г. Владимир |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А38-182/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.06.2023 по делу N А38-182/2023,
по иску Республики Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл к обществу с ограниченной ответственностью "Эшпроф" (ИНН 1658178690, ОГРН 1151690034693), третьи лица общество с ограниченной ответственностью "Серф", муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Республика Марий Эл, Мингосимущество РМЭ, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением об изъятии у общества с ограниченной ответственностью "Эшпроф" (далее - ООО "Эшпроф", Общество, ответчик) земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958, общей площадью 15 692 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола (далее - спорный земельный участок), и его продаже с публичных торгов органом местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл по правилам статьи 54.1 Земельного кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Серф", муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
Решением от 27.06.2023 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель настаивает на исковых требованиях по приведенным в иске основаниям.
ООО "Эшпроф", как лицо приобретшее земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного с целью комплексного освоения территории, имеет обязательство по осуществлению строительства объектов в соответствии с документацией по планировке территории в сроки, предусмотренные Договором о комплексном освоении. Факт непринятия мер по освоению территории, предоставленной для целей комплексного освоения, в том числе в отношении спорного земельного участка, подтверждается решениями Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 по делам N А38-6031/2020 и N А38-5916/2020, N А38-3615/2021. Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 по делу N А38-5916/2020 установлен факт истечения 30.06.2020 срока действия Договора N 1 о комплексном освоении.
Управлением проведено мероприятие, осуществляемое в рамках государственного земельного надзора, (вынесение предостережение от 15.06.2022), которое возможно было провести с учетом ограничений, введенных нормативными правовыми актами. Таким образом, ограничения, введенные вышеуказанным постановлением, препятствуют привлечению собственников земельных участков, не использующих земельные участки по целевому назначению, к административной ответственности. При этом какие-либо изменения в части изъятия земельных участков в положения гражданского и земельного законодательства не внесены, поэтому Министерство обратилось в суд с исковым заявлением об изъятии земельного участка и продаже с публичных торгов в связи с его не использованием по целевому назначению.
Указание суда на отсутствие сведений о привлечении ООО "Эшпроф" к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о формальном подходе суда, ограничение суда определенной нормой, не принимая во внимание иные правовые основания. Привлечение виновного лица к административной ответственности - это формальность, при сложившихся обстоятельствах с учетом введенных ограничений, а также с учетом того, что факт не использования земельного участка по целевому назначению установлен вышеуказанными судебными актами, вступившими в законную силу.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Серф" и ООО "Эшпроф" в отзывах возразили против доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством во исполнение постановления Правительства Республики Марий Эл N 249 от 29.04.2015 "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для комплексного освоения территории", принятого на основании статей 39.6, 39.7, 39.8 ЗК РФ и статьи 46.4 ГрК РФ, издано распоряжение N1190 от 15.05.2015 и организован аукцион на право заключения договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:598 для комплексного освоения территории, результаты которого оформлены 17.06.2015 протоколом.
По результатам аукциона 18.06.2015 между Мингосимуществом РМЭ от имени Российской Федерации (арендодатель), и ООО "Серф" (арендатор) заключен договор N 1 аренды, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование для комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляется на срок по 30.06.2020 земельный участок площадью 304 500 кв.м с кадастровым номером 12:04:0210102:598, относящийся к категории земель населенных пунктов и расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола. 01.07.2015 земельный участок передан арендатору по акту N 1, договор зарегистрирован в ЕГРН 9.07.2015 (т.1, л.д. 48-51).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.8 ЗК РФ, действовавшей в спорный период, и пунктом 6.4.1 договора аренды 18.06.2015 между Мингосимуществом РМЭ и ООО "Серф" (застройщик) заключен договор N 1 о комплексном освоении территории, по условиям которого застройщик должен был своими силами и за свой счет выполнить в срок по 30.06.2020 предусмотренные договором обязательства по комплексному освоению территории (т.1, л.д. 44-47).
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" 03.03.2016 принято постановление N 307 об утверждении документации по планировке территории, а 28.04.2016 постановление N 671 об утверждении проекта межевания территории (т.2, л.д. 4).
В соответствии с проектом межевания территории из земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:598 в конечном итоге были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0210102:689, 12:04:0210102:694, 12:04:0210102:923 - 12:04:0210102:969.
Стороны 01.06.2016 заключили дополнительное соглашение к договору N 1 о комплексном освоении территории от 18.06.2015, которым утвердили график осуществления мероприятий по освоению территории в отношении образованных земельных участков с указанием 30.06.2020 как даты окончания строительных работ на всех участках (т.1, л.д. 107-109).
3 июня 2016 года осуществлена государственная регистрация права собственности Республики Марий Эл на земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:958 (т.1, л.д. 41).
29 августа 2016 года между Мингосимуществом РМЭ, действующим от имени Республики Марий Эл (продавцом), и ООО "Серф" (покупателем) заключен договор N 51/2016 купли-продажи, по условиям которого продавец обязан передать в собственность покупателя земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:958, категория - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, для строительства общественного здания многофункционального назначения, а покупатель принял на себя обязательства, в том числе по осуществлению застройки земельного участка в соответствии с проектной документацией, договором о комплексном освоении территории и законодательно установленными правилами (т.1, л.д. 55-56, т.2, л.д. 6-7). Земельный участок считался переданным ООО "Серф" с момента заключения договора, переход права собственности на спорный земельный участок к обществу зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Марий Эл 12.09.2016 (т.1, л.д. 41, 146, т.2, л.д. 7).
Указанная в пункте 2.1 договора выкупная цена спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.07.2015 N 361 "Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов" в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка и составила 892 749 руб. 26 коп. Обязанность оплатить приобретенный земельный участок исполнена покупателем надлежащим образом.
17 января 2017 года ООО "Серф" как продавцом и ООО "Эшпроф" как покупателем заключен договор N 2-2017 купли-продажи, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:958, предназначенный для строительства общественного здания многофункционального назначения, а покупатель принял на себя обязательство оплатить стоимость недвижимого имущества и использовать участок в соответствии с его целевым назначением (т.2, л.д. 12-13). Цена сделки согласована сторонами в размере 892 749 руб. 26 коп. (пункт 2.1 договора). Земельный участок передан покупателю на основании акта от 17.01.2017 (т.2, л.д. 13, оборот, т.3, л.д. 11). Государственная регистрация перехода права собственности на спорное имущество произведена в установленном порядке 20 января 2017 года (т.1, л.д. 41, т.3, л.д. 11, оборот).
Как следует из договора купли-продажи от 29.08.2016 N 51/2016, земельный участок передан Республикой Марий Эл обществу "Серф" для достижения определенной цели его использования - для застройки земельного участка в соответствии с договором о комплексном освоении территории (комплексного освоения территории).
Названным договором установлена обязанность ООО "Серф" осуществлять застройку земельного участка в соответствии с проектной документацией, согласованной с соответствующими органами и организациями; договором о комплексном освоении территории, а также правилами, установленными законодательством Российской Федерации (подпункт 5 пункта 3.4 договора).
Согласно пункту 5.3 договора купли-продажи земельного участка от 29.08.2016 N 51/2016 возникновение у третьих лиц прав на земельный участок не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором о комплексном освоении территории.
Поэтому общество имеет права и несет обязанности по осуществлению строительства на переданном под комплексное освоение земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210102:958.
Материалами дела подтверждается, что срок действия договора о комплексном освоении территории от 18.06.2015 N 1 составляет пять лет - с 01.07.2015 по 30.06.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 по делу N А38-5916/2020 обществу "Серф" отказано в удовлетворении искового заявления к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о заключении договора N 1 от 18.06.2015 о комплексном освоении территории на новый срок в пять лет.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу N А38-5916/2020 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 оставлено без изменения.
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.04.2021 по делу N А38-5916/2020 вступило в законную силу. Следовательно, признается преюдициально установленным факт истечения 30.06.2020 срока действия договора о комплексном освоении территории.
В связи с неисполнением обязательств по застройке земельного участка Мингосимущество РМЭ направило в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл письмо от 20.05.2022 N 05-2729, в котором просило провести государственный земельный надзор в отношении указанных земельных участков по факту неиспользования их по целевому назначению (т.1, л.д. 95).
02.06.2022 заместителем руководителя Управления Берестовым А.Н. утверждено задание на проведение выездного обследования земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958 (т.1, л.д. 112-113).
07.06.2022 государственным инспектором Республики Марий Эл по использованию и охране земель Захаровой Т.А. проведен осмотр территории спорного земельного участка. В ходе осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:958 зарос травой и маленькими деревцами, строительство на нем не ведется (т.1, л.д. 115-116). По результатам осмотра Управлением составлен акт выездного обследования объекта земельных отношений от 07.06.2022 N 16, в котором указано о выявлении признаков нарушения требований статьи 42 Земельного кодекса РФ в отношении спорного земельного участка (т.1, л.д. 114).
Управлением не установлено наличие подтвержденных данных о том, что нарушение ответчиком обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В связи с этим обществу объявлено предостережение от 15.06.2022 N 29 о недопустимости нарушения обязательных требований, и предложено приступить к освоению земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958 в соответствии с видом разрешенного использования, о чем направить уведомление в Управление в срок до 14.11.2022 (т.1, л.д. 123-124).
Письмом от 20.06.2022 N 06-2928 Управление сообщило Мингосимуществу РМЭ об объявлении ответчику предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также о запрете на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и выдачу предписаний (т.1, л.д. 64-65, 110-111).
19.07.2022 общество в ответ на предостережение от 15.06.2022 N 18 указало на невозможность осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210102:958 в связи с запрещением судом совершения регистрационных действий в отношении спорного земельного участка (т.1, л.д. 150).
11.11.2022 в Управление поступило письмо Мингосимущества РМЭ о предоставлении сведений об исполнении обществом предостережения от 15.06.2022 (т.1, л.д. 66, 128).
Кроме того, с учетом истечения (14.11.2022) срока уведомления обществом об исполнении предостережения 15.11.2022 комиссией в составе должностных лиц Мингосимущества РМЭ, отдела архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществлено обследование, в том числе земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958, о чем составлен акт осмотра. В названном акте зафиксировано, что освоение спорного земельного участка не начато, строительство не осуществляется и не начато, строительных материалов и строительной техники не имеется, естественный травяной покров не нарушен (т.1, л.д. 70-72).
21.11.2022 в Мингосимущество РМЭ поступил ответ Управления о невозможности привлечения собственника земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958 к административной ответственности, поскольку не имеется оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о возникновении чрезвычайных ситуаций, причинении вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства (т.1, л.д. 73).
Таким образом истец ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по застройке земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958, просит изъять у ООО "Эшпроф" земельный участок путем его продажи с публичных торгов по правилам статьи 54.1 Земельного кодекса РФ.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не нашел правовых основания для удовлетворения иска, поскольку позиция истца не соответствует законодательству и лишена доказательственного подтверждения.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта, согласен с суммами взысканных задолженности, неустойки и не усматривает оснований для их изменения.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истец по сути выражает несогласие с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом представленных в материалы дела доказательств, к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, но не опровергает их соответствующими доказательствами.
Суд первой инстанции, отказывая в изъятии у ООО "Эшпроф" земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958, общей площадью 15 692 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола правомерно исходил из следующего.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
По смыслу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; а также выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (часть 1 статьи 25 ЗК РФ).
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно норме, содержащейся в статье 284 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Пунктом 1 статьи 54.1 ЗК РФ предусмотрено, что отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством (пункт 1 статьи 286 ГК РФ).
При этом проверка действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, производится в ходе государственного земельного надзора.
Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Предметом государственного земельного надзора является, в том числе соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 6 статьи 71 ЗК РФ).
Тем самым мероприятия, осуществляемые в рамках государственного земельного надзора, служат началом процедуры изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае если они не используются для строительства в течение трех лет (определение Верховного Суда РФ от 14.10.2020 N 308-ЭС20-15598 по делу N А32-13940/2019).
Между тем постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства N 336) введен мораторий на проведение в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
При этом внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера (пункт 3 постановления Правительства N 336).
Следовательно, поступившие в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обращения, в которых отсутствуют факты, свидетельствующие об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, не могут служить основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в результате которого выявлены признаки нарушения обязательных требований статьи 42 ЗК РФ, выраженные в неиспользовании земельного участка по целевому назначению. При этом ООО "Эшпроф" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Материалы дела не содержат сведений о привлечении ООО "Эшпроф" к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
С учетом ограничений, установленных постановлением Правительства N 336, Управлением не выдавалось в адрес общества обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений в ходе проведения государственного земельного надзора. К административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований ответчик также не привлекался.
Предусмотренная гражданским и земельным законодательством процедура, в ходе которой устанавливаются основания для изъятия земельного участка в связи с неиспользованием по целевому назначению, в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958 не соблюдена.
Арбитражный суд правомерно признал ошибочной позицию истца о том, что достаточным правовым основанием для изъятия у ответчика спорного земельного участка является объявление Управлением обществу предостережения от 15.06.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований и обследование комиссией в составе должностных лиц Мингосимущества РМЭ, отдела архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:958. Названные мероприятия не могут заменить установленную законом процедуру проверки органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, наличия оснований, необходимых для принудительного изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
При этом отсутствие на момент рассмотрения настоящего дела оснований для изъятия спорного земельного участка исключает необходимость оценки иных доводов ответчика по существу рассматриваемого спора.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.06.2023 по делу N А38-182/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-182/2023
Истец: РМЭ в лице Министерства государственного имущества РМЭ
Ответчик: ООО ЭшПроф
Третье лицо: "Городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ООО Серф, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл