания соглашения от 14.12.2018 общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Интерстрой" передало земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969 в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний специализированный застройщик "Интерстрой". Спорное имущество принято обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний специализированный застройщик "Интерстрой" на основании акта приема-передачи от 14.12.2018, государственная регистрация перехода права собственности осуществлена в установленном порядке 19.12.2018 (т. 2, л.д. 23-24).
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 11.09.2019 N 926 утверждены основная часть проекта планировки и основная часть проекта межевания территории, ограниченной улицей Чернякова и проектируемыми улицами в городе Йошкар-Оле, постановление администрации от 11.05.2018 N 507 признано утратившим силу (т.2, л.д. 12).
19.03.2020 общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний специализированный застройщик "Интерстрой" изменило свое наименование на общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик", о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2202100058499 (Режим доступа: URL: https://egrul.nalog.ru/index.html).
Согласно пункту 5.3 договора купли-продажи земельного участка от 29.08.2016 N 56/2016 возникновение у третьих лиц прав на земельный участок не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором о комплексном освоении территории.
Поэтому общество "Специализированный застройщик" имеет права и несет обязанности по осуществлению строительства на переданном под комплексное освоение земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210102:969.
Материалами дела подтверждается, что срок действия договора о комплексном освоении территории от 18.06.2015 N 1 составляет пять лет - с 01.07.2015 по 30.06.2020 (т.1, л.д. 13-16).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 по делу N А38-5916/2020 обществу "Серф" отказано в удовлетворении искового заявления к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о заключении договора N 1 от 18.06.2015 о комплексном освоении территории на новый срок в пять лет (т.1, л.д. 39-43).
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу N А38-5916/2020 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 оставлено без изменения.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 по делу N А38-5916/2020 вступило в законную силу. Следовательно, факт истечения 30.06.2020 срока действия договора о комплексном освоении территории установлен преюдициально.
В связи с неисполнением обязательств по застройке земельных участков с кадастровыми номерами 12:04:0210102:924, 12:04:0210102:689, 12:04:0210102:943, 12:04:0210102:966, 12:04:0210102:968, 12:04:0210102:969 Мингосимущество РМЭ направило в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл письмо от 20.05.2022 N 05-2729 (поступило в Управление 30.05.2022), в котором просило провести государственный земельный надзор в отношении указанных земельных участков по факту неиспользования их по целевому назначению (т.1, л.д. 97-98).
02.06.2022 заместителем руководителя Управления Берестовым А.Н. утверждено задание на проведение выездного обследования земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969 (т.1, л.д. 114).
07.06.2022 государственным инспектором Республики Марий Эл по использованию и охране земель Захаровой Т.А. проведен осмотр территории спорного земельного участка. В ходе осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969 зарос травой и маленькими деревцами, строительство на нем не ведется (т.1, л.д. 121-122). По результатам осмотра Управлением составлен акт выездного обследования объекта земельных отношений от 07.06.2022 N 13, в котором указано о выявлении признаков нарушения требований статьи 42 Земельного кодекса РФ в отношении спорного земельного участка (т.1, л.д. 120).
По смыслу части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управлением не установлено наличие подтвержденных данных о том, что нарушение ответчиком обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В связи с этим обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний специализированный застройщик "Интерстрой" (переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик") объявлено предостережение от 15.06.2022 N 25 о недопустимости нарушения обязательных требований, и предложено приступить к освоению земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969 в соответствии с видом разрешенного использования, о чем направить уведомление в Управление в срок до 14.11.2022 (т.1, л.д. 124-128).
Письмом от 20.06.2022 N 06-2928 Управление сообщило Мингосимуществу РМЭ об объявлении ответчику предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также о запрете на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и выдачу предписаний (т.1, л.д. 30-31).
19.07.2022 общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик" в ответ на предостережение от 15.06.2022 N 25 указало на невозможность осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210102:969 в связи с запрещением судом совершения регистрационных действий в отношении спорного земельного участка (т.1, л.д. 131).
