город Воронеж |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А36-1296/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Пороника А.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области:
Азариной С.Ю., представителя по доверенности N 33-26/013981 от 24.10.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", служебное удостоверение N 419255;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 по делу N А36- 1296/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" (ОГРН 1154827025264, ИНН 4825115271) к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619) о признании незаконным бездействия по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в период с 19.03.2020 по 02.06.2020; о признании безнадежной к взысканию и списании соответствующей недоимки в общей сумме 4 022 661,89 руб. по состоянию на 02.11.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" (далее - ООО "ЦКО", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - МИФНС России N 6 по Липецкой области, Инспекция) о признании незаконным бездействия налогового органа по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в период с 19.03.2020 по 02.06.2020 и признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в общей сумме 4 022 661,89 руб. по состоянию на 02.11.2021.
Определением от 11.11.2022 суд произвел замену МИФНС России N 6 по Липецкой области ее процессуальным правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - УФНС России по Липецкой области, Управление, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, УФНС России по Липецкой области обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, налоговый орган ссылается на то, что формальное наличие оснований для признания задолженности ООО "ЦКО" безнадежной к взысканию применительно к пп. 4.3 п. 1 статьи 59 НК РФ не может рассматриваться без учета оценки невозможности дальнейшего принудительного взыскания данной задолженности и совершенных действий по ее взысканию.
Так, сроки на бесспорное взыскание задолженности не истекли, Инспекцией были своевременно реализованы меры принудительного взыскания в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), исполнительные документы находятся на исполнении в службе судебных приставов, а денежные средства в счет погашение спорной задолженности по состоянию на 31.08.2023 продолжают поступать в бюджет (поступило 2 437 831,07 руб. из общей суммы задолженности в размере 4 022 661,89 руб.).
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 19.09.2023 представитель УФНС России по Липецкой области поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
ООО "ЦКО" своих представителей для участия в судебном заседании не направило. На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МИФНС России N 6 по Липецкой области обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании ООО "ЦКО" несостоятельным (банкротом); признании обоснованными требований ФНС России в лице МИФНС N 6 по Липецкой области к Обществу по обязательным платежам в бюджет в размере 4 022 661,89 руб., в том числе 3 380 532,09 руб. налога, 392 172,63 руб. пеней и 249 957,17 руб. штрафов.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021 производство по делу о банкротстве прекращено.
Основанием для прекращения производства по делу о признании Общества несостоятельным (банкротом) послужили установленные судом факты об отсутствии у должника средств, достаточных для возмещения (покрытия) расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
15.11.2021 Общество обратилось в МИФНС России N 6 по Липецкой с заявлением, в котором просило на основании подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ и определения Арбитражного суда Липецкой области от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021 вынести решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности Общества по пеням, штрафам и процентам в общей сумме 4 022 661,89 руб.
В ответе от 29.11.2021 исх.N 08-10/24468 Инспекция сообщила об отказе в принятии решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по налогам, пени и штрафам в связи с тем, что рассматривается вопрос об обжаловании определения от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021.
Общество обратилось в УФНС России по Липецкой области с жалобой на бездействие МИФНС России N 6 по Липецкой области по непринятию решения о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам ООО "ЦКО" в общем размере 4 022 661,89 руб., которая оставлена Управлением без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии условий для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию в силу требований подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ, исходя из отсутствия необходимости устанавливать какие-либо дополнительные обстоятельства при наличии вступившего в законную силу определения от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенным подходом суда первой инстанции, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
Из положений статьи 46 НК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.01.2023) следует, что неисполнение обязанности по уплате налога организацией влечет, по общему правилу, принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 Кодекса. Решение о взыскании налога, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
К пеням и штрафам применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункты 9, 10 статьи 46, пункт 8 статьи 47 НК РФ).
В силу статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N229-ФЗ) постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятое в порядке статьи 47 НК РФ, является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.
