город Томск |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А03-5649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Дубовика В.С., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МДС-Алтай" (07АП-7321/2023) на решение от 26.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5649/2023 (судья Гуляев А.С.), по иску общества с ограниченной ответственностью "МДС-Алтай" (ОГРН 1072224022287, ИНН 2224119126), г. Барнаул, к Министерству природных ресурсов и экологии по Алтайскому краю (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231), г. Барнаул, о признании отказов о внесении дополнений в договор на создание искусственного земельного участка на пруду Лесном на реке Барнаула в границах города Барнаула от 13.01.2023 N 24/П/280 и 30.01.2023 N 24/п/1072 незаконными и обязании внести изменения в пункт 3.1.4 договора о создании искусственного участка, заключенного с ООО "МДС-Алтай" от 08.07.2020,
В судебном заседании приняли участие:
от ООО "МДС-Алтай": Бубенин В.В. приказ N 2 от 01.02.2023, паспорт; Лебедкин А.Г по доверенности от 06.07.2023, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МДС-Алтай" (далее - ООО "МДС-Алтай", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии по Алтайскому краю (далее - Министерство, ответчик, заинтересованное лицо), с учетом уточнения, о признании отказов о внесении дополнений в договор на создание искусственного земельного участка на пруду Лесном на реке Барнаула в границах города Барнаула от 13.01.2023 N 24/П/280 и 30.01.2023 N 24/п/1072 незаконными и обязании внести изменения в пункт 3.1.4 договора о создании искусственного участка, заключенного с ООО "МДС-Алтай" от 08.07.2020, установив срок для исполнения (выполнения работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий) - в срок не позднее 31.12.2024, путем подписания дополнительного соглашения к договору о создании искусственного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2023 (резолютивная часть объявлена 19.07.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "МДС-Алтай" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, о признании отказов Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края о внесении дополнений в договор на создание искусственного земельного участка на пруду Лесном на реке Барнаула в границах города Барнаула от 13.01.2023 N 24/П/280 и 30.01.2023 N 24/п/1072 незаконными и обязав Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края внести изменения в пункт 3.1.4 договора о создании искусственного участка, заключенного с ООО "МДС-Алтай" от 08.07.2020, установив срок для исполнения (выполнения работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий) - в срок не позднее 31.12.2024, путем подписания дополнительного соглашения к договору, ссылаясь, в том числе на то, что исходя из прямого толкования Градостроительного кодекса, ООО "МДС-Алтай" не нарушило пункты договора п.3.1.1.-3.1.3., вывод о невыполнении условий договора судом сделан неверный; ООО "МДС-Алтай" направляя 16.12.2022 в Минприроды края проект дополнительного соглашения к договору о создании искусственного участка от 08.07.2020 о внесении изменения в пункт 3.1.4 договора в части срока для его исполнения (выполнения работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий) не позднее 31.12.2024, не желало изменить существенные условия договора; предложенная истцом редакция пункта не предполагает изменение существенных условий договора по отношению к аукционным условиям, поскольку предполагало изменение срока этапа работ, а не общего срока договора; указанные изменения не повлияли на цену договора, не нарушили прав третьи лиц и не создали преимущественного положения ООО "МДС-Алтай" перед другими участниками рынка.
От ответчика в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.07.2023 является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ООО "МДС-Алтай" является необоснованной.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направил.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08 июля 2020 года между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (сторона 1) и обществом с ограниченной ответственностью "МДС-Алтай" (сторона 2), по результатам открытого аукциона заключен договор о создании искусственного земельного участка, по условиям которого сторона 2 в установленный договорном срок своими силами, и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц, обязуется выполнить обязательства по созданию искусственного земельного участка осуществить строительство объектов капитального строительства на искусственном земельном участке в соответствии с разрешением на создание искусственного земельного участка на пруду Лесной на реке Барнаулке в границах г. Барнаула Алтайского края от 14.04.2020 N 24/П/4049, выданным Министерством природных ресурсов и экологии (приложение к настоящему договору), а также утвержденной документацией по планировке территорий и проектной документацией в максимальные сроки выполнения таких работ, а сторона 1 обязуется выполнить обязательства в соответствии с пунктом 2.2 договора.
В соответствии с настоящим договором созданию подлежит искусственный земельный участок площадью 0,461 кв. км., по адресу: Алтайский край, г, Барнаул, Центральный район, в границах улиц: улица Вербная, д..25, проезд Ангарский, д. 67 - 1б, улица Краевая, д. 175а - 119а, проезда Канатный, шоссе Ленточный бор. Искусственный земельный участок подлежит, созданию в границах участка недр Булыгинский первой очереди. Участок недр имеет статус горный отвод. Размещение создаваемого искусственного земельного участка планируется осуществить согласно схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (пункты 1.1-1.2) договора.
