город Омск |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А70-8615/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Брежневой О.Ю., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9169/2023) общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная фирма "Стар" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2023 по делу N А70-8615/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная фирма "Стар" (ИНН 7203536174 ОГРН 1227200005944, адрес: 625016, город Тюмень, улица Александра Логунова, дом 11 корпус 3, офис 18) к Администрации городского округа город Тюмень (ИНН 7201001092 ОГРН 1027200865284, адрес: 625036 город Тюмень, улица Первомайская дом 20) и к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (ИНН 7202029213 ОГРН 1027200857980, адрес: 625002 город Тюмень, улица Орджоникидзе, дом 24), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Тюменской области (ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792, адрес: 625002, город Тюмень, улица Сакко, 30/1), о признании незаконным отказа администрации города Тюмени в предоставлении муниципальной услуги от 19.04.2023 N14-47- 374/23, и об обязании Администрации города Тюмени и Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени в течение пяти рабочих дней, с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда, внести изменения в разрешение на строительство от 09.04.2013 NRU72304000-104-pc в соответствии с заявлением от 13.04.2023 N GUS32023470101329083,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная фирма "Стар" - Бутакова Юлия Геннадьевна по доверенности от 31.12.2022 сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная фирма "Стар" (далее - заявитель, ООО "ПСФ "СТАР", общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации городского округа город Тюмень (далее - Администрация) и к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее - Департамент) о признании недействительным отказа Администрации в предоставлении муниципальной услуги от 19.04.2023 N 14-47-374/23 и об обязании Администрации и Департамента в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда, внести изменения в разрешение на строительство от 09.04.2013 N RU72304000-104-pc в соответствии с заявлением от 13.04.2023 N GUS32023470101329083.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент имущественных отношений, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2023 по делу N А70-8615/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ссылка в отказе Администрации на положения пункта 3 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) неправомерна, так как строительство закончено до 09.03.2020 в пределах срока действия договора аренды; построенный объект капитального строительства заявителя соответствует требованиям к строительству, что подтверждается представленным в материалы дела актом управления Госстройнадзора по Тюменской области Главного управления строительства по Тюменской области от 28.04.2023; ООО "ПСФ "СТАР" полагает, что пункт 3 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ применяемый с частью 21.7 статьи 51 ГрК РФ не имеет отношение к спорным правоотношениям, так как земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:45 не является вновь образованным земельным участком либо предметом раздела, перераспределения или выдела из него новых земельных участков.
ООО "ПСФ "СТАР" утверждает о том, что местные нормативы градостроительного проектирования города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243 вступили в силу с 01.01.2015, не имеют обратной силы, не применялись для разработки проектной документации 1997 года шифр 0004-97-7.1 и выдачи органом местного самоуправления разрешений на строительство NN 3802 от 25.10.2022, RU 72304000- 104-рс от 09.04.2013, а равно не применяются для ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию в силу прямого действия нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ); при подготовке проектной документации на основании архитектурно-планировочных заданий, правила пункта 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ не применяются, а проверка документации производится на её соответствие разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.
Администрация в возражениях на жалобу с доводами общества не согласилась, просила оставить обжалуемое решение без изменения.
От ООО "ПСФ "СТАР" поступили возражения на отзыв Администрации.
Департамент, Администрация, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, в связи с чем в на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ПСФ "СТАР" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, заслушав представителя ООО "ПСФ "СТАР", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "ПСФ "СТАР" обратилось в Администрацию с заявлением от 13.04.2023 N GUS32023470101329083 о внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства "секция 7.1 1-я очередь строительства здания многофункционального назначения ГП-7" на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:45.
20.04.2023 на электронную почту заявителя от Администрации поступил отказ от 19.04.2023 N 14-47-374/23 в предоставлении муниципальной услуги.
Отказ мотивирован положениями части 7, 21.14, 21.15 статьи 51 ГрК РФ, пункта 2.21 Административного регламента представления муниципальных услуг по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи с продлением срока действия такого разрешения), выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 N 101-пк (далее - Административный регламент N 101-пк), решением Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243 "О местных нормативах градостроительного проектирования города Тюмени".
Считая отказ Администрации незаконным, ООО "ПСФ "СТАР" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции заявление ООО "ПСФ "СТАР" оставлено без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Порядок выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства регламентирован статьей 51 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 ГрК РФ.
Пунктом 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок.
Часть 21.14 статьи 51 ГрК РФ установлено, что срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.
Основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство установлены частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ.
Пункт 1 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство может выступать отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.
Как следует из материалов настоящего дела, одним из оснований для отказа ООО "ПСФ "СТАР" во внесении изменений в разрешение от 09.04.2013 N RU72304000-104-рс на строительство объекта капитального строительства явились выводы административного органа о том, что обществом не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок.
