г. Тула |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А62-1229/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жукова Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.06.2023 по делу N А62-1229/2023 (судья Каринская И.Л.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Жукова Николая Ивановича (г. Смоленск, ОГРНИП 321673300015960, ИНН 673000357744) к администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) об оспаривании отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, изложенного в письме от 23.01.2023 N 16/0033-исх;
при участии в заседании:
от администрации города Смоленска - Иванцова О.С. (доверенность от 13.12.2022 N 110, паспорт, диплом);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жуков Николай Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконным отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, изложенного в письме от 23.01.2023 N 16/0033-исх.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.06.2023 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции, ссылается на наличие у него права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона.
В суд от администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
ИП Жучков Н.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представителя не направил, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РПФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя администрации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением главы администрации Заднепровского района г. Смоленска от 24.11.1997 N 426-р Жукову Н.И., имевшему в период с 15.11.1996 до 16.01.2013 статус индивидуального предпринимателя, было разрешено установить на ул. Автозаводской г. Смоленска павильон с торговым залом типа "Пирамида".
22.02.1999 между комитетом по управлению имуществом г. Смоленска и Жуковым Н.И. на неопределенный срок был заключен договор аренды N 1313 земельного участка, площадью 51 кв. м, с кадастровым номером 67:27:0013878:18, расположенного на ул. Автозаводской, для установки павильона с торговым залом.
Жуков Н.И. установил на данном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, нестационарный торговый объект - торговый павильон, который находится там по настоящее время.
25.02.2019 администрация направила в адрес Жукова Н.И. уведомление N 24/2464-исх, в котором, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также на предписание ГУ МЧС России по Смоленской области и неуплату пени в размере 76 309 руб. 07 коп. за несвоевременные платежи по арендной плате в период с 2003 года, уведомила его о прекращении вышеуказанного договора аренды земельного участка по истечении трех месяцев с момента получения им данного уведомления и о необходимости приведения земельного участка в состояние, пригодное для дальнейшего использования (не хуже первоначального), передачи участка по акту приема-передачи.
Получив вышеуказанное уведомление 05.03.2019, Жуков Н.И. выразил свое несогласие с прекращением договора аренды, земельный участок не освободил; оспорил уведомление в судебном порядке.
Вступившим в законную силу 01.12.2020 решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 05.08.2020 по делу N 2-592/2020 в удовлетворении иска Жукова Н.И. к администрации о признании недействительным уведомления главы города Смоленска (от 25.02.2019 24/2464-исх) о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013878:18, признании договора аренды указанного земельного участка от 22.02.1999 действующим, отказано.
Также вышеуказанным решением суда удовлетворены требования администрации, на Жукова Н.И. возложена обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013878:18, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Автозаводская, путем демонтажа находящегося на земельном участке торгового павильона и освобождения земельного участка от строительного мусора, и передать указанный земельный участок администрации.
Постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (далее - Схема).
Постановлением администрации от 11.06.2015 N 1056-адм "О внесении изменений в постановление администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" в Схему введено место под пунктом 5 раздела "Заднепровский район" по адресу: улица Автозаводская, у дома 23а, с кадастровым номером 67:27:0013878:0018, площадью 51 кв. м, под реализацию продовольственных товаров.
Постановлением администрации от 21.03.2019 N 772-адм "О внесении изменений в постановление администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" пункт 5 раздела "Заднепровский район" исключен из Схемы.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.12.2019 по делу N 2а-3784/2019 суд признал недействующим с даты вступления данного решения в законную силу постановление администрации от 21.03.2019 N 772-адм "О внесении изменений в постановление администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" в части пункта 2 приложения "Изменения, вносимые в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" в части исключения из раздела "Заднепровский район" пункта 5.
Во исполнение вышеуказанного решения Ленинского районного суда г. Смоленска постановлением администрации от 18.03.2022 N 594-адм "О внесении изменений в постановление администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" в Схему включено место, расположенное по адресу: улица Автозаводская, у дома 23а, с кадастровым номером 67:27:0013878:18, площадью 51 кв. м, под реализацию продовольственных товаров (пункт 204 раздела "Заднепровский район").
ИП Жуков Н.И. обратился в администрацию с заявлением от 30.12.2022 о заключении договора размещения нестационарного торгового объекта без аукциона, на основании пункта 1.4 постановления администрации от 08.09.2017 N 2448-адм "О требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска".
Письмом от 23.01.2023 N 16/0033-исх администрация города Смоленска отказала заявителю в заключении данного договора.
Полагая, что отказ администрации является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на право заключения договора без проведения аукциона по основаниям, установленным абзацем третьим пункта 1.4 Положения о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что перечисленные в пункте 1.4 Положения обстоятельства, при наличии которых договор о размещении НТО заключается без проведения аукциона, на момент обращения ИП Жукова Н.И. с заявлением в 2022 году в администрацию в отношении данного предпринимателя отсутствовали: в его отношении не имелось действующих договора на размещение НТО либо договора аренды земельного участка под НТО, а также ему не предоставлялись актами публичной администрации законные права на использование соответствующего места размещения под НТО, суд в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах права и обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 (главы V.6) Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на 4 основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом ни Законом N 381-ФЗ, ни главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации не детализированы условия, механизм и порядок включения в "схему" конкретных НТО.
В этой связи вопросы порядка предоставления мест под размещение НТО определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. Аналогичный подход в толковании указанных нормативных положений приведен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 306-ЭС17-23020
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска урегулирован в Положении о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденном постановлением администрации г. Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Положения размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение НТО в местах, определенных схемой размещения НТО на территории г. Смоленска, с учетом требований законодательства Российской Федерации; право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. Период времени предоставления места размещения нестационарного торгового объекта устанавливается в схеме размещения для каждого нестационарного торгового объекта (пункт 1.8 Положения о размещении НТО).
Согласно пункту 1.4 Положения (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) право на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется: в случае продления ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта с одним и тем же заявителем в одном и том же месте на новый срок; в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта с заявителем, у которого заключен договор аренды земельного участка для размещения НТО, при условии добросовестного исполнения требований ранее заключенного договора в течение всего срока действия; в случае наличия у заявителя на момент обращения иного законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу данного Положения.
Из материалов дела, в частности, решения Заднепровского районного суда г. Смоленска от 05.08.2020 N 2-592/2020, следует, что договор аренды по ранее предоставленным предпринимателю объектам расторгнут.
Доказательств заключения в последующем иных договоров аренды земельного участка под спорным торговым павильоном в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд области пришел к верному выводу о том, что предпринимателем не соблюдены условия абзацев 1 и 2 пункта 1.4 Положения.
Относительно абзаца 3 пункта 1.4 Положения о требованиях суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Глава V.6 ЗК РФ содержит в себе особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, размещение на них нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, судом верно отмечено, что такое положение не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом возможность заключения иного договора.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12, законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
Вместе с тем законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании частей 1 и 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, настоящим законом, Законом Российской Федерации от 07.07.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Положение о требованиях утверждено постановлением администрации от 08.09.2017 N 2448-адм и опубликовано 08.09.2017 в издании "Смоленские городские известия", следовательно, вступило в силу с этой даты. Данное положение является действующим и не оспорено в установленном порядке.
Закрепленная в части 1 статьи 39.36 ЗК РФ правовая норма направлена на регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов и является отсылочной на Закон N 381-ФЗ.
Вместе с тем указанный закон не регламентирует порядок предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов конкретным лицам (субъектам предпринимательской деятельности), а определяет требования к процедуре утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов с целью обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Проанализировав положения Закона N 381-ФЗ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 29.01.2015 N 225-О, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Следовательно, само по себе указание адреса в утвержденной органом местного самоуправления схеме не позволяет сделать вывод о конкретном хозяйствующем субъекте, осуществляющем предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу.
К тому же наличие нестационарного объекта в схеме размещения не предоставляет какого-либо преимущества лицу, нестационарный объект которого находился ранее на том же месте.
Как верно отметил суд, действующее нормативное правовое регулирование и сложившаяся судебная практика позволяют выделить две правовых ситуации при рассмотрении заявлений о включении в схему нестационарных торговых объектов:
- наличие у заявителя законного права на размещение нестационарного торгового объекта на конкретном земельном участке на момент утверждения схемы, вследствие чего у органа местного самоуправления возникает обязанность включить объект в схему размещения нестационарных торговых объектов и не препятствовать реализации прав хозяйствующего субъекта в продолжении законной эксплуатации ранее размещенного по соответствующему адресу торгового объекта (при наличии действующего договора аренды либо безвозмездного пользования земельным участком, при наличии ранее выданного разрешения заключенного договора на размещение объекта с не истекшим сроком действия);
- обращение любого иного заинтересованного лица вне зависимости от наличия у него прав на земельный участок, что при отсутствии объективных препятствии для размещения нестационарного торгового объекта в предложенном месте также влечет необходимость внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
При этом в последнем случае включение в схему места размещения объекта не идентично предоставлению права на размещение в указанном месте нестационарного торгового объекта конкретного субъекта без соблюдения публичных процедур.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции справедливо указал на то, что в рассматриваемом случае размещение нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска осуществляется в соответствии со Схемой, утвержденной постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм, которая содержит в себе описание местоположения земельного участка (адрес), площадь земельного участка (кв. м), кадастровый номер земельного участка (при наличии), срок, до которого планируется предоставление земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, тип нестационарного торгового объекта, допустимого для размещения, допустимую товарную специализацию нестационарного торгового объекта, площадь нестационарного торгового объекта (кв. м) и период времени размещения нестационарного торгового объекта.
При этом рассматриваемая схема не содержит указания на принадлежность торгового объекта конкретному лицу, а само по себе включение места размещения нестационарного торгового объекта в утверждаемую схему, с учетом отсутствия на указанную дату законных оснований для пользования предпринимателем спорными земельными участками, не повлекло бы автоматического предоставления ему права на размещение своих объектов по указанным адресам.
В случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности прав на земельный участок предоставление ему права на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, должно быть осуществлено с учетом недопустимого нарушения установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрета на предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение требований, установленных главой 5 указанного закона.
На основании абзаца 3 пункта 1.4 Положения о требованиях без аукциона договор может быть заключен в случае наличия у заявителя на момент обращения иного законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу настоящего положения.
В связи с тем, что предпринимателем не соблюдены условия пункта 1.4 Положения о требованиях, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований претендовать на заключение договора на размещение нестационарного торгового павильона без проведения аукциона, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Ссылки предпринимателя на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.12.2019 по делу N 2а-3784/2019 отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку названным судебным актом разрешен вопрос о включении спорного торгового павильона, принадлежащего предпринимателю, в Схему, что не равнозначно признанию за предпринимателем права на использование места размещения в соответствии со схемой для размещения нестационарных торговых объектов.
Само по себе вынесение такого судебного акта не свидетельствует о том, что у предпринимателя возникло законное право на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, предусмотренное пунктом 1.4 Положения о требованиях, позволяющее ему заключить договор на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2020 N 310-ЭС20-495 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.12.2019 по делу N А62-1183/2019.
Довод апеллянта о том, что администрация нарушила пункт 1.2 Положения, не направив предпринимателю для подписания договор, является несостоятельным ввиду отсутствия у администрации такой обязанности, а также в связи с тем, что до 27.04.2021 заявитель не обладал статусом индивидуального предпринимателя и не осуществлял соответствующую деятельность.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.06.2023 по делу N А62-1229/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Жукову Николаю Ивановичу из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1229/2023
Истец: Жуков Николай Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА