г. Самара |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А72-4624/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2023 года в помещении суда апелляционную жалобу Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2023 года по делу N А72-4624/2023 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Галактика", г. Ульяновск (ОГРН: 1167325073068, ИНН: 7327080737)
к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН: 1137325000064, ИНН: 7325118223)
о признании недействительным решения от 05.04.2023 N ЛУМД-20230320-12333963661-4 об отказе в предоставлении услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Галактика" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области с заявлением:
- о признании недействительным решения от 05.04.2023 N ЛУМД-20230320-12333963661-4 об отказе в предоставлении услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами",
- о возложении обязанности на Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области продлить обществу с ограниченной ответственностью "УК Галактика" срок действия лицензии на управление многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 05.04.2023 N ЛУМД-20230320-12333963661-4 об отказе в предоставлении услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Суд обязал Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в установленном законом порядке продлить срок действия лицензии N 073-000175 от 27.12.2016 на осуществление обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Галактика" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что в рассматриваемом случае наличие установленных законом оснований для отказа в продлении срока действия лицензии достоверно доказано и установлено Агентством в ходе оказания государственной услуги. Агентство указывает, что каждый факт несоблюдения обществом лицензионного требования к размещению информации в ГИС ЖКХ достоверно доказан имеющимися в материалах документарной оценки скриншотами страниц сайта ГИС ЖКХ.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Галактика" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.12.2016 Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области заявителю выдана лицензия N 073-000175 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Срок действия лицензии установлен до 01.06.2023.
18.03.2023 ООО "УК Галактика" обратилось в Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области с заявлением о продлении срока действия лицензии по управлению многоквартирными жилыми домами.
20.03.2023 Агентством по заявлению "УК Галактика" вынесено решение о принятии к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов, 21.03.2023 решение о проведении документарной оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
По результатам проведенной Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области документарной оценки, оформленной оценочным листом от 04.04.2023 и актом документарной оценки от 04.04.2023 N 53, установлено несоответствие "УК Галактика" лицензионным требованиям, предусмотренным "Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, приказ Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016 "Об информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и ч. 10.1 статьи 161, п.6.1 ч.1 ст. 193 Жилищного Кодекса РФ.
05.04.2023 Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области приняло решение N ЛУМД-20230320-12333963661-4 об отказе в предоставлении услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
07.04.2023 Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области приняло распоряжение N 12-Л об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Не согласившись с решением об отказе в продлении срока действия лицензии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 192 ЖК РФ.
Согласно подпункту 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами регулируется разделом 10 Жилищного Кодекса РФ.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена.
Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Статьей 193 ЖК РФ установлены следующие лицензионные требования:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее предоставленной лицензиату, соискателю лицензии;
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее по тексту - Положение N1110).
В силу подпункта "д" пункта 4(1) Положения N 1110 грубым нарушением лицензионных требований признается нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
В силу пункта 17 Положения N 1110 заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проведения документарной оценки в отношении лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 -6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в"-"д" пункта 4(1) настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки.
Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
Административная процедура оказания государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии предусмотрена приказом Агентства от 07.07.2021 N 8-п "Об утверждении Административного регламента предоставления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ульяновской области" (далее по тексту - Административный регламент").
В соответствии с пунктом 2.3.1 Административного регламента результатом (результатами) предоставления государственной услуги в части продления срока действия лицензии являются:
- уведомление о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее -уведомление о продлении срока действия лицензии);
- уведомление об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее -уведомление об отказе в продлении срока действия лицензии) с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе оценки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, реквизиты акта оценки лицензиата;
- выписка (в случае, если в заявлении о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - заявление о продлении срока действия лицензии) лицензиат указал на необходимость получения выписки).
Документом, содержащим решение о предоставлении государственной услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат предоставления государственной услуги, является соответствующее распоряжение Агентства (п.2.3.2 Административного регламента).
Согласно п.2.8.4 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по запросу о продлении срока действия лицензии являются:
1) установленное в ходе проверки заявления о продлении срока действия лицензии несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 -6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также наличие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4.1 Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки;
2) наличие в представленном лицензиатом заявлении о продлении срока действия лицензии недостоверной или искаженной информации;
3) несоблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии (заявление о продлении срока действия лицензии подается в Агентство не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии).
Материалами дела подтверждается, что 18.03.2023 ООО "УК Галактика" обратилось в Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области с заявлениями о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в установленный законом срок.
Согласно Акту документарной оценки соответствия N 53 от 04.04.2023, при рассмотрении заявления ООО "УК Галактика" от 18.03.2023 Агентством установлено, что в информационной системе ГИС ЖКХ не размещена необходимая информация по находящимся в управлении Общества многоквартирным домам.
В ходе изучения официального сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/#l/mam установлено следующее:
- не размещена информация о договорах на выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, заключенных со специализированными организациями (ул. Средний Венец д. 23а, пр. Гая д. 19) (п. 3.6 Раздела 10 Приказа 114/пр);
- не размещена информация об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению многоквартирным домом (Московское шоссе д. 102) (п. 3.2 Раздела 10 Приказа 114/пр);
- не размещена информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Московское шоссе д. 102) (п. 3.3 Раздела 10 Приказа 114/пр).
- не размещена информация об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению многоквартирным домом за 2020-2023 гг. (в том числе период, на который сформирован перечень оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом; вид и наименование оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом; стоимость оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом (при определении такой стоимости собственниками помещений в многоквартирном доме)) по МКД N 126 по ул. Красноармейская г.Ульяновска (пп. 3.2,-3.2.3 разд. 10 приказа N 74/114пр);
- не размещена информация о договоре на выполнение работ в целях надлежащего содержания систем лифтового оборудования, заключенного со специализированной организацией по МКД N 143 к. 2 по ул. Радищева г. Ульяновска (п. 3.6 Раздела 10 Приказа 114/пр);
- не размешена информация о размере платы за содержание жилого помещения за период 2020-2023 гг. (пп. 7.1.1.-7.1.3. разд. 10 приказа N 74/114пр);
- не указаны сведения об общей площади нежилых помещений, за исключением помещений общего пользования, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме N 42 по 2-му пер. Брянскому г. Ульяновска (пп. 2.1.14.2., 2.1.14.3 разд. 10 приказа N 74/114пр);
- не размещены акты выполненных работ (подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) за период с 04.2020 по 02.2023 по многоквартирному дому N 42 по 2-му пер. Брянскому г. Ульяновска, N126 по ул. Красноармейская г. Ульяновска ( пп. 3.5.4 разд. 10 приказа N 74/114пр);
- не размещена информация о решении собственников помещений в многоквартирном доме N 42 по 2-му пер. Брянскому г. Ульяновска по вопросам, поставленным на голосование (п.19.4 разд. 10 приказа N741/114пр);
- не размещена информация о состоянии расчетов управляющей организации с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 42 по 2-му пер Брянскому (ООО "Волга-Лифт", ООО "Безопасность в промышленности", ООО "Промсервис-У", ООО "Гринлайн") (п.п. 9-9.1 разд 10 приказа N 74/114 пр);
- не размещен отчет, об исполнении договора управления многоквартирным домом по МКД N 71 по ул. Рябикова, 5 по ул. Пожарского, N94 по ул. Радищева, N6 по ул. Минаева (за 2018 г, за 2019 г.) (п. 15.3 раздела 10 Приказа N 114/пр);
- не размещена информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 19 раздела 10 Приказа N 114/пр) (МКД NN 71 по ул. Рябикова, 5 по ул. Пожарского);
- не размещена информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ: (п. 3.2 Раздела 10 Приказа Минстроя N 114/пр) (перечень с 01.07.2022-01.04.2023 гг не размещен) (N6 по ул. Минаева, N94 ул. Радищева, N126 по ул. Красноармейская);
- акты приемки выполненных работ (п. 3.6.7. раздела 10 Приказа N 114/пр) (размещение с нарушением срока размещения информации: не позднее 7 дней со дня подписания документов) (ул. Рябикова д. 71, ул. Пожарского д. 5, ул. Радищева д. 94, ул. Минаева д. 6);
- не размещена информация об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению многоквартирным домом за 2020-2023 гг. (в том числе период, на который сформирован перечень оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом; вид и наименование оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом; стоимость оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом (при определении такой стоимости собственниками помещений в многоквартирном доме)) (пп. 3.2. -3.2.3 разд. 10 приказа N 74/114пр) (ул. Красноармейская д. 126).
Кроме того, в ходе проверки Агентством установить заключался ли ООО "УК Галактика" договор о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования не представилось возможным. Информация о договорах на выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, заключенных со специализированными организациями, в ГИС ЖКХ не размещена.
Согласно пункту 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней утверждены приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней". Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утверждены приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Порядок N 74/114/пр).
В соответствии с пп. "г" п. 31 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать путем размещения на постоянной основе на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Состав информации, размещаемой в ГИС ЖКХ ресурсоснабжающими организациями, а также периодичность и сроки ее размещения, регламентированы разделом 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр.
Согласно разделу 10 Порядка N 74/114/пр "Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами" содержит обширную группу сведений.
Как указано в п.6.1 ст.193 ЖК РФ, лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Материалами дела подтверждается, что информация об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению многоквартирным домом (Московское шоссе, д. 102) размещена в двух разделах государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства: в разделе "Договоры управления" и в разделе "Перечни работ и услуг за период с ноября 2021 г. по октябрь 2022 г. и с ноября 2022 г, по октябрь 2023 г.". В разделе "Договоры управления", который находится в разделе "Объекты управления", размещён договор управления многоквартирным домом N 102 по ул. Московское шоссе г. Ульяновска. Договор управления многоквартирным домом N 102 по ул. Московское шоссе г. Ульяновска содержит информацию об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и управлению многоквартирным домом (Приложение N 2 к договору "Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и их стоимость").
Информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объёме, о качестве и периодичности (сроках их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ (перечень с 01.07.2022-01.04.2023 гг. не размещен) (N 6 по ул. Минаева, N 94 по ул. Радищева) размещена в двух разделах государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства: в разделе "Договоры управления" и в разделе "Перечни работ и услуг".
По не размещению информации по МКД N 126 по ул. Красноармейская г. Ульяновска заявитель пояснил следующее: размещение кадастрового номера в системе ГИС ЖКХ выгружается по многоквартирным домам из иных источников и реестров, и к внесению изменений в данные подразделы доступ у УК ограничен. МКД N 126 по ул. Красноармейская г. Ульяновска без указания корректного кадастрового номера числится жилым без статуса многоквартирного, что препятствует размещению информации ООО "УК Галактика". Оператором ГИС ЖКХ разработана инструкция по размещению кадастровых номеров в ГИС ЖКХ. Согласно пункту 7 данной инструкции по размещению кадастровых номеров в ГИС ЖКХ в случае, если кадастровый номер не найден в информации из Росреестра в ГИС ЖКХ, то необходимо направить заявку в техподдержку ГИС ЖКХ. О данной проблеме ООО "УК Галактика" неоднократно сообщало в службу поддержки ГИС ЖКХ, однако до настоящего момента проблема так и не разрешена. Информация о перечне работ и услуг, которые ООО "УК Галактика" оказывает в рамках договора управления многоквартирным домом N 126 по ул. Красноармейская г. Ульяновска, размещена вместе с договором управления в разделе "Договоры управления".
На дату принятия судом решения информация о размере платы за содержание жилого помещения за период 2020-2023 гг. размещена в системе ГИС ЖКХ по всем многоквартирным домам, находящимся под управлением ООО "УК Галактика", кроме МКДN 126 по ул. Красноармейская г. Ульяновска. Кроме того, сведения о размере платы за услуги содержатся также в протоколах общих собраний и договорах управления, опубликованных в установленном порядке
В МКД N 42 по 2-ому пер. Брянский г. Ульяновска нежилые помещения отсутствуют. Доказательства, подтверждающее иное суду не представлены. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что информация об общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме N 42 по 2-ому пер. Брянский г. Ульяновска в ГИС ЖКХ не подлежит размещению.
По многоквартирному дому N 42 по 2-ому пер. Брянский г. Ульяновска акты выполненных работ, за период с апреля 2020 по февраль 2023 ООО "УК Галактика" размещены в ГИС ЖКХ.
Решения собственников помещений в многоквартирном доме N 42 по 2-ому пер. Брянский г. Ульяновска отражены в протоколах общих собраний, проводимых в данном многоквартирном доме. На дату принятия судом решения протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме N 42 по 2-ому пер. Брянский г. Ульяновска размещены в ГИС ЖКХ.
Отчеты об исполнении договора управления многоквартирным домом по МКД N 71 по ул. Рябикова, 5 по ул. Пожарского, N 94 по ул. Радищева, N 6 по ул. Минаева не размещены в ГИС ЖКХ в связи с их фактическим отсутствуем.
Информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 71 по ул. Рябикова, д. 5 по ул. Пожарского на сайте не размещалась, однако протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном размещены в разделе "Голосование". Инициатором проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Пожарского являлся собственник квартиры N 4 Костина Нина Петровна, что подтверждается размещенным протоколом N 2 от 22.12.2018.
Протоколом N 1 от 28.06.2018 утвержден порядок уведомления собственников помещений многоквартирного дома N 71 по ул. Рябикова г. Ульяновска о предстоящих общих собраниях и их результатах путем размещения данной информации на досках объявлений или информационных стендах на первом этаже каждого подъезда многоквартирного дома (вопрос 5). Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что сообщения о проведении общего собрания были размещены на стендах в подъездах. Жалобы от собственников по данному вопросу не поступали.
Из материалов следует, что ООО "УК Галактика" заключен договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования на многоквартирном доме N 23А по ул. Средний Венец г. Ульяновска N 18434 от 20.03.2020 с ООО "РУСПРОМГАЗ". По МКД N23А по ул. Средний Венец г. Ульяновска по результатам проведения услуги по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования ООО "РУСПРОМГАЗ" было выдано заключение.
Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 18434 от 20.03.2020 с ООО "РУСПРОМГАЗ" размещался ООО "УК Галактика" в систему также как и Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 1834 от 24.05.2022 с ООО "РУСПРОМГАЗ". Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 1834 от 24.05.2022 с ООО "РУСПРОМГАЗ" в системе имеется, однако договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 18434 от 20.03.2020 в системе отсутствует.
Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования на многоквартирном доме N 19 по проспекту Гая г. Ульяновска не заключался, поскольку техническое диагностирование на данном многоквартирном доме проводилось ООО "ГазСервис" в 2020 году. Техническое диагностирование ВДГО проводится по окончании сроков эксплуатации такого оборудования, с периодичностью один раз в 5 лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении такого оборудования.
ООО "УК Галактика" заключен договор N 3123-002-61/1 от 01.06.2018 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов. Дополнительным соглашением N 4 к договору N 3123-002-61/1 от 01.06.2018 в данный договор был включен многоквартирный дом 23А по ул. Средний Венец г. Ульяновска, дополнительным соглашением N 13 к договору N 3123-002-61/1 от 01.06.2018-Гая, 19.
ООО "УК Галактика" заключены:
- договор на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования МКД N 39 по ул. Октябрьская, N 122 по ул. Ленина и N 33/2 по ул. Карла Маркса г. Ульяновска с ООО "ПГС" от 30.09.2022;
- договор N 3123-002-61/1 от 01.06.2018 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов. Дополнительным соглашением N 21 к договору N 3123-002-61/1 от 01.06.2018 в данный договор был включен многоквартирный дом N39 по ул. Октябрьская г. Ульяновска;
- договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудованиях" 18434 от 01.03.2023 с ООО "РУСПРОМГАЗ" на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования МКД N 122 по ул. Ленина г. Ульяновска;
- договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 18434 от 24.05.2022 с ООО "РУСПРОМГАЗ" на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования МКД N 17/2А по проспекту Гая г. Ульяновска. По МКД N17/2А по проспекту Гая г. Ульяновска по результатам проведения услуги по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования ООО "РУСПРОМГАЗ" было выдано заключение и эксплуатационный паспорт. Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 1834 от 24.05.2022 с ООО "РУСПРОМГАЗ" размещен в системе ГИС ЖКХ, что подтверждается скриншотами.
- договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования N 18434 от 03.10.2022 с ООО "РУСПРОМГАЗ" на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования МКД N 33/2 по улице Карла Маркса г. Ульяновска, N 39 по ул. Октябрьская г. Ульяновска. По данным многоквартирным домам по результатам проведения услуги по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования ООО "РУСПРОМГАЗ" было выдано заключение и эксплуатационный паспорт.
Техническое диагностирование ВДГО проводится по окончании сроков эксплуатации такого оборудования, с периодичностью один раз в 5 лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении такого оборудования. Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования на многоквартирном доме N 39 по улице Аблукова г. Ульяновска не заключался, поскольку техническое диагностирование на данном многоквартирном доме проводилось ООО "УК Гарант" в период управления им данным многоквартирным домом. ООО "УК Гарант" был передан в ООО "УК Галактика" эксплуатационный паспорт по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования (наружный и внутренний газопроводы), установленного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 39. Согласно эксплуатационному паспорту по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования (наружный и внутренний газопроводы), установленного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 39, дата проведения следующего технического диагностирования -17.02.2025. (п. 12 "Сведения о проведенных экспертизах").
Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования на многоквартирном доме N 126 по улице Красноармейская г. Ульяновска не заключался, поскольку техническое диагностирование на данном многоквартирном доме не требуется. Многоквартирный дом N 126 по ул. Красноармейская г. Ульяновска был введен в эксплуатацию в 2019 году согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N 73-73-155-2019 от 26.12.2019. Техническое диагностирование ВДГО в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Техническое диагностирование ВДГО должно проводиться по окончании нормативных сроков эксплуатации оборудования с периодичностью 1 раз в 5 лет.
В соответствии с приложением N 3 "Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов" Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации), минимальная продолжительность эффективной эксплуатации внутридомовых трубопроводов в жилых зданиях до капитального ремонта (замена) составляет 20 лет.
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101 (далее - Приказ N 101), первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Договор на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования на многоквартирном доме N 102 по улице Московское шоссе г. Ульяновска не заключался, поскольку техническое диагностирование на данном многоквартирном доме не требуется. Газоснабжение на многоквартирном доме N 102 по улице Московское шоссе г. Ульяновска отсутствует. Доказательства, подтверждающее иное суду не представлены.
Таким образом, ООО "УК Галактика" были заключены договоры о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410.
ООО "УК Галактика" заключен договор на комплексное техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов N 1/107 от 02.07.2018, который в настоящее время размещён в системе ГИС ЖКХ. Многоквартирный дом N 143 к. 2 по ул. Радищева г. Ульяновска включен в данный договор дополнительным соглашением N 9 от 21.07.2022 к договору на комплексное техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов N 1/107 от 02.07.2018. Информация об оплате по договору, в том числе и за многоквартирный дом N 143 к. 2 по ул. Радищева г. Ульяновска, размещалась ООО "УК Галактика" в разделе "Информация об актах приемки выполненных работ (оказанных услуг)", что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами.
ООО "УК Галактика" по договорам с контрагентами ООО "Волга Лифт" ООО "Промсервис-У", ООО "ГринЛайн" размещены акты выполненных работ, в которых содержится информация о расчётах управляющей организации с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества, что подтверждается скриншотами.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем соблюдается указанный в законе стандарт раскрытия информации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что информация по отдельным пунктам перечня сведений, размещенная, по мнению, Агентства не полностью, занесена и отображена в иных подразделах информационной системы.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Агентство в оспариваемом решении не указало, какая именно информация не размещена Обществом в системе ГИС ЖКХ. Однако, согласно п.2.3.1 Административного регламента уведомление об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должно содержать мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, а если причиной отказа является установленное в ходе оценки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям - должны содержать реквизиты акта оценки лицензиата. Ссылка на акт оценки не содержится в оспариваемом распоряжении. Заявителю копия акта не направлена по результатам рассмотрения заявления.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отдельные недочеты по опубликованию сведений носят устранимый характер. Нарушение лицензионного требования установленного п.6.1 ч.1 ст.193 ЖК РФ к грубым нарушениям законом и Положением N 1110 не отнесено.
Указанные выявленные нарушения являются незначительными и устранимыми, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении Обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры как отказ в продлении лицензии по управлению многоквартирными домами.
Установление формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об отказе в продлении лицензии.
Лишение Общества права заниматься лицензируемым видом деятельности несоразмерно выявленным в результате оценки нарушениям.
Судом не установлены и материалы дела не содержат факты намеренного уклонения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных ЖК РФ.
Иные доводы Агентства основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что решение Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 05.04.2023 N ЛУМД-20230320-12333963661-4 об отказе в предоставлении услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" является незаконным.
В целях восстановления прав и законных интересов заявителя суд в порядке статьи 201 АПК РФ считает необходимым в качестве восстановительной меры обязать Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в установленном законом порядке продлить срок действия лицензии N 073-000175 от 27.12.2016 на осуществление "Управляющая компания Галактика" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при рассмотрении вопроса, связанного с оспариванием отказа в продлении срока действия лицензии, необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии. Судам надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять соответствующее решение.
В рассматриваемом случае судом установлен незначительный объем отсутствующей в системе ГИС ЖКХ информации по отношению к общему объему информации и количеству многоквартирных домов.
Поскольку отказ в продлении срока действия лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Отказ в продлении срока действия лицензии при таком толковании указанных положений соответствует правовой природе аннулирования лицензии, определенной пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которому приостановление (аннулирование) лицензии, не являясь административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Следовательно, такая мера, как отказ в продлении срока действия лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку отказ в продлении срока действия лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, исключает возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2023 года по делу N А72-4624/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4624/2023
Истец: ООО "УК Галактика", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГАЛАКТИКА"
Ответчик: Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, АГЕНТСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