Администрация указала на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:45 принадлежал ООО "ПСФ "Стар" на праве аренды с 19.05.2017 по 09.03.2020 в соответствии с договором от 10.03.2017 N 23-20/3428 аренды земельного участка, заключенным с Департаментом имущественных отношений Тюменской области. Согласно сведениям, полученным в рамках процедуры межведомственного взаимодействия от Департамента имущественных отношений Тюменской области, срок действия договора аренды земельного участка истек.
Оценивая материалы дела, суд первой инстанции признал данное основание отказа обоснованным, также указав на то, что постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.2021 по делу А70-10778/2020 установлено, что договор аренды от 10.03.2017 N 23-20/3428 заключен Департаментом на условиях однократности для завершения строительства собственником объекта незавершенного строительства. С 10.03.2020 договор аренды прекратил свое действие, новых договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:45 между ООО "ПСФ "Стар" и Департаментом не заключалось.
В апелляционной жалобе ООО "ПСФ "Стар" оспаривает выводы суда, полагает, что представления правоустанавливающих документов на земельный участок не требовалось по причине того, что строительство объекта было закончено до 09.03.2020 (в пределах срока действия договора аренды).
Отклоняя доводы ООО "ПСФ "Стар", суд апелляционной инстанции расценивает их в качестве неподтвержденных.
В соответствии с частью 16 статьи 54 ГрК РФ после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 49 постановления Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 16 ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
В материалы дела представлен акт выездной внеплановой проверки от 28.04.2023 N 287пл, из которого следует, что Главное управление строительства Тюменской области при осмотре объекта капитального строительства: "секции 7.1 (1-я очередь строительства здания многофункционального назначения ГП-7)" его несоответствие параметрам, указанным в разрешении на строительство N RU72304000-104-pc от 09.04.2013, в части кратких проектных характеристик указанных в разрешении: этажность здания 7-8 (фактически 5-6), строительный объем - 25 892 м3 (фактически 21 371 м3), общая площадь здания - 5 635м2 (фактически 4 345м2). Фактические характеристики указаны в проектной документации после корректировки), получившей положительное заключение экспертизы "Здание многофункционального назначения, ГП7 в квартале улиц: Севастопольская-Рижская-Пржевальского. Секция 7.1. I -я очередь строительства. Внесение изменений (корректировка)" N 72-2-1-2-024467-2020 от 16.06.2020 ООО "АкадемЭкспертиза".
Доказательств того, что строительство было закончено ранее, о чём сообщалось контролирующему органу в целях осуществления проверки в соответствии с частью 16 статьи 54 ГрК РФ, заявителем в материалы дела не представлено.
В качестве второго основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства, предусмотренного частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ, в письме Администрации от 19.04.2023 N 14-47-374/23 было указано на нарушение нормативов градостроительного проектирования (нехватка парковочных мест).
Судом первой инстанции было указано на то, что согласно пункту 2.2.4.1 градостроительного плана земельного участка от 22.10.2012 N RU72304000-705 с кадастровым номером 72:23:0219002:45 расчет парковочных мест необходимо выполнять с учетом местных нормативов градостроительного проектирования города Тюмени. В соответствии с действующими Местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243, для ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства необходимо 188 мест размещения транспортных средств (парковочные места). Проектной документацией заказчика предусмотрено размещение 86 мест на открытых и закрытых стоянках. Дефицит парковочных мест составляет 102 места.
В апелляционной жалобе ООО "ПСФ "СТАР" ссылается на то, что местные нормативы градостроительного проектирования города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243, вступили в силу с 01.01.2015, не имеют обратной силы, не применялись для разработки проектной документации 1997 года шифр 0004-97-7.1 и выдачи органом местного самоуправления разрешений на строительство NN 3802 от 25.10.2022, RU 72304000-104-рс от 09.04.2013, а равно не применяются для ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию в силу прямого действия нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции признает указанный довод заявителя обоснованным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 169-ФЗ) градостроительные нормативы применяются для подготовки архитектурного проекта и для получения на его основе разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ до установления формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется. Подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом N 169-ФЗ. Правила пункта 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.
Как обоснованно указано ООО "ПСФ "СТАР", местные нормативы градостроительного проектирования города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243, вступили в силу с 01.01.2015 и не применялись для разработки проектной документации 1997 года шифр 0004-97-7.1 и выдачи органом местного самоуправления разрешений на строительство NN 3802 от 25.10.2022, RU 72304000-104-рс от 09.04.2013.
Между тем с учетом того, что судом было признанно обоснованным первое основание для отказа (пункт 1 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ), суд апелляционной инстанции полагает, что Администрацией было правомерно отказано заявителю во внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2023 по делу N А70-8615/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8615/2023
Истец: ООО "Проектно-строительная фирма "Стар"
Ответчик: Администрация городского округа город Тюмень, ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департмент имущественных отношений Тюменской области