город Томск |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А45-1902/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-6978/2023) общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центр жилищных услуг" на решение от 06.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1902/2023 (судья Гребенюк Д.В.) по иску закрытого акционерного общества "Управляющая компания "СПАС-Дом" (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 69а, ОГРН 1065405025168, ИНН 5405311268) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центр жилищных услуг" (630047, Новосибирская область, город Новосибирск, тер Горбольницы, д. 2, офис 7, ОГРН 1165476184620, ИНН 5407959199) об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом,
при участии в судебном заседании:
от истца - Гельм А.А. (паспорт, доверенность N 143 от 06.03.2023) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика - Жестовский С.А. (паспорт, доверенность от 20.02.2022) (участие путем присоединения к веб-конференции)
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "СПАС-Дом" (далее - ЗАО "УК "СПАС-Дом", компания, истец) обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центр жилищных услуг" (далее - ООО УО "Центр жилищных услуг", общество, ответчик) об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Залесского, д. 7, а именно:
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
документы (акты) по оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка;
проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома и исполнительные чертежи;
оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
паспорта лифтового хозяйства; протоколы измерения вентиляции.
Решением от 06.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал общество передать компании по акту приема-передачи в течение двух календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда техническую документацию и иные документы, необходимые для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Новосибирск, ул. Залесского,7, а именно:
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
документы (акты) по оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома и исполнительные чертежи;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения и др.
Взыскал с общества в пользу компании государственную пошлину по иску в размере 6 000 рублей, судебную неустойку (астрент) в случае неисполнения решения суда по передаче документации начиная с третьего дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, в размере 500 рублей за каждый день просрочки до момента его фактического исполнения в полном объеме.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, из которой следует: общедомовые приборы учета находятся в нерабочем состоянии и документация на них не может быть восстановлена, т.к. данные приборы учета подлежат замене; восстановление технической документации не приведет к восстановлению рабочеспособного состояния общедомовых приборов учета; документы (акты) о приемке результатов работ в процессе управления многоквартирным домом не составлялись, а, следовательно, не могут быть восстановлены по объективным причинам; ответчиком предприняты все возможные меры к поиску и восстановлению проектной документации и исполнительных чертежей; в адрес истца переданы справки об отсутствии данных документов; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения, являются частью проектной документации.
Истец представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, не согласие с судебным актом в связи с удовлетворением иска частично возражений не заявил.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что общество направило запросы в ресурсоснабжающие организации, и получило ответы, из которых следует, что ОДПУ на холодную воду отсутствует, документы по ОДПУ на электроснабжение у РСО отсутствуют, ответ по ОДПУ на горячую воду и тепловую энергию из РСО не поступил. Кроме того, общество направило запросы во все имеющиеся в г. Новосибирске организации, которые могут хранить проектную документацию и исполнительные чертежи, получены ответы, из которых следует, что такой документации нет.
В обоснование указанному обществом представлены дополнительные доказательства.
Дополнительные доказательства с целью их исследования и оценки, для обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела, протокольным определением от 19.09.2023 приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменных дополнений, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.01.2022 решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новосибирск, Залесского, д. 7, собственники приняли решение о расторжении договора управления с ООО УО "Центр жилищных услуг", о выборе в качестве управляющей организации ЗАО "УК "СПАС-Дом".
Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области был издан приказ N 7221/10 от 18.02.2022 и внесены соответствующие изменения в реестр лицензий Новосибирской области. В соответствии с указанным приказом ГЖИ НСО N 7221/10 от 18.02.2022 с 01.03.2022 управляющая организация ЗАО "УК "СПАС-Дом" приступила к управлению указанным многоквартирным домом.
21.01.2022 компанией в адрес общества было направлено уведомление о принятом собственниками решении о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом, кроме того, к указанному уведомлению была приложена копия протокола N 1 от 17.01.2022.
Управляющей организацией ООО УО "Центр жилищных услуг" по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Новосибирск ул. Залесского, 7 (далее - МКД), техническая документация была передана частично, о чем составлен соответствующий акт передачи технической документации от 15.03.2022.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес общества было направлено письмо исх. N 1315-П от 26.12.2022 с требованием о передаче технической документации в отношении спорного МКД в полном объеме.
Техническая документация в полном объеме не была передана, что послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика отсутствуют правовые основания для удержания спорной технической документации и иных, связанных с управлением МКД документов.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, находит основания для изменения судебного акта, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные, связанные с управлением МКД документы.
Подпунктом "е" пункта 26 Правил N 491 установлено, что в состав иных документов, связанных с управлением МКД, включаются в том числе иные связанные с его управлением документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведен в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170).
Организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил N 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления МКД по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2016 N 303-ЭС16-3028 следует, что поскольку в пункте 21 Правил N 416, установлено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил N 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом. При этом наличие у ранее управлявшей многоквартирным домом организации обязанности по восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей компании и она ее утратила.
Если предыдущая управляющая организация не имела изначально в полном объеме весь перечень документации на многоквартирный дом, то она не должна восстанавливать ее и передавать в новую управляющую организацию (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 N 303-ЭС19-9889).
По общему правилу при рассмотрении исков об истребовании технической документации на многоквартирный дом рекомендуется исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего функции по управлению многоквартирным домом, всей предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с управлением таким домом (пункт 24, 26 Правил N 491, пункт 1.5.1 - 1.5.3 Правил N 170).
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 369 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Учитывая пункты 22, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) и исходя из конкретных обстоятельств дела, суд может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче определенного документа, относящегося к технической документации на многоквартирный дом или иным связанным с управлением таким домом документам, и отказать в удовлетворении искового требования в данной части. Бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче технической документации лежит на ответчике.
В силу части 1 статьи 64 и статьей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статьями 67 и 68 АПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пункт 1.5 Правил N 170 устанавливает, что в состав технической документации длительного хранения входит в том числе, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения).
Правила N 170 является нормативным правовым актом, имеющим общеобязательную силу и подлежащим применению на всей территории Российской Федерации. В силу пункта 1.5.2 Правил N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и так далее.
Необходимость наличия у организации, осуществляющей управление МКД, такого документа, как схема внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения обусловлена требованиями безопасности, предполагающими наличие указанных документов в случае возникновения аварийной ситуации.
Надлежащее управление домом, обеспечение потребителей коммунальными ресурсами, соблюдение требований по качеству оказываемых услуг невозможны без схем внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения. Также управляющая организация при обслуживании и управлении должна понимать и знать обо всех зданиях и сооружениях, находящихся на вверенном ей земельной участке МКД, в том числе для благоустройства, организации охраны, устранения аварийных ситуаций т.п.
Доводы апеллянта в части отнесения истребованных схем внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- и электроснабжения к проектной документации при одновременном отказе в истребовании проектной документации подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку обязанность ответчика передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь избранной организации, которой собственники помещений поручили управление многоквартирным жилым домом, возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию многоквартирных домов, соблюдению прав собственников, схемы, истребованный судом, относятся к документам, без наличия которых надлежащая эксплуатация жилого дома невозможна (Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2023 N 304-ЭС22-26092).
Невыполнение ответчиком стандарта управления, установленного подпунктом "а" пункта 4 Правил N 416, выразившееся в несвоевременном истребовании документов, необходимых для управления, и не проведении мероприятий, направленных на восстановление отсутствующей технической документации, не может являться основанием для возложения на истца обязанности по ее восстановлению (созданию) и квалификации действия ответчика как разумных и добросовестных (статья 10 ГК РФ), обосновывающих объективную невозможность восстановления испрашиваемой документации.
Ответчик в течение длительного периода времени осуществлял управление спорным МКД и при надлежащем исполнении своих законодательно установленных обязанностей мог и должен был восстановить спорную техническую документацию, относящуюся к документации длительного хранения при установлении факта ее отсутствия (пункт 24 Правил N 416).
Дав оценку действиям ответчика с учетом значительного временного периода его управления спорным домом, а так же с точки зрения разумного и добросовестного поведения при инициировании необходимых запросов и писем (статья 10 ГК РФ), апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции в части обязания общества передать компании схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения, которые необходимы для надлежащего, безаварийного управления и эксплуатации МКД.
Относительно истребования проектной документации, связанной со строительством дома.
В соответствии с подпунктом "д" Правил N 491 проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома подлежит передаче при ее наличии, что актуально для домов постройки и введения в эксплуатацию после 01.07.2007, когда введена презумпция наличия проектной документации на дома.
Обязывая ответчика передать проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома и исполнительные чертежи, суд первой инстанции не учел, что указанные документы относящаяся в силу пункта 26 Правил N 416 к иной документации, может быть передана только при ее наличии.
В дополнениях к отзыву (т.1, л.д. 58-60) общество указывает на то, что спорный МКД был построен и сдан в эксплуатацию 1976 году (показатель иного не представлено, спор между сторонами относительно указанного факта отсутствует).
Учитывая, что истцом дата постройки не оспорена, принимая во внимание наличие только типового проекта на жилой дом, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности ответчиком объективной невозможность получения/восстановления указанной документации.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства отсутствия запрашиваемых документов (проектной документации, чертежей и т.д.) (письма ГБУ НСО ГАНО, ППК "Роскадастр", ООО "Проектный институт Новосибгражданпроект", ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" (представлены в электронное дело 18.09.2023)).
При наличии типового проекта на жилой дом, а также документов, разрешающих его ввод в эксплуатацию, у истца как у управляющей компании не создается каких-либо объективных препятствий в управлении жилым домом, в связи с чем в данной части его права не являются нарушенными.
Иного из материалов дела не следует.
Учитывая изложенное, оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче документации в данной части не имеется и апелляционной судом не усматривается.
Относительно документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний, апелляционный суд полагает промерным исключение из обязанности ответчика передать истцу сведения по проведению ремонта, замены, поверки общедомового прибора учета, при этом руководствуется следующим.
Подпунктом а (1) пункта 24 Правил N 491 в состав технической документации включены документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников жилых домов, собственников помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований в указанной части, ссылается на то, что общедомовой прибор учета отсутствует, так как находится в нерабочем состоянии, документация в отношении неработающего ПУ не может быть восстановлена, поскольку ремонт, замену, поверку общедомового прибора учета ответчик при управлении МКД не производил.
Так, из письма МУП г. Новосибирска "Горводоканал" N 13-23891 следует, что спорный МКД не оборудован общедомовым прибором учета холодной воды. Из письма АО "Новосибирскэнергосбыт" N 27773/2023 от 08.08.2023 следует, что запрашиваемые обществом документы не сохранились (представлены в электронное дело 18.09.2023).
Поскольку ремонт, замену, поверку общедомового работающего прибора учета ответчик при управлении МКД не производил (документы отсутствуют), апелляционный суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.
Однако документ на общедомовой прибор учета (паспорт, свидетельство и т.п.), с целью возможности принятия действий новой управляющей компанией по его восстановлению, для передачи необходим.
Довод ответчика об отсутствии в МКД индивидуальных приборов учета в связи конструктивной особенностью МКД доказательствами не подтвержден. Данные сведения необходимы для надлежащего управления и эксплуатации МКД.
Принимая во внимание факт того, что в материалы дела не были представлены доказательства отсутствия ИДПУ в спорном МКД, а равно объективной невозможности предоставления указанных документов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обязании общества передать компании информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
Относительно документов (актов) по оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.
В соответствии с абзацем "б" пункта 24 Правил N 491 документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входят в состав технической документации на многоквартирный дом.
Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика указал, что документы по оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД вопреки действующему законодательству ежемесячно не составлялись и не подписывались с собственниками жилья.
Как пояснил ответчик, причиной не составления актов оказания услуг является не соблюдение ответчиком требований действующего жилищного законодательства.
Учитывая отсутствие указанных актов у ответчика, а равно оснований для их составления в ретроспективном порядке, с учетом мнения представителя истца, апелляционный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда относительно отказа в предоставлении части затребованных документов.
Так, форма градостроительного плана земельного участка после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) впервые была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2005 N 840, соответственно, ответчик не обязан предоставлять истцу данный документ, так как он на момент строительства дома (1976 год) не существовал и не применялся.
Кроме того, в силу пункта 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
Согласно пункту 2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке, регистрации и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 25.06.2019 N 2327, самостоятельным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является тот факт, что заявитель (ответчик) не является правообладателем земельного участка.
Относительно передачи протоколов общего собрания собственников помещений МКД.
В состав иных документов, связанных с управлением МКД, как это предусмотрено подпунктом "д" пункта 26 Правил N 491, включаются, в том числе, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД.
В силу пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1. статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Исходя из системного толкования указанных норм, при отсутствии в законе указаний на иное, следует, что управляющая компания не имеет обязанности по хранению, а соответственно передаче вновь избранной управляющей организации подлинников или копий протоколов общих собраний собственников, решений общих собраний собственников.
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утверждены Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 28.12.2015 N 589/944/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19 февраля 2016 г. N 41149).
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка предоставления информации, содержащейся в системе, осуществляется в автоматическом/автоматизированном режиме в соответствии с правами доступа к системе. Информация предоставляется в электронной форме и является официальной.
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", созданной на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).
При этом доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной записи пользователей ГИС ЖКХ в ЕСИА (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) или уполномоченных представителей пользователей ГИС ЖКХ (для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц).
Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в ГИС ЖКХ, и (или) с использованием иных информационных систем (далее также - ИС) с учетом особенностей, предусмотренных главами VI - IX данного Порядка.
При этом доступ к информации, размещенной в закрытой части ГИС ЖКХ, осуществляется в соответствии с правами доступа к ГИС ЖКХ, предоставленными в ГИС ЖКХ пользователю.
Согласно разъяснениям Минстроя России в Письме от 26.01.2018 N 2486-ЕС/04 "О предоставлении информации в органы государственного жилищного надзора" по вопросу запроса оригиналов протоколов и решений собственников на основании статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане, юридические лица вправе обращаться в орган государственного жилищного надзора с заявлением о предоставлении заверенных копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, истец имеет возможность получить протоколы общих собрания собственников.
Принимая во внимание, что ответчиком в настоящее время не управляет МКД, доступ в системе ГИС ЖКХ к сведениям о МКД у ответчика отсутствует, при наличии у истца такой возможности, в удовлетворении рассматриваемой части исковых требований надлежит отказать.
Кроме того, согласно акту приема-передачи от 15.03.2022 (раздел 8) (т.1, л.д. 25-26) протоколы общих собраний собственников МКД были переданы истцу.
Требования истца об обязании передать протоколы измерения вентиляции (пункт 1.5.3 Правил N 170) правомерно признаны необоснованными, поскольку указанный документ был передан, что подтверждается актом приема-передачи от 01.03.2023.
Учитывая факт того, что паспорт лифтового хозяйства самостоятельно восстановлен истцом и с ответчика взыскана стоимость восстановления в рамках дела N А45-20281/2022, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает проворным удовлетворить требования в части предоставления следующих документов:
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения.
Истцом заявлено требование о взыскании судебной неустойки (астрент) в случае неисполнения решения суда по передаче документации начиная с третьего дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, в размере 3 000 рублей за каждый день просрочки до момента его фактического исполнения в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе потребовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" N 7 от 24.03.2016 (далее - Постановление N 7) разъяснено, что на основании пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Целью института судебной неустойки (астрента) является защита прав кредитора по неденежному обязательству путем присуждения ему денежной суммы на случай неисполнения должником судебного акта в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Судом первой инстанции правомерно установлена соразмерность начисленной неустойки из расчета 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда, учитывая, что соразмерность судебной неустойки в отличие от соразмерности, оцениваемой при снижении неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, определяется исходя из степени сопротивления должника в исполнении обязательства, и, соответственно, присуждается в целях преодоления имеющегося сопротивления и побуждения к исполнению (Определение Верховного Суд РФ от 05.06.2018 N 305-ЭС15-9591).
Судебная неустойка несет в себе публично-правовую составляющую, поскольку она является мерой ответственности на случай неисполнения судебного акта, устанавливаемого судом, в целях дополнительного воздействия на должника.
Вывод суда первой инстанции о размере подлежащей взысканию неустойки, являющейся дополнительной мерой воздействия, мерой стимулирования и косвенного принуждения к исполнению судебного акта, соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан при правильном применении приведенных норм права в их толковании, данном высшей судебной инстанцией.
Суд апелляционной инстанции усматривает основание для изменения решения суда первой инстанции, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку удовлетворено неимущественное требование, на ответчика с учетом положений абзаца 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" относится государственная пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пп. 4 части 1 статьи 270. статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06 июля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1902/2023 изменить в части обязания общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центр жилищных услуг" (ОГРН 1165476184620, ИНН 5407959199) передать закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "СПАС-Дом" (ОГРН 1065405025168, ИНН 5405311268) сведения относительно проведения ремонта, замены, поверки общедомового прибора учета; документы (акты) по оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома и исполнительные чертежи, исключив соответствующие абзацы из резолютивной части решения суда.
В остальном решение от 06 июля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1902/2023 оставить без изменнеия, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центр жилищных услуг" (ОГРН 1165476184620, ИНН 5407959199) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
А.В.Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1902/2023
Истец: ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом"
Ответчик: ООО УО "ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд