г. Саратов |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А57-19568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Комитета по управлению имуществом Саратовской области Жарской А.А., действующей на основании доверенности от 20.10.2022 N 59052,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий-профилакторий "Сокол" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2023 года по делу N А57-19568/2022 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий-профилакторий "Сокол" (410065, г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А, ОГРН 1026403056195, ИНН 6453037352),
заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. им. А.Н. Радищева, д. 30, ОГРН 1026402196622, ИНН 6450000788), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Саратовской области (410040, г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября, зд. 108/6, ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895),
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Санаторий-профилакторий "Сокол" (далее - ООО "Санаторий-профилакторий "Сокол", общество, заявитель) с заявлением:
о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет, административный орган) об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:040818:1716, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2020-2022 года, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), выраженного в письме от 14.06.2022 N 3018;
о возложении на Комитет по управлению имуществом Саратовской области обязанности исключить пункт 916 распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.11.2019 N 1040-р, пункт 1788 распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 N 1149-р, пункт 7484 распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.11.2021 N 1244-р.
Решением суда первой инстанции от 06 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Санаторий-профилакторий "Сокол" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Комитет возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Санаторий-профилакторий "Сокол" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19 августа 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя Комитета, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО "Санаторий-профилакторий "Сокол" является собственником объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 1456,4 кв.м с кадастровым номером 64:48:040818:1716, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А (т.1 л.д.62-64, т.2 л.д.4).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.11.2019 N 1040-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:040818:1716 включён в данный Перечень (пункт 916).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 N 1149-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:040818:1716 включён в данный Перечень (пункт 1788).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.11.2019 N 1244-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:040818:1716 включён в данный Перечень (пункт 7484).
Согласно указанным пунктам Перечней налоговая база по налогу на имущество в отношении объекта с кадастровым номером 64:48:040818:1716, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А, определяется как кадастровая стоимость.
12 мая 2022 года общество обратилось в Комитет с заявлением об исключении из Перечня объектов на 2020-2022 годы объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:040818:1716, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А (т.2 л.д.128-129).
14 июня 2022 года письмом N 3018 Комитет отказал обществу в исключении вышеуказанного объекта из Перечня объектов на 2020-2022 годы в связи с тем, что нежилое здание с кадастровым номером 64:48:040818:1716 обоснованно включено в Перечень по критерию, установленному пунктом 2 части 4 статьи 378.2 НК РФ, и основания для его исключения из Перечней отсутствуют (т.1 л.д.7-8).
Не согласившись с данным отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа.
Согласно доводам апелляционной жалобы указание в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) наименования спорного объекта как "столовая-пищеблок" не свидетельствует о правомерности включения спорного объекта в Перечни 2020-2022 годов без учёта сведений в экспликации к техническому плану, а также без учёта проведения мероприятий по определению вида его фактического использования. Спорное здание не является отдельно стоящим, а представляет собой элемент единого санитарно-оздоровительного комплекса. Нельзя сделать однозначный вывод о соответствии здания критериям части 4 статьи 378.2 НК РФ. Фактического обследования здания и помещений в нём Комитетом не проводилось. Реклама не может служить основанием для спорной квалификации. Техническая документация получена Комитетом только в мае-июне 2022 года и не могла быть им использована в качестве основания для включения спорного здания в Перечни. Кроме того, функционирование столовых является одним из условий санитарно-курортной деятельности и не относится к оказанию услуг общественного питания как самостоятельной отрасли экономики.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
Законом Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" (далее - Закон Саратовской области N 73-ЗСО) в соответствии с НК РФ установлен и введён в действие на территории Саратовской области налог на имущество организаций (далее - налог), определены налоговая ставка, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьёй 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО (в редакции по состоянию на дату формирования Перечней на 2020-2022 годы) установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода, утверждённая в установленном порядке, в отношении, в частности:
- административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них;
- нежилых помещений общей площадью свыше 200 кв. метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378.2 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 4 статьи 378.2 НК РФ В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу части 2 статьи 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО (в редакции по состоянию на дату формирования Перечней на 2020-2022 годы) налоговая база, определённая как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, включённого в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области.
Пунктом 6 постановления Правительства Саратовской области от 23.05.2018 N 280-П "Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области" (далее - Постановление N 280-П) установлено, что Комитет является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Саратовской области, в частности, на определение на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), направление Перечня в электронной форме в налоговый орган по Саратовской области, размещение Перечня на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с предоставленными ему полномочиями Комитетом изданы распоряжения от 28.11.2019 N 1040-р, от 24.11.2020 N 1149-р, от 23.11.2019 N 1244-р, в соответствии с которыми определены Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2022 годы, в состав которых был включён объект недвижимости площадью 1456,4 кв.м с кадастровым номером 64:48:040818:1716, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А.
Согласно выписке из ЕГРН принадлежащий заявителю спорный объект недвижимости площадью 1456,4 кв.м с кадастровым номером 64:48:040818:1716, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, д. 27А, имеет назначение - нежилое здание, наименование - столовая-пищеблок (т.1 л.д.62-64).
Исходя из пункта 33 Национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013), столовая относится к предприятиям общественного питания.
