город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2023 г. |
дело N А32-58671/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Швидкой Е.А. по доверенности от 19.05.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарского УФАС России
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.07.2023 по делу N А32-58671/2022
по заявлению Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ОГРН: 1052329075721, ИНН: 2352038000)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: ООО "ЭНЕРГО ЛИНИИ" (ОГРН: 1130280020991, ИНН: 0260011942)
о признании недействительным решения о не включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения от 21.10.2022 N РНП-23-772/2022 по делу N 023/06/95-5053/2022.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2023 признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21.10.2022 N РНП-23-772/2022 по делу N 023/06/95-5053/2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарское УФАС России обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом предпринимались меры по преодолению препятствующих исполнению контракта обстоятельств. При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Добросовестность поведения лица является оценочной категорией и в силу положении статьи 71 АПК РФ доказательства, предоставляемые участниками спора в обоснование своих доводов и возражений, подлежит судебной оценке, которая базируется на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района просит решение суда оставить без изменения,
От Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Энерго Линии" (далее - Победитель) по результатам проведения электронного аукциона: "Строительство наружного освещения по ул. Шапова в г. Темрюке" (извещение:
N 0318300008822000033).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2022 N ИЭА1ООО "Энерго Линии" признано победителем электронного аукциона.
05.03.2022 между администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района и ООО "Энерго Линии" заключен контракт на сумму 1 773 353,38 рублей.
30.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По результатам рассмотрения представленных материалов Управление 21.10.2022 вынесло решение N РНП-23-772/2022 по делу N 023/06/95-5053/2022 о не включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Учреждение с решением антимонопольного органа не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1. 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8- 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы "Строительство наружного освещения по ул. Шапова в г. Темрюке" (далее - работы) в соответствии с приложениями: (приложение N 1 "Расчет индивидуального (договорного) коэффициента", приложение N 2 "График выполнения строительно-монтажных работ", приложение N 3 "Виды и объемы работ, которые Подрядчик выполняет самостоятельно без привлечения других лиц", приложение N 4 "График оплаты выполненных работ", приложение N 5 "Техническое задание", приложение N 6 "Смета контракта", приложение N 7 "Сметная документация") и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим контрактом, за счет средств бюджета Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
В п.3.1 контракта указано: "Выполнение работ осуществляется в срок: с даты заключения контракта по 31 мая 2022 года. Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, указанным в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.".
05.03.2022 г. Подрядчик в адрес Заказчика направлено письмо, в котором ООО "Энерго Линии" в связи с имеющимися сложностями в поставке товара иностранного происхождения просит согласовать замену предусмотренных сметой светильников "Galad Победа LED-151-ШБ1/К150" на светильник "БСТЗ ДКУ 010Л-150 ШБ" с улучшенными характеристиками. Также Обществом направлено письмо, в котором указывает на отсутствие в локальном сметном расчете узла крепления укоса, необходимых для установки железобетонных опор, в количестве 6 штук и просит увеличить сметную стоимость.
11.03.2022 Заказчиком направлено ответное письмо, в котором администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района сообщает о том, что необходимые для установки железобетонных опор узлы крепления укоса должны быть приобретены за счет резерва денежных средств на непредвиденные расходы, учтенные в сводном сметном расчете стоимости строительства в размере 2 %.
17.03.2022 администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района предоставлен ответ, согласно которому Заказчик отказывает в замене предусмотренных локальным сметным расчетом светильников.
15.03.2022 Подрядчиком направлено письмо с предложением о продлении срока выполнения работ и повышении стоимости контракта на 30 % в связи с дефицитом и повышением стоимости на рынке товара, необходимого для выполнения работ.
17.03.2022 Заказчиком направлено ответное письмо, согласно которому администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района отказывает Обществу во внесении изменений в части срока и стоимости контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 13.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.09.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к существенным условиям муниципального контракта относятся условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно положениям статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правоотношения, связанные с размещением государственного заказа и заключением государственных контрактов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Пунктом 13.3 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Изменение и (или) расторжение контракта осуществляется в случаях, порядке, сроки и на условиях, установленных статьями 34, 95, 96 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 13.5 контракта).
Согласно пункту 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями пунктов 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, с учетом условий контракта, подрядчик правомочен был принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при наличии на это оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными нормативными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
В силу положений пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", только правомерный односторонний отказ от исполнения договорного обязательства полностью или частично влечет расторжение или изменение договора, соответственно.
Право исполнителя отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения убытков заказчику установлено пунктом 2 статьи 782 ГК РФ.
Согласно части 2 статьи 328 ГК РФ в случае не предоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
При осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
К числу обстоятельств, подлежащих установлению, относится наличие либо отсутствие нарушений контракта со стороны заказчика, дающие право подрядчику на односторонний отказ от контракта в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1.2 контракта подрядчик взял на себя обязательство обеспечить соответствие выполненных работ предъявляемым к ним требованиям, указанным в техническом задании.
В контексте части 1 статьи 8 ГК РФ подрядчик, подав заявку на участие в аукционе в электронной форме, согласился и принял все условия аукциона в электронной форме, в том числе содержащиеся в проекте контракта и техническом задании.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Добросовестность поведения лица является оценочной категорией и в силу положении статьи 71 АПК РФ доказательства, предоставляемые участниками спора в обоснование своих доводов и возражений, подлежит судебной оценке, которая базируется на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
В то же время, суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно указал следующее.
