г. Саратов |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А57-28378/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Самохваловой А. Ю., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 июля 2023 года по делу N А57-28378/2022,
по иску акционерного общества "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000),
к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (ОГРН 1096455000916, ИНН 6455049650),
третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (ОГРН 1036405003227)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области Васильева О. А. по доверенности от 01.11.2022,
от акционерного общества "Почта России" Кузьмина М. Ю. по доверенности от 18.04.2023,
от Министерства финансов Саратовской области представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество, истец) к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (далее - комитет, ответчик), третье лицо: Министерство финансов Саратовской области, о взыскании задолженности за оказанные в период с 11.05.2020 по 31.05.2020 услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66549 шт. на сумму 1896646,50 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 31966,47 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 июля 2023 года по делу N А57-28378/2022 иск удовлетворен: с Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области в пользу АО "Почта России" взыскана задолженность за оказанные в период с 11.05.2020 по 31.05.2020 услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66549 шт. на сумму 1896646,50 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 31966,47 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в иске отказать в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела: вывод об отсутствии оплаты является неверным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку комитетом предоставлялись суду финансовые акты сверки взаимных расчетов, как за 2020 год, так и предшествующий период, и начало 2021 года, в которых отсутствует информация о наличии задолженности, но АО "Почта России" данные документы не были проанализированы и подписаны, вместе с тем, ответчиком осуществлена оплата в полном объеме, при этом иные способы расчетов не предусмотрены государственными контрактами; информация "Личного кабинета юридического лица" не может быть использована для составления финансовых отчетов и тем более закладываться в основу взаимных расчетов.
АО "Почта России" представило пояснения по делу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая выводы суда законными и обоснованными.
Представителями сторон поддержаны вышеизложенные доводы в судебном заседании апелляционной инстанции.
Министерства финансов Саратовской области представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что оператор связи имеет право приостановить и (или) прекратить оказание услуг при наличии согласия в письменной форме государственного заказчика, однако истец не уведомил государственного заказчика о предоставлении последним согласия в письменной форме о приостановлении и (или) прекращении оказания услуг, такое согласие государственного заказчика в материалах дела отсутствует; цена контракта является твердой и изменению не подлежит.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, пояснений и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 17.01.2020 между АО "Почта России" и Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области заключен государственный контракт N 20АО-6.4.8.1/8/у ИКЗ202645504965064550100100110015310244.
Согласно пункту 1.1. государственного контракта комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (заказчик) поручает, а АО "Почта России" (исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее - РПО) с использованием электронных сервисов (Программное изделие "Судебная корреспонденция", Почта России - личный кабинет отправителя), согласно Приложению N 1 к контракту "Спецификация".
Приложением N 1 к государственному контракту определен объем и стоимость оказываемых услуг - пересылка простых уведомлений о вручении внутренних РПО в количестве 175000 шт., общая стоимость 4987500 руб.
Согласно пункту 2.2. государственного контракта общая сумма, подлежащая уплате заказчиком исполнителю по данному контракту, составляет 4987500 руб., включая НДС 20 %.
Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует в срок до 31 декабря 2020 года (пункт 9.1 контракта).
Услуги по государственному контракту оказаны истцом ответчику в полном объеме, в установленный срок, без претензий, сторонами государственного контракта подписаны акты об оказании услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений N 055012у00000078 от 31.01.2020 в количестве 51356 шт. на общую сумму 1463646 руб., включая НДС 20%, N 055012у00000265 от 29.02.2020 в количестве 36454 шт. на общую сумму 1038939,00 руб., включая НДС 20%, N 055012у00000601 от 31.03.2020 в количестве 72715 шт. на общую сумму 2072377,50 руб., включая НДС 20%, N055012у00000856 от 30.04.2020 в количестве 14475 шт. на общую сумму 412537 руб., включая НДС 20%. Указанные услуги оплачены ответчиком платежными поручениями N201 от 26.02.2020, N 261 от 04.03.2020, N 550 от 20.05.2020, N 588 от 28.05.2020.