Согласно разделу 3 договора сторона 2 обязана выполнить следующие работы: - подготовить проектную документацию по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка - не позднее 6 месяцев с даты заключения договора (п.3.1.1.) - выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка - не позднее 6 месяцев с даты заключения договора (п.3.1.2.) - подготовить проектную документацию для создания искусственного земельного участка и проектной документации объектов капитального строительства - не позднее 12 месяцев с даты заключения настоящего договора (п.3.1.3.) - выполнить работы по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка или проведение работ с использованием иных технологий) - в срок не позднее 31.12.2022.
16.12.2022 заявитель обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края о внесении изменений в пункт 3.1.4 договора о создании искусственного земельного участка от 08.07.2022, установлении срока для исполнения не позднее 31.12.2024, путем заключения дополнительного соглашения.
12.01.2023 общество дополнительно направило в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обоснования для внесения изменений в договор о создании ИЗУ к ранее направленному письму от 16.12.2022.
Обращаясь в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, ООО "МДС-Алтай" указало основания для внесения изменений в договор на создание искусственного земельного участка:
- эпидемиологическая ситуация - распространение коронавирусной инфекции;
- отсутствие уполномоченного органа государственной власти Алтайского края на утверждение документации по планировки территории искусственного созданного участка, с момента заключения договора от 08.07.2022.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края ответило отказом о внесении изменений в договор по продлению срока исполнения условий договора письмами от 13.01.2023 N 24/П/280 на ВП/12802 от 16.12.2022 и от 30.01.2023 N24/П/1072.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "МДС-Алтай" по внесению изменений в пункт 3.1.4. договора на создание искусственного земельного участка, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края руководствовалось следующим:
- отсутствие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами (сложные эпидемиологические условия, вызванные распространением заболевания COVID-19 на период заключения и действия договора) и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств; отсутствие правовых оснований для внесения изменений в п.3.1.4. договора на создание искусственного земельного участка путем заключения дополнительного соглашения;
- неисполнение обществом обязанности, предусмотренной п.3.2 договора, на создание искусственного земельного участка;
- подписание дополнительного соглашения о внесении изменений в договор на создание искусственного земельного участка будет противоречить подпункту 3 пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса.
Заявитель считает данные отказы незаконными, не основанными на нормах действующего законодательства, со ссылкой на то, что с марта 2020 года в Российской Федерации действовал особый режим ведения хозяйственной, предпринимательской деятельности, связанный с Covid-19, что явилось препятствием для подготовки обществом проектной документации по планировке территории.
Также заявитель ссылается на то, что 21 декабря 2020 года он направил в Минприроды Алтайского края документацию по планировке территории искусственного земельного участка для согласования и утверждения.
Письмом от 21.05.2021 г N 24/П/5948 Минприроды Алтайского края отказало в согласовании и утверждении документации по планировке территории искусственного земельного участка, поскольку согласно уставу городского округа - города Барнаула Алтайского края полномочия по планировке территории возложены на администрацию города Барнаула, а в отдельных случаях, предусмотренных градостроительным законодательством, таким полномочием также обладает Минстрой Алтайского края; к полномочиям Минприроды Алтайского края вопросы градостроительной деятельности не отнесены.
15.03.2023 Указом Губернатора Алтайского края Министерство строительства Алтайского края наделено полномочиями по утверждению документации по планировке территории искусственного земельного участка, органом государственной власти.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "МДС-Алтай" направляя 16.12.2022 в Минприроды края проект дополнительного соглашения к договору о создании искусственного участка от 08.07.2020 о внесении изменения в пункт 3.1.4 договора в части срока для его исполнения (выполнения работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий) не позднее 31.12.2024, не желало изменить существенные условия договора; предложенная истцом редакция пункта не предполагает изменение существенных условий договора по отношению к аукционным условиям, поскольку предполагало изменение срока этапа работ, а не общего срока договора; указанные изменения не повлияли на цену договора, не нарушили прав третьи лиц и не создали преимущественного положения ООО "МДС-Алтай" перед другими участниками рынка, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и организации свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу части 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами: 1) по основаниям, установленным законом; 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита); 3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Таким образом, условия договора, заключенного по результатам торгов, могут быть изменены сторонами, только если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом. При этом, данное правило распространяется лишь на случаи, когда заключение договора должно осуществляться только на торгах в силу прямого указания закона.
Договор о создании искусственного земельного участка на пруду Лесном на реке Барнаулке в границах города Барнаула был заключен на основании проведенного открытого аукциона.
Существенные условия договора о создании искусственного земельного участка определены в статье 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п.6 указанной статьи (в соответствующей редакции) существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и планируемых границах искусственного земельного участка;
2) цена права на заключение договора в случае заключения договора на основании аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка;
3) обязательство лица, заключившего договор, выполнить указанные в части 1 статьи 6 (к работам, необходимым для создания искусственного земельного участка, относятся: 1) подготовка документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка; 2) выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка; 3) подготовка проектной документации для создания искусственного земельного участка (далее - проектная документация); 4) проведение работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий) настоящего Федерального закона работы, максимальные сроки выполнения таких работ;
4) обязательство лица, заключившего договор, осуществить строительство объектов капитального строительства на искусственном земельном участке в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и проектной документацией, максимальные сроки осуществления такого строительства;
6) срок договора;
7) ответственность лица, заключившего договор, за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В договоре наряду с указанными в части 6 настоящей статьи существенными условиями могут быть предусмотрены иные существенные условия (п.7 договора).
