город Воронеж |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А14-23603/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
В судебное заседание представители Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, УМВД РФ по г. Воронеж, ООО "АПРСити/ТВД" не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области и общества с ограниченной ответственностью "АПРСити/ТВД" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.06.2023 по делу N А14-23603/2022 по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воронежу (ОГРН 1093668038804, ИНН 3664099722) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) о признании недействительным разрешения на установку рекламных конструкций,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" (ОГРН 1037739332564, ИНН 7703225956),
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воронежу (далее - УМВД РФ по г. Воронеж) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области о признании недействительным разрешения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО) на установку рекламных конструкций N 391/12-2016 от 28.12.2016.
При участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" (далее - ООО "АПР-Сити/ТВД").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.06.2023 разрешение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на установку рекламной конструкции 28.12.2016 N 391/12-2016 признано недействительным и не соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и ООО "АПРСити/ТВД" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
ДИЗО ВО считает, что применение ГОСТа Р 52044-2003 не является обязательным. Кроме того, ссылается на то, что УМВД России по г. Воронежу ранее знало о спорном разрешении рекламной конструкции, следовательно, срок на обращение с настоящим требованием в суд пропущен.
ООО "АПРСити/ТВД" считает, что разрешение на установку рекламной конструкции было выдано законно и обоснованно на основании заключенного договора. Указывает, на не рассмотрение судом первой инстанции заявления о привлечения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления имущественных и земельных отношений администрации г.о. Воронежа.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УМВД РФ по г. Воронеж.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
28.12.2016 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 391/12-2016 ООО "АПР-Сити/ТВД". Тип конструкции: отдельно стоящая рекламная конструкция, вид конструкции: щитовая установка 3,0х24,0 м (портал), размер информационного поля: 3,0х24,0-м, адрес места установки рекламной конструкции: г. Воронеж, ул. Шишкова, д. 73 (поз. 18). Срок действия разрешения с 28.12.2016 по 13.11.2023. Разрешение выдано на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа город Воронеж от 14.11.2016 N 96Р/2016, заключенного между администрацией городского округа город Воронеж и ООО "АПР-Сити/ТВД".
На основании задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 25.10.2022 N 117 государственным инспектором ОДН ОГИБДД УМВД России по г.Воронежу Дробышевым В.В. 25.10.2022 проведено выездное обследование по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова. При проведении выездного обследования зафиксирован факт установки рекламной конструкции над проезжей частью по адресу: г.Воронеж, ул. Шишкова, д. 73, в нарушении требований пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездного обследования от 25.10.2022 N 117/1. К акту приложен также фотоматериал.
Разрешение на размещение спорной рекламной конструкции от 28.12.2016 N 391/12-2016 было выдано ООО "АПР-Сити/ТВД".
В претензии от 31.10.2022 N 45/22001 УМВД России по г. Воронежу требовало от Департамента имущества области аннулировать разрешение на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции.
В письме от 11.11.2022 N 52-17-25991 Департамент имущества области сообщил УМВД России по г. Воронежу об отсутствии у него соответствующих полномочий на принятие решения об аннулировании разрешения.
Полагая, что разрешение на установку рекламной конструкции N 391/12-2016 от 28.12.2016 выдано с нарушением закона, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании разрешения недействительным.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 38-ФЗ целями закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно, части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.
В силу части 4 статьи 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
По правилам части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ основаниями отказа в выдаче разрешения в том числе, установлены решение об отказе в выдаче разрешения несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций); нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений, муниципальных округов или городских округов.
В силу части 20 статьи 19 Закона N 38 разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: 2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; 3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления; 5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Как установлено статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов (статья 5 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 частью 3 статьи 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В силу статьи 26 Закон N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 или 8.2 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
По правилам части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
ГОСТ Р 52044-2003 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст) распространяется на средства наружной рекламы (рекламные конструкции), размещенные на территориях населенных пунктов. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
В соответствии с пунктом 3.9-3.10 ГОСТ Р 52044-2003 под наружной рекламой понимается реклама, распространяемая в виде плакатов, стендов, щитовых установок, панно, световых табло и иных технических средств. Средства наружной рекламы: Технические средства стабильного территориального размещения рекламы.
В соответствии с 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также над проезжей частью, на дорожных ограждениях и направляющих устройствах.
Технический регламент, устанавливающий требования к размещению рекламных конструкций, не принят.
Следовательно данном случае, с учетом положений Федерального закона от 15.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Постановления Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4, которым признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России от 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования об обязательном их применении, аналогичные требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ является обязательным исполнение требований ГОСТ Р 52044-2003 в силу направленности его норм на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть имеющего целью охрану жизни и здоровья граждан (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2020 N 308-ЭС20-3573 по делу N А01-1963/2019, 03.10.2018 N 309-КГ18-14714 по делу N А76-8258/2017, N310-КГ16-18806 от 23.12.2016).
В связи с чем, довод апелляционной жалобы ДИЗО по ВО о том, что указанный ГОСТ подлежит применению на добровольной основе подлежит отклонению.
Запреты, установленные ГОСТ Р 52044-2003, получили развитие в пункте 4.2 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019), который не допускает размещение средств наружной рекламы на путепроводах и надземных пешеходных переходах наружную рекламу, средства наружной рекламы и другие приспособления (устройства), не имеющие отношения к организации движения и не относящиеся к специальным техническим средствам, которые работают в автоматическом режиме и имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением.
Спорная рекламная конструкция представляет собой средство наружной рекламы, панно, размещенное на ограждении путепровода, проходящего над проезжей частью.
При этом, Схемой для сооружения - путепровод ул. Дорожная - ул. Героев Сибиряков М 1:2000 в рассматриваемой зоне предусмотрено размещение настенного панно, а панно на дорожном ограждении - не указано.
Таким образом, нарушены одновременно два нормативно установленных обязательных запрета.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает правомерными выводы суда области о том, что усматривается несоответствие рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, и иск органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта подлежит удовлетворению.
ООО "АПР-Сити/ТВД" в апелляционной жалобе ссылается на необходимость привлечения Управления имущественных и земельных отношений администрации г.о. Воронежа при рассмотрении настоящего спора.
При этом довод Общества о том, что обжалуемый судебный акт принят в отношении прав и обязанностей Управления имущественных и земельных отношений администрации г.о. Воронежа, не привлеченного к участию в деле, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции. Обжалуемый судебный акт не содержит суждений и выводов непосредственно о правах и об обязанностях указанного лица, его права относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены, в связи с чем оснований полагать, что судебный акт по настоящему делу вынесен о правах и обязанностях Управления не имеется. Следовательно, указанное обстоятельство не является основанием для безусловной отмены решения.
Довод Департамента о пропуске процессуального срока на обращение с настоящим требованием в суд, также подлежит отклонению, поскольку акт выездного обследования от 25.10.2022 N 117/1 составлен государственным инспектором ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу 25.10.2022. Доказательств того, что УМВД России по г. Воронежу знало о выявленных недостатках рекламной конструкции ранее 25.10.2022 материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Исходя из результата рассмотрения дела, судебные расходы в силу требований статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.06.2023 по делу N А14-23603/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-23603/2022
Истец: УМВД России по г. Воронежу
Ответчик: ДИЗО ВО
Третье лицо: ООО "АПР-Сити/ТВД"