Кроме того, в течение срока действия государственного контракта, а именно в период с 01.05.2020 по 31.05.2020, истец по заданию ответчика продолжил оказывать последнему услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей сверх установленных государственным контрактом объема услуг и цены. В данный период времени комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области передал истцу для обработки, пересылки, доставки простые уведомления о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66549 шт. на общую сумму 1 896 646,50 руб. (в т. ч. НДС), т.е. исходя из текущих потребностей совершил фактические действия по сдаче простых уведомлений в отделения почтовой связи в целях получения услуг почтовой связи от истца. Данные услуги оказаны по тарифам, утвержденным приказом АО "Почта России" от 09.12.2019 N 152-п, размещенным в общем доступе на официальном сайте АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://ww.pochta.ru/support/post-rules/tariffs, и указанным в Государственном контракте.
Продолжение оказания услуг почтовой связи в рассматриваемом случае было направлено на поддержание и защиту охраняемых законом публичных интересов.
Факт оказания и приемки услуг подтверждается подписанным комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области Реестром оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период с 01.05.2020 по 31.05.2020, согласно которому услуги выполнены полностью и в срок, ответчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Ответчик не произвел оплату истцу фактически оказанных в период с 01.05.2020 по 31.05.2020 услуг в размере 1896646,50 руб., в т. ч. НДС.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.05.2021 N Ф64-10/1950, врученная нарочно 21.05.2021. Между тем ответчик не уведомил истца о результатах ее рассмотрения и не оплатил задолженность.
В связи с неисполнением ответчиком в добровольном порядке обязанности по оплате оказанных услуг, истец обратился в суд с исковыми требованиями.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик указывал, что на территории региона образованы и действуют 134 судебных участка мировых судей. Мировыми судьями области рассматривается более 85 % от общего числа дел, рассмотренных судами общей юрисдикции в области.
На протяжении длительного периода времени АО "Почта России", в лице УФПС Саратовской области (далее - АО "Почта России") и Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (далее - Комитет) взаимодействуют по вопросам оказания услуг по пересылке судебных почтовых отправлений. Почтовая пересылка судебной корреспонденции посредством механизмов АО "Почты России" является основным способом оповещения участников процесса о времени и месте судебного заседания, а также направления судебных актов. На сегодня общая стоимость оказанных услуг составляет более 120 миллионов рублей.
Вся хозяйственная деятельность комитета осуществляется в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Согласно положениям Закона государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные пользователи средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственных или муниципальных контрактов. Согласно пункту 2 статьи 8 Закона запрещает совершение заказчиком, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссией, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Бюджет области на 2020 год был принят Законом области от 26 ноября 2019 года N 130-ЗСО "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон о бюджете). После вступления в законную силу Закона о бюджете до комитета и других главных распорядителей бюджетных средств - исполнительных органов власти Министерством финансов области доводится информация и лимитах бюджетных обязательств, которые позволяют заказчику сформировать и разместить в единой информационной системе "Госзакупки" план-график закупок на финансовый год. На 2020 год информация о лимитах бюджетных обязательств была доведена финансовым органом 27 декабря 2019 года, незамедлительно был сформирован и опубликован план-график закупок Комитета на 2020 год.
В рамках плана-графика закупок на 2020 год между комитетом и АО "Почта России" было заключено 11 государственных контрактов на общую сумму 69,5 миллионов рублей: по всем вышеперечисленным контрактам 2020 года были подписаны двухсторонние акты, без претензий, осуществлена оплата в полном объеме.
Кроме того, ответчик указывал на то, что иные способы расчетов не предусмотрены государственными контрактами. Все учетные документы, используемые сторонами государственных контрактов, оформляются, ведутся в бухгалтерской программе "1С Бухгалтерия", истец же в обоснование своих требований приводит сведения, взятые из онлайн-сервиса "Личный кабинет юридического лица" (далее - сервис). Данный сервис расположен в сети "Интернет" на портале предприятия и предназначен для организации массовых почтовых отправлений и позволяет пользователям подготовить к отправке письменную корреспонденцию и посылки, подлежащие отправке от имени контрагента. Данный сервис может пополняться информацией с обеих сторон независимо от сроков отчетных периодов, информация об отправке корреспонденции также корректируется в течение всего времени существования сервиса. Информация "Личного кабинета юридического лица" не может быть использована для составления финансовых отчетов и тем более закладываться в основу взаимных расчетов. В государственных контрактах использование Сервиса оговаривается в разделе "Предмет договора" как способ формирования отправления и его дальнейшего отслеживания отправителем.
Министерство финансов Саратовской области ссылалось на то, что ссылку истца на пункт 4 статьи 51.1 Федерального Закона "О связи", согласно которому при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Таким образом, министерство финансов считает, что оператор связи имеет право приостановить и (или) прекратить оказание услуг при наличии согласия в письменной форме государственного заказчика. Однако истец не уведомил государственного заказчика о предоставлении последним согласия в письменной форме о приостановлении и (или) прекращении оказания услуг. Такое согласие государственного заказчика в материалах дела отсутствует.
Кроме того, Министерство финансов Саратовской области считает, что согласно статье 29 Федерального закона Российской Федерации N 176-ФЗ "О почтовой связи" плата за услуги почтовой связи определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона цена контракта является твердой. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается.
Однако доказательств, свидетельствующих о согласовании сторонами в установленном Законом N 44-ФЗ порядке дополнительных услуг по контракту, а также наличие исключительных обстоятельств, позволяющих сторонам заключить договор путем неконкурентного способа закупки, истцом не представлено, безотлагательный характер дополнительных услуг, выполнение их в целях предотвращения большего ущерба не подтверждены.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения в области оказания услуг почтовой связи регулируются ФЗ "О связи", в соответствии с пунктом 1 статьи 44 которого на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Давая правильную правовую оценку заключенному сторонами государственному контракту от 17.01.2020, суд первой инстанции правомерно определил сложившиеся между сторонами гражданские правоотношения, как вытекающие из договора оказания услуг, положения которого регулируются, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг". Государственный контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
Пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг осуществляется общими положениями о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739), если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ (пункт 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Таким образом, подписанный сторонами договора акт приемки выполненных работ без замечаний имеет юридическую силу, является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и порождает обязанность заказчика по оплате выполненных работ.
Одним из основных признаков договорных правоотношений является их эквивалентность и взаимное распределение прав и обязанностей участников сделки.
В соответствии со статьями 779, 780, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательственное правоотношение по договору возмездного оказания услуг состоит из двух основных встречных обязательств, определяющих тип этого договора: обязательства исполнителя оказать услуги надлежащего качества и обязательства заказчика уплатить обусловленную договором цену в порядке, предусмотренном сделкой (статья 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48).
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В подтверждение факта выполненных работ истец представил реестр оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений за период 01.05.2021 по 31.05.2021, подписанный представителями сторон спора.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подписанный ответчиком реестр оказанных услуг свидетельствуют о выполнении истцом предусмотренных условиями договора обязательств и принятии последним этих работ без замечаний и возражений.
Как установлено судом при исследовании фактических обстоятельств дела и пояснений истца, факт оказанных услуг и их стоимость подтверждены представленными в материалы дела реестром оказанных услуг, подписанным сторонами без возражений относительно объема, качества и стоимости оказанных услуг; ответчиком не оспорен.
Таким образом, обязательство заказчика по оплате оказанных услуг наступило.
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком доказательств исполнения обязательств по оплате в полном объеме оказанных услуг суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области о необоснованном использовании для расчета размера исковых требований данных из онлайн-сервиса "Личный кабинет" по причине отсутствия в сервисе финансовых форм отчетности, использовании его только для формирования почтового отправления и его дальнейшего отслеживания, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на ошибочном толковании условий государственного контракта N 20АО-6.4.8.1/8/у ИКЗ 202645504965064550100100110015310244 от 17.01.2020. В личном кабинете отправителя размещается вся основная информация о взаимодействии с оператором почтовой связи. Отправителю предоставляются возможности подключения сервисов, управления ими, отслеживания статистики почтовых отправлений, пользования всевозможными услугами, подачи обращений. На главной странице личного кабинета доступны важные уведомления, инфографика по отправлениям и ключевые сервисы - отслеживание, отправка регистрируемых почтовых отправлений, поиск отделений по карте. Для использования личного кабинета отправителю необходимо пройти процедуру регистрации на сайте.
Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области, выступая государственным заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" формирует закупочную документацию для размещения заказа по оказанию услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в том числе, проект государственного контракта и осуществляет в соответствии с установленной процедурой закупку, по результатам которой определяет исполнителя услуг и заключает с ним государственный контракт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Вместе с тем при проведении государственной закупки исполнитель услуг не устанавливает условия государственного контракта, а только принимает их.
Таким образом, пунктом 1.1. государственного контракта закреплено обязательное использование сторонами электронных сервисов (Программное изделие "Судебная корреспонденция", Почта России - личный кабинет отправителя) при оказании Заказчику услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в период с 01.05.2020 по 30.05.2020 было оказано услуг по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, якобы, на сумму 831060 руб. согласно выгруженному им файлу из личного кабинета, противоречит ранее подписанному Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области реестру оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период с 01.05.2020 по 31.05.2020, представленной истцом расшифровке оказанных Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период: 01.05.2020 - 31.05.2020, а также фактическим обстоятельствам.
Реестр оказанных услуг ответчика не содержит полные сведения об оказанных в спорный период услугах, так как из него ответчиком удалены даты отправки для исключения возможности идентификации полноты сведений об оказанных услугах за период с 01.05.2020 по 31.05.2020. В представленном ответчиком реестре номер последней партии отправки в мае 2020 года указан 37025, что не соответствует номеру последней партии отправки - 39151, отраженному в подписанном сторонами Реестре оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период с 01.05.2020 по 31.05.2020, и в личном кабинете. Согласно данным подписанного сторонами Реестра партия отправки за номером 37025 зарегистрирована 18.05.2020 в ОПС 410012, что не может являться подтверждением полноты оказанных услуг за май 2020 года в представленных Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области сведениях.
Таким образом, представленный ответчиком реестр оказанных услуг не соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств.
Ссылка ответчика об оплате услуг на сумму 831060 руб., якобы, платежными поручениями от 11.08.2020 N 998 и от 12.08.2020 N1008 противоречит указанному в них назначению платежа (платежное поручение от 11.08.2020 N 998 назначение платежа - 036 0105 9120001500 244 221 018 БО:30020 02602002750)110 лс036019911 Опл. по акту 055012у00001517 от 31.07.2020 г. Г/к 20АО-6.4.8.1/806 от 03.06.2020 г. Уведомления 07.20 г. В т. ч. НДС 20% - 288895-00; платежное поручение от 12.08.2020 N1008 назначение платежа - (036 0105 9120001500 244 221 018 БО:30020 02602002750)110 лс036019911 Опл. по акту 055012у00001292 от 30.06.2020 Г/к 20АО-6.4.8.1/806 от 03.06.2020. Уведомления 06.20 г. В т. ч. НДС 20% - 416632-00), так как платежным поручением от 11.08.2020 N 998 на сумму 1733370 руб. производится оплата услуг за июль 2020 года, а платежным поручением от 12.08.2020 N 1008 на сумму 2499792 руб. - оплата услуг за июнь 2020 года.
Судом апелляционной инстанции повторно проверен указанный довод, в связи с чем в судебном заседании объявлялся перерыв.
По результатам повторного исследования доказательств, установлено, что в указанные платежи оплата услуг за май 2020 года не входит.
Ссылка апеллянта на финансовые акты сверки взаимных расчетов за 2019-2021 годы, подтверждающие, по его мнению, отсутствие задолженности у ответчика, не может быть признана обоснованной апелляционным судом, поскольку акты сверок взаимных расчетов являются лишь косвенным доказательством и в отсутствие первичных документов, в том числе платежных поручений, свидетельствующих об оплате ответчиком задолженности за исковый период, не могут свидетельствовать об отсутствии задолженности у ответчика перед истцом за спорный период.