Таким образом, в соответствии с указанной нормой существенным условием договора является, не только общий срок договора, но и выполнение работ, указанных в ч.1 ст. 6, то есть срока, который просит изменить истец.
Отклоняя требования истца, суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание следующее.
Подпунктом 3.2. договора от 08.07.2020 установлено, что в случае, если в ходе исполнения договора сроки выполнения стороной 2 обязательств, предусмотренных подпунктами 3.1.1-3.1.4, не могут быть исполнены по независящим от нее обстоятельствам, то сторона 2 обязуется в десятидневный срок в письменном виде уведомить об этом сторону 1.
Исходя из заявления ООО "МДС-Алтай", после получения обществом положительного заключения государственной экологической экспертизы, общество должно предоставить проект планировки искусственного земельного участка в уполномоченный орган для получения положительного заключения государственной строительной экспертизы.
Подпунктом 3.1.3 договора от 08.07.2020 установлено, что подготовка проектной документации для создания ИЗУ и проектной документации объектов капитального строительства должна быть завершена не позднее 12 месяцев с даты заключения договора, т.е. до 09.07.2021.
Таким образом, о невозможности получить положительное заключение государственной строительной экспертизы общество, при своевременном выполнении условий договора, должно было узнать не позднее указанной даты.
Подтверждением несвоевременности исполнения заявителем своих обязательств по договору служит также письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.09.2022, согласно которому заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Создание искусственного земельного участка на водном объекте на пруду Лесном на реке Барнаулка в границах города Барнаула Алтайского края" утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.09.2022, т.е. значительно за пределами сроков, указанных в пункте 3.1. договора от 08.07.2020, поскольку заявитель поздно направил документацию.
Согласно пункту 2.1.1 Договора Сторона 2 (Общество) обязана подготовить документацию по планировке территории в планируемых границах ИЗУ.
В соответствии с подпунктом 3.1.1 Договора подготовка документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ должна быть осуществлена не позднее 6 месяцев с даты заключения Договора (не позднее 08.01.2021).
Согласно подпунктам 3.1.3, 3.1.4 Договора, не позднее 12 месяцев с даты заключения Договора Общество должно осуществить подготовку проектной документации для создания ИЗУ и проектной документации объектов капитального строительства (08.07.2021) и выполнить работы по созданию ИЗУ (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий) - в срок не позднее 31.12.2022.
Обращение заявителя в Министерство от 16.12.2022 о внесении изменении в пункт 3.1.4 Договора было мотивировано сложной эпидемиологической обстановкой, до этого иных обращений о невозможности выполнения обязанностей, предусмотренных п.п. 2.1.1- 2.1.4 в установленный Договором срок, в Министерство не поступало.
Несмотря на то, что пунктом 3.2 Договора предусмотрена обязанность Общества в десятидневный срок в письменном виде уведомить Сторону 1 (Министерство) о невозможности исполнения Договора в сроки, предусмотренные п.п. 3.1.1-3.1.4, по независящим от Общества обстоятельствам, в Министерство с уведомлением о невозможности утвердить проект планировки территории ИЗУ по причине отсутствия уполномоченного органа и продлении сроков Договора Общество обратилось только 12.01.2023, то есть уже после истечения сроков исполнения обязательств, предусмотренных п.п. 3.1.1- 3.1.4.
Таким образом, учитывая, что формирование цены на торгах зависит, в том числе и от сроков исполнения договора, учитывая, что спорные условия являются существенными, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что изменение договора противоречит пункту 3 части 8 статьи 448 ГК РФ, в связи с чем, отказы в заключении дополнительного соглашения к договору о создании искусственного земельного участка от 08.07.2020 для внесения изменений в пп. 3.1.4 договора, оформленные письмами Министерства от 13.01.2023 N 24/П/280 и от 30.01.2023 N 24/П/1072, являются законными и обоснованными.
Судом первой инстанции учтено, что задержка заявителем, как стороны договора, исполнения принятых на себя обязательств, предусмотренных подпунктами 3.1.1-3.1.4, не может быть отнесена к независящим от воли сторон обстоятельствам или непредвиденным обстоятельствам по смыслу положений статьи 451 ГК РФ, заявителем не указывается наличие объективно непреодолимых обстоятельств, исключивших возможность исполнения п.п. 3.1.1-3.1.4 договора от 08.07.2020 в рамках отведенного срока, а указание на негативные последствия, связанные с пандемией, не подтверждены нормами действующего законодательства, поскольку отрасль экономики, являющаяся основным видом деятельности ответчика (ОКВЭД 08.12 Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина) не входит в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5649/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5649/2023
Истец: ООО "МДС-АЛТАЙ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края