город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2023 г. |
дело N А53-3854/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания Матвейчук А.Д.
при участии:
от заявителя - представитель Хомходько Д.И. по доверенности от 25.09.2023;
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Аксайского городского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08 2023 по делу N А53-3854/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети-Юг"
(ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096)
к заинтересованному лицу: Администрации Аксайского городского поселения (ИНН 6102021522, ОГРН 1056102027871)
о признании незаконным отказа от 17.11.2022 N 63.20.1/7273,
об обязании принять решение об установлении публичного сервитута
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявление к администрации Аксайского городского поселения (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа от 17.11.2022 года N 63.20.1/7272, об обязании принять решение об установлении публичного сервитута.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.08 2023 требования удовлетворены, суд признал незаконным как противоречащие нормам Земельного кодекса Российской Федерации решение Администрации Аксайского городского поселения от 17.11.2022 N 63.20.1/7272 и обязал Администрацию Аксайского городского поселения в предусмотренном законом порядке рассмотреть вопрос об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков с кадастровыми номерами 61:02:0600010:22649, 61:02:0600010:22706, 61:02:0600010:22630, 61:02:0600010:22826, 61:02:0600010:22603, 61:02:0600010:22894, 61:02:0600010:22605, 61:02:0600010:22625, 61:02:0600010:22825, 61:02:0600010:22628, 61:02:0600010:22626, 61:02:0600010:22890, 61:02:0600010:22893, 61:02:0600010:22704, 61:02:0600010:22604, 61:02:0600010:22705, 61:02:0600010:22709, 61:02:0600010:22631, 61:02:0600010:22606, 61:02:0600010:22708, 61:02:0120145:343, 61:02:0000000:7420, 61:02:0120145:344, 61:02:0600010:22889, 61:02:0600010:22608, 61:02:0600010:22827, 61:02:0600010:22828, 61:02:0600010:22904, 61:02:0600010:22609, 61:02:0600010:22652, 61:02:0600010:22896, 61:02:0600010:22891, 61:02:0600010:22888, 61:02:0600010:22627, 61:02:0600010:22650, 61:02:0600010:22887, 61:02:0600010:22710, 61:02:0120103:1253, 61:02:0120123:574, 61:02:0120103:1243, 61:02:0000000:4364, 61:02:0120103:1252, 61:02:0120103:1244, 61:02:0508901:10578, 61:02:0600010:9806, 61:02:0600010:8976, 61:02:0600010:8476, 61:02:0600010:7893, 61:02:0600010:7892, 61:02:0600010:7891, 61:02:0600010:6792, 61:02:0600010:5247, 61:02:0600010:4926, 61:02:0600010:3959, 61:02:0600010:3756, 61:02:0600010:3755, 61:02:0600010:1136, 61:02:0600010:2667, 61:02:0600010:2622, 61:02:0600010:2621, 61:02:0600010:2620, 61:02:0600010:2619, 61:02:0600010:2618, 61:02:0600010:2617, 61:02:0600010:2616, 61:02:0600010:2615, 61:02:0600010:2614, 61:02:0600010:2613, 61:02:0600010:2612, 61:02:0600010:2611, 61:02:0600010:2610, 61:02:0600010:2595, 61:02:0600010:2314, 61:02:0600010:19263, 61:02:0600010:16687, 61:02:0600010:15124, 61:02:0600010:15123, 61:02:0600010:15122, 61:02:0600010:15121, 61:02:0600010:15119, 61:02:0600010:15118, 61:02:0600010:15117, 61:02:0600010:14686, 61:02:0600010:14685, 61:02:0600010:14523, 61:02:0600010:14318, 61:02:0600010:14254, 61:02:0600010:14253, 61:02:0600010:14252, 61:02:0600010:14251, 61:02:0600010:14250, 61:02:0600010:14249, 61:02:0600010:14248, 61:02:0600010:14247, 61:02:0600010:14246, 61:02:0600010:14245, 