г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-59333/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2023 по делу N А40-59333/23
по заявлению ООО "БМО"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании отказа
при участии:
от заявителя: |
Масликова Д.С. по доверенности от 20.02.2023; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "БМО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений сведений в поэтажных планах, связанных с перепланировкой и переустройством нежилых помещений первого этажа здания, выраженного в Уведомлении об отказе в государственного кадастровом учете от 26 января 2023 г. N КУВД-001/2022-46367369/18.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2023 требования заявителя удовлетворены.
Регистрирующий орган с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя, заинтересованного лица поддержали свои позиции и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "БМО" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002007:1869, расположенное по адресу: г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Гольяново, шоссе Щёлковское, д. 7, стр. 1 (далее - Объект).
18 октября 2022 г., руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Заявитель в лице кадастрового инженера обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество с предоставлением Технического плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений в поэтажных планах, связанных с перепланировкой и переустройством нежилых помещений первого этажа здания с кадастровым номером 77:03:0002007:1869.
26.10.2022 г. Уведомлением Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2022-46367369/2 осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости было приостановлено до 26 января 2023 г.
В целях устранения обнаруженных недостатков, послуживших основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости, кадастровым инженером были проведены дополнительные работы и 09.11.2022 г. ООО "БМО" в лице кадастрового инженера, обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о представлении дополнительных документов, с приложением скорректированного с учетом обоснованных замечаний Технического плана.
14.11.2022 г. Управление Росреестра по Москве направило в адрес Заявителя Уведомление N КУВД-001/2022-46367369/4 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
21.01.2022. Заявитель в лице кадастрового инженера вновь обратился с заявлением в Управление Росреестра по Москве о предоставлении дополнительных документов, с приложением скорректированного Технического плана.
24.01.2022 г. Управление Росреестра по Москве направило Уведомление N КУВД-001/2022-46367369/16 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета по следующим основаниям:
Уведомлением Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2022-46367369/18 от 26 января 2023 г. было отказано в государственном кадастровом учете.
Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 21.20 Требований Приказа Росреестра N П/0082, сведения (реквизиты) о проектной документации, разрешении на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проекте перепланировки, акте приемочной комиссии указываются в разделе "Исходные данные". Включение в Приложение проектной документации (копий такой документации), проекта перепланировки (копии такого проекта) не осуществляется при подготовке технического плана помещения, машино-места. При осуществлении подготовки технического плана помещения(ий) в связи с перепланировкой помещений в многоквартирном доме использование проектной документации здания и разрешения на ввод здания в эксплуатацию в результате его строительства не требуется.
В представленном на государственный кадастровый учет Техническом плане в разделе "Исходные данные" содержится весь перечень документов, использованных при его подготовке, а именно: проектная документация перепланировки и переустройства нежилого помещения, Техническое заключение о допустимости и безопасности проведения работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения, Выписка координат из каталога геодезических пунктов в МСК г. Москвы, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (земельный участок), Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (ОКС).
Работы по изменению внутренней планировки здания выполнены в соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, изменения не нарушают несущую способность здания и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Согласно Техническому заключению, существующая перепланировка помещения не несет изменений в конструктивной схеме здания и не оказывает влияние на несущую способность основных конструкций перекрытий, покрытия, ограждающих конструкций, в том числе, внутренних и наружных стен; не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышает предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом (ст.51, Градостроительного кодекса РФ пункт 17 подпункт 4), а так же не нарушают санитарные, пожарные и другие правила, действующие на территории РФ.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП, произведенные виды работ по изменению объекта недвижимости не требуют получения разрешения на строительство. Работы не влияют на изменение параметров объекта капитального строительства и его частей:
не изменяется высота здания, количество этажей, площадь и объем;
не происходит его надстройка, перестройка или расширение;
не происходит замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций;
изменения не угрожают безопасности здания, не несут вреда жизни и здоровью людей, не затрагивают интересы других лиц, что подтверждается Техническим заключением и, так как такие работы не являются реконструкцией, то получение разрешения на строительство (реконструкцию) в порядке п.4 ч.17 ст.51 не предусмотрено.
Пример, на который ссылается Управление Росреестра по Москве, а именно монтаж колонн в ком. 1 на 1-ом этаже, а также на подвальном этаже не соответствует действительности, так как Технический план подготовлен на основании сведений из ЕГРН, что подтверждается выкопировками из Технического плана и выписки из ЕГРН в отношении комнаты 1 на 1 этаже и комнаты 1 в подвальном этаже (Приложение 7, 8, 9, 10).
Согласно п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) (далее - Приказ N 278) Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2019 N Ф05-19977/2019 по делу N А40-29881/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.01.2021 N Ф05-23502/2020 по делу N А40-41372/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2020 N Ф05-15961/2020 по делу N А40-282100/2019.
Таким образом, требование Заинтересованного лица в указанной части является неправомерным, неконкретизированным и необоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежали правомерному удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.06.2023 по делу N А40-59333/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59333/2023
Истец: ООО "БМО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