Доводы Министерства финансов Саратовской области, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что цена контракта является твердой и оказание дополнительных услуг с превышением его цены не было согласовано сторонами, в связи с чем оператор связи имел право приостановить и (или) прекратить оказание услуг при наличии согласия в письменной форме государственного заказчика, признаны несостоятельны судом по следующим правовым основаниям.
В силу прямого указания закона: статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор на оказание услуг почтовой связи является публичным во всех случаях, вне независимости от того, является ли пользователь государственным заказчиком или коммерческой организацией; обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги связи, означает и недопустимость одностороннего отказа оператора связи от исполнения договора.
Кроме того, законодательство Российской Федерации о связи содержит императивный запрет на одностороннее приостановление и прекращение оказания услуг связи для нужд органов государственной власти без письменного согласия заказчика.
Заключение государственного контракта произведено сторонами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях обеспечения услугами почтовой связи комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области.
Согласно статье 10.3. Закона Саратовской области от 16.03.1999 N 12-ЗСО "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Саратовской области" организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органом исполнительной власти области, обеспечивающим деятельность мировых судей, за счет средств областного бюджета.
Как указывает истец, исходя из пунктов 1 и 3 Положения о Комитете по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 9 апреля 2009 года N 134-П, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим организационное (кадровое, информационное, правовое, финансовое) обеспечение деятельности мировых судей Саратовской области, а также финансовое обеспечение деятельности государственного казенного учреждения Саратовской области "Центр обслуживания судебных участков мировых судей Саратовской области"; Комитет обладает правами юридического лица, самостоятельный баланс, имеет лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке.
Учитывая основные цели, задачи и функции Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области, а также условия Государственного контракта, услуги почтовой связи оказывались для нужд государства по обеспечению условий для осуществления правосудия.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и Правилами оказания услуг связи.
Согласно пункту 4 статьи 51.1 ФЗ "О связи" при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Таким образом, приостановление и (или) прекращение оказания услуг связи для нужд таких органов государственной власти не зависит от волеизъявления оператора связи, а обусловлено наличием письменного согласия государственного заказчика, которое должно быть представлено государственным заказчиком в каждом конкретном случае, в том числе при истечении срока действия государственного контракта.
Из норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ, не следует, что исчерпание лимита (предельной цены) государственного контракта, влечет освобождение заказчика от обязанности оплатить фактически потребленные им услуги сверх цены контракта.
Письменного уведомления о прекращении оказания услуг почтовой связи после завершения срока действия Государственного контракта от Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области в адрес истца не поступало, что ответчик в ходе рассмотрения дела не отрицал.
Вывод о невозможности исполнителя односторонними действиями прекратить оказание услуг связи, и обязательность их оплаты заказчиком, в том числе, в случае превышения цены контракта, подтверждается разъяснениями, содержащимися пунктом 23 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, из которого следует, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства следует не возможность для исполнителя односторонними действиями, прекратить исполнение при превышении его максимальной цены.
Согласно пункту 21 вышеназванного Обзора, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате оказанных услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены, в случаях, когда из закона следует, что оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Таким образом, у истца отсутствовали законные основания для прекращения оказания услуг почтовой связи для обеспечения правопорядка. Продолжение оказания услуг по контракту, несмотря на превышение его цены, в данном случае направлено на поддержание и защиту охраняемых законом публичных интересов.
Статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные сторонами доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчик не доказал факт отсутствия задолженности перед истцом, в связи с чем истец несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий в силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 12505/11).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает произведенное судом первой инстанции взыскание с ответчика задолженности по государственному контракту от 17.01.2020 за оказанные в период с 11.05.2020 по 31.05.2020 услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66549 шт. на сумму 1896646,50 руб. правомерным.
При принятии решения судом правильно применены нормы материального и процессуального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
На основании изложенного судебная апелляционная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 июля 2023 года по делу N А57-28378/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
А. Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.