После заключения контракта подрядчик не приступил к выполнению строительно-монтажных работ на объекте и направил ряд писем в адрес заказчика о замене материалов на другие материалы, не соответствующие сметной документации и не отвечающие требованиям заказчика, а также об увеличении цены контракта в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов (N 28/22 от 05.03.2022, N 29/22 от 05.03.2022, N 35/22 от 05.03.2022, N 37/22 от 14.03.2022, N 44/22 от 15.03.2022, N 46/22 от 17.03.2022).
Предложенный подрядной организацией ООО "Энерго Линии" аналог не соответствовал проектному решению. До подписания муниципального контракта произошло увеличение цен на оборудование, указанное в проектном решении. Несмотря на это, подрядной организацией подписан муниципальный контракт, после чего порядная организация ООО "Энерго Линии" начала убеждать заказчика о невозможности выполнения контракта в связи с увеличением цен.
Затем, не получив согласие заказчика на увеличение цены контракта (бюджетом Темрюкского городского поселения Темрюкского района не предусмотрены дополнительные средства на исполнение контракта), подрядчик письмом от 18.03.2022 N 49-22, направленным в адрес заказчика, предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Заказчик отказал подрядчику в расторжении муниципального контракта (письмо от 22.03.2022 N 01-30/1594) в связи с социальной значимостью объекта, необходимостью скорейшего ввода данного объекта в эксплуатацию, в соответствии с решением Темрюкского районного суда от 01.04.2015 по делу N 2-937/2015.
В адрес администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района 28.03.2022 поступило уведомление ООО "Энерго Линии" об отказе от контракта (от 28.03.2022 N 56/22). Подрядчик не обосновал существенное нарушение договора администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района. В качестве основания расторжения контракта подрядчик указал, что надлежащее исполнение контракта с учетом отказа администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в увеличении стоимости выполнения контракта в условиях существенного повышения стоимости материалов не представляется возможным.
Причиной одностороннего расторжения может быть только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района 14.04.2022 в ответ направила письмо об отсутствии оснований у ООО "Энерго Линии" для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Принимая участие в закупке, подрядчик должен был просчитать все затраты, оценить риски, связанные с исполнением муниципального контракта.
Предпринимательский риск - это риск получения убытков и недополучения доходов в результате принятия тех или иных управленческих решений, связанных с финансово - хозяйственной деятельностью.
Под предпринимательским риском в хозяйственном праве понимается опасность возникновения не предусмотренных деловым замыслом материальных и финансовых потерь (убытков) в процессе осуществления предпринимательской деятельности и, в частности, при заключении деловых сделок (договоров, контрактов, соглашений).
Поведение подрядчика по неисполнению взятых на себя обязательств по контракту свидетельствует о его недобросовестном поведении, направленном на срыв исполнения контракта, отсутствие необходимой степени заботливости и добросовестности. Неисполнение условий данного контракта поставило под угрозу реализацию муниципальной программы Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Организация благоустройства территории" и своевременную сдачу социально значимого объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
По общему правилу, согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон (п. 2 ст. 450, ст. 451, ст. 450.1 ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, ст. ст. 416, 417 ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.
Исполнение указанного договора по каким-то причинам перестало быть экономически выгодным для исполнителя, не свидетельствуют о наличии оснований для расторжения договора. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ субъекты предпринимательской деятельности осуществляют ее на свой риск. Иными словами, риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, несет само лицо, осуществляющее такую деятельность, а не его контрагенты.
Таким образом, учитывая, что согласно статье 309 ГК РФ обязательства, в том числе возникшие из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ), должны исполняться надлежащим образом, заказчик в приведенной ситуации вправе требовать от контрагента исполнения договора на согласованных условиях.
Часть 1 ст. 66 АПК РФ обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для нее риск наступления последствий такого своего поведения.
Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для нее риск наступления последствий такого своего поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
При этом подрядчик не доказал существенное нарушение условий муниципального контракта истцом, конкретные негативные последствия действиями заявителя в отношении подрядчика, способствующие расторжению муниципального контракта в одностороннем порядке стороной Подрядчика.
При осуществлении предпринимательской деятельности физические и юридические лица должны осознавать возможность несения риска наступления последствий совершения или не совершения ими каких-либо действий, обязаны соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от них в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что не исполнение поставщиком контракта повлекло нарушение не только интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Не исполнение обязательств по поставке товара привело к препятствию в реализации принципа эффективного использования бюджетных средств и заключения Заказчиком взаимозаменяемой сделки, что привело к возникновению у Заказчика дополнительного расходования бюджетных средств.
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств (абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ).
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Согласно ст.314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Статьей 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Принимая во внимание ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Контракту, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. Процедура расторжения контракта, установленная положениями статьи 95 Закона N 44-ФЗ, соблюдена.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В нарушении части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Управление сведения в отношении ООО "Энерго линии" не включило в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно указанной норме закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация, в том числе, об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов.
Общество, принимая решение об участие в закупке, несет повышенную ответственность за свои действия, должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью, в соответствии с правами и обязанностями, установленные государственным контрактом.
Подписав контракт, общество было надлежащим образом осведомлено о требованиях к товару и сроках его поставки, о порядке рассмотрения претензий и сроках их рассмотрения.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно установлено, что решение Краснодарского УФАС России от 21.10.2022 не соответствуют требованиям гражданского законодательства (ст. 309, ст. 310, ст. 523, ст. 432 ГК РФ) и нарушают права и законные интересы заявителя, не соответствует статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вывод Управления об отсутствии оснований для включения сведения об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков основан на неправильном применении норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела, свидетельствует о неполном и необъективном исследовании всей совокупности обстоятельств, связанных с односторонни расторжением контракта, в связи с чем, заявленные требования Администрации удовлетворены в полном объеме.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2023 по делу N А32-58671/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58671/2022
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ООО "Энерго Линии"