город Москва |
|
3 октября 2023 г. |
дело N А40-219956/23 |
Резолютивная часть постановления от 25.09.2023.
Полный текст постановления изготовлен 03.10.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рассвет"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2023 по делу N А40-219956/22
по заявлению ООО "Рассвет"
к Министерству энергетики Российской Федерации
третье лицо - АО "Транснефть-Приволга"
о признании незаконной документации;
при участии:
от заявителя - Гончаров В.П. по доверенности от 08.08.2022;
от заинтересованного лица - Асланова А.А. по доверенности от 22.08.2023;
от третьего лица - Староверова В.Е. по доверенности от 28.04.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2023 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) в удовлетворении заявленных ООО "Рассвет" требований о признании незаконной документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду800. Волгоградское РНУ. Реконструкция" (проект планировки территории и межевания территории), утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.11.2021 N 1209 "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция", в части, предусматривающей включение в документацию по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду800. Волгоградское РНУ. Реконструкция" (проект планировки территории и межевания территории) земельных участков с кадастровыми номерами 61:30:0600004:899, 61:30:0600004:6143, 61:30:0600004:3247, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес: Ростовская область, Песчанокопский район, принадлежащие на праве собственности ООО "Рассвет", отказано.
ООО "Рассвет" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует АО "Транснефть-Приволга".
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Рассвет" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 61:30:0600004:899, 61:30:0600004:6143, 61:30:0600004:3247, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес: Ростовская область, Песчанокопский район, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
АО "Транснефть-Приволга" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ООО "Рассвет" (дело N А53-16396/2022) об установлении сервитута на земельных участках ООО "Рассвет" с целью размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция".
Срок установления сервитута с 17.04.2023 по 27.06.2025.
Из содержания заявления следует, что обществом запланировано выполнение работ по реконструкции объекта трубопроводного транспорта федерального значения магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция" и в обоснование требований общество ссылается на то, что границы частей земельного участка, необходимые для реализации объекта установлены в соответствии с планом границ сервитута на кадастровом плане территории (Приложение N 8) и соответствуют документации по планировке территории, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.11.2021 N 1209 для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения магистральный нефтепровод "Куйбыш Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция" (Приложение N 15)".
Из пояснений заявителя следует, что предметом исковых требований являются те же самые границы земельного участка, которые утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.11.2021 N 1209 "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1.106,5 км. - 1.193 км. Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция".
По мнению заявителя, документация по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения не соответствует требованиям п. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12.12 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 16(2) постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2017 N 884, распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 4.5.8 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 Министерство энергетики Российской Федерации утверждает документацию по планировке территории, предназначенную для размещения объектов трубопроводного транспорта федерального значения.
Согласно подп. 3 п. 2.1, п.п. 2.2 и 2.4 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 14.01.2021 N 7 "О распределении обязанностей между заместителями Министра энергетики Российской Федерации", действующему на момент вынесения приказа N 1209, заместитель министра организует и координирует осуществление полномочий Министерства, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в пределах компетенции Министерства по направлению градостроительной и земельной политики, включая вопросы территориального планирования и размещения объектов ТЭК; имеет право подписи приказов Министерства; вправе исполнять обязанности министра во время его отсутствия в случае издания соответствующего приказа.
В соответствии с подп. 9 п. 31 Инструкции по делопроизводству Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденной приказом Минэнерго России от 23.03.2009 N 78 приказы подписывает министр или заместитель министра в соответствии с распределением обязанностей.
Согласно п. 1.9 Регламента Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденного приказом от 20.11.2008 N 213 министр энергетики Российской федерации распределяет обязанности между своими заместителями, приказом предоставляет им соответствующие полномочия.
Согласно п. "а" ч. 1 приказа от 14.04.2021 N 269 заместителю министра энергетики Российской Федерации предоставлено право подписи приказов о подготовке Документации по планировке территории, предназначенной для размещения объектов трубопроводного транспорта и энергетики федерального значения, и об утверждении задания на подготовку документации по планировке территории, а также об утверждении документации по планировке территории.
Заявителем указано на то, что в Приложении 1 к Схеме территориального планирования не указан адрес проведения работ: Песчанокопский район Ростовской области, в связи с чем у заместителя министра Грабчака Е.П не имелось правовых оснований для утверждения Документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 Кодекса.
Согласно ч. 12 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку документации по планировке территории, в случаях, предусмотренных ч. ч. 2, 3.2 ст. 45 названного Кодекса, на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 Кодекса, в течение 20 рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Согласно ч. 2 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения.
По мнению заявителя, в случае отсутствия объекта в схеме территориального планирования АО "Транснефть - Приволга" не имело права разрабатывать Документацию по планировке территории, а Министерство утверждать Документацию по планировке территории, утвержденную приказом N 1209.
Информация об объекте размещена под порядковым номером 700 в таблице "строящиеся и реконструируемые объекты магистральных нефтепроводов" книги 1 материалов по обоснованию схемы территориального планирования (ссылка https://fgistp.economy.gov.RU/lk/#/document-show/281967, скриншот и выписка из материалов прилагаются).
На момент вынесения приказа N 1209 информация об объекте размещена в таблице под порядковым номером 848 книги 1 материалов по обоснованию схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.
Таким образом, в связи с тем, что информация об объекте размещена в таблице книги 1 материалов по обоснованию схемы территориального планирования, довод заявителя об отсутствии в схеме территориального планирования объекта является несостоятельным.
Вместе с тем, в рамках дела N А09-2134/2021 рассмотрен спор об установлении частного сервитута в отношении земельных участков, в отношении которых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.04.2022 N 382 установлен публичный сервитут для использования земель и земельных участков в целях реконструкции и эксплуатации магистрального нефтепровода федерального значения "магистральный нефтепровод "Унеча - Мозырь-2". Реконструкция на участке 10 - 35 км", для реконструкции и эксплуатации Магистрального нефтепровода "Унеча Мозырь-2" (объект N 2).
В обоснование установления частного сервитута АО "Транснефть - Дружба" ссылалось на документацию по планировке территории, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 18.11.2019 N 1235, который указан в преамбуле приказа от 29.04.2022 N 382.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2022 удовлетворены требования АО "Транснефть - Дружба" об установлении права ограниченного пользования в виде частного сервитута для проведения строительно-монтажных работ по объекту N 2 с 27.08.2021 по 13.10.2022, поскольку действующее законодательство не запрещает установление на одном земельном участке частного и публичного сервитута.
Таким образом, довод заявителя о том, что Документацией по планировке территории, утвержденной приказом N 1209 незаконно установлены границы земельного участка для установления в судебном порядке по заявлению АО "Транснефть-Приволга" частного сервитута, подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции рассмотрено требование о признании незаконным приказа N 1209 с нарушением подсудности, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как данный вопрос судом рассмотрен ранее (постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 определение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 о передаче дела N А40-219956/2022 по подсудности в Московский городской суд отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции).
Довод заявителя о том, что приказ N 1209 не вступил в законную силу, поскольку Министерством энергетики Российской Федерации не соблюдена процедура опубликования документации по планировке территории, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данный вопрос являлся предметом рассмотрения по делам N А40-175160/2022, N А40-220897/2022 и установлено отсутствие нарушений.
Остальные доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2023 по делу N А40-219956/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219956/2022
Истец: ООО "РАССВЕТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31891/2023
03.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52363/2023
20.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-219956/2022
17.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23956/2023
16.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-87436/2022