Пунктом 3.1 ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (далее - ГОСТ 30389-2013) определено, что предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Столовая - это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели (пункт 3.8 ГОСТ 30389-2013).
Вопреки доводам апелляционной жалобы основанием для включения спорного объекта в Перечни послужило не только наименование данного объекта в ЕГРН.
Из технического паспорта здания (изготовленного Городским бюро технической инвентаризации 25.11.1996) следует, что все помещения в нём, как основные (буфет - помещение N 15 на 1 этаже площадью 24,1 кв.м; обеденный зал - помещение N 16 на 1 этаже площадью 67,1 кв.м; обеденный зал - помещение N 1 на 2 этаже площадью 271,8 кв.м; моечная и т.д.) так и вспомогательные, предназначены для использования в качестве объекта общественного питания (т.2 л.д.25-30).
Как указал Комитет, данный технический паспорт получен в порядке межведомственного взаимодействия, являлся актуальным на дату принятия Перечней и был использован при принятии решения о соответствии спорного здания условиям пункта 2 части 4 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания площадь помещений общественного питания составляет 360,3 кв.м (буфет - помещение N 15 на 1 этаже площадью 24,1 кв.м; обеденный зал - помещение N 16 на 1 этаже площадью 67,1 кв.м; обеденный зал - помещение N 1 на 2 этаже площадью 271,8 кв.м) - 24,7 % общей площади здания 1 456,4 кв.м (т.2 т.д.28-30).
Помещение в здании столовой с наименованием "обеденный зал" является конструктивным и характеризующим элементом столовой, в которой фактически оказываются услуги общественного питания, что свидетельствует о предназначении и использовании данного помещения для потребления и реализации продукции общественного питания. Следовательно, площадь указанного помещения правомерно учтена Комитетом при расчёте площади, используемой для размещения объектов общественного питания.
Поскольку площадь помещений для общественного питания превышает 20% общей площади спорного здания, данное здание соответствует условиям пункта 2 части 4 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО (в редакции по состоянию на дату формирования Перечней на 2020-2022 годы) для признания такого здания предназначенного для использования в целях размещения объекта общественного питания.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что функционирование столовых является одним из условий санитарно-курортной и гостиничной деятельности и не относится к оказанию услуг общественного питания как самостоятельной отрасли экономики, отклонены судебной коллегией как несостоятельные.
Между тем, согласно информации с официального сайта общества гостинично-оздоровительный комплекс "Сокол" предлагает услуги проведения торжеств, свадеб, корпоративов, банкетов с возможностью заказать банкетный зал вместимостью до 120 человек (т.1 л.д.57-61). Реклама таких услуг для неопределённого круга лиц указывает на использование спорного объекта как объекта общественного питания.
Данные услуги не относятся к санитарно-курортной деятельности, однако согласуется дополнительными видами деятельности общества (56.10.1 и 56.29).
Также отклонены как несостоятельные доводы заявителя о непроведении фактического обследования спорного здания в целях подтверждения его использования как объекта общественного питания, поскольку спорное здание включено в Перечни не по критерию фактического использования, а по критерию предназначения помещений в таком здании в соответствии со сведениями ЕГРН и технического паспорта.
В апелляционной жалобе общество указывает, что спорное здание не является отдельно стоящим, а представляет собой элемент единого санитарно-оздоровительного комплекса, однако достоверных доказательств в подтверждение указанного довода заявителем в материалы дела не предоставлено.
Письмо публично-правовой компании "Роскадастр" от 23.05.2023 N 9064-01у/201, на которое ссылается общество (т.2 л.д.156), противоречит сведениям технического паспорта здания (изготовленного Городским бюро технической инвентаризации 25.11.1996), содержащего в реестровом деле на спорное здание (т.2 л.д.25-30).
Кроме того, спорное здание стоит на государственном кадастром учёте как самостоятельный объект недвижимости, технический паспорт на него составлен также как на самостоятельный объект недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН на принадлежащем обществу земельном участке с кадастровым номером 64:48:040823:9, помимо спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:040818:1716, находятся ещё 7 самостоятельных объектов недвижимости, каждый из которых имеет своё кадастровый номер (т.2 л.д.65).
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что спорное здание представляет собой элемент единого санитарно-оздоровительного комплекса, опровергнут материалами дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорный объект недвижимости имеет характеристики, предусмотренные федеральным и региональным законодательством как основание для отнесения его к объектам налогообложения налогом на имущество организаций, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость, по критерию, установленному пунктом 2 части 4 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО (в редакции по состоянию на дату формирования Перечней на 2020-2022 годы), а именно - предназначенное в соответствии с ЕГРН и документами технического учёта (инвентаризации) для размещения объектов общественного питания, общая площадь которых составляет не менее 20 % общей площади здания.
Поскольку спорный объект недвижимости правомерно включён Комитетом в Перечни на 2020-2022 годы, оспариваемый отказ Комитета в его исключении из данных Перечней является правомерным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2023 года по делу N А57-19568/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19568/2022
Истец: ООО "Санаторий-профилакторий Сокол"
Ответчик: КУИ г. Саратова
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12489/2023
27.09.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6266/2023
06.06.2023 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19568/2022
11.01.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11377/2022