В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Согласно части 1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;
2) частичным исполнением исполнительного документа должником.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (часть 2 статьи 22 Закона N 229-ФЗ).
В случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня направления соответствующего постановления (часть 3 статьи 22 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В силу части 5 указанной статьи в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлены случаи признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимися за отдельными налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из взаимосвязанного толкования норм статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса следует, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом главы 22 АПК РФ.
Одним из оснований для обращения с требованием о признании задолженности безнадежной ко взысканию является подпункт 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что согласно подпункту 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, определения о возвращении заявления уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.
Однако при применении подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ необходимо также учитывать общие условия, установленные пунктом 1 указанной статьи.
По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2020 N 74-КАД20-1-К9).
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), в том числе с учетом выполнения налоговым органом приведенных выше требований законодательства относительно бесспорного взыскания спорной задолженности.
Как следует из материалов дела, с учетом представленных налоговым органом пояснений и доказательств, в отношении спорной задолженности Инспекцией были предприняты своевременные и исчерпывающие меры по ее бесспорному взысканию в установленном законом порядке.
Так, данные суммы задолженности были включены Инспекцией в требования об уплате недоимки (пеней и штрафов) от 30.01.2020 N 12188 на сумму 518 382,92 руб.; от 02.03.2020 N 23012 на сумму 231 725,67 руб.; от 12.07.2020 N 36347 на сумму 876 567,28 руб.; от 07.08.2020 N 43616 на сумму 612 369,36 руб.; от 13.11.2020 N 48278 на сумму 574 505,69 руб.; от 20.11.2020 N 49923 на сумму 44 810,20 руб.; от 25.12.2020 N 51124 на сумму 46 748 руб.; от 29.01.2021 N 3153 на сумму 43 555,80 руб.; от 12.02.2021 N 5405 на сумму 428 254,95 руб.; от 12.09.2021 N 8681 на сумму 175 709,95 руб.; от 12.04.2021 N 10440 на сумму 184 119,48 руб.; от 05.05.2021 N 11827 на сумму 46 517 руб.; от 14.05.2021 N 12270 на сумму 503 500,58 руб.; от 11.08.2021 N 35951 на сумму 198 488,07 руб. и от 13.08.2021 N 36354 на сумму 323 952,32 руб.
Общая сумма задолженности по указанным требованиям составила 4 809 207,27 руб.
В соответствии с положениями статьи 46 НК РФ Инспекцией в отношении указанной задолженности были приняты решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 14.02.2020 N 1443 на сумму 34 938 руб.; от 26.02.2020 N 2376 на сумму 518 382,92 руб.; от 17.07.2020 N 4719 на сумму 163 662,83 руб.; от 04.09.2020 N 5133 на сумму 859 699,49 руб.; от 18.09.2020 N 5580 на сумму 37 262,60 руб.; от 02.10.2020 N 5816 на сумму 409 238 руб.; от 27.11.2020 N 6841 на сумму 5 000 руб.; от 21.12.2020 N 7330 на сумму 574 505,69 руб.; от 28.12.2020 N 7536 на сумму 44 810,20 руб.; от 12.02.2021 N 392 на сумму 46 748 руб.; от 12.03.2021 N 1512 на сумму 43 555,80 руб.; от 26.03.2021 N 1844 на сумму 428 254,95 руб.; от 16.04.2021 N 2320 на сумму 175 709,95 руб.; от 19.05.2021 N 3001 на сумму 184 119,48 руб.; от 11.06.2021 N 3497 на сумму 46 517 руб.; от 21.06.2021 N 3956 на сумму 503 500,58 руб.
Общая сумма задолженности, взыскиваемой по указанным решениям в порядке статьи 46 НК РФ, на момент их вынесения составила 4 075 905,49 руб.
В соответствии с положениями статьи 47 НК РФ Инспекцией в отношении указанной задолженности были приняты решения и постановления о ее взыскании за счет иного имущества налогоплательщика на общую сумму задолженности в размере 4 022 661,89 руб., в том числе в отношении следующих сумм:
150 148 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2020 года (постановления от 13.10.2020 N 4495, от 23.03.2021 N 1186);
132 146,48 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2020 года (постановления от 13.10.2020 N 4495, от 29.12.2020 N 5497);
166 414,92 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2020 год (постановления от 13.10.2020 N 4495, от 29.12.2020 N 5497, от 27.04.2021 N 1598);
74 209 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
373 253,61 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 11.09.2020 N 4090, от 09.07.2021 N 2258);
203 083,62 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
181 680,72 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за полугодие 2020 года (постановление от 13.10.2020 N 4495);
307 042,96 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 9 месяцев 2020 года (постановления от 29.12.2020 N 5497, от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258);
304 884,05 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год (постановление от 06.04.2021 N 1360);
304 984,99 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258);
316 657,66 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
46 886,66 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2019 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 11.09.2020 N 4090, от 09.07.2021 N 2258);
21 481,13 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
18 765,79 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2020 год (постановление от 13.10.2020 N 4495);
30 516,89 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 9 месяцев 2020 года (постановление от 29.12.2020 N 5497);
29 688,96 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258);
29 398,42 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258);
30 728,15 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
86 248,33 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2019 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258, от 11.09.2020 N 4090);
51 230,36 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за полугодие 2020 года (постановление от 13.10.2020 N 4495);
88 340,72 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 9 месяцев 2020 года (постановление от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258);
88 462 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2020 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258);
89 545,75 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258);
90 514,26 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
164 218,66 руб. налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, за 2020 год (постановления от 01.06.2021 N 2024, от 11.09.2020 N 4090, от 13.10.2020 N 4495, от 27.04.2021 N 1598);
11 529,74 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2019 год (постановление от 12.11.2019 N 9789);
9 932,75 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
21 347,94 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2020 года (постановление от 13.08.2020 N 3722);
15 665,17 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2020 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 27.04.2021 N 1598, от 13.08.2020 N 3722);
15 218,89 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2020 год (постановление от 27.04.2021 N 1598);
820,03 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 1 квартал 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
2 044,03 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
68 119,55 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090);
43 196,31 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
24 548,66 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за полугодие 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
31 184,54 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 9 месяцев 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
23 176 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2020 год (постановление от 11.09.2020 N 4090);
15 170,08 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 1 квартал 2021 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 04.03.2020 N 2288);
6 086,55 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за полугодие 2021 года (постановление от 04.03.2020 N 2288);
7 035,51 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090);
5 133,13 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
2 535,72 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090);
3 099,29 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 9 месяцев 2020 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 13.10.2020 N 4495);
2 256,92 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год (постановление от 06.04.2021 N 1360);
1 462,15 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258);
589,39 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
15 786,07 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090);
8 537,70 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 1 квартал 2020 года (постановления от 04.03.2020 N 2288, от 30.11.2021 N 3822, от 26.05.2022 N 1009);
6 922,06 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за полугодие 2020 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 29.12.2020 N 5497);
8 974,04 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 9 месяцев 2020 года (постановление от 29.12.2020 N 5497);
6 718,92 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2020 год (постановление от 06.04.2021 N 1360);
4 451,78 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258);
1 717,97 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822);
7 648,87 руб. пеней по налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения, за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090);
21 221,17 руб. пеней по налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения, за 2020 год (постановление от 01.06.2021 N 2024);
41,70 руб. пеней по транспортному налогу за 2020 год (постановление от 30.11.2022 N 3822);
44 810,20 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2019 года (постановление от 08.10.2020 N 6);
34 938 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2019 года (постановление от 21.02.2020 N 1517);
37 262,60 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2019 года (постановление от 10.03.2020 N 4348);
46 015,54 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 1 квартал 2020 года (постановление от 24.02.2021 N 222);
42 873,36 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2020 года (постановление от 23.03.2021 N 1186);
39 057,47 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2020 года (постановление от 09.07.2021 N 2258);
5 000 руб. штрафа за налоговые правонарушения, устанавливаемые главой 16 НК РФ (постановление от 08.12.2020 N 5192).
Исходя из представленных в табличной форме сведений о суммах поступивших (взысканных) в бюджет по состоянию на 31.08.2023 ООО "ЦКО" (приложение к пояснениям от 14.09.2023), а также представленных в материалы дела платежных поручений, судом установлено, что налогоплательщиком из общей суммы задолженности в размере 4 022 661,89 руб. погашена задолженность в сумме 2 437 831,07 руб., остаток задолженности по состоянию на 31.08.2023 составляет 1 584 830,82 руб.
Также погашение спорной задолженности в результате предпринятых налоговым органом мер, предусмотренных ст. 46-47 НК РФ, производилось, в том числе, в период подачи МИФНС России N 6 по Липецкой области заявления о признании ООО "ЦКО" несостоятельным (банкротом) и последующего прекращения производства по делу N А36-7425/2021 определением от 02.11.2021, при этом по состоянию на 01.01.2023 непогашенная задолженность ООО "ЦКО" составляла 1 974 081,66 руб.
Из письма службы судебных приставов-исполнителей от 11.08.2022 N 48001/22/588722 усматривается, что на исполнении в ФССП России находятся исполнительные производства по постановлениям от 23.03.2021 N 1186, от 24.02.2021 N 222, 13.01.2021 N 6, от 01.06.2021 N 2024, от 29.12.2020 N 5497, от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258 и от 30.11.2021 N 3822, которые были присоединены к сводному исполнительному производству N 46679/18/48001-СД. Согласно сведениям, содержащим в Банке данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России, данное сводное исполнительное производство не окончено.
Кроме того, не окончены исполнительные производства N 117656/21/48001-ИП, N48001/22/690767, N48001/22/690772, N48001/22/690775 в отношении постановлений от 30.112021 N3822, от 21.02.2020 N1517, от 10.03.2020 N4348, от 08.12.2020 N5192.
При этом из пояснений налогового органа усматривается и налогоплательщиком не опровергнуто, что в настоящее время сумма задолженности по указанным исполнительным производствам погашается судебными приставами-исполнителями.
Так, в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 304 884,05 руб. погашение производилось в августе 2023 года на общую сумму 145 255,84 руб., в связи с чем по состоянию на 31.08.2023 размер задолженности составил 159 628,21 руб.
В отношении задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год в размере 29 688,96 руб. погашение производилось в декабре 2022 года и августе 2023 года на общую сумму 20 097,77 руб., в связи с чем по состоянию на 31.08.2023 размер задолженности составил 9 591,19 руб.
В отношении задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 88 462 руб. погашение производилось в ноябре и декабре 2022 года на общую сумму 77 248,04 руб., в связи с чем по состоянию на 31.08.2023 размер задолженности составил 11 213,96 руб.
В отношении постановлений от 04.03.2020 N 2288, от 13.08.2020 N 3722, от 11.09.2020 N 4090, от 13.10.2020 N 4495 и от 24.07.2021 N 1598 исполнительные производства окончены актом об отсутствии у должника имущества. Между тем, по сведениям налогового органа, задолженность, входящая в состав спорной, по данным исполнительным производствам была погашена.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что сумма пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год в размере 7 648,87 руб. была списана налоговым органом на основании решения о признании ее безнадежной к взысканию от 30.09.2020 N 1338.
Суммы пени по НДФЛ за 9 месяцев 2020 года в сумме 1 189,67 руб., за 2020 год в размере 1 702,03 руб., за полугодие 2021 года в размере 1 621,02 руб. были уменьшены налоговым органом самостоятельно путем программного уменьшения пени в связи с изменением сумм задолженности.
При таких обстоятельствах применительно к указанным суммам также отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о признании указанной задолженности безнадежной к взысканию и повторному списанию на основании судебного акта.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, бесспорно исключающие возможность дальнейшего взыскания с налогоплательщика спорной недоимки (включая пени и штрафы) отсутствуют, а судебными приставами-исполнителями совершаются исполнительные действия по выявлению имущества должника и погашению задолженности в рамках исполнительных производств.
Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что с 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, исходя из которых, контроль своевременности и полноты уплаты налогов и взносов осуществляется через единый налоговый счет
Согласно подпункту 9 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ совокупная обязанность налогоплательщика формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 данной статьи, в валюте Российской Федерации, в частности на основании налоговых деклараций (расчетов), уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представляемых в налоговый орган.
С 01.01.2023 взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом особенностей, установленных частью 9 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В частности, требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона);
Постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, направленные до 31 декабря 2022 года (включительно) судебному приставу-исполнителю в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), подлежат исполнению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). При этом перечисление денежных средств в счет исполнения требований, содержащихся в таких постановлениях, осуществляется посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
Денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Так, из представленных налоговым органом документов усматривается, что на основании приведенных нормативных положений, с учетом сформированного отрицательного сальдо единого налогового счета по состоянию на 01.01.2023, Управлением в адрес ООО "ЦКО" было выставлено требование N 7290 по состоянию на 27.06.2023 (с учетом продления срока выставления требований постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 N 500), в которое, в том числе, включена задолженность из общей суммы задолженности по настоящему делу, не погашенная в результате своевременно предпринятых налоговым органом мер по ее принудительному взысканию в порядке, действовавшем до 01.01.2023, в отношении которой службой судебных приставов-исполнителей окончены исполнительные производства по основанию п.4 ч.1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание).
Неисполнение указанного требования в установленный срок повлекло принятие решения N 2435 от 14.08.2023 о взыскании задолженности в общем размере 6 625 263,39 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Таким образом, оснований полагать, что возможность взыскания спорной задолженности утрачена суд апелляционной инстанции не усматривает.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что, несмотря на выводы, сделанные в определении суда от 02.11.2021 о прекращении производства по делу N А36-7425/2021 о несостоятельности (банкротстве) ООО "ЦКО", возможность установления у организации имущества, на которое может быть обращено взыскание, не исключена. Данные обстоятельства подтверждаются как частичным погашением спорной задолженности, в том числе и после вынесения определения о прекращении производства по делу о признании его несостоятельным (банкротом), так и сведениями о представлении Обществом налоговой отчетности и уплате текущих платежей (поступления за период с 22.08.2023 по 18.09.2023 - представлены через Мой Арбитр 19.09.2023).
При таких обстоятельствах, проверив осуществление налоговым органом мер, направленных на принудительное взыскание в отношении каждой спорной суммы (с учетом порядка взыскания, действовавшего до 01.01.2023, а также его изменения ввиду принятия Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ), суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами Арбитражного суда Липецкой области о наличии оснований для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию вне связи с общим правилом, установленным пунктом 1 статьи 59 НК РФ - невозможностью уплаты спорных сумм.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2023 по делу N А60-36381/2022, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2022 по делу N А56-59679/2021.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований, в связи с чем апелляционная жалоба УФНС России по Липецкой области подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 следует отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований - отказать.
С учетом результатов рассмотрения дела, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции в общей сумме 9 000 руб., уплаченной платежными поручениями от 16.02.2022 N 1134 и от 28.02.2022 N 1670 (применительно к требованиям об оспаривании бездействия налогового органа и о признании спорной задолженности безнадежной к взысканию), подлежат отнесению на ООО "ЦКО".
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы УФНС России по Липецкой области не разрешается, поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 по делу N А36-1296/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1296/2022
Истец: ООО "Центр коммунального обслуживания"
Ответчик: МИФНС N 6 по Липецкой области
Третье лицо: УФНС по Липецкой области