61:02:0600010:14244, 61:02:0600010:14241, 61:02:0600010:14240, 61:02:0600010:14239, 61:02:0600010:13696, 61:02:0600010:13695, 61:02:0600010:13694, 61:02:0600010:13693, 61:02:0600010:13682, 61:02:0600010:13681, 61:02:0600010:13310, 61:02:0600010:13075, 61:02:0600010:13045, 61:02:0600010:13032, 61:02:0600010:13031, 61:02:0600010:13030, 61:02:0600010:13029, 61:02:0600010:13028, 61:02:0600010:13027, 61:02:0600010:13026, 61:02:0600010:13020, 61:02:0600010:12395, 61:02:0600010:12389, 61:02:0600010:12386, 61:02:0600010:11857, 61:02:0600010:11839, 61:02:0600010:1129, 61:02:0600010:1117, 61:02:0600010:11097, 61:02:0600010:11096, 61:02:0600010:10530, 61:02:0120110:84, 61:02:0120110:636, 61:02:0120110:629, 61:02:0120110:606, 61:02:0120110:604, 61:02:0120110:603, 61:02:0120110:590, 61:02:0120110:586, 61:02:0120110:584, 61:02:0120110:4, 61:02:0120110:328, 61:02:0120110:316, 61:02:0120110:315, 61:02:0000000:5891, 61:02:0120145:43, 61:02:0120145:99, 61:02:0120145:9, 61:02:0120145:8, 61:02:0120145:78, 61:02:0120145:77, 61:02:0120145:48, 61:02:0120145:2, 61:02:0120145:124, 61:02:0120145:118, 61:02:0120145:108, 61:02:0120145:1, 61:02:0000000:6133, 61:02:0120123:351, 61:02:0120123:346, 61:02:0120123:345, 61:02:0120123:341, 61:02:0120123:335, 61:02:0120123:333, 61:02:0120123:331, 61:02:0120123:147, 61:02:0120122:82, 61:02:0120122:81, 61:02:0120122:15, 61:02:0000000:6154, 61:02:0120103:1016, 61:02:0120103:1015, 61:02:0120103:4, 61:02:0120110:892, 61:02:0120110:891 в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3. Суд взыскал с Администрации Аксайского городского поселения в пользу публичного акционерного общества "Россети-Юг" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины и судебную неустойку за неисполнение решения суда в сумме 100 рублей в день со следующего дня после истечения тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу до фактического исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе администрация ссылается на то, что в инвентарной карточке имеется 2 самостоятельных объекта недвижимости: ВЛ-бкВ N 303 ПС АС-3 и ВЛ-бкВ ВЛ-305 ПС АС-3 под одним инвентарным номером, что является нарушением Постановления Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Согласно информационного письма "о переименовании ВЛ" ПАО "Россети Юг" от 07.09.2022 N РЭ09/001/1800 Пунктом 1 и 2 старое наименование ВЛ-10КВ 5,28 км переименовали в ВЛ-бкВ ВЛ-303 ПС АС-3 и ВЛ-бкВ ВЛ-305 ПС АС-3. Документов подтверждающих наличие двух объектов с наименованием ВЛ-10КВ 5,28 КМ по состоянию на 01.07.1992 год заявителем не представлены. Инвентарная карточка не является правоустанавливающим документом на ВЛ-6 кВ N303ПС АС-3 и необходимость предоставления сервитута не обоснована. Идентифицировать опоры отраженные в справке кадастрового инженера и опоры входящие в ВЛ-бкВ ВЛ-305 ПС АС-3 (старое наименование ВЛ-10КВ 5,28 КМ) включенного в перечень объектов 1992 года невозможно. Заявителем указано обоснование, которое не входит в перечень обоснования необходимости установления публичного сервитута. Границы испрашиваемого публичного сервитута Заявителем превышают размер установленные охранной зоной объекта.
Посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" 04.10.2023 от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
В судебное заседание заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Юг" письмом от 11.11.2022 года N 02/111122 обратилось с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3.
Письмом от 17.11.2022 года N 63.20.1/7272 администрация Аксайского городского поселения уклонилась от рассмотрения ходатайства ПАО "Россети Юг", в связи с отсутствием документов подтверждающих право на инженерное сооружение, а также отсутствия проектной документации на сооружение.
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствовался следующими положениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Обязанность по доказыванию наличия права и нарушения его оспариваемыми действиями в силу общего правила статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагается на заявителя.
Обращаясь с настоящим заявлением, заявитель указывает на создание препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности, а именно - в установлении законного режима публичного сервитута для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Федеральным законом от 03.08.2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) введена в действие ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
В соответствии со ст. 39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 Земельного кодекса РФ, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 39.41 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве об установлении публичного сервитута. Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано.
В соответствии с п. 2 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.
ОАО "Ростовэнерго" в порядке приватизации приобрело право собственности на объекты электросетевого хозяйства, что подтверждается планом приватизации государственного производственного объединения энергетики и электрификации, утвержденным 09.04.1993 г. по состоянию на 01.07.1992 года.
В соответствии с абзацем 1 пункта 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N Ю/22 от 29.04.2010 года юридические лица являются собственниками имущества, перешедшего в порядке реорганизации, а также в соответствии с абзацем 5 пункта 11 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как универсальный правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
ОАО "Ростовэнерго" ликвидировано путем присоединения к ОАО "МРСК Юга" на основании договора о присоединении от 03.12.2007 года, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, ОГРН 2086164117060 от 31.03.2008 года.
В соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) пунктом 9 решения годового общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" от 22.06.2015 (протокол N 13 от 22.06.2015) утвержден Устав в новой редакции.
Согласно Уставу (в новой редакции) полное фирменное наименование общества на русском языке: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ПАО "МРСК Юга".
На основании решения внеочередного Общего собрания акционеров ПАО "МРСК Юга" (Протокол N 21 от 08.11.2019 года) внесены изменения в Устав Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", а именно: изменено наименование общества с ПАО "МРСК Юга" на ПАО "Россети Юг". Таким образом, ПАО "Россети Юг" является правопреемником государственного производственного объединения энергетики и электрификации.
Согласно пункту 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно пункту 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.
Распоряжением Госкомимущества РФ от 25.12.1992 N 1233-р утвержден типовой план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации, а также типовой устав акционерного общества открытого типа, учреждаемого путем преобразования производственного объединения энергетики и электрификации.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011 и А32-55523/2009 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Аналогичным способом (в составе единого хозяйственного комплекса) приватизировалось имущество ОАО "Ростовэнерго" (ныне - ПАО "Россети Юг").
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации (абзац 5 пункта 11 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22).
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.1992) активы предприятий относятся к объектам приватизации. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на государственное производственное объединение энергетики и электрификации, входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности, на выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Таким образом, в отношении имущества предприятий энергетики, первичным документом, подтверждающим возникновение права собственности на объекты электросетевого хозяйства, являются инвентарные карточки.
Согласно информационному письму ПАО "Россети Юг" от 07.09.2022 года N РЭ09/001/1800 объект ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3 имел старое наименование "ВЛ-10 КВ 5,28 КМ".
В перечне объектов недвижимого имущества ОАО "Ростовэнерго" входящих в уставный капитал по состоянию на 01.07.1992 год, утвержденным заместителем Главы Администрации Ростовской области спорный объект отражен в строке N 1228.
Таким образом, в материалах дела имеются доказательства подтверждающие вхождение объекта ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3 в состав имущества, подлежащего приватизации. Один и тот же объект не может находиться одновременно в перечне объектов подлежащих приватизации и перечне объектов, которые не подлежали приватизации.
Согласно выводам экспертного заключения от 30.01.2023 года N 02/300123 ООО "ГЕО Инвест-Информ" установлено, что объект электросетевого хозяйства: ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3, не является объектом недвижимого имущества.
Учитывая факт отнесения объекта электросетевого хозяйства к движимому имуществу (ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3) судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что право собственности ПАО "Россети Юг" подтверждается инвентарной карточкой учета объекта N 610900004044 от 31.12.2022 года, свидетельствующей о принятии на учет основного средства и факте владения объектом электронабжения со стороны ПАО "Россети Юг" как специализированной сетевой организации.
Согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 11.02.2019 N Д23и-3919 возникновение права на линейные объекты до 1 сентября 2018 года может подтверждаться как выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, так и иными документами (выписки из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности и т.п.) при отсутствии государственной регистрации права на соответствующие объекты в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе если такое имущество является движимым.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отнесение объекта электросетевого хозяйства к движимому имуществу (ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3) влечет вывод о том, что право собственности ПАО "Россети Юг" не подлежит государственной регистрации и правомерно подтверждается инвентарной карточкой учета объекта N 610900004044.
Проектной документацией линейного объекта электросетевого хозяйства "ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3" рассчитаны границы публичного сервитута. С учетом длины траверсы (устройство для крепления проводов, кабеля, каната, изоляторов, разъединителей на линии электропередач и РУ до 10 кВ), разъединяющей крайние провода ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3, длина которой составляет 1,4 метра, границы публичного сервитута для эксплуатации ВЛ-6 кВ N 305 ПС АС-3 21,4 метра, то есть по 10 метров от крайнего провода ВЛ-6 кВ N 305 ПС АС-3 в обе стороны, плюс длина траверсы (1,4 м). Граница публичного сервитута определена аналитическим методом исходя из сведений о местоположении конструктивных элементов (опор) ВЛ-6 кВ N 305 ПС АС-3, которое определено методом спутниковых геодезических измерений. Средняя квадратическая погрешность определения координат (местоположения) характерных точек не превышает 0,10 м.
В ходе проведения проектных работ установлено наличие ошибки в местоположения границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3, внесенной в ЕГРН с реестровым номером 61:02-6.104. Соответственно обоснованием установления границ публичного сервитута в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, границы которых внесены в ЕГРН, является наличие указанной выше ошибки в местоположении границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3. В разделе 2.5. настоящей проектной документации определены фактические границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3, с учетом нормативов, установленных действующим законодательством размеры фактические границы охранной зоны и определенные границы публичного сервитута объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3 идентичны. После проведения работ по исправлению сведений о местоположении границ охранной зоны с реестровым номером 61:02-6.104, превышение размеров границ публичного сервитута над границами охранной зоны будет устранено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на несоответствие испрашиваемых границ сервитута границам охранных зон линейного сооружения, однако предметных доказательств этому не предоставлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К указанному перечню отнесены в том числе линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно;
4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно части 2 статьи 31 Закона Ростовской области от 14.01.2008 года N 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области" выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
Согласно Перечню случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137, получение разрешения на строительство на территории Ростовской области не требуется в случае размещения сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (элементов) от места присоединения к системам инженерной и транспортной инфраструктуры до предоставленного земельного участка, на котором расположен(ы) или будет(ут) располагаться объект(ы) капитального строительства, при выполнении работ по подключению объектов капитального строительства (технологическому присоединению) к системам инженерной и транспортной инфраструктуры, в отношении:
кабельных, воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также строительства, реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Как верно установлено судом первой инстанции, предметом настоящего иска является ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3, введенная в эксплуатацию 01.07.1991 г.
Кроме того, факт ввода спорного объекта в эксплуатацию в 1991 году, свидетельствует, о том, что нормы Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 в данном случае применены быть не могут (действие нормативного акта во времени).
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 также утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Так, указанным постановлением предусмотрено, что строительство и реконструкция линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов не требует разрешения на строительство.
Действие нормативного акта ограничивается временным периодом, который начинается с момента его вступления в силу и заканчивается моментом утраты юридической силы. Момент начала и окончания действия нормативного акта определяется различными способами. Так, в самом нормативном акте может быть указан момент, с которого он вступает в силу (утрачивает силу), а, кроме того, действие нормативного акта может быть связано с вступлением в силу других правовых актов или норм. Если в нормативном акте не указан момент вступления в силу, то он вступает в срок, установленный законодательством для данного вида правовых актов.
Действие правового акта во времени происходит по принципу "закон обратной силы не имеет". Данное правило означает, что закон не распространяется на отношения, возникшие до момента вступления его в юридическую силу. Правовой акт может иметь обратную силу, если он отменяет или смягчает юридическую ответственность, либо если в самом законе прямо сказано об этом.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Вместе с тем, публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:02:0600010:22649, 61:02:0600010:22706, 61:02:0600010:22630, 61:02:0600010:22826, 61:02:0600010:22603, 61:02:0600010:22894, 61:02:0600010:22605, 61:02:0600010:22625, 61:02:0600010:22825, 61:02:0600010:22628, 61:02:0600010:22626, 61:02:0600010:22890, 61:02:0600010:22893, 61:02:0600010:22704, 61:02:0600010:22604, 61:02:0600010:22705, 61:02:0600010:22709, 61:02:0600010:22631, 61:02:0600010:22606, 61:02:0600010:22708, 61:02:0120145:343, 61:02:0000000:7420, 61:02:0120145:344, 61:02:0600010:22889, 61:02:0600010:22608, 61:02:0600010:22827, 61:02:0600010:22828, 61:02:0600010:22904, 61:02:0600010:22609, 61:02:0600010:22652, 61:02:0600010:22896, 61:02:0600010:22891, 61:02:0600010:22888, 61:02:0600010:22627, 61:02:0600010:22650, 61:02:0600010:22887, 61:02:0600010:22710, 61:02:0120103:1253, 61:02:0120123:574, 61:02:0120103:1243, 61:02:0000000:4364, 61:02:0120103:1252, 61:02:0120103:1244, 61:02:0508901:10578, 61:02:0600010:9806, 61:02:0600010:8976, 61:02:0600010:8476, 61:02:0600010:7893, 61:02:0600010:7892, 61:02:0600010:7891, 61:02:0600010:6792, 61:02:0600010:5247, 61:02:0600010:4926, 61:02:0600010:3959, 61:02:0600010:3756, 61:02:0600010:3755, 61:02:0600010:1136, 61:02:0600010:2667, 61:02:0600010:2622, 61:02:0600010:2621, 61:02:0600010:2620, 61:02:0600010:2619, 61:02:0600010:2618, 61:02:0600010:2617, 61:02:0600010:2616, 61:02:0600010:2615, 61:02:0600010:2614, 61:02:0600010:2613, 61:02:0600010:2612, 61:02:0600010:2611, 61:02:0600010:2610, 61:02:0600010:2595, 61:02:0600010:2314, 61:02:0600010:19263, 61:02:0600010:16687, 61:02:0600010:15124, 61:02:0600010:15123, 61:02:0600010:15122, 61:02:0600010:15121, 61:02:0600010:15119, 61:02:0600010:15118, 61:02:0600010:15117, 61:02:0600010:14686, 61:02:0600010:14685, 61:02:0600010:14523, 61:02:0600010:14318, 61:02:0600010:14254, 61:02:0600010:14253, 61:02:0600010:14252, 61:02:0600010:14251, 61:02:0600010:14250, 61:02:0600010:14249, 61:02:0600010:14248, 61:02:0600010:14247, 61:02:0600010:14246, 61:02:0600010:14245, 61:02:0600010:14244, 61:02:0600010:14241, 61:02:0600010:14240, 61:02:0600010:14239, 61:02:0600010:13696, 61:02:0600010:13695, 61:02:0600010:13694, 61:02:0600010:13693, 61:02:0600010:13682, 61:02:0600010:13681, 61:02:0600010:13310, 61:02:0600010:13075, 61:02:0600010:13045, 61:02:0600010:13032, 61:02:0600010:13031, 61:02:0600010:13030, 61:02:0600010:13029, 61:02:0600010:13028, 61:02:0600010:13027, 61:02:0600010:13026, 61:02:0600010:13020, 61:02:0600010:12395, 61:02:0600010:12389, 61:02:0600010:12386, 61:02:0600010:11857, 61:02:0600010:11839, 61:02:0600010:1129, 61:02:0600010:1117, 61:02:0600010:11097, 61:02:0600010:11096, 61:02:0600010:10530, 61:02:0120110:84, 61:02:0120110:636, 61:02:0120110:629, 61:02:0120110:606, 61:02:0120110:604, 61:02:0120110:603, 61:02:0120110:590, 61:02:0120110:586, 61:02:0120110:584, 61:02:0120110:4, 61:02:0120110:328, 61:02:0120110:316, 61:02:0120110:315, 61:02:0000000:5891, 61:02:0120145:43, 61:02:0120145:99, 61:02:0120145:9, 61:02:0120145:8, 61:02:0120145:78, 61:02:0120145:77, 61:02:0120145:48, 61:02:0120145:2, 61:02:0120145:124, 61:02:0120145:118, 61:02:0120145:108, 61:02:0120145:1, 61:02:0000000:6133, 61:02:0120123:351, 61:02:0120123:346, 61:02:0120123:345, 61:02:0120123:341, 61:02:0120123:335, 61:02:0120123:333, 61:02:0120123:331, 61:02:0120123:147, 61:02:0120122:82, 61:02:0120122:81, 61:02:0120122:15, 61:02:0000000:6154, 61:02:0120103:1016, 61:02:0120103:1015, 61:02:0120103:4, 61:02:0120110:892, 61:02:0120110:891 в целях эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты необходимы для организации электроснабжения населения (далее также - инженерные сооружения), (эксплуатация ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3) (разделы N 4, 9 ходатайства об установлении публичного сервитута).
Согласно части 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимых для спорных ВЛ не требует разрешения уполномоченного органа.
Кроме того постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 не распространяется на построенные (введенные в эксплуатацию) линейные объекты, а относится к размещаемым (еще не возведенным) объектам, после вступления в силу указанного постановления.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружения вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542).
При таких обстоятельствах, для оформления публичного сервитута под существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснования его установления, предусмотренного статьей 39.41 ЗК РФ, а также доказывать иные обстоятельства значимости инженерного сооружения.
В рассматриваемом случае, заявитель (ПАО "Россети Юг") является сетевой компанией и эксплуатирует на праве собственности объект электросетевого хозяйства, в связи с чем, в порядке с пункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Учитывая, что права на ВЛ возникли у ПАО "Россети Юг" до 01.09.2018, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что для оформления публичного сервитута на существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснование его установления и доказывание обстоятельств значимости инженерного сооружения, принятое Администрацией решение об отказе не соответствует закону и нарушает права Общества.
Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.
Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, в силу ч. ч. 5, 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
В соответствии с п. 4 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
В силу пунктов 3, 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ администрации Аксайского городского поселения лишен законного и фактического основания.
Кроме того, снятие с государственного кадастрового учета и (или) выявление вновь образованных земельных участков в границах публичного сервитута спорных объектов и указание/неуказание соответствующего кадастрового номера земельных участков в резолютивной части решения суда по настоящему делу не может являться причиной невозможности исполнения решения суда. Сведения о земельных участках, обременяемых публичным сервитутом должны определяться уполномоченным органом на момент принятия соответствующего решения об его установлении (решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-33165/2020).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г.
N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранные зоны объектов электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 м.
Согласно части 24 статьи 106 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, измененными либо прекратившими свое существование с момента внесения соответствующей информации в ЕГРН (данное правило действует с 4 августа в отношении вновь устанавливаемых или изменяемых зон и введена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ). Они могут создаваться как на определенный срок, так и бессрочно, а также независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (п. 22 - 24 ст. 106 Земельного кодекса РФ).
Однако, в отношении охранных зон объектов, построенных до 03.08.2018 года, Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ не вводилось правило ретроспективного действия, следовательно, применяются положения, действующие в редакции до введения указанного закона.
В соответствии с письмом Росреестра от 18.12.2014 N 14-17484/14 ограничения участка в виде охранной зоны не подлежат государственной регистрации. При этом создание охранной зоны и ограничения по использованию земельного участка в охранной зоне связаны с самим фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны. Таким образом, охранная зона считается установленной с момента ввода в эксплуатацию соответствующего объекта.
При таких обстоятельствах отсутствие регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не свидетельствует об отсутствии таких ограничений в части использования земельного участка, совпадающего с территорией охранной зоны, установленных вышеназванными нормативными актами с момента прокладки и ввода в эксплуатацию таких сетей.
Аналогичная правовая позиция корреспондирует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А33-21242/2018).
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заинтересованного лица о несоответствии представленной проектной документации постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87, который основан на неверном толковании норм права.
Так, согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства.
Согласно пункту в) части 4 статьи 22 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" срок хранения проектной документации по капитальному строительству - 20 лет, Заинтересованному лицу представлены доказательства о том, что объект электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ ВЛ-305 ПС АС-3 построен 01.07.1991 года, следовательно, нормативный срок хранения проектной документации на указанный объект истек, проектная документация не сохранилась.
Кроме того, институт публичного сервитута введен в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ, следовательно, проектная документация, изготовленная до даты его вступления в силу, не может содержать раздел "Расчет границ публичного сервитута". Заявитель в добровольном порядке обратился в проектную организацию - ООО "ГЕО Инвест-Информ" за разработкой указанного раздела проектной документации с целью обоснования границ публичного сервитута, не имея при этом обязанности ее изготовления.
Следовательно, изготовление раздела "Расчет границ публичного сервитута" не регулируется постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение противоречит нормам законодательства, и правомерно удовлетворил требования заявителя.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что снятие с государственного кадастрового учета и (или) выявление вновь образованных земельных участков в границах публичного сервитута спорных объектов и указание/неуказание соответствующего кадастрового номера земельных участков в резолютивной части решения суда не может являться причиной невозможности исполнения решения суда по настоящему делу. Сведения о земельных участках, обременяемых публичным сервитутом должны определяться уполномоченным органом на момент принятия соответствующего решения об его установлении.
Обществом также заявлено требование о взыскании с администрации судебной неустойки в размере 15 000 рублей в день за неисполнение судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Приведенные законоположения получили следующее толкование в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
С учетом положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ арбитражный суд вправе присудить в пользу гражданина или организации денежную сумму, упомянутую в части 4 статьи 174 АПК РФ, если по результатам разрешения дела, рассмотренного по правилам главы 24 АПК РФ, на соответствующий орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, возложена обязанность по восстановлению прав и законных интересов гражданина или организации и от надлежащего исполнения судебного акта зависит возможность заявителя беспрепятственно осуществлять его гражданские права (например, при возложении на государственный орган обязанности подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проект договора (соглашения), осуществить кадастровые или регистрационные действия, исправить реестровую ошибку).
Из этого следует, что требования заявителя в этой части удовлетворены судом правомерно.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно установлено, что судебная неустойка не должна служить обогащению кредитора, а может применяться исключительно как инструмент принуждения должника к исполнению. С учетом статуса заинтересованного лица как муниципального органа суд устанавливает неустойку в размере 100 рублей в день, полагая, что этим будет создан механизм побуждения к исполнению судебного акта. При этом начало начисления неустойки суд счел возможным определить с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, со следующего дня после истечения тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу до фактического исполнения.
В части размера судебной неустойки в апелляционной жалобе доводов не заявлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу, повторяют позицию ответчика по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08 2023 по делу N А53-3854/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3854/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЮГ", ПАО "Россети-Юг"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АКСАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