город Омск |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А70-8882/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8419/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.07.2023 по делу N А70-8882/2023 (судья Безиков О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (ОГРН 1037200569493, ИНН 7202105344, адрес: 625048, город Тюмень, улица Республики, дом 83а) к индивидуальному предпринимателю Игнатьеву Сергею Геннадьевичу (ОГРНИП 304720330000289, ИНН 720200552530) о взыскании 15 500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за июль 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - заявитель, отделение, ОСФР России по Тюменской области, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Игнатьеву Сергею Геннадьевичу (далее - заинтересованное лицо, ИП Игнатьев С.Г., страхователь) о взыскании 15 500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за июль 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.07.2023 по делу N А70-8882/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Возражая против принятого по делу решения, ОСФР России по Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что определение от 09.08.2022 об отмене судебного приказа взыскателю не поступило, что было обнаружено отделением только при организации проверки полноты внесения в программный комплекс поступивших судебных актов; на основании запроса от 13.04.2023 N 72/2467 Управления персонифицированного учета об отсутствии в программном комплексе "РК АСВ" данных о результатах рассмотрения заявлений о финансовых санкций, в ходе анализа поступивших в ОСФР по Тюменской области судебных приказов и на основании информации, полученной с официального сайта Арбитражного суда Тюменской области, было установлено, что судебный приказ от 03.08.2022 по делу N А70-16386/2022 отменен определением от 09.08.2022.
ОСФР по Тюменской области полагает, что причины пропуска срока обращения в суд являются уважительными, так как с заявлением в суд отделение обратилось непосредственно после обнаружения факта отмены судебного приказа и подготовки необходимого пакета документов.
ИП Игнатьев С.Г. в апелляционной жалобе не соглашается с доводами отделения, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ИП Игнатьев С.Г. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Отделением был выявлен факт нарушения срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М за июль 2021 года, что зафиксировано в акте от 18.11.2021 N 082S18210016740.
По итогам рассмотрения указанного акта и материалов проверки отделением 22.12.2021 вынесено решение N 082S19210018010 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 15 500 руб.
02.08.2022 в арбитражный суд поступило заявление отделения о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций в размере 15 500 руб.
03.08.2022 Арбитражным судом Тюменской области выдан судебный приказ по делу N А70-16386/2022 на взыскание с ИП Игнатьева С.Г. финансовой санкции в сумме 15 500 руб.
09.08.2022 от должника в арбитражный суд поступили документы, содержащие возражения относительно исполнения судебного приказа.
Определением от 09.08.2022 судебный приказ от 03.08.2022, вынесенный Арбитражным судом Тюменской области по делу N А70-16386/2022, отменен.
26.04.2023 заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции со ссылкой на пропуск срока на обращение в суд в удовлетворении заявления отказано.
Полагая решение суда первой инстанции не основанным на нормах права и положениях процессуального законодательства, отделение обратилось в суд апелляционной инстанции с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из преамбулы Федерального закона N 27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" управление является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 2.2 статьи 11 указанного выше Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что страхователи ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляют в органы пенсионного фонда соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (с 30.05.2021 указанные формы утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) за непредставление данных сведений к страхователю могут быть применены финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В силу части 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании части 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда России N 2 от 17.07.2019, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ ) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").
К отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57) при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
С учетом правового подхода, изложенного в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, в отношении срока давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа является допустимым применение по аналогии закона пункта 3 статьи 48 НК РФ, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В случае отмены судебного приказа, выданного органу пенсионного фонда по требованию о взыскании со страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя - сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, шестимесячный срок на обращение органа в арбитражный суд с соответствующим требованием начинает течь заново - со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, как указано выше, в настоящем случае, судебный приказ от 03.08.2022, вынесенный Арбитражным судом Тюменской области по делу N А70-16386/2022, отменен определением от 09.08.2022, с настоящим заявлением отделение обратилось в суд первой инстанции 26.04.2023.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения с соответствующим заявлением в суд, установленный статьей 48 НК РФ, заявителем пропущен.
Как следует из процессуальной позиции заявителя, отделение полагает, что в настоящем случае имеются основания для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку определение от 09.08.2022 об отмене судебного приказа взыскателю не поступило.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными, на основании следующего.
В силу части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. По общему правилу арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено АПК РФ (абзац 2 части 1 статьи 121 АПК РФ)
Также положения части 6 статьи 121 АПК РФ обязывают лиц, участвующих в деле, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, возлагая на участников судебного процесса риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.
В приказном производстве первым судебным актом является судебный приказ, который на следующий день после его выдачи был размещен на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, 04.08.2022 судебный приказ был направлен в адрес должника, которым 09.08.2022 представлены возражения, послужившие основанием для отмены судебного приказа.
Поскольку все судебные акты по делу N А70-16386/2022 своевременно были размещены в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел", суд полагает, что заявитель имел реальную возможность с ними ознакомиться.
Согласно части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ в рамках гарантируемой арбитражным процессуальным законодательством состязательности арбитражного процесса лицам, участвующим в деле, предоставлены процессуальные права, позволяющие полноценно участвовать в арбитражном процессе по делу. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Поскольку в настоящем случае соблюдение срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций находилось в пределах контроля ОСФР по Тюменской области, которое, зная о существовании установленного законодательством срока для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, не приняло своевременных мер для взыскания указанной задолженности в установленном порядке, причины пропуска срока на обращение в суд не могут быть признаны уважительными.
Пропуск срока подачи заявления о взыскании финансовых санкций является основанием для отказа в удовлетворении соответствующих требований.
Оставив без удовлетворения требования фонда, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы заявителя отклоняются как не основанные на нормах права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ОСФР России по Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат, поскольку заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.07.2023 по делу N А70-8882/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8882/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области
Ответчик: ИП Игнатьев Сергей Геннадьевич