11.11.2022 в Управление поступило письмо Мингосимущества РМЭ о предоставлении сведений об исполнении обществом "Специализированный застройщик" предостережения от 15.06.2022 (т.1, л.д. 132).
Кроме того, с учетом истечения (14.11.2022) срока уведомления обществом об исполнении предостережения 15.11.2022 комиссией в составе должностных лиц Мингосимущества РМЭ, отдела архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществлено обследование, в том числе земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969, о чем составлен акт осмотра. В названном акте зафиксировано, что освоение спорного земельного участка не начато, строительство не осуществляется и не начато, строительных материалов и строительной техники не имеется, естественный травяной покров не нарушен (т.1, л.д. 37-38).
21.11.2022 в Мингосимущество РМЭ поступил ответ Управления о невозможности привлечения собственника земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969 к административной ответственности, поскольку не имеется оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о возникновении чрезвычайных ситуаций, причинении вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства (т.1, л.д. 33).
Вместе с тем истец, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по застройке земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969, просит изъять у общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик" земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:969 путем его продажи с публичных торгов по правилам статьи 54.1 ЗК РФ.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
По смыслу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; а также выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (часть 1 статьи 25 ЗК РФ).
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (постановления от 21.04.2003 N , от 24.02.2004 N 3-П, от 12.07.2007 N 10-П, от 29.06.2012 N 16-П, от 16.04.2015 N 8-П, от 03.07.2018 N 28-П), что ограничения прав и свобод допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что, с учетом изложенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия и исполнения решений об изъятии имущества у собственника.
В силу статьи 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. По смыслу подпункта 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) одним из оснований принудительного изъятия у собственника имущества является отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования.
Так, согласно норме, содержащейся в статье 284 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Пунктом 1 статьи 54.1 ЗК РФ предусмотрено, что отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством (пункт 1 статьи 286 ГК РФ).
При этом проверка действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, производится в ходе государственного земельного надзора.
Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Предметом государственного земельного надзора является, в том числе соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 6 статьи 71 ЗК РФ).
Тем самым мероприятия, осуществляемые в рамках государственного земельного надзора, служат началом процедуры изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае если они не используются для строительства в течение трех лет (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2020 N 308-ЭС20-15598 по делу N А32-13940/2019).
Между тем постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства N 336) введен мораторий на проведение в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
При этом внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера (пункт 3 постановления Правительства N 336).
Следовательно, поступившие в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обращения, в которых отсутствуют факты, свидетельствующие об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, не могут служить основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в результате которого выявлены признаки нарушения обязательных требований статьи 42 ЗК РФ, выраженные в неиспользовании земельного участка по целевому назначению. При этом обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Вместе с тем условия для удовлетворения искового заявления об изъятии у ответчика земельного участка Мингосимуществом РМЭ не доказаны.
Так, материалы дела не содержат сведений о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик" к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Кроме того, с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства N 336, Управлением не выдавалось в адрес общества обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений в ходе проведения государственного земельного надзора. К административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований ответчик также не привлекался.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предусмотренная гражданским и земельным законодательством процедура, в ходе которой устанавливаются основания для изъятия земельного участка в связи с неиспользованием по целевому назначению, в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969 не соблюдена.
Арбитражный суд признал ошибочной позицию истца о том, что достаточным правовым основанием для изъятия у ответчика спорного земельного участка является объявление Управлением обществу предостережения от 15.06.2022 N 25 о недопустимости нарушения обязательных требований и обследование комиссией в составе должностных лиц Мингосимущества РМЭ, отдела архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969. Названные мероприятия не могут заменить установленную законом процедуру проверки органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, наличия оснований, необходимых для принудительного изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об изъятии у ответчика земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:969.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.06.2023 по делу N А38-466/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-466/2023
Истец: РМЭ в лице Министерства государственного имущества РМЭ
Ответчик: ООО Специализированный застройщик
Третье лицо: МО Город Йошкар-Ола в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО Город Йошкар-Ола, ООО Серф, ООО Специализированный застройщик Интерстрой, Султанов Рустам Решидович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл