г. Москва |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А40-79483/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Яцевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023 по делу N А40-79483/23
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7726639745)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745)
о признании незаконным уведомление от 21.03.2023 N КУВД-001/2023-9657684/1,
при участии:
от заявителя: |
Кастальская Г.С. по дов. от 22.11.2022 N 33-Д-992/22; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 25.04.2023 N Д-71/2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 21.03.2023 N КУВД-001/2023-9657684/1 о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на здание с кадастровым номером 77:02:0012002:1075, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, корп. 1, об обязании Управление провести регистрационные действия в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0012002:1075, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, корп. 1.
Решением от 21.07.2023 суд признал незаконным и отменил уведомление Управления N КУВД-001/2023- 9657684/1 от 21.03.2023, обязал Управление Росреестра по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу провести регистрационные действия в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что право собственности ООО "ЭстейтСервис" на здание зарегистрировано в установленном законом порядке (запись от 14.05.2010 N 77-77-20/021/2010-207) на основании Договора купли-продажи от 16.04.2010, заключенного между ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметросторя" и ООО "ЭстейтСервис". Полагает, что право города Москвы в здании зарегистрировано в июне и августе 2010 года, то есть позже ООО "ЭстейтСервис". Ссылается, что в Управление было только представлено письмо Департамента городского имущества о направлении информации. Ссылается, что положения статей 61 - 64 ГК РФ, статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержат случаев, при которых в процессе ликвидации или исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего свою деятельность происходит утрата права собственности. В связи с чем, заявитель жалобы полагает, что положения статьи 235 ГК РФ (прекращение права собственности) не могут быть применены к спорным правоотношениям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на здание с кадастровым номером 77:02:0012002:1075 зарегистрировано право собственности ООО "ЭстейтСервис" (ИНН 7734630792, дата прекращения деятельности: 21.11.2011), о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 14.05.2010 N 77-77-20/021/2010-207. Жилое здание является общежитием 1983 года постройки, общей площадью 5151,7 кв. м.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.05.2005 N 285-ПП "О приеме в введение города Москвы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и в государственную собственность города Москвы имущества передаваемых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования" в собственность города Москвы передано недвижимое имущество государственного образовательного учреждения профессионального училища N 72 по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, корп. 1 (общежитие), г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, корп. 2, 3 (здания учебных корпусов).
На основании постановления Правительства Москвы от 25.12.2007 N 1174-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 03.05.2005 N 285-ПП", на все жилые помещения в объекте по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, корп. 1 зарегистрировано право собственности города Москвы.
Таким образом, право собственности города Москвы на помещение с кадастровым номером 77:02:0012002:2920 (запись от 11.02.2010 N 77-77-05/026/2010-348) в здании было зарегистрировано раньше, чем право собственности ООО "ЭстейтСервис" на все здание.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о прекращении права собственности ООО "ЭстейтСервис" на здание с кадастровым номером 77:02:0012002:1075, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, корп. 1.
Уведомлением N КУВД-001/2023-9657684/1 от 21.03.2023 Управление Росреестра по Москве сообщило о приостановлении государственной регистрации прекращения права в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также в связи с наличием спора о праве.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое решение заинтересованного лица, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, аналогичные последствиям, возникающим при ликвидации юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ в связи с ликвидацией юридического лица происходит полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.
Согласно ст. 64 ГК РФ, в случае обнаружения имущества юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
Пропуск указанного срока является основанием для отказа учредителю (участнику) и кредиторам ликвидированной организации в назначении процедуры распределения обнаруженного имущества (Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2017 N 303-ЭС17-17530).
Согласно ч. 5 ст. 21 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Приостановление осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Постановлением Правительства Москвы от 03.05.2005 г. N 285-ПП "О приеме в ведение города Москвы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и в государственную собственность города Москвы имущества передаваемых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования" Государственное образовательное учреждение Профессиональное училище N 72 (N 46: г. Москва, Стартовая ул., д. 1, корп. 1, стр. 1,пл. 5152,0 кв. м, корп. 2,стр. 1, пл. 9588,0 кв. м,корп. 3, стр. 1, пл. 293,0 кв. м) и находящееся в федеральной собственности имущество этого образовательного учреждения принято в ведение города Москвы, в связи с чем Департаменту имущества города Москвы предписано принять по акту приема-передачи недвижимое и движимое имущество этого училища.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что указанные в названной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в названной части решениями.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с названной частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. N 1565-р, как прямо указано в этом распоряжении, было принято во исполнение статьи 2 Федерального закона от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 5 и 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Установив, что с момента постройки спорное здание используется для размещения в нем общежития для образовательного учреждения и во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. N 1565-р было передано в собственность города Москвы, суд апелляционной инстанций приходит к выводу, что право ООО "ЭстейтСервис" на этот объект недвижимого имущества не могло возникнуть, поскольку регистрация была произведена после возникновения права собственности на помещение в указанном спорном объекте на него у города Москвы, в связи с чем внесенные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующие записи не могут подтверждать права третьих лиц, и что на требования владеющего собственника срок исковой давности не распространяется, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ним доводам не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно исходил из того, что право собственности города Москвы на помещение с кадастровым номером 77:02:0012002:2920 (запись от 11.02.2010 N 77-77-05/026/2010-348) в здании было зарегистрировано раньше, чем право собственности ООО "ЭстейтСервис" на все здание.
Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданное Департаменту на основании запроса от 15.10.2022.
Суд указал, что здание в целом не является объектом гражданских прав, если в качестве самостоятельного объекта сформировано помещение и на него оформлено право собственности, то есть объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЭстейтСервис" (ИНН 7734630792) прекратило свою деятельность 21.11.2011 на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" как недействующее юридическое лицо.
Юридическое лицо, исключенное из ЕГРЮЛ, не может быть собственником имущества. Данный вывод следует из положений ч. 3 ст. 49 ГК РФ, согласно которой правоспособность, т.е. возможность юридического лица иметь права и нести обязанности, в том числе право собственности, возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Более того, ст. 419 ГК РФ признаёт ликвидацию основанием прекращения обязательств.
Учитывая, что юридическое лицо ликвидировано, оно не может выступать ответчиком в суде, оспорить право собственности ООО "ЭстейтСервис" в судебном порядке не возможно.
Таким образом, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона N 218 "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Материалами дела установлено, что в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект недвижимого имущества.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управление во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении Департамента оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, и кадастра и картографии по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу провести регистрационные действия в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023 по делу N А40-79483/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79483/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