г. Москва |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А40-51294/2023 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу МАУ "МФЦ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-51294/2023
по заявлению: Муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" (ИНН: 5043050421)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
МАУ "МФЦ" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Филиалу N 4 ОСФР по г.Москве и МО (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения от 16.02.2023 N060S19230008998 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 13 000 руб.
Решением от 23.06.2023 суд признал недействительным решение от 16.02.2023 N 060S19230008998 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части начисления штрафа в сумме 6 500 руб., в связи с применением судом смягчающих обстоятельств и уменьшением размера штрафа до суммы 6 500 руб. (в части этой суммы штрафа решение законно).
С таким решением суда не согласилось МАУ "МФЦ" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить требования учреждения в полном объёме. Ссылается, что ранее за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М за март 2022 года заявитель уже был привлечен к ответственности, что подтверждается решением Арбитражного суд города Москвы от 19.12.2022 по делу А40-219379/2022. Полагает, что дважды привлечен к ответственности за одно и тоже правонарушение, что недопустимо.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, страхователь представил в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период март 2022 года.
Фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2. ст.11 ФЗ от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведения о застрахованных лицах, представленных за март 2022 года.
В связи с выявленным нарушением фондом сформирован акт N 060S18220091840 от 29.09.2022 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое были направлены страхователю.
В результате рассмотрения актов и материалов проверки Фондом вынесено оспариваемое страхователем решение от 16.02.2023 N 060S19230008998 о привлечении страхователя к ответственности по ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный законом срок сведений в отношении 26 застрахованных лицах в виде штрафа в общей сумме 13 000 руб.
Как следует из материалов дела N А40-219379/2022, Фондом на основании акта от 11.07.2022 вынесено также решение 09.08.2022 N 060S19220068686 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общей сумме 52 500 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений обо всех застрахованных лицах (в отношении иных 105 лиц) по форме СЗВ-М за март 2022 года
Вынесение Фондом решение от 16.02.2023 N 060S19230008998 о привлечении страхователя к ответственности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С учетом изложенного страхователь должен был представить сведения за март 2022 года в срок до 15.04.2022.
Страхователем сведения за март 2022 года были представлены 20.07.2022, позже срока. Таким образом, Страхователь допустил просрочку при предоставлении сведений по форме СЗВ-М (исходная) за март 2022 года на 3 месяца 5 дней.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтвержден факт совершения страхователем правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", расчет суммы штрафа проверен судом и установлен как арифметически правильный и соответствовавший действовавшему на момент вынесения решения законодательству, процедура привлечения к ответственности Фондом соблюдена.
Суд первой инстанции указал, что страхователь, признавая вину за совершенное правонарушение и правомерность привлечения к ответственности, считает, что Фондом при принятии оспариваемого решения в отношении размера штрафа не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
Суд первой инстанции указал, что нарушение срока было незначительным, обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета была исполнена, страховые взносы в полном объеме уплачены, что не повлекло нарушение прав и законных интересов, как бюджета Фонда Российской Федерации, так и застрахованных лиц. Материалами дела подтверждено, что нарушение срока представления отчетности не привело к возникновению негативных последствий для бюджета, отсутствует задолженность перед бюджетом, совершено впервые.
Принимая во внимание характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд первой инстанции уменьшил начисленный штраф до суммы 6500 руб., в удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказал.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не учёл следующее.
Податель апелляционной жалобы ссылается, что обращал внимание суда первой инстанции на то обстоятельство, что ранее за указанное выше правонарушение, а именно: несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М за март 2022 года, фактически отчет представлен 20.07.2022, решением заинтересованного лица от 09.08.2022 N 060S19220068686 МАУ "МФЦ" уже было привлечено к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, с назначением штрафа в размере 52 500 рублей, что подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2022 по делу А40-219379/2022.
Суд первой инстанции не оценил довод общества, что за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М за март 2022 года, заявитель, по сути, привлечен дважды к ответственности за одно и то же правонарушение.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что финансовая санкция представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; она является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение обязанности, а санкцией штрафного характера, которой присущи признаки административной штрафной. По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается
При таких обстоятельствах, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017).
Поскольку заявитель по сути, привлечен дважды к ответственности за одно и то же правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение филиала N 4 ОСФР по г.Москве и МО от 16.02.2023 N060S19230008998 о привлечении страхователя к ответственности является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене на основании п.1.ч.1.. ст. 270 АПК РФ, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-51294/2023 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Филиала N 4 ОСФР по г.Москве и МО от 16.02.2023 N060S19230008998.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51294/2023
Истец: МАУ "МФЦ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Филиал N 4 ОСФР по г.Москве и МО, Филиал